Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Сильченко Р.П,
судей Данилова О.И, Соляникова Р.В.
при секретаре Сафоновой М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия, администрации Петрозаводского городского округа на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от (... ) по административному делу N 2а-5376/2019-31 по административному исковому заявлению Карельского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Петрозаводского городского округа, Министерству строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия о возложении обязанности совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Данилова О.И, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Административный иск заявлен по тем основаниям, что Карельским межрайонным природоохранным прокурором была проведена проверка исполнения природоохранного законодательства, законодательства об отходах производства и потребления, по результатам которой на территориях общего пользования Петрозаводского городского округа выявлены несанкционированные свалки, размещение которых осуществлено без учета требований в области охраны окружающей среды, предъявляемых к эксплуатации объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения. Данное обстоятельство нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду. Обратившись в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц, прокурор просил суд обязать администрацию Петрозаводского городского округа и Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия ликвидировать несанкционированные свалки.
Решением суда заявленные требования удовлетворены.
С принятым судебным постановлением не согласны административные ответчики, в апелляционных жалобах просят решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Администрация Петрозаводского городского округа полагает, что поскольку организация деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами относится к компетенции органов государственной власти, постольку у администрации Петрозаводского городского округа отсутствуют какие-либо полномочия по ликвидации несанкционированных свалок на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена.
Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия (далее также - Минстрой Карелии, Министерство), в обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального права, полагает, что Министерством возложенные на него полномочия в части организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов реализованы. Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации. С 01.05.2018 на территории Республики Карелия организацию деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами осуществляет региональный оператор ООО "Автоспецтранс". Согласно Правилам обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, ликвидация мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов возложена на регионального оператора.
В отзывах на апелляционную жалобу Карельский межрайонный природоохранный прокурор и заинтересованное лицо - ООО "Автоспецтранс" выражают согласие с решением суда.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Минстроя Карелии Ткачук А.С. и администрации Петрозаводского городского округа Фомина А.П. доводы апелляционных жалоб поддержали, прокурор Иовлев Д.С. против доводов апелляционных жалоб возражал.
ООО "Автоспецтранс" своего представителя в заседание суда апелляционной инстанции не направило, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
Заслушав объяснения явившихся лиц, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, (... ) по результатам обследования территории Петрозаводского городского округа составлен акт, согласно которому на территории общего пользования Петрозаводского городского округа выявлены 6 несанкционированных свалок, содержащих твердые коммунальные отходы, а также отходы производства, а именно:
несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов на территории общего пользования в районе (... ) в (... ) (координаты (... )
несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов, отходов обслуживания транспортных средств на территории общего пользования в районе (... ) в (... ) (координаты (... )
несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов, отходов обслуживания транспортных средств на территории общего пользования в районе проезда Савин Наволок в (... ) (координаты (... )
3 несанкционированные свалки твердых коммунальных отходов и строительных отходов в районе (... )) в границах земельного участка с кадастровым номером (... ), собственность на который не разграничена (координаты (... )
Удовлетворяя заявленные требования и возлагая обязанность по ликвидации несанкционированных свалок как на Минстрой Карелии, так и на администрацию Петрозаводского городского округа, суд первой инстанции исходил из наличия установленной законом компетенции указанных органа государственной власти и органа местного самоуправления по утилизации твердых коммунальных отходов, собственник которых не известен.
Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции в части возложения обязанности по очистке территории на администрацию Петрозаводского городского округа.
Согласно пункту 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Пунктами 12 и 24 части 1 статьи 14 Устава Петрозаводского городского округа к вопросам местного значения Петрозаводского городского округа отнесены организация мероприятий по охране окружающей среды в границах Петрозаводского городского округа и участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 29.01.2019 N 258-О, положения пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" действуют во взаимосвязи с нормами законодательства в области охраны окружающей среды, а именно положениями Федерального закона от 24.07.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", согласно которым территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями (пункт 1 статьи 13), а также Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", относящего к полномочиям органов местного самоуправления (городского округа) в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, организацию мероприятий по ее охране в границах городского округа (статья 7). Таким образом, названное правовое регулирование не предполагает освобождения органов местного самоуправления от участия в реализации публичных полномочий по очистке территории муниципального образования от твердых коммунальных отходов.
Понятие несанкционированных свалок отходов содержится в пункте 4.13 ГОСТа 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенного постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 N 607-ст (далее - ГОСТ 30772-2001), согласно которому такие свалки - это территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов.
Согласно пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001 собственником отходов являются юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.
