Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)"
Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" (N 6-ФЗ) одобрен Советом Федерации 24 декабря 1997 года и подписан Президентом Российской Федерации 8 января 1998 года.
Федеральный закон устанавливает основания признания должника несостоятельным (банкротом), регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить требования кредиторов в полном объеме.
В целом Федеральный закон создает правовую основу для регулирования гражданских правоотношений, возникающих между должниками и кредиторами. Вместе с тем Федеральный закон не лишен серьезных недостатков, свидетельствующих о явном противоречии нормам Конституции Российской Федерации, а также Гражданскому кодексу Российской Федерации. Не все новации Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", по сравнению с ранее действующим Законом Российской Федерации "О несостоятельности (банкротстве) предприятий", являются бесспорными. В связи с этим, по мнению экспертной группы Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам, некоторые положения Федерального закона необходимо привести в соответствие с действующим законодательством.
1. В Федеральном законе введен институт банкротства гражданина (абзац третий статьи 2, пункт 2 статьи 23, пункты 1 и 3 статьи 33, глава IX).
Однако Гражданским кодексом Российской Федерации предусматривается возможность законодательного регулирования только банкротства индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (статья 25), а не граждан. Таким образом, не обеспечивается правовое положение пункта 2 статьи 3 Кодекса о том, что нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать Гражданскому кодексу Российской Федерации.
Вопреки этому предписанию из пункта 2 статьи 185 Федерального закона следует, что нормы о банкротстве гражданина, не являющегося индивидуальным предпринимателем, будут введены в Гражданский кодекс Российской Федерации. Такой подход противоречит общеправовым принципам, применяемым при изменении законодательства, Регламенту Государственной Думы и девальвирует нормы основного гражданско-правового акта - Гражданского кодекса Российской Федерации.
2. Статьи 5, 28 и 29 Федерального закона, отражающие вопросы уплаты долгов и возмещения убытков гражданами посредством судов обшей юрисдикции, а не арбитражных судов, противоречат нормам гражданского и арбитражного процессуального законодательства, так как арбитражному суду подведомственны дела между юридическими лицами и гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус индивидуального предпринимателя (статья 22 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации судами общей юрисдикции осуществляется рассмотрение дел граждан, не имеющих статуса индивидуальных предпринимателей.
3. В трудовом законодательстве не предусмотрены положения о дисквалификации руководителя (пункт 2 статьи 9 Федерального закона). Следовательно, необходимо уточнить диспозицию указанного положения.
4. Глава III Федерального закона во многом дублирует нормы Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Например, положение пункта 1 статьи 29 Федерального закона повторяет содержание статьи 28 Арбитражного процессуального кодекса; пункт 3 этой статьи идентичен статье 23 указанного Кодекса.
Аналогичные замечания касаются статей 33 и 34 Федерального закона, также частично дублирующих Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации. По мнению экспертов, глава III Федерального закона должна содержать только положения, предусматривающие особенности рассмотрения дел о банкротстве, а не давать трактовку нормам Кодекса.
5. В Федеральном законе предусматривается расходование средств местного бюджета на содержание объектов социального назначения (пункт 5 статьи 104, пункт 2 статьи 118, пункты 2 и 3 статьи 134), передаваемых муниципальному образованию.
Указанные положения противоречат статье 132 Конституции Российской Федерации, поскольку, наделяя органы местного самоуправления соответствующими полномочиями, Федеральный закон не предусматривает передачу им необходимых для осуществления этих полномочий финансовых средств и, следовательно, вторгается в бюджетную компетенцию субъектов Российской Федерации.
6. Пункт 2 статьи 106 Федерального закона - об очередности удовлетворения требований кредиторов - не согласуется с пунктом 1 статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации. Эти положения статьи 106 следовало бы исключить из Федерального закона, поскольку вопросы определения очередности удовлетворения требований кредиторов регулируются указанными нормами Кодекса.
7. Статья 156 Федерального закона - о недействительности сделок гражданина - не соответствует положениям статьей 166-181 Гражданского кодекса Российской Федерации. В Кодексе не предусматривается возможность расширительного толкования оснований признания сделок недействительными.
8. Требует уточнения пункт 3 статьи 19 Федерального закона в части ограничений в назначении управляющего, поскольку абзацы третий и четвертый этого пункта равнозначны.
Финансово-экономическое обоснование
Финансово-экономического обоснования законопроекта не требуется, так как реализация федерального закона "О внесении изменении в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" не потребует дополнительных материальных и иных затрат.
Перечень
законов и иных нормативных правовых актов, отмены, изменения,
дополнения или принятия которых потребует представляемый
к рассмотрению данный законопроект.
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" не требует отмены, изменения, дополнения каких-либо действующих законов или подготовки новых.
В связи с этим предложения о разработке дополнительных нормативных актов не представляются.
Справка
о состоянии законодательства в данной сфере правового регулирования
Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" устанавливает основания признания должника несостоятельным (банкротом), регулирует порядок и условия осуществления предупреждения несостоятельности (банкротства) и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить требования кредиторов в полном объеме.
Вместе с тем отдельные положения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" противоречат Конституции Российской Федерации, дублируют нормы Гражданского Кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса.
Исключение отдельных положений статей 2, 5, 23, 28, 29, 33, 104, 106, 114, 118, 134, 152-163, 185 приводит Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" в соответствие с действующим законодательством.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.