Пояснительная записка
к проекту Федерального конституционного закона N 99020723-2 "О полномочиях судов общей юрисдикции в Российской Федерации по обеспечению соответствия нормативных правовых актов федеральным законам"
Досье на проект федерального закона
Проект настоящего Федерального конституционного закона вносится для установления полномочий судов общей юрисдикции в целях обеспечения соответствия нормативных правовых актов (ниже уровня федерального закона), принимаемых в Российской Федерации органами государственной власти, органами местного самоуправления и должностными лицами, федеральным конституционным законам, федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Судебный контроль за соответствием федеральных законов и некоторых других нормативных правовых актов Конституции Российской Федерации осуществляет в соответствии со ст.125 Конституции Российской Федерации Конституционный Суд Российской Федерации.
Необходимость принятия настоящего Федерального конституционного закона вызывается следующим.
Как свидетельствует практика, органы государственной власти, органы местного самоуправления и должностные лица в Российской Федерации принимают много нормативных правовых актов, противоречащих федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. В результате нарушаются права граждан и организаций, компетенция других органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц, создается опасность разрушения законности в Российской Федерации.
За время действия новой Конституции Российской Федерации суды общей юрисдикции признали противоречащими закону большое количество нормативных правовых актов органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральных министерств и ведомств, должностных лиц, что способствовало предупреждению массовых нарушений, которые могли иметь место в результате применения данных актов, и укреплению законности в Российской Федерации.
Для выполнения конституционной обязанности государства гарантировать эффективную защиту прав и свобод человека и гражданина от любых нарушений (в том числе и в результате принятия противоречащих законам нормативных правовых актов), обеспечить нормальную деятельность органов государственной власти, местного самоуправления и должностных лиц с тем, чтобы они действовали в рамках закона и не нарушали компетенцию друг друга, требуется система органов государственной власти, которая могла бы объективно, квалифицированно и достаточно оперативно разрешать коллизии между нормативными правовыми актами, споры о компетенции между различными органами государственной власти и местного самоуправления, осуществлять по заявлениям заинтересованных лиц контроль за соответствием принимаемых ими нормативных правовых актов федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Такая система в Российской Федерации существует в виде судов общей юрисдикции и действует, как показывает практика, весьма эффективно.
Право судов общей юрисдикции осуществлять проверку соответствия нормативных правовых актов ниже уровня федерального закона иному, имеющему большую юридическую силу акту, и право признавать эти акты незаконными (недействительными) по заявлениям прокуроров, граждан, органов местного самоуправления, организаций предусмотрено многими федеральными законами: "О прокуратуре Российской Федерации" (статьи 1, 21, 22, 23), принятом на основании части 5 статьи 129 Конституции Российской Федерации; "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан"; Гражданским процессуальным кодексом (статьи 116, 239-1 - 239-8); "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (статья 46, развивающая положения статьи 133 Конституции Российской Федерации, которой местное самоуправление в Российской Федерации гарантировано правом на судебную защиту); "О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации" (статьи 60, 61) и другими.
Согласно постановлению Конституционного Суда РФ по делу о толковании отдельных положений статьей 125, 126 и 127 Конституции Российской Федерации от 16 июня 1998 г. такие полномочия судов общей юрисдикции следует установить федеральным конституционным законом, в котором должны быть закреплены виды нормативных правовых актов, подлежащих проверке судами, правила о подсудности таких дел, субъекты, управомоченные обращаться в суд с требованием о проверке законности нормативных правовых актов, обязательность решений судов по результатам проверки нормативного правового акта.
В проекте данного Федерального конституционного закона, основанного на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации (ст.ст. 18, 46, 128, 129, 133), с учетом сложившейся почти десятилетней практики и названного постановления Конституционного Суда Российской Федерации предлагается определить полномочия судов общей юрисдикции по рассмотрению дел о соответствии нормативных правовых актов ниже уровня федерального закона федеральным конституционным законам, федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и урегулировать указанные выше особенности разбирательства этих дел судами (определить круг лиц, имеющих право на возбуждение дел в суде, установить правила распределения дел по подсудности между судами общей юрисдикции и др.).
Предлагается, в частности, подсудность этих дел установить в зависимости от уровня нормативного правового акта: дела о признании не соответствующими закону нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации отнести к компетенции Верховного Суда Российской Федерации; нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации - к компетенции верховных судов республик, краевых, областных, судов городов федерального значения, судов автономных округов и автономной области; иных нормативных правовых актов - к компетенции районных судов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.