Проект федерального закона
"О порядке ликвидации населенных пунктов, расположенных в районах
Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, вследствие
прекращения деятельности находящихся на их территории предприятий,
воинских частей и учреждений уголовно-исполнительной системы"
Досье на проект федерального закона
См. пояснительную записку
финансово-экономическое обоснование
перечень законодательных актов для изменения
Настоящий Федеральный закон направлен на правовое регулирование процесса ликвидации населенных пунктов, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (далее - населенные пункты), вследствие прекращения деятельности находящихся на их территории предприятий, воинских частей и учреждений уголовно-исполнительной системы, на обеспечение прав и законных интересов граждан и юридических лиц при проведении ликвидации.
Целью настоящего Федерального закона является создание благоприятных условий для проведения реорганизации экономики районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, обеспечение их сбалансированного социально-экономического развития.
Статья 1. Понятие ликвидации населенного пункта
Для целей настоящего Федерального закона под ликвидацией населенного пункта понимается осуществление комплекса мер, направленных на прекращение существования (жизнедеятельности) населенного пункта, в соответствии с принципами, на основаниях и в порядке, которые установлены в настоящем Федеральном законе.
Статья 2. Принципы проведения ликвидации населенного пункта
Ликвидация населенного пункта проводится в соответствии со следующими принципами:
защита государственных и общественных интересов, законных прав и интересов отдельных граждан;
плановая основа ликвидации;
соблюдение конституционного права субъектов Российской Федерации на самостоятельное решение вопросов своего административно-территориального устройства;
согласование интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и учет мнения населения при решении вопросов ликвидации;
обеспечение финансирования проведения ликвидации путем привлечения различных финансовых источников;
соблюдение прав и законных интересов граждан и юридических лиц, включая запрещение принудительного изъятия имущества и выселения из ликвидируемого населенного пункта, предоставление гарантий и компенсаций только на добровольной основе;
учет интересов коренных малочисленных народов.
Статья 3. Правовая основа ликвидации населенного пункта
Ликвидация населенного пункта осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также решениями органов местного самоуправления и жителей населенного пункта.
Статья 4. Экономические и социальные основания для ликвидации населенного пункта
Населенный пункт может быть ликвидирован при наличии в совокупности следующих оснований:
прекращение в связи с экономической нерентабельностью или банкротством деятельности одного или нескольких предприятий, расположенных в населенном пункте, подлежащем ликвидации, и составляющих основу его инфраструктуры и жизнеобеспечения населения (если на указанных предприятиях занято не менее 70 процентов от общего числа работающих на предприятиях населенного пункта и если на балансе этих предприятий находятся или за счет взимаемых с них средств содержатся объекты социально-коммунальной сферы и инженерной инфраструктуры, обслуживающие не менее 50 процентов населения), либо расформирование или передислокация воинских частей Министерства обороны Российской Федерации и учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, на базе которых образовался населенный пункт, подлежащий ликвидации, при невозможности или экономической нецелесообразности перепрофилирования экономики населенного пункта;
снижение уровня жизни граждан, проживающих в указанном населенном пункте, ниже прожиточного минимума, установленного для данного региона.
Статья 5. Порядок принятия решения о ликвидации населенного пункта
1. С предложением о проведении ликвидации населенного пункта при наличии экономического обоснования в Правительство Российской федерации обращаются органы государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится этот населенный пункт. При этом должен быть обеспечен учет мнения жителей населенного пункта, подлежащего ликвидации, в соответствии с действующим законодательством.
Обращение органов государственной власти субъекта Российской федерации в Правительство Российской Федерации является началом согласительных процедур, связанных с ликвидацией населенного пункта.
2. Правительство Российской федерации в течение двух месяцев со дня поступления указанного обращения рассматривает вопрос о наличии оснований для ликвидации населенного пункта с участием представителей органов государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится этот населенный пункт.
В случае принятия решения о наличии оснований для ликвидации населенного пункта Правительство Российской Федерации включает этот населенный пункт в государственный план ликвидации населенных пунктов.
3. В соответствии с решением Правительства Российской Федерации о включении населенного пункта в государственный план ликвидации населенных пунктов субъект Российской Федерации, на территории которого находится этот населенный пункт, принимает нормативный правовой акт о его ликвидации.
Статья 6. Государственное планирование и финансовое обеспечение ликвидации населенных пунктов
1. Правительство Российской Федерации по согласованию с соответствующими субъектами Российской Федерации ежегодно разрабатывает и утверждает государственный план ликвидации населенных пунктов на следующий финансовый год.
Государственный план ликвидации населенных пунктов содержит:
перечень населенных пунктов, подлежащих ликвидации в соответствующем финансовом году;
очередность проведения ликвидации населенных пунктов;
распределение финансовых средств на проведение ликвидации населенных пунктов.