Из примечания к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001 следует, что в случае, если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Как следует из материалов дела, собственник отходов на указанных несанкционированных свалках не установлен.
Таким образом, на администрацию Петрозаводского городского округа в силу положений пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьи 7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 24.07.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", примечания к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001, а также пунктов 12 и 24 части статьи 14 Устава Петрозаводского городского округа правомерно возложена обязанность по ликвидации несанкционированных свалок, расположенных на территориях общего пользования в границах городского округа.
Вопреки доводам апелляционной жалобы администрации Петрозаводского городского округа передача органам государственной власти Республики Карелия в соответствии с Законом Республики Карелия от 29.12.2015 N 1980-ЗРК "О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия" в редакции Закона Республики Карелия от 02.05.2017 N 2119-ЗРК полномочий органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, не освобождает администрацию Петрозаводского городского округа в силу указанных выше правовых норм от обязанности по решению вопросов по ликвидации несанкционированных свалок, расположенных на территориях общего пользования в границах городского округа.
Кроме того, в силу положений Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджеты городских округов зачисляются налоговые доходы от земельного налога - по нормативу 100 процентов (статья 61.2). В бюджеты городских округов до разграничения государственной собственности на землю поступают: доходы от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков - по нормативу 100 процентов; доходы от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов, - по нормативу 100 процентов (статья 62).
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для освобождения администрации Петрозаводского городского округа от участия в реализации публичных полномочий по очистке территории муниципального образования от несанкционированных свалок.
Что же касается выводов суда первой инстанции о возможности возложения обязанности по ликвидации несанкционированной свалки на Минстрой Карелии, то судебная коллегия с ними согласиться не может в силу следующего.
Статьей 6 Федерального закона от 24.07.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ) к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами отнесена организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.
Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 2 статьи 13 Федерального закона N 89-ФЗ).
Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований возложена пунктом 15 статьи 5 Закона Республики Карелия от 04.04.2016 N 2007-ЗРК "О разграничении полномочий органов государственной власти Республики Карелия в области обращения с отходами производства и потребления", подпунктом 107 пункта 10 Положения о Министерстве строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия, утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от 09.07.2013 N 216-П, на Минстрой Карелии.
Пункты 1 и 2 статьи 24.6 Федерального закона N 89-ФЗ предусматривают, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Реализуя возложенные на него полномочия, Министерство 19.02.2018 заключило соглашение с ООО "Автоспецтранс" об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с указанным соглашением с 01.05.2018 на территории Республики Карелия организацию деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами осуществляет региональный оператор - ООО "Автоспецтранс".
Согласно Правилам обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" (далее - Правила обращения с твердыми коммунальными отходами), ликвидация мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов возложена на регионального оператора (пункты 16-18).
Так, в случае обнаружения региональным оператором места складирования твердых коммунальных отходов, объем которых превышает 1 куб. метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении (далее - место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов), региональный оператор обязан в течение 5 рабочих дней:
а) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка, орган местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов;
б) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в течение 30 дней после получения уведомления и направить ему проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.
Если собственник земельного участка в течение 30 дней со дня получения уведомления регионального оператора не обеспечил ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов самостоятельно и не заключил договор с региональным оператором на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, региональный оператор в течение 30 дней после отправления уведомления собственнику земельного участка ликвидирует место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов. В этом случае региональный оператор вправе обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов.
Собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.
Информация о соблюдении региональным оператором указанной процедуры в материалы дела не представлена.
Таким образом, на момент разрешения административного спора Минстроем Карелии незаконного бездействия при реализации полномочий по организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований не допущено.
Поскольку доказательств образования несанкционированных свалок, требования о ликвидации которых заявлены прокурором, до момента начала деятельности (с 01.05.2018) на территории Республики Карелия регионального оператора (ООО "Автоспецтранс") в материалы дела не представлено, Минстроем Карелии заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами с ООО "Автоспецтранс", а Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами ликвидация мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов возложена на регионального оператора, постольку оснований для возложения на Минстрой Карелии обязанности по ликвидации несанкционированных свалок, указанных в административном исковом заявлении, по мнению судебной коллегии, не имеется.
При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене в части удовлетворения заявленных требований к Минстрою Карелии с принятием нового решения об отказе в иске в связи с неправильным применением судом норм материального права.
Руководствуясь статьями 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 16.07.2019 по настоящему делу в части удовлетворения заявленных требований к Министерству строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия отменить. Принять в указанной части новое решение об отказе в административном иске к Министерству строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия.
В остальной части оставить решение без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.
Кассационные жалоба, представление подаются в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.