Проект федерального закона N 96700109-2
"О государственной поддержке промышленного комплекса высоких
технологий в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Глава I. Общие положения
Глава II. Полномочия органов государственной власти в области
государственной поддержки промышленного комплекса
высоких технологий
Глава III. Экономические меры поддержки организаций
промышленного комплекса высоких технологий
Глава IV. Социальная защита работников организаций
промышленного комплекса высоких технологий
Глава V. Меры государственной поддержки подготовки кадров для
организаций промышленного комплекса высоких технологий
Глава VI. Центры интеграции образования, науки и
промышленности
Глава VII. Заключительные положения
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций по оказанию государственной поддержки промышленному комплексу высоких технологий в Российской Федерации.
Глава I. Общие положения
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
промышленный комплекс высоких технологий в Российской Федерации (далее - промышленный комплекс высоких технологий) - совокупность организаций, основная деятельность которых в сфере образования, науки и производства заключается в создании высоких технологий защиты жизненно важных интересов государства, национальной безопасности и здоровья человека, сохранения возможностей разработки и производства наукоемкой конкурентоспособности продукции;
базовые технологии - технологии, заложенные в основу наукоемкой продукции широкого применения и прямо не связанные с каким-либо видом техники;
критические базовые технологии - технологии, разработка и использование которых являются определяющим вкладом в достижение целей национальной безопасности, экономического и социального развития государства;
критическое научно-техническое и технологическое отставание - научно-техническое и технологическое отставание, приводящее к утрате в государстве возможности самостоятельно проводить научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по разработке критических базовых технологий и наукоемкой продукции на их основе, а также осуществлять производство такой продукции;
критическое отставание в образовании - утрата в государстве возможности осуществлять подготовку специалистов для проведения исследований по разработке критических базовых технологий и наукоемкой продукции на их основе, а также для обеспечения производства такой продукции;
национальные интересы - совокупность ценностей, определяемых конституционным строем, суверенитетом, территориальной целостностью государства и конституционными правами человека;
государственная поддержка промышленного комплекса высоких технологий - политика государства по обеспечению благоприятных условий развития промышленного комплекса высоких технологий;
федеральная программа развития промышленного комплекса высоких технологий - программа, принимаемая федеральными органами государственной власти в целях решения конкретных задач по обеспечению национальных интересов;
интеллектуальный потенциал - уровень научно-технического и технологического развития государства и обеспеченности его квалифицированными кадрами.
Статья 2. Цели государственной поддержки промышленного комплекса высоких технологий
Целями государственной поддержки промышленного комплекса высоких технологий являются:
сохранение и развитие интеллектуального потенциала, фундаментальных и прикладных научных исследований на уровне, необходимом для обеспечения национальной безопасности, в том числе недопущение критического научно-технического и технологического отставания;
создание системы экономических, социальных и правовых гарантий поддержания престижа профессиональной деятельности работников организаций промышленного комплекса высоких технологий.
Статья 3. Субъекты и объекты промышленного комплекса высоких технологий
К субъектам промышленного комплекса высоких технологий относятся научные, проектные, конструкторские, технологические, производственные организации, высшие учебные заведения независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие реализацию федеральных программ, выполнение государственных контрактов на поставки продукции для государственных нужд, сохранение и развитие на должном уровне базовых технологий в области создания авиационной, ракетно-космической, электронной техники, радиотехники, вооружения и военной техники, систем управления, оптики, ядерных технологий, биотехнологий, в области судостроения, специального транспорта, связи, информатики, медицины, спецхимии, экологической безопасности, а также проведение научных исследований и подготовку кадров по указанным направлениям.
К объектам промышленного комплекса высоких технологий относятся уникальные научные, экспериментальные и промышленные объекты и установки, имеющие для Российской Федерации большое научное, промышленное, экономическое и оборонное значение.