2. На основании государственного плана ликвидации населенных пунктов Правительство Российской Федерации при разработке проекта федерального закона о федеральном бюджете предусматривает отдельной строкой выделение средств, необходимых для финансового обеспечения мероприятий по ликвидации населенных пунктов в соответствующем финансовом году.
3. Финансовое обеспечение мероприятий, предусмотренных статьями 13 и 14 настоящего Федерального закона, осуществляется за счет бюджетов субъектов Российской Федерации, на территории которых находятся ликвидируемые населенные пункты.
Статья 7. Государственная комиссия по ликвидации населенного пункта
1. Для подготовки и проведения ликвидации населенного пункта Правительство Российской Федерации создает государственную комиссию по ликвидации населенного пункта.
2. В состав государственной комиссии по ликвидации населенного пункта входят представители Правительства Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, на территории которого находится ликвидируемый населенный пункт, органа местного самоуправления либо администрации населенного пункта, подлежащего ликвидации.
Члены государственной комиссии по ликвидации населенного пункта имеют равные права.
3. Государственная комиссия по ликвидации населенного пункта:
организует работу по ликвидации населенного пункта с учетом требований экологической безопасности;
формирует рабочие органы для проведения ликвидационных мероприятий;
обеспечивает жизнедеятельность населенного пункта с сохранением полного комплекса коммунально-бытовых услуг в период проведения ликвидации;
осуществляет защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц при проведении ликвидации;
совместно с Федеральной миграционной службой России оказывает помощь населению в выборе нового места жительства с учетом демографических факторов и с соблюдением конституционного права граждан на свободу выбора места жительства;
контролирует целевое использование средств, выделенных на проведение ликвидации;
обеспечивает сохранность и определяет направление и порядок дальнейшего использования государственного имущества, находящегося в ликвидируемом населенном пункте;
принимает решение о завершении ликвидационных мероприятий;
отчитывается перед Правительством Российской Федерации об осуществлении ликвидации населенного пункта и вносит предложение о прекращении выделения финансовых средств на обеспечение его жизнедеятельности.
Статья 8. Ограничения в связи с ликвидацией населенного пункта
1. В населенных пунктах, подлежащих ликвидации, устанавливаются следующие ограничения:
со дня официального опубликования сообщения о начале согласительных процедур, связанных с ликвидацией населенного пункта, прекращаются действия, связанные с приватизацией, передачей в аренду с правом последующего выкупа и отчуждением в любых формах государственного и муниципального недвижимого имущества;
гражданам и юридическим лицам, указанным в части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, гарантии и компенсации предоставляются при условии их поселения на постоянное проживание или заключения договора найма жилого помещения (далее также - жилье) с гражданами, являющимися его собственниками, либо приобретения недвижимого имущества на территории указанного населенного пункта до дня официального опубликования сообщения о начале согласительных процедур, связанных с его ликвидацией.
2. Официальное опубликование сообщения о начале согласительных процедур, связанных с ликвидацией населенного пункта, с разъяснением их правовых последствий производится исполнительным органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в течение двух дней после обращения органов государственной власти субъекта Российской Федерации в Правительство Российской федерации.
Должностные лица населенного пункта, подлежащего ликвидации, при совершении юридических действий, на которые распространяются установленные в части 1 настоящей статьи ограничения, обязаны предупредить об этом заинтересованных лиц.
3. В случае если соглашение о ликвидации населенного пункта не будет достигнуто, исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в недельный срок со дня принятия соответствующего решения публикует официальное сообщение о прекращении действия ограничений в данном населенном пункте.
Статья 9. Граждане и юридические лица, имеющие право на получение гарантий и компенсаций при ликвидации населенного пункта
1. Право на получение гарантий и компенсаций при ликвидации населенного пункта имеют:
граждане, имеющие постоянное место жительства в ликвидируемом населенном пункте;
граждане, имеющие на праве собственности недвижимое имущество на территории ликвидируемого населенного пункта, независимо от места их постоянного проживания;
юридические лица негосударственной формы собственности, имеющие на праве собственности недвижимое имущество на территории ликвидируемого населенного пункта, независимо от места их регистрации.
В случаях, предусмотренных частью 4 статьи 11 и статьей 12 настоящего Федерального закона, право на получение компенсаций имеют иностранные граждане и юридические лица, а также лица без гражданства.
2. Учет граждан и юридических лиц, имеющих право на получение гарантий и компенсаций при ликвидации населенного пункта, осуществляется органом, созданным государственной комиссией по ликвидации населенного пункта.
По требованию гражданина или юридического лица, имеющего право на получение гарантий и компенсаций при ликвидации населенного пункта, указанный орган выдает ему соответствующий документ, подтверждающий это право.
