Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
председательствующего Литюшкина В.И,
судей Ериной Н.П. и Лесновой И.С,
при секретаре Лебедевой Е.А,
рассмотрела в открытом судебном заседании 22 октября 2019 г. в г. Саранске гражданское дело по иску Агушевой Е.Б. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия о признании незаконным размера пенсии, об обязании утвердить новый размер пенсии и установить размер пенсии с учетом индексации по периодам, перерасчете пенсии, взыскании единовременной социальной выплаты и недополученной денежной суммы по апелляционной жалобе истца Агушевой Е.Б. на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 18 июля 2019 г.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
Агушева Е.Б. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия о признании незаконным размера пенсии, об обязании утвердить новый размер пенсии и установить размер пенсии с учетом индексации по периодам, перерасчете пенсии, взыскании единовременной социальной выплаты и недополученной денежной суммы.
В обоснование требований истец указала, что по достижению пенсионного возраста ей была назначена пенсия по старости в размере 8050 руб, состоящая из страховой части в размере 6722 руб. 30 коп. и социальных доплат в размере 1156 руб. 70 коп. Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 15 марта 2018 г. произведен перерасчет пенсии, однако размер пенсии, в связи с тем, что размер страховой пенсии ниже прожиточного минимума, не изменился. Ее трудовой стаж составляет 21 год, размер получаемой заработной платы в период работы составлял выше среднего, в связи с этим размер её пенсии не может составлять меньше величины прожиточного минимума.
Считает, что размер получаемой пенсии по старости занижен пенсионным органом и подлежит перерасчету с учетом стажа и заработной платы.
Просила суд признать незаконным размер пенсии, обязать ответчика утвердить новый размер пенсии, произвести перерасчет с 19 августа 2017 г. по 1 июня 2019 г. Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия единовременную социальную выплату за 2018 год в размере 4982 руб, взыскать недополученную сумму в размере 68 622 руб. 40 коп, судебные расходы в размере 1110 руб.
Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 18 июля 2019 г. в удовлетворении исковых требований Агушевой Е.Б. отказано.
В апелляционной жалобе истец Агушева Е.Б. с решением суда не согласна, просит его отменить, исковые требования удовлетворить в полном объеме. Считает, что суд при вынесении решения не принял во внимание положения Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон о страховых пенсиях). В целом доводы жалобы повторяют позицию истца, изложенную в исковом заявлении.
Рассмотрев дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, заслушав истца Агушеву Е.Б, поддержавшую доводы апелляционной жалобы, возражения против доводов апелляционной жалобы представителя Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Романовой В.Ф, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, с 19 августа 2017 г. Агушевой Е.Б. была назначена страховая пенсия по старости в соответствии со статьей 8 Закона о страховых пенсиях. На дату назначения пенсии её общий трудовой стаж составил 18 лет 8 месяцев 3 дня, общий трудовой стаж по состоянию на 1 января 2002 г. для исчисления размера пенсии составил 18 лет 2 месяца 9 дней, общий трудовой стаж для расчета валоризации составил 10 лет 28 дней.
Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 15 марта 2018 г, с учетом определения Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 9 апреля 2018 г. и оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия от 5 июня 2018 г, исковые требования Агушевой Е.Б. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия удовлетворены. Признано незаконным и отменено решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия N273430/17 от 30 августа 2017 г. в части не включения в общий трудовой стаж периодов работы со 2 декабря 1983 г. по 15 января 1987 г. в должности библиотекаря профсоюзной библиотеки треста "Мордовремстрой", с 1 января 1989 г. по 13 апреля 1990 г. в должности воспитателя в детском саду N39 Ленинского РОНО. На Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия возложена обязанность включить в общий трудовой стаж указанные периоды работы и произвести перерасчет размера страховой пенсии с 19 августа 2017 г. (л.д. 10-14, 15-18).
Продолжительность общего трудового стажа Агушевой Е.Б. составила 19 лет 11 месяцев 16 дней.
Распоряжением Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия от 24 июля 2018 г. N180000372649 размер пенсии пересчитан с 19 августа 2017 г. (дата назначения) и составил 6843 руб. 55 коп, где 4805 руб. 11 коп. - фиксированная выплата к страховой пенсии, 2038 руб. 44 коп. - страховая премия (л.д. 58).
В последующем размер пенсии был проиндексирован с учетом действующих постановлений Правительства Российской Федерации и согласно распоряжению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия от 24 июля 2018 г. N180000372651 с 1 августа 2018 г. составил 7096 руб. 83 коп, где 4982 руб. 90 коп. - фиксированная выплата к страховой пенсии, 2113 руб. 93 коп. - страховая пенсия (л.д. 27).