Перечень субъектов и объектов промышленного комплекса высоких технологий, нуждающихся в государственной поддержке, определяется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Статья 4. Основные принципы государственной поддержки промышленного комплекса высоких технологий
Государственная поддержка промышленного комплекса высоких технологий основывается на следующих принципах:
применение программно-целевого планирования развития промышленного комплекса высоких технологий;
интеграция образования, науки и промышленности;
опережающее развитие промышленного комплекса высоких технологий;
обеспечение конкурентоспособности российской наукоемкой продукции на мировом рынке;
обеспечение благоприятных условий развития промышленного комплекса высоких технологий;
единая система обеспечения качества продукции гражданского и военного назначения, разработка и производство которой осуществляется организациями промышленного комплекса высоких технологий;
обеспечение престижа профессиональной деятельности работников организаций промышленного комплекса высоких технологий.
Статья 5. Гласность и доступность информации о промышленном комплексе высоких технологий
В целях содействия развитию промышленного комплекса высоких технологий информация о деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления по оказанию государственной поддержки промышленному комплексу высоких технологий и организациям промышленного комплекса высоких технологий является гласной и доступной, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации не реже чем один раз в год опубликовывает в средствах массовой информации материалы о реализации федеральных программ развития промышленного комплекса высоких технологий.
Счетная палата Российской Федерации и другие контрольные органы Российской Федерации в установленном порядке опубликовывают материалы о результатах проверок расходования средств федерального бюджета промышленным комплексом высоких технологий.
Граждане Российской Федерации и зарегистрированные на территории Российской Федерации юридические лица вправе запрашивать и получать информацию о развитии промышленного комплекса высоких технологий.
Глава II. Полномочия органов государственной власти в области
государственной поддержки промышленного комплекса высоких технологий
Статья 6. Полномочия Правительства Российской Федерации
Правительство Российской Федерации:
обеспечивает реализацию государственной поддержки развития промышленного комплекса высоких технологий;
разрабатывает и представляет Президенту Российской Федерации перечень приоритетных направлений развития промышленного комплекса высоких технологий в области образования, науки и промышленности;
формирует федеральные программы развития промышленного комплекса высоких технологий и обеспечивает их реализацию;
обеспечивает эффективное взаимодействие организаций промышленного комплекса высоких технологий и иностранных партнеров на основе федеральных программ и государственных контрактов на поставки продукции для государственных нужд;
организует эффективное взаимодействие федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области реализации федеральной программы развития промышленного комплекса высоких технологий;
разрабатывает и реализует меры государственной поддержки промышленного комплекса высоких технологий;
ежегодно определяет перечень организаций промышленного комплекса высоких технологий.
Статья 7. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации:
взаимодействуют с Правительством Российской Федерации и организациями промышленного комплекса высоких технологий в соответствии с установленными настоящим Федеральным законом целями;
участвуют в реализации федеральных социальных программ с учетом интересов работников организаций промышленного комплекса высоких технологий, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;
разрабатывают предложения о развитии организаций промышленного комплекса высоких технологий, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, и представляют такие предложения в Правительство Российской Федерации для включения в федеральные программы развития промышленного комплекса высоких технологий.
Глава III. Экономические меры поддержки организаций
промышленного комплекса высоких технологий
Статья 8. Контроль за финансированием федеральных программ развития промышленного комплекса высоких технологий
Органы финансового контроля в установленном порядке осуществляют контроль за обеспечением финансовыми средствами, предусмотренными федеральным бюджетом на федеральные программы развития промышленного комплекса высоких технологий, получателей таких средств.
Статья 9. Возмещение причиненных убытков
При внесении Правительством Российской Федерации изменений, уменьшающих ранее установленный объем финансирования, в утвержденные федеральные программы развития промышленного комплекса высоких технологий возмещение организациям промышленного комплекса высоких технологий - исполнителям государственных контрактов на поставки продукции для государственных нужд причиненных убытков осуществляется в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации.
Статья 10. Меры экономического стимулирования
Меры экономического стимулирования, предусмотренные в отношении исполнителей государственного оборонного заказа в соответствии с законодательством Российской Федерации, распространяются на организации промышленного комплекса высоких технологий - исполнителей государственных контрактов на поставки продукции для государственных нужд.