Статья 10. Гарантии и компенсации, предоставляемые при ликвидации населенного пункта
Гражданам и юридическим лицам, имеющим в соответствии с настоящим Федеральным законом право на получение гарантий и компенсаций при ликвидации населенного пункта, предоставляются:
компенсация стоимости оставляемого жилья или расходов на строительство либо приобретение жилья по новому месту жительства;
компенсация стоимости недвижимого имущества (за исключением жилого помещения), утрачиваемого в связи с ликвидацией населенного пункта;
компенсация расходов на проезд и провоз имущества к новому месту жительства;
компенсация расходов на обустройство на новом месте жительства;
гарантия по предоставлению земельного участка для индивидуального жилищного строительства;
гарантии в области труда и занятости.
Статья 11. Компенсация стоимости жилья
1. Гражданам, пользующимся по договору найма или владеющим на праве собственности жилыми помещениями в ликвидируемом населенном пункте, за счет средств федерального бюджета предоставляется компенсация расходов на строительство или приобретение жилья по новому месту жительства. Размер компенсации определяется на основе расчета стоимости жилья на одну семью в пределах социальной нормы площади жилья по новому месту жительства, но не более социальной нормы площади жилья, установленной федеральным стандартом.
При исчислении размера компенсации используются данные о стоимости строительства одного квадратного метра жилья по регионам России, публикуемые соответствующим федеральным органом исполнительной власти.
2. В случае если граждане, указанные в части 1 настоящей статьи, имели в ликвидируемом населенном пункте жилье, площадь которого превышала установленные социальные нормы, им предоставляется беспроцентная жилищная ссуда сроком на двадцать лет в размере недостающей части стоимости жилого помещения.
Порядок предоставления указанной ссуды устанавливается Правительством Российской Федерации.
3. Компенсация и ссуда не предоставляются гражданам, которые пользовались в ликвидируемом населенном пункте жилым помещением на основании договора найма и имеют благоустроенное жилое помещение на любом основании в другом населенном пункте. В случае если это жилое помещение не является благоустроенным, выплачивается компенсация в размере разницы между стоимостью оставляемого жилья, рассчитанной в порядке, установленном частью 1 настоящей статьи, и стоимостью имеющегося у гражданина неблагоустроенного жилья.
4. Гражданам, включая иностранных граждан, и лицам без гражданства, которые имели в ликвидируемом населенном пункте жилое помещение на праве собственности и имеют жилое помещение на любом основании в другом населенном пункте, выплачивается компенсация, равная инвентаризационной (балансовой) стоимости жилого помещения в ликвидируемом населенном пункте с учетом его амортизации на момент предоставления компенсации.
В этом же порядке выплачивается компенсация юридическим лицам, включая иностранных юридических лиц, за жилое помещение, которое они имели на праве собственности в ликвидируемом населенном пункте, независимо от наличия у них жилого помещения в другом населенном пункте.
Статья 12. Компенсация стоимости недвижимого имущества
1. Гражданам и юридическим лицам, имеющим на праве собственности недвижимое имущество (за исключением жилого помещения) в ликвидируемом населенном пункте, за счет средств федерального бюджета выплачивается компенсация стоимости этого имущества.
2. Оценка стоимости недвижимого имущества осуществляется с учетом его амортизации на момент проведения оценки, а в случае приобретения недвижимого имущества в порядке приватизации - по его выкупной стоимости с учетом индекса инфляции на момент предоставления компенсации.
3. Оценка стоимости недвижимого имущества производится бесплатно органом, созданным государственной комиссией по ликвидации населенного пункта, или соответствующими учреждениями органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
4. В порядке, установленном частями 1-3 настоящей статьи, выплачивается компенсация иностранным гражданам и юридическим лицам, а также лицам без гражданства, имеющим недвижимое имущество на праве собственности в ликвидируемом населенном пункте.
Статья 13. Компенсация расходов на проезд и провоз имущества
1. Гражданам, выезжающим из ликвидируемого населенного пункта для постоянного проживания в другой населенный пункт, за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, на территории которого находится ликвидируемый населенный пункт, предоставляется компенсация расходов на проезд и провоз имущества к новому месту жительства.
2. Размер компенсации определяется стоимостью проезда и провоза багажа от ликвидируемого населенного пункта до населенного пункта, выбранного для постоянного проживания.
Размер компенсации расходов на провоз имущества ограничивается стоимостью провоза багажа весом не свыше пяти тонн на одного человека наиболее дешевым видом транспорта, доступным в районе, из которого производится переселение.
3. Выплата компенсации производится на основании транспортных документов, подтверждающих произведенные расходы, или путем оплаты счетов соответствующей транспортной организации.
