Проект федерального закона N 99018054-2
"О концессии в дорожном хозяйстве Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
См. пояснительную записку
финансово-экономическое обоснование
перечень законодательных актов для изменения
Настоящий Федеральный закон определяет основания, порядок и условия концессии в дорожном хозяйстве Российской Федерации в целях обеспечения постоянного и устойчивого развития автомобильных дорог, их соответствия требованиям развития экономики как Российской Федерации в целом, так и субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, потребностям юридических и физических лиц в перевозках.
Статья 1. Понятие концессии в дорожном хозяйстве
Под концессией в дорожном хозяйстве понимается предоставление права эксплуатации автомобильной дороги, объектов придорожного сервиса и участков земель автомобильных дорог, включая охранные зоны, за счет доходов, получаемых от пользователей автомобильной дороги за предоставляемые услуги (платная эксплуатация автомобильной дороги), а также предоставление права строительства (реконструкции) автомобильной дороги с последующей ее эксплуатацией на платной основе в порядке, предусмотренном настоящим федеральным законом.
Гражданские права и обязанности лиц, участвующих в концессии в дорожном хозяйстве, возникают из договоров.
Статья 2. Законодательство Российской Федерации о концессии в дорожном хозяйстве
Законодательство Российской Федерации о концессии в дорожном хозяйстве состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора.
Статья 3. Предмет договора концессии в дорожном хозяйстве
Предметом договора концессии в дорожном хозяйстве является хозяйственная деятельность по:
1) эксплуатации на срочной и платной основе автомобильной дороги, реконструированной за счет средств концессионеров;
2) строительству за счет средств концессионеров и эксплуатации ими на срочной и платной основе автомобильной дороги с последующей передачей этой автомобильной дороги в государственную или муниципальную собственность;
3) строительству автомобильной дороги за счет средств концессионеров с передачей ее в государственную или муниципальную собственность с последующим предоставлением инвесторам права эксплуатации этой дороги на срочной и платной основе.
Статья 4. Стороны договора концессии в дорожном хозяйстве
Сторонами договора концессии в дорожном хозяйстве являются:
1) Российская Федерация в лице Правительства Российской Федерации, субъекты Российской Федерации в лице уполномоченных ими органов исполнительной власти, муниципальные образования в лице уполномоченных ими органов местного самоуправления, организаций (конциденты);
2) коммерческие организации и граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, в том числе и иностранные (концессионеры).
Если договор концессии заключается по реконструируемым федеральным автомобильным дорогам или по строящимся автомобильным дорогам, подлежащим передаче в федеральную собственность, то концидентом выступает Правительство Российской Федерации либо уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий управление федеральными автомобильными дорогами.
Если договор концессии заключается по реконструируемым территориальным и муниципальным автомобильным дорогам или по строящимся автомобильным дорогам, подлежащим передаче в собственность субъектов Российской Федерации, муниципальную собственность, то концидентом является орган (организация), определенные органами власти субъекта Российской Федерации, представительным органом местного самоуправления.
Статья 5. Права концессионера на имущество дорожного хозяйства и земельные участки, в границах которых осуществляется его предпринимательская деятельность
Концессионер имеет право владеть и пользоваться, в том числе в коммерческих целях, имуществом дорожного хозяйства и земельными участками, в границах которых осуществляется его предпринимательская деятельность, переданных концидентом по договору концессии в дорожном хозяйстве.
Концессионер не вправе приватизировать это имущество и земельные участки, а также распоряжаться имуществом и земельными участками иным образом, изменяющим форму собственности на них.
Статья 6. Обязательные (существенные) условия договора концессии в дорожном хозяйстве
В договоре концессии должны быть указаны:
1) акты органов государственной власти, в которых содержится решение о передаче дороги в концессию;
2) конкретное содержание предмета концессии по данному договору, определяемое в соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона;
3) формы участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в отношениях, регулируемых договорами концессии в дорожном хозяйстве;
4) требования к платной автомобильной дороге (обеспечение безопасности дорожного движения, придорожный сервис, иные эксплуатационные характеристики);
5) размер и сроки финансирования концессионером строительства (реконструкции) платной автомобильной дороги;
6) срок концессии;
7) размер и методика расчета платы, взимаемой с пользователей автомобильной дороги при ее эксплуатации.
Статья 7. Срок действия договора концессии в дорожном хозяйстве
Договор концессии в дорожном хозяйстве может быть заключен на срок, до 49 (сорока девяти) лет.
В целях ускоренного ввода в эксплуатацию современных автомобильных дорог в срок действия договора концессии в дорожном хозяйстве включается время строительства (реконструкции) этих дорог.
Статья 8. Неизменность условий договора концессии в дорожном хозяйстве
Условия заключенного договора концессии в дорожном хозяйстве являются неизменными весь период действия договора и могут быть изменены лишь по взаимному согласию концидента и концессионера, которое должно быть оформлено и зарегистрировано в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона.
Статья 9. Форма и регистрация договора концессии в дорожном хозяйстве
Договор концессии в дорожном хозяйстве должен быть заключен в письменной форме в виде единого документа, имеющего оговоренные в тексте договора приложения.
Несоблюдение письменной формы договора влечет его недействительность. Такой договор считается ничтожным.