С 1 января 2019 г. размер пенсии был вновь проиндексирован и составил 7597 руб. 28 коп, где 5334 руб. 19 коп. - фиксированная выплата к страховой пенсии, 2263 руб. 09 коп. - страховая пенсия.
Кроме того, поскольку сумма материального обеспечения Агушевой Е.Б. являлась ниже величины прожиточного минимума пенсионера Республики Мордовия, с 1 сентября 2017 г. ей была установлена федеральная социальная доплата к пенсии в размере 780 руб. 72 коп.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Агушевой Е.Б, суд первой инстанции, исследовав и оценив представленные доказательства, пришел к выводу о том, что ответчиком правомерно произведен расчет назначенной истцу страховой пенсии по старости с учетом продолжительности страхового стажа истца, величины её заработной платы и суммы страховых взносов.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции, поскольку он соответствует обстоятельствам дела и основан на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Реализация права граждан Российской Федерации на страховые пенсии с 1 января 2015 г. осуществляется в соответствии с Законом о страховых пенсиях, с момента вступления в силу которого Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон о трудовых пенсиях) не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Законом о страховых пенсиях в части, не противоречащей ему.
В соответствии со статьей 15 Закона о страховых пенсиях размер страховой пенсии по старости определяется по формуле: СПст = ИПК x СПК, где СПст - размер страховой пенсии по старости; ИПК - индивидуальный пенсионный коэффициент; СПК - стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости (ч. 1).
Величина индивидуального пенсионного коэффициента определяется по формуле: ИПК = (ИПКс + ИПКн) x КвСП, где ИПК - индивидуальный пенсионный коэффициент по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости, страховая пенсия по инвалидности или страховая пенсия по случаю потери кормильца; ИПКс - индивидуальный пенсионный коэффициент за периоды, имевшие место до 1 января 2015 г.; ИПКн - индивидуальный пенсионный коэффициент за периоды, имевшие место с 1 января 2015 г, по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости, страховая пенсия по инвалидности или страховая пенсия по случаю потери кормильца; КвСП - коэффициент повышения индивидуального пенсионного коэффициента при исчислении размера страховой пенсии по старости или страховой пенсии по случаю потери кормильца (часть 9).
Величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 1 января 2015 г, определяется по формуле: ИПКс = П / СПКк + SUMНПi / К / КН 5где ИПКс - индивидуальный пенсионный коэффициент за периоды, имевшие место до 1 января 2015 г.; П - размер страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности или трудовой пенсии по случаю потери кормильца (без учета фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности или трудовой пенсии по случаю потери кормильца и накопительной части трудовой пенсии), исчисленный по состоянию на 31 декабря 2014 г. по нормам Закона о трудовых пенсиях.
Величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место с 1 января 2015 года, определяется по формуле: ИПКн = (SUMИПКi + SUMНПi) / К / КН9 где ИПКн - индивидуальный пенсионный коэффициент за периоды, имевшие место с 1 января 2015 г, по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости, страховая пенсия по инвалидности или страховая пенсия по случаю потери кормильца; ИПКi. сумма индивидуальных пенсионных коэффициентов, определяемых за каждый календарный год, учитывающих ежегодные начиная с 1 января 2015 г. отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на страховую пенсию по старости в размере, эквивалентном индивидуальной части тарифа страховых взносов на финансирование страховой пенсии по старости за застрахованное лицо в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"; SUMНПi - сумма коэффициентов, определяемых за каждый календарный год иных засчитываемых в страховой стаж периодов, указанных в части 12 настоящей статьи; К - коэффициент, для исчисления размера страховой пенсии по старости равный 1, а для исчисления размера страховой пенсии по инвалидности (по случаю потери кормильца) - отношению нормативной продолжительности страхового стажа инвалида (умершего кормильца) (в месяцах) по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по инвалидности (по состоянию на день смерти кормильца), к 180 месяцам.
В соответствии с частью 25 статьи 14 Закона о трудовых пенсиях размер трудовой пенсии по старости определяется по формуле: П = СЧ + НЧ, где П - размер трудовой пенсии по старости; СЧ - страховая часть трудовой пенсии по старости; НЧ - накопительная часть трудовой пенсии по старости.
Согласно части 2 статьи 29.1 Закона о трудовых пенсиях индексация расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, с учетом которой исчисляется размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), осуществляется в порядке, установленном пунктом 6 статьи 17 настоящего Федерального закона для индексации трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости).
Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации учитывается в размере не свыше 1,2.
В соответствии со статьей 30.1 Закона о трудовых пенсиях величина расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, подлежит валоризации (повышению).
Сумма валоризации составляет 10 процентов величины расчетного пенсионного капитала, исчисленного в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, и, сверх того, 1 процент величины расчетного пенсионного капитала за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 1 января 1991 г, определенного в соответствии с пунктами 2 и 3 настоящей статьи.
В общий трудовой стаж в целях валоризации величины расчетного пенсионного капитала включаются периоды трудовой и иной общественно полезной деятельности, которые были включены в указанный стаж при осуществлении оценки пенсионных прав в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона. Включение соответствующих периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности в общий трудовой стаж производится в том же порядке, который был применен при определении расчетного размера трудовой пенсии. При этом продолжительность общего трудового стажа, учитываемого в целях валоризации величины расчетного пенсионного капитала, ограничению не подлежит.
Частью 1 статьи 18 Закона о страховых пенсиях установлено, что размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
В силу пункта 1 части 2 названной статьи перерасчет размера страховой пенсии производится в случае увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 г.; увеличения суммы коэффициентов, определяемых за каждый календарный год иных засчитываемых в страховой стаж периодов, указанных в части 12 статьи 15 настоящего Федерального закона, имевших место после 1 января 2015 г. до даты назначения страховой пенсии; увеличения по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования величины индивидуального пенсионного коэффициента, определяемой в порядке, предусмотренном частью 18 статьи 15 настоящего Федерального закона, исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, не учтенных при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности, при их назначении, переводе с одного вида страховой пенсии на страховую пенсию по старости или страховую пенсию по инвалидности, предыдущем перерасчете, предусмотренном настоящим пунктом, а также при назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца.
В соответствии с пунктом 1 статьи 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N178-ФЗ "О государственной социальной помощи" общая сумма материального обеспечения пенсионера, проживающего на территории Российской Федерации, не осуществляющего работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", пенсия (пенсии) которому установлена (установлены) в соответствии с законодательством Российской Федерации, не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации.
Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в случае, если общая сумма его материального обеспечения, определенная в соответствии с частями 2 и 3 настоящей статьи, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или месту его пребывания, не превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации. Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации (пункт 4 статьи 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N178-ФЗ "О государственной социальной помощи").
Пунктом 8 статьи 12.1 указанного закона предусмотрен пересмотр размера социальной доплаты к пенсии при изменении величины прожиточного минимума и при изменении размера пенсии.
С 1 апреля 2019 г. вступил в силу Федеральный закон от 1 апреля 2019 г. N49-ФЗ "О внесении изменений в статью 12.1 Федерального закона "О государственной социальной помощи" и статью 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", которым установлено, что при определении размера федеральной социальной доплаты к пенсии в связи с индексацией (корректировкой) в текущем году размера пенсии, в подсчет общей суммы материального обеспечения пенсионера включается размер пенсии без учета индексации (корректировки), произведенной в текущем году. Сумма текущей индексации выплачивается сверх величины прожиточного минимума, установленного в регионе.
На основании вышеизложенного, судом первой инстанции правильно сделан вывод, что общий доход истца Агушевой Е.Б. был рассчитан Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия с учетом действующего законодательства.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе ответчика, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку они основаны на ошибочном толковании норм пенсионного законодательства и, как не опровергающие правильности выводов суда, не являются основанием для отмены постановленного по делу решения. Предлагаемый Агушевой Е.Б. расчет размера пенсии не основан на законе.
К тому же, доводы жалобы фактически повторяют основания отказа пенсионного органа в назначении досрочной трудовой пенсии истцу, они были предметом рассмотрения суда первой инстанции, получили правильную оценку в решении суда и по изложенным в решении мотивам обоснованно отклонены.
Оснований к отмене решения суда первой инстанции, предусмотренных статьей 330 ГПК РФ, исходя из доводов апелляционной жалобы, не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 18 июля 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Агушевой Е.Б. - без удовлетворения.
Председательствующий В.И. Литюшкин
Судьи Н.П. Ерина
И.С. Леснова
Мотивированное апелляционное определение составлено 22 октября 2019 г.
Судья Верховного Суда
Республики Мордовия В.И. Литюшкин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.