Проект федерального закона
"О государственных гарантиях и порядке возмещения ущерба гражданам,
пострадавшим от деятельности юридических лиц, привлекающих денежные
средства граждан"
Досье на проект федерального закона
См. пояснительную записку
финансово-экономическое обоснование
Глава 1. Общие положения
Глава 2. Размеры и порядок возмещения
Глава 3. Механизм возмещения ущерба
Глава 4. Заключительные положения
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом
1.1. Настоящий Федеральный закон определяет пределы ответственности государства, а также порядок возмещения ущерба гражданам Российской Федерации, пострадавшим от юридических лиц, прекративших, в нарушение законодательства, выполнять, свои договорные обязательства, либо деятельность которых признана в установленном настоящим законом порядке финансовой пирамидой.
1.2. Настоящий Федеральный закон распространяется на все юридические лица, в том числе и на субъектов, на которых в силу Гражданского кодекса Российской Федерации распространяются правила о юридических лицах (далее - юридические лица).
1.3. Обязательства государства, определенные настоящим Федеральным законом, являются государственным внутренним долгом Российской Федерации.
1.4. Настоящий Федеральный закон устанавливает особенности исполнения обязательств государства, относящихся в соответствии с Законом РФ "О государственном внутреннем долге Российской Федерации" к государственному внутреннему долгу.
1.5. Действие настоящего Федерального закона распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 1992 года в сфере привлечения денежных средств и приватизационных чеков граждан РФ финансовыми, инвестиционными, кредитными и иными юридическими лицами независимо от формы собственности на территории Российской Федерации.
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе.
- должники - юридические лица, прекратившие, в нарушение законодательства, выполнять свои договорные обязательства перед гражданами-кредиторами, либо деятельность которых признана в установленном настоящим законом порядке финансовой пирамидой.
- пострадавшие граждане - граждане, которым нанесен ущерб от деятельности юридических лиц - должников, либо юридических лиц, признанных финансовой пирамидой.
- финансовая пирамида - деятельность юридического лица, направленная на погашение принятых на себя денежных обязательств перед гражданами-кредиторами за счет прогрессирующего расширения объема дополнительно привлекаемых денежных средств граждан путем выдачи долговых обязательств, размещения ценных бумаг или их суррогатов.
- квази-ценные бумаги - документы, выпускаемые финансовыми пирамидами и имеющие внешние признаки (воспроизводимые реквизиты) ценных бумаг, предусмотренных законодательством.
- денежный эквивалент приватизационного чека - зафиксированная в договоре вклада или в документе, подтверждающем покупку квази-ценных бумаг, денежная сумма на принятый в оплату приватизационный чек.
- компенсационный сертификат (или компенсационная книжка) - государственная ценная бумага, эмитируемая Федеральным государственным компенсационным фондом (далее - Фонд) и выдаваемая пострадавшему гражданину на всю сумму не возвращенных ему вкладов.
- расследование - комплекс мероприятий, проводимых Федеральной комиссией по защите прав акционеров и вкладчиков (далее - ФКЗПАВ РФ или Федеральная комиссия) с целью
выявления в деятельности юридических лиц (предприятий-должников) признаков финансовой пирамиды.
Статья 3. Лица, имеющие право на возмещение ущерба
3.1. Право на возмещение причиненного ущерба в порядке, установленном настоящим Законом, имеют граждане РФ, вступившие начиная с 1992 года в договорные отношения с юридическими лицами-должниками, либо юридическими лицами, деятельность которых признана финансовой пирамидой по настоящему закону, в виде предоставления им в пользование своих денежных средств и приватизационных чеков по договорам займа (вклада) или путем покупки квази-ценных бумаг.
3.2. Каждый гражданин, имеющий право на возмещение ущерба, регистрируется в "Реестре пострадавших" Фонда. Факт регистрации подтверждается получением выписки из Реестра.
Статья 4. Последствия признания юридического лица финансовой пирамидой
4.1. Признание деятельности юридического лица финансовой пирамидой влечет ничтожность всех сделок, заключенных им с гражданами и сделок по размещению полученных от них средств как сделок, совершенных с целью заведомо противной основам правопорядка.
4.2. Признание деятельности юридического лица финансовой пирамидой является основанием к открытию процедуры составления Реестра пострадавших граждан и переходу обязанностей должника к государству.
4.3. Лица, включенные в Реестр, приобретают право на получение от государства возмещения ущерба в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Статья 5. Запрещение ликвидации (мораторий на ликвидацию)
5.1. Юридическое лицо, которое в установленном настоящим законом порядке признано финансовой пирамидой, либо деятельность которого осуществляется с нарушениями действующего законодательства и создает реальную угрозу для возникновения нарушений, охраняемых законом прав и интересов граждан, либо может привести к образованию финансовой пирамиды, но, исходя из результатов расследования, может быть реорганизовано, а его обязательства реструктуризированы для удовлетворения требований граждан-кредиторов, не может быть ликвидировано.
5.2. По этому вопросу Федеральной комиссией принимается мотивированное постановление, открывается процедура наблюдения и назначается Федеральный комиссар.
5.3. Если в процессе процедуры наблюдения юридическое лицо не удалось реорганизовать таким образом, чтобы реструктуризация его долгов позволила удовлетворить минимальные требования граждан-кредиторов, такое лицо подлежит ликвидации в судебном порядке по заявлению Федеральной комиссии с переходом прав на его имущество к государству.
Примечание: под минимальными требованиями понимаются требования граждан-кредиторов о возмещении суммы вклада без процентов (номинальной стоимости ценной бумаги).
Глава 2. Размеры и порядок возмещения
Статья 6. Размер ущерба, подлежащий возмещению
6.1. Возмещению подлежит причиненный ущерб в размере не возвращенного гражданину вклада в виде денежных средств и денежного эквивалента приватизационных чеков с учетом сумм, полученных гражданином от должника в соответствии с действующим законодательством, а также компенсационных выплат по Указу Президента РФ N 1157 от 18.11.95 г. до вступления в силу настоящего закона.
6.2. Ущерб, причиненный пострадавшим гражданам, исчисляется и погашается в сумме, кратной минимальному размеру оплаты труда (МРОТ) исходя из ее денежного выражения на день вклада и день выплаты возмещения.
Статья 7. Основания для возмещения ущерба
7.1. Основанием для возмещения ущерба являются подлинные документы, подтверждающие внесение гражданином денежных средств и приватизационных чеков по договорам вкладов (займов) или в оплату квази-ценных бумаг, а также исполнительные документы.
7.2. Представление гражданином фальсифицированных документов для возмещения ущерба преследуется по закону.
Статья 8. Формы возмещения ущерба
8.1. По выбору гражданина ущерб возмещается в следующих формах:
- государственными ценными бумагами (облигации, векселя, акции приватизированных предприятий) по их номинальной стоимости
- земельными и жилищными сертификатами по их номинальной стоимости
- государственным имуществом (квартиры, земельные участки, продукция госпредприятий, производственные здания, сооружения, механизмы и оборудование) по рыночной стоимости
- имуществом должников по рыночной стоимости
- освобождениями от уплаты налогов, пошлин и сборов
- зачислением суммы ущерба во вклады в государственную пенсионную и банковскую систему с начислением действующих процентных ставок по денежным вкладам населения
- денежная
8.2. При регистрации в "Реестре пострадавших" Фонда гражданин выбирает любую одну или комбинацию нескольких форм возмещения ущерба, предусмотренных настоящим Законом, в пределах суммы своих вкладов.
Статья 9. Особенности возмещения ущерба в денежной форме
9.1. В течение первых 5 лет с момента вступления в силу настоящего Закона пострадавшим гражданам ущерб в денежной форме возмещается в размере не более 100 МРОТ в порядке очередности:
1-й год - ветераны и инвалиды ВОВ, пенсионеры старше 75 лет и одинокие, дети-сироты, граждане, оказавшиеся в чрезвычайной ситуации (погорельцы, жертвы грабежа и пр.);
2-й год - пенсионеры, инвалиды 1и 2 группы, многодетные семьи (3 и более детей), одинокие матери, молодожены (первые два года с момента регистрации брака);
с 3-го по 5-й год - все остальные пострадавшие граждане.
9.2. Начиная с 6-го года всем пострадавшим гражданам возмещается ущерб по вкладам, превышающим 100 МРОТ.
Статья 10. Особенности возмещения ущерба в неденежной форме
10.1. Возмещение ущерба в неденежной форме осуществляется без ограничений по срокам путем выдачи пострадавшему гражданину государственных ценных бумаг или соответствующих финансовых документов на всю сумму или часть его вкладов.
10.2. При возмещении ущерба в форме предоставления государственного имущества или имущества должников, пострадавшие граждане вправе получать его в коллективную собственность (совместную или долевую) путем консолидации своих требований (вкладов) и создания (регистрации) хозяйственных обществ (товариществ, акционерных обществ и пр.). Стоимость передаваемого имущества засчитывается в счет возмещения ущерба (или его части) пострадавшим гражданам, ставшим совладельцами коллективной собственности.
10.3. Выданные гражданам государственные ценные бумаги в счет возмещения ущерба, могут приобретаться участниками фондового рынка с дисконтом не более 30% номинальной стоимости этих бумаг. В противном случае сделка признается кабальной.
Статья 11. Источники возмещения ущерба пострадавшим гражданам
11.1. Имущество ликвидируемых предприятий-должников.
11.2. Арестованное имущество предприятий-должников в порядке исполнительного производства.
11.3. Внесенные предприятиями-должниками налоговые и иные обязательные платежи в бюджет.
11.4. Компенсационные взносы Государства:
- 2% доходов от приватизации
- 5% от объема штрафов и конфискаций имущества физических лиц
- сбор с финансовых пирамид за выдачу лицензий на право работы со средствами населения
11.5. Прибыль, полученная Центральным Банком РФ от использования резервных средств коммерческих банков - должников за период непринятия к ним санкций после их фактического банкротства (по истечении 10 дней с момента прекращения выполнения обязательств перед вкладчиками).
11.6. Доход средств массовой информации, полученный ими от рекламы предприятий-должников за период их фактического банкротства (по истечении 10 дней после того, как это стало общеизвестным фактом) после вступления в силу настоящего закона.
11.7. Добровольные взносы физических и юридических лиц в Федеральный государственный компенсационный фонд.
11.8. Страховые взносы финансовых, инвестиционных, кредитных и иных юридических лиц, получивших лицензию на право привлечения денежных средств населения.
11.9. 10% денежных средств обязательных резервов коммерческих банков, депонированных в ЦБ РФ.
11.10. Поступления целевых денежных средств из международных финансовых, благотворительных и иных организаций (фондов).
Статья 12. О праве регресса государства
Государство, возместившее ущерб гражданам, пострадавшим от юридических лиц, прекративших выполнять свои договорные обязательства, либо деятельность которых признана финансовой пирамидой, имеет право обратного требования (регресса) к этому лицу в размере выплаченного возмещения, определенного настоящим законом.
Глава 3. Механизм возмещения ущерба
Статья 13.Государственные органы, уполномоченные заниматься возмещением ущерба пострадавшим гражданам
13.1. Федеральным органом исполнительной власти по реализации настоящего Федерального закона является Федеральная комиссия по защите прав акционеров и вкладчиков (далее - ФКЗПАВ РФ или Федеральная комиссия), образуемая Правительством Российской Федерации в соответствии со ст.12 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" в целях координации деятельности входящих в ее структуру органов для достижения социально значимых задач, определенных настоящим Федеральным законом.
13.2. В состав Федеральной комиссии входят представители ФКЦБ РФ, ГКАП РФ, ГНС РФ, Минфина РФ, Мингосимущества РФ, Минсоцзащиты РФ, МВД РФ, ФСБ РФ, а также (по согласованию) представители обеих палат Федерального собрания Российской Федерации, Генеральной прокуратуры РФ и Банка России.
13.3. Федеральную комиссию возглавляет Первый вице-премьер Правительства Российской Федерации (по должности).
13.4. Функционирование Федеральной комиссии обеспечивается ее постоянно действующим органом - Рабочим секретариатом, состоящим из сотрудников Аппарата Правительства Российской Федерации.
13.5. Финансирование работы Федеральной комиссии производится на основании бюджетной классификации по направлениям соответствующих ведомств, входящих в ее состав.
13.6. При Федеральной комиссии действует Федеральный государственный компенсационный фонд по защите прав акционеров и вкладчиков (далее - ФГКФ или Фонд).
13.7. Федеральная комиссия не является юридическим лицом.
13.8. Решения Федеральной комиссии являются обязательными для исполнения на всей территории Российской Федерации и могут быть обжалованы в судебном порядке.
Статья 14. Основные задачи, права и обязанности Федеральной комиссии
14.1. Установить, что основными задачами Комиссии являются:
- координация действий государственных федеральных и местных органов власти по исполнению настоящего закона
- контроль за деятельностью участников финансового и фондового рынков и соблюдению ими действующего законодательства и настоящего закона
- мониторинг ситуации на финансовом и фондовых рынках России и принятие мер оперативного характера по предупреждению возникновения конфликтных ситуаций, влекущих нанесение ущерба частным инвесторам
- организация взаимодействия государственных органов власти с международными организациями, занимающимися расследованием экономических преступлений, розыском похищенного имущества и защитой прав Человека
- проведение расследований и представление материалов в суд о признании деятельности юридических лиц финансовой пирамидой
- оперативное руководство и контроль за деятельностью Федерального государственного компенсационного фонда (далее - Фонд), определение порядка использования имущества, передаваемого в Фонд в соответствии с настоящим законом
- информирование общественности (населения) о результатах проводимых расследований и ситуации на финансовом и фондовом рынках России
14.2.Федеральная комиссия имеет право:
- на основании заявлений граждан или их представителей, общественных организаций либо по своей собственной инициативе проводить расследования на предмет выявления в деятельности юридических лиц признаков финансовых пирамид;
- принимать решения в порядке и формах, установленных настоящим Федеральным законом;
- открывать процедуру наблюдения и назначать Федерального комиссара для контроля над юридическими лицами, деятельность которых осуществляется с нарушениями действующего законодательства и создает реальную угрозу охраняемым законом правам и интересам граждан, либо может привести к образованию финансовой пирамиды;
- выступать в суде и арбитражном суде в качестве стороны по делу;
- безвозмездно получать от юридических лиц, граждан или их объединений необходимые документы, объяснения и другие материалы для надлежащего проведения расследований;
- осуществлять иные действия в пределах имеющихся полномочий и возможностей.
14.3. Федеральная комиссия обязана:
- в случае выявления в действиях юридических лиц признаков финансовой пирамиды направлять материалы расследования в суд для принятия решений в порядке, предусмотренном для установления юридически значимых фактов;
- принимать, в пределах установленной компетенции, необходимые меры для пресечения незаконной деятельности учреждений, предприятий, организаций и их должностных лиц по представлениям Федерального комиссара и иных заинтересованных лиц;
- давать поручения Федеральному казначейству и Мингосимуществу РФ как органам, отвечающим за имущество, передаваемое в ФГКФ, на погашение за счет средств Фонда обязательств перед пострадавшими гражданами, в объеме, установленном материалами расследования.
Статья 15. Федеральный комиссар
15.1. Общие положения.
- В случаях, предусмотренных настоящим Законом, Федеральная комиссия назначает Федерального комиссара.
- Федеральный комиссар является государственным служащим. Квалификационные требования, предъявляемые к лицу. назначаемому Федеральным комиссаром, определяются Правительством Российской Федерации.
- В задачи Федерального комиссара входят осуществление государственного контроля за деятельностью юридического лица, в отношении которого открыта процедура наблюдения.
15.2. Полномочия Федерального комиссара
Федеральный комиссар имеет право:
- проверять учредительные документы юридического лица на предмет их соответствия действующему законодательству;
- осуществлять контроль за соответствием деятельности юридического лица уставным задачам, условиям лицензий, требованиям действующего законодательства;
- вести мониторинг обязательств юридического лица, и их исполнения;
- в случае обнаружения нарушений или несоответствия деятельности юридического лица законодательству и предписаниям Федеральной комиссии, направлять в адрес последней доклад с предложениями о:
(а) привлечении к ответственности должностных лиц, допустивших нарушения;
(б) направлении в суд искового заявления о принудительной ликвидации (прекращении деятельности) юридического лица, реорганизация и (или) реструктуризация
долгов которого, в результате предпринятых мероприятий, не приведет к удовлетворению минимальных требований граждан-кредиторов;
- осуществлять иные действия, не вторгаясь в оперативно-хозяйственную деятельность юридического лица.
Статья 16. Основные задачи, права и обязанности Фонда
16.1. Установить, что основными задачами деятельности Фонда являются:
- ведение реестра пострадавших граждан
- подтверждение прав пострадавших граждан на возмещение ущерба
- ведение реестра юридических лиц и граждан-предпринимателей, нарушающих правовые акты, регулирующие деятельность на финансовом и фондовом рынках России, а также юридических лиц, деятельность которых признана финансовой пирамидой
- осуществление мероприятий по возмещению ущерба пострадавшим гражданам в порядке, определенном настоящим Законом
- использование, хранение и управление имуществом, активами и вещными правами, передаваемыми в Фонд, только для целей определенных настоящим законом. Запрещается направлять средства Фонда для покрытия бюджетного дефицита, приобретения государственных ценных бумаг, а также обеспечения или покрытия казначейских и иных обязательств Правительства РФ
- осуществление функций по погашению требований, определенных в исполнительных документах в пользу пострадавших граждан, зарегистрированных в Реестре Фонда
- ежеквартальное информирование населения Российской Федерации о деятельности по возмещению ущерба пострадавшим гражданам, выявленных нарушениях на финансовом и фондовом рынках России.
16.2. Для решения поставленных задач Фонд наделяется следующими правами и полномочиями:
- выступает в качестве представителя Государства в отношении переданного в Фонд на хранение и управление имущества, активов, вещных прав и пассивов (кредиторской задолженности перед гражданами-вкладчиками) в соответствии с настоящим Законом
- представляет интересы зарегистрированных в Реестре Фонда пострадавших граждан и выступает в защиту их прав во всех государственных, судебных и административных органах на территории РФ и за рубежом
- освобождается от уплаты налогов, сборов и пошлин (кроме ФОТ) в федеральный и местные бюджеты
- открывает свои расчетные и текущие счета в федеральном казначействе
- осуществляет оценку стоимости государственного имущества и имущества должников, передаваемого в Фонд на хранение и управление
16.3. Должностные лица Фонда несут гражданско-правовую, административную, уголовную и иную ответственность, установленную законодательством Российской Федерации, за нецелевое либо нерациональное использование средств Фонда.
Глава 4. Заключительные положения
Статья 17. Правительству РФ в недельный срок:
17.1. Разработать и утвердить Положение о Федеральной комиссии и Фонде, их организационно-штатную структуру, смету хозяйственной деятельности, подобрать кандидатуру Управляющего Фондом (по должности вводится в Правительство РФ в ранге министра).
17.2. Назначить Председателем Комиссии первого вице-премьера Правительства РФ по экономике (по должности) и сформировать ее персональный состав по согласованию с обеими палатами Федерального Собрания РФ, Генеральной прокуратурой РФ и Центральным Банком России.
Статья 18. Правительству РФ и Государственной Думе РФ при разработке госбюджета на 1999-й и последующие годы планировать расходы на создание и деятельность Фонда и его региональных отделений, а также формирование средств Фонда из государственных источников, перечисленных в статье 11 настоящего Закона.
Статья 19.
Созданный по Указу Президента РФ N 1157 от 18.11.95 г. Федеральный общественно-государственный фонд по защите прав вкладчиков и акционеров упразднить. Все его имущество, активы, документацию, реестр пострадавших вкладчиков и акционеров передать в Федеральный государственный компенсационный фонд, создаваемый по настоящему Закону.
Статья 20.
Настоящий Закон вступает в силу с момента его опубликования, статьи 9 и 10 настоящего закона вступают в силу с 2000 года.
Президент Российской Федерации |
Б.Ельцин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.