Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О добыче и сохранении отечественного углеводородного сырья"
В последние годы наметилась устойчивая тенденция к сокращению объемов добычи нефти, к массовому закрытию низкодебитных скважин, сокращению разведочного и промыслового бурения.
В 1990 г. в России работало 200 тыс. скважин. 16 тыс. находилось в ремонте, было добыто 516 млн.т нефти и газового конденсата.
На 1 января 1999 г. в работе осталось менее 100 тыс. скважин, около 50 тыс. скважин находилось в простое из-за убыточности эксплуатации и более 120 тыс. за последние годы списано с баланса, чтобы не иметь убытков и не платить налог на имущество. За 1998 г. добыто менее 300 млн.т нефти.
Главной причиной такой тенденции стало налоговое законодательство, сформированное в 1992 г. и включившее в стоимость реализации нефти более 15 налогов (налог на восстановление материально-сырьевой базы, на недра, акциз, в дорожный фонд, НДС, охрана окружающей среды и т.д.).
В результате добыча нефти на десятках тысяч скважин стала убыточной. Скважины закрыли. Государство потеряло 200 млн. т добычи нефти и потеряло доход эквивалентный по сумме планируемым доходам федерального бюджета на 1999 г., а население лишилось нескольких миллионов рабочих мест и средств существования.
В целом для нации существующая система включения налогов в цену реализации нефти расточительна, так как:
а) оставляет миллиарды тонн не извлеченной нефти в пластах при наличии скважин и инфраструктуры, а потраченные расходы на разведку и освоение месторождения использованы с низкой эффективностью;
б) вынуждает нацию расходовать материальные ресурсы на поиски и разработку новых месторождений;
в) удорожает в два и более раза стоимость любой национальной продукции на величину налогов, включенных в нефть через энергетическую и амортизационную составляющую, делает отечественную продукцию не конкурентной.
По мнению автора в интересах нации необходимо отменить все налоги, включаемые в цену нефти, реализуемую на внутрироссийском рынке. За счет низкой стоимости энергоносителей будет создана база, для выпуска продукции конкурентной по цене на мировом рынке.
Стоимость зерна, мяса, угля, стали, транспортных услуг, затраты на поддержание температуры в помещениях и почти все другое в той или иной мере зависят от стоимости нефти и затрат на ее переработку.
В идеале налоги должны собираться в двух местах: при выдаче зарплаты и при покупке товаров или услуг. В 1999 г. из-за беспрецедентно низкой доходной части бюджета сложилась уникальная ситуация. Если бы работающее население получаю регулярно зарплату в размере 300 долл. в месяц, то только подоходного налога при десяти миллионах безработных удалось бы собрать (65 млн.чел. работающих х 300 долл. х 12 мес. х 20%) почти 47 млрд.дол., что значительно больше, чем сумма консолидированного бюджета России, которую планируется собрать. В принципе никаких других налогов и не надо. Отсюда вывод: надо создать рабочие места с достойным уровнем оплаты и не мешать людям работать!
Основная идея предлагаемого федерального закона состоит в отмене большей части налогов, включаемых в цену реализации нефти и делающих добычу убыточной. Но, с целью недопущения ухудшения условий формирования доходной части консолидированного бюджета Российской Федерации, отмену налогов на первом этапе предлагается произвести только на объемы углеводородного сырья, которые будут добыты дополнительно с простаивающего фонда скважин и с малых, вновь освоенных, локальных месторождений.
Главной целью и задачей настоящего федерального закона является создание условия для привлечения инвестиций в нефтегазовую промышленность и обеспечения значительного на 20-30% прироста объемов добычи нефти и газового конденсата в ближайшие 2- 3 года.
Одновременно ставится задача создания экономически привлекательных для инвестора условий для освоения большого количества локальных месторождений природного газа с целью его использования для коммунальных нужд и снижения бюджетного дефицита за счет уменьшения расходов на получаемое с локальных месторождений дешевого на величину налогов топлива на содержание жилья и социальных объектов (больницы, школы, казармы и т.п.). Доходы от реализации газа с таких месторождений прелагается не облагать налогами, т.к. плательщиком за тепло в основном являются бюджетные организации всех уровней.
Ежегодно на нефтепромыслах сжигается несколько миллионов тонн попутного нефтяного газа - ценнейшего сырья для нефтехимической промышленности. Главная проблема: при существующей налоговой системе и ценообразовании газ не выгодно компремировать и транспортировать к потребителям. Нация на бумажном догматизме теряет около 1 млрд.долл. доходов в год. Законопроектом создаются условия для экономически оправданной деятельности по прекращению сжигания попутного нефтяного газа.