Статья 14. Компенсация расходов на обустройство
Гражданам, выезжающим из ликвидируемого населенного пункта, выплачивается компенсация расходов на обустройство на новом месте жительства в сумме, равной 50 минимальным размерам оплаты труда, за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, на территории которого находится ликвидируемый населенный пункт.
Статья 15. Порядок предоставления и правовые последствия выплаты компенсаций
1. Граждане и юридические лица, имеющие право на компенсации в соответствии с настоящим Федеральным законом, обращаются за получением компенсаций в соответствующий орган, созданный государственной комиссией по ликвидации населенного пункта. При этом ими должны быть представлены следующие документы:
документ, подтверждающий право собственности на имущество или право пользования жилым помещением по договору найма, если это право является основанием для получения компенсации в соответствии с настоящим Федеральным законом;
акт оценки стоимости соответствующего имущества;
документ, подтверждающий право пользования жилым помещением, - для лиц, пользующихся жилым помещением в ликвидируемом населенном пункте на основе договора найма и не имеющих другого жилья вне ликвидируемого населенного пункта. При этом документального подтверждения отсутствия другого жилья не требуется;
документ, подтверждающий произведенные расходы на проезд и провоз имущества к новому месту жительства.
На основании представленных документов указанным органом в течение одного месяца принимается решение о выплате компенсаций, которая производится в установленном настоящим Федеральным законом порядке в течение одного месяца со дня принятия такого решения.
2. Суммы компенсации расходов на строительство или приобретение жилья по новому месту жительства зачисляются на именные счета граждан в отделениях Сберегательного банка Российской Федерации по месту строительства или приобретения жилья для последующего их перечисления в счет оплаты указанного жилья.
Нецелевое использование указанных средств не допускается. При этом не является нецелевым использованием перечисление указанных средств в счет оплаты прав на пользование жилым помещением в специализированных учреждениях социального обслуживания (домах для одиноких престарелых, домах-интернатах для престарелых и инвалидов и иных учреждениях, предоставляющих социальные услуги).
По желанию граждан на сумму подлежащей к выплате компенсации им могут выдаваться жилищные сертификаты.
Иностранным гражданам и юридическим лицам, а также лицам без гражданства суммы компенсации стоимости жилья и недвижимого имущества перечисляются в указанные ими банковские учреждения. Порядок использования перечисленных средств определяется этими лицами самостоятельно.
3. Выплата компенсации стоимости имущества, находящегося в собственности граждан или юридических лиц, прекращает их право собственности на это имущество, и оно переходит в собственность государства. Прекращение права собственности граждан и юридических лиц оформляется юридическими актами об отчуждении имущества в соответствии с гражданским законодательством.
4. Граждане и юридические лица, имеющие в ликвидируемом населенном пункте имущество на праве собственности и имеющие право на получение компенсации его стоимости, вправе самостоятельно отчуждать свое имущество или распорядиться им иным законным способом. В этом случае компенсация им не выплачивается.
Статья 16. Гарантия по предоставлению земельного участка
Гражданам, выезжающим из ликвидируемого населенного пункта, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, бесплатно предоставляется по новому месту жительства земельный участок (включая приусадебный участок в сельской местности) для индивидуального жилищного строительства по установленным для данной местности нормам.
Предоставление земельного участка производится в течение месяца со дня обращения гражданина в соответствующий орган.
Статья 17. Гарантии в области труда и занятости
1. У граждан, состоявших в трудовых отношениях с организацией на день официального опубликования решения о ликвидации населенного пункта, сохраняется непрерывный трудовой стаж со дня выезда из ликвидируемого населенного пункта до трудоустройства на новом месте жительства, но не более шести месяцев.
2. Граждане, переселившиеся из ликвидируемого населенного пункта, в случае невозможности самостоятельного трудоустройства на новом месте жительства принимаются на учет в территориальных подразделениях федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное управление в области труда, занятости и социальной защиты населения.
В соответствии с установленным порядком до момента трудоустройства этих лиц им выплачивается пособие по безработице с учетом гарантий, установленных для безработных граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
3. При необходимости переподготовки или повышения квалификации граждан, переселившихся из ликвидируемого населенного пункта, территориальные подразделения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное управление в области труда, занятости и социальной защиты населения, обеспечивают за счет своих средств финансирование соответствующих расходов.
Статья 18. Обжалование решений и действий органов и должностных лиц при проведении ликвидации населенного пункта
Решения и действия органов и должностных лиц, уполномоченных осуществлять мероприятия по ликвидации населенного пункта, могут быть обжалованы в государственную комиссию по ликвидации населенного пункта или оспорены в судебном порядке в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.
Статья 19. Вступление в силу настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
2. Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Президент Российской Федерации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.