Договор концессии в дорожном хозяйстве регистрируется в порядке, установленном для регистрации сделок с недвижимым имуществом.
Статья 10. Финансирование строительства (реконструкции) и эксплуатации автомобильных дорог и иных объектов договора концессии в дорожном хозяйстве
Финансирование строительства (реконструкции) и эксплуатации автомобильных дорог и иных объектов договора концессии в дорожном хозяйстве осуществляется в основном за счет средств концессионера (собственных, заемных, привлеченных).
Статья 11. Облигации ( дорожные сертификаты) концессионера
Концессионеру в порядке, установленном действующим законодательством, предоставляется право выпуска облигаций (дорожных сертификатов) внутреннего и внешнего займов, подлежащих погашению в период действия договора концессии в дорожном хозяйстве.
Статья 12. Формы участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в отношениях, регулируемых договором концессии в дорожном хозяйстве
Российская Федерация, в лице Правительства Российской Федерации либо уполномоченного им федерального органа (органов) исполнительной власти, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования, в лице органов (организаций), определенных органами власти субъектов Российской Федерации, участвуют в отношениях, регулируемых договором концессии в дорожном хозяйстве как путем создания режима благоприятствования работам, предусмотренным в этом договоре и всей деятельности концессионера, направленной на достижение целей концессии в дорожном хозяйстве, так и участвовать в финансировании конкретных работ и деятельности концессионеров.
Статья 13. Льготы концессионеров в области налогообложения
Концессионеры в период действия договора концессии в дорожном хозяйстве освобождаются от уплаты федеральных налогов и сборов в части доходов от предпринимательской деятельности на автомобильных дорогах, включая объекты придорожного сервиса и участки земель автомобильных дорог, являющихся объектом концессии в дорожном хозяйстве.
Освобождение концессионеров от уплаты налогов и сборов, являющихся источниками формирования бюджетов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления производится в порядке, предусмотренном законодательством субъектов Российской Федерации.
Статья. 14 Основание заключения договора концессии в дорожном хозяйстве
Договор концессии в дорожном хозяйстве заключается, как правило, на основании конкурса (торгов).
Конкурсы (торги) на заключение договора концессии в дорожном хозяйстве проводятся в соответствии с действующим законодательством.
Особые (дополнительные) условия этих конкурсов (торгов) устанавливаются:
1) по строящимся (реконструируемым) федеральным автомобильным дорогам - Правительством Российской Федерации, либо по его поручению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление федеральными автомобильными дорогами;
2) по строящимся (реконструируемым) территориальным и муниципальным автомобильным дорогам - органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.
Статья 15. Порядок проведения конкурса (торгов) на заключение договора концессии в дорожном хозяйстве
Договор концессии в дорожном хозяйстве заключается на основании проведения конкурса (торгов), который является открытым как для российских, так и для иностранных концессионеров и проводится публично и гласно.
Объявление о проведении конкурса (торгов) о концессии в дорожном хозяйстве на федеральных автомобильных дорогах должно быть опубликовано в официальном печатном органе Правительства Российской Федерации, не позднее, чем за 180 дней до установленного срока подачи заявок. В указанных публикациях должны содержаться краткие сведения об основных условиях конкурса (торгов) и объектах, предлагаемых для заключения договора концессии в дорожном хозяйстве, а также необходимые данные об органе или организации, в которые следует обращаться за получением дополнительной информации.
Всем инвесторам, участвующим в конкурсе (торгах) должны быть обеспечены равные права и возможности.
Проведение конкурса (торгов), формирование конкурсной комиссии, определение победителей конкурса (торгов) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять управление федеральными автомобильными дорогами.
Основные условия договора концессии в дорожном хозяйстве, выносимые на конкурс (торги), должны пройти экономическую и экологическую экспертизу и согласованы с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять управление федеральными автомобильными дорогами, или соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых будет осуществляться деятельность по этому договору.
Порядок проведения конкурса (торгов) на создание (реконструкцию) территориальных и муниципальных платных автомобильных дорог определяется органами власти субъектов Российской Федерации.
Статья 16. Концессия в дорожном хозяйстве и окружающая среда
Концессия в дорожном хозяйстве предоставляется при наличии обязательств концессионеров соблюдать требования действующего законодательства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации об охране окружающей среды, памятников истории и культуры, мест проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных этнических общностей.
Нарушение концессионерами требований законодательства об охране окружающей среды, памятников истории и культуры, мест проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных этнических общностей является основанием к досрочному расторжению договора концессии в дорожном хозяйстве и в том случае, если это основание к расторжению не указано в конкретном договоре.
Статья 17. Порядок передачи автомобильных дорог, имущества дорожного хозяйства, включая объекты придорожного сервиса и земель автомобильных дорог после окончания срока договора концессии в дорожном хозяйстве
После окончания срока договора концессии в дорожном хозяйстве автомобильные дороги, имущество дорожного хозяйства, включая объекты придорожного сервиса, а также земельные участки автомобильных дорог подлежат передаче конциденту либо органу или организации, им уполномоченным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Качество автомобильной дороги и состояние имущества дорожного хозяйства и земельных участков должны соответствовать стандартам (нормативам), определенных в договоре концессии в дорожном хозяйстве.
Статья 18. Заключительные положения
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Президент Российской Федерации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.