Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации"
Проект федерального закона "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации" разработан в соответствии с Федеральным законом "О прожиточном минимуме в Российской Федерации".
Потребительская корзина в целом по Российской Федерации определена на основе методических рекомендаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 февраля 1999 г. N 192.
Потребительская корзина представляет собой минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, выраженный в натуральных показателях, и устанавливается для основных социально-демографических групп населения - трудоспособного населения, пенсионеров и детей.
Состав потребительской корзины сформирован с учетом:
научных рекомендаций по минимальным объемам потребления и перечню товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности;
фактического состава, структуры и объема потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг в малоимущих семьях;
влияния на потребление социально-экономических, демографических, природно-климатических и других факторов;
финансовых возможностей бюджетов разных уровней по обеспечению государственной поддержки населения.
Набор продуктов питания состоит из 11 укрупненных групп продуктов (хлебные продукты, картофель, овощи и бахчевые, фрукты свежие, сахар и кондитерские изделия, мясопродукты, рыбопродукты, молоко и молокопродукты, яйца, масло растительное, маргарин и другие жиры, прочие продукты), обеспечивающих в необходимом объеме потребности основных социально-демографических групп населения в пищевых веществах и энергии.
Данный набор сформирован путем укрупнения минимального набора продуктов питания, состоящего из 35 продуктов.
Набор непродовольственных товаров составлен по результатам обследований домашних хозяйств и состоит из 10 укрупненных групп предметов индивидуального пользования (одежда, обувь, галантерейные изделия, школьно-письменные товары для детей) и общесемейного пользования (постельное белье, предметы первой необходимости, санитарии и лекарства, товары культурно-бытового и хозяйственного назначения). Данный набор сформирован путем укрупнения минимального набора непродовольственных товаров, состоящего более чем из 100 предметов.
Набор непродовольственных товаров сформирован с учетом половозрастных особенностей соответствующих социально-демографических групп населения, различной степени их физической, трудовой и социальной активности, распространенности товаров на потребительском рынке и доступности их приобретения.
Набор услуг состоит из 7 групп и включает услуги платного характера (жилищно-коммунальные, транспортные и прочие). Услуги организаций здравоохранения, образования, культуры, социального обслуживания в потребительскую корзину не включаются, так как их минимальные объемы в соответствии с действующим законодательством предоставляются населению бесплатно.
В отличие от действующих методических рекомендаций по расчетам прожиточного минимума, утвержденных Минтрудом России в 1992 г., при формировании настоящей потребительской корзины непродовольственные товары и услуги включаются в корзину прямым счетом, а не в виде доли в структуре прожиточного минимума.
Кроме того, за последние годы произошло старение гардероба у низкодоходных групп населения, существенно увеличились расходы на жилищно-коммунальные услуги и транспорт.
В этой связи величина прожиточного минимума в среднем на душу населения, определяемая на основе подготовленного проекта федерального закона, увеличится приблизительно на 21 процент и составит исходя из цен декабря 1998 г. около 869 рублей (по действующей методике - 717 рублей). При этом доля продуктов питания в структуре прожиточного минимума в среднем на душу населения сократится с 62,4 процента до 51,5 процента, непродовольственных товаров - увеличится с 21,1 до 29,2 процента, платных услуг - с 11,3 до 13,1 процента. Кроме того, с 5,2 до 6,2 процента увеличится доля обязательных платежей и сборов.
Принятие Федерального закона "О потребительской корзине по Российской Федерации" не повлечет прямых дополнительных расходов из бюджетов всех уровней и государственных социальных внебюджетных фондов.
В последующем в соответствии с Федеральный законом "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" соотношение между минимальным размером оплаты труда, минимальным размером пенсии по старости и величиной прожиточного минимума на очередной финансовый год будет устанавливаться федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год. Возможные дополнительные расходы на увеличение этих соотношений должны предусматриваться при формировании бюджетов всех уровней и бюджетов государственных социальных внебюджетных фондов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.