Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О дополнении Уголовного кодекса Российской Федерации статьей 160.1"
Представленный проект федерального закона предусматривает установление уголовной ответственности за незаконное использование должностным лицом целевых бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов, а равно за их использование не по прямому назначению, если эти деяния повлекли причинение крупного ущерба гражданам, организациям или государству.
Необходимость принятия законопроекта вызвана рядом объективных причин.
Сегодня нецелевое использование бюджетных средств и их хищения занимают значительное место в системе факторов, вызывающих продолжительный социально-экономический кризис государства. Их результатом становится отток бюджетных средств в предприятия негосударственной формы собственности и как следствие ущемление интересов государственного сектора экономики.
Обеспокоенность вызывает бесконтрольность использования бюджетных средств федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. При невыполненном по защищенным статьям бюджете органы исполнительной власти на местах предоставляют кредиты предприятиям различных форм собственности, безосновательно продлевают сроки их возврата. Выявляются факты необоснованного зачисления во внебюджетные фонды некоторых доходных источников местных бюджетов, в результате последние лишаются весьма значительных гарантированных поступлений.
Благоприятной почвой для хищений бюджетных средств является достигшая беспрецедентных размеров коррумпированность чиновничества. Не искоренены факты использования средств бюджета должностными лицами в личных корыстных целях. В результате нарушений действующего законодательства, допущенных работниками Министерства финансов РФ при оформлении в 1994-97 г.г. бюджетных ссуд и товарных кредитов, средства из федерального бюджета получались на основе фиктивных гарантийных обязательств, а также гарантийных писем несуществующих банков, фиктивными предприятиями. В настоящее время расследуются уголовные дела в отношении бывшего заместителя Министра финансов РФ В.А.Петрова, руководителей Госкомстата России, привлечен к суду министр финансов Республики Алтай Иванов, глава администрации Тульской области Н.Севрюгин и др.
В условиях острой нехватки финансов обеспечение строго целевого использования бюджетных средств становится одной из главных задач государства, однако реально действенный контроль за их расходованием не осуществляется. Взыскание использованных не по целевому назначению средств составляет незначительную долю. Так, в 1997 г. из 620 млрд. рублей, подлежащих возмещению в доход федерального бюджета, органами федерального казначейства было взыскано лишь 27,3 млрд. рублей или 9,5%.
Повторяемость и распространенность нарушений при использовании бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов во многом определяются отсутствием уголовной ответственности.
Уголовный кодекс Российской Федерации устанавливает ответственность лишь за незаконное получение государственного целевого кредита, а равно его использование не по целевому назначению, вследствие чего в большинстве случаев нецелевое расходование бюджетных средств не признается уголовно наказуемым деянием.
Настоящий законопроект направлен на устранение обозначенного пробела в уголовном законодательстве, повышение бюджетной дисциплины и надлежащее использование должностными лицами бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов.
Принятие законопроекта не потребует дополнительных затрат из средств федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.