Самая скромная прогнозируемая оценка экономической эффективности принятия данного законопроекта позволяет предположить, что:
1. Запуск в эксплуатацию только 25% (40 тыс.шт.) простаивающего фонда скважин позволит увеличить объем добычи нефти на 50-60 млн.т уже через 1 год, после вступления закона в силу, а валовой национальный продукт увеличится по меньшей мере на 5 млрд.дол. за счет реализации добытой нефти, произведенной машиностроительной продукции и услуг по ремонту скважин.
2. В течение 2-3 лет в нефтедобыче, нефтяном машиностроении и смежных отраслях будет создано около 500 тыс. рабочих мест, а с учетом мультипликационного эффекта хорошо оплачиваемую работу получат более 5 млн. человек.
3. Нефть и газ, дополнительно произведенные и реализованные за счет отсутствия налогов на территории России по более низким ценам, позволят снизить расходы бюджетных организаций по меньшей мере на 0,5-0,8 млрд.дол., а промышленность и село получат более дешевые нефтепродукты и многие товары станут более конкурентоспособными.
Заместитель председателя
Комитета по экономической политике |
В.Машинский |
Экономическое обоснование
необходимости принятия федерального закона
"О добыче и сохранении отечественного углеводородного сырья"
Принятие предлагаемого закона не требует затрат из федерального бюджета. Но позволяет не только остановить дальнейшее снижение объема добычи нефти и валового национального продукта, а создать условия для экономического роста в государстве за счет дополнительного увеличения добычи нефти в объеме не менее 60 млн.тонн только от стоящих на балансе, на не работающих скважин.
40 тыс.скв. х 5 т нефти/сутки х 350 дней/год = 70 млн.тонн
Восстановление, пуск и эксплуатация скважин, находящихся в простое, потребует создание около 150 тыс. раб. мест только на нефтепромыслах. Доходы же государства, даже если эту нефть просто продать составят более 4 млрд.дол.
Восстановление списанных с баланса скважин потребует инвестиционных затрат от 50 тыс.дол. до 150 тыс.дол. на каждую скважину. Это новые трубы, арматура, глубинные насосы, кабельная продукция, различные химикаты и топливо, зарплата ремонтному персоналу. За счет отмены налогов создаются условия для окупаемости вложений за 1,5-3 года. Высокая доходность на вложенный капитал привлечет инвестиции и в том числе российские, осевшие в западных банках.
При условии ежегодного восстановления 20 тыс.скважин из 120 тыс.штук законсервированных объем необходимых инвестиций составит около 2 млрд.дол/год (20 тыс. х 100 тыс.дол/шт.).
Если считать, что все инвестиционные ресурсы в конечном счете будут израсходованы на зарплату ремонтникам на промыслах и промышленному персоналу машиностроительных заводов, а выплаченные налоги на зарплату бюджетникам, то только в первом цикле обращение денег будет создано 555 тыс. рабочих мест (2000000:12 мес.:300 дол.).
Известно, что в развитых странах каждое рабочее место, созданное в промышленности, генерирует создание 8-12 рабочих мест в других отраслях (село, здравоохранение, образование, культура, отдых, строительство, управление и т.п.). Ведь каждый нефтяник или машиностроитель заработанные деньги будет на что-то тратить.
Если принять, что в России одно рабочее место в промышленности генерирует 4 рабочих места в других отраслях, то, с учетом запуска резервных скважин и открывающихся возможностей с принятием закона по разработке новых месторождений и утилизации попутного нефтяного газа, общее количество вновь созданных рабочих мест в целом по стране превысит 6-8 млн. человек.
И это то, главное, во имя чего этот закон должен быть принят.
Заместитель председателя комитета
по экономической политике |
В.Машинский |
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих внесению изменений
и дополнений в связи с принятием федерального закона "О добыче
и сохранении отечественного углеводородного сырья"
Принятие данного федерального закона потребует внесения изменений и дополнений в следующие федеральные законы:
1. "О недрах"
2. "Об акцизах"
3. "О дорожных фондах в Российской Федерации"
4. "О налоге на добавленную стоимость"
5. "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"
6. "О налоге на прибыль предприятий и организаций"
7. "О налоге на имущество предприятий"
8. "О налоге на землю"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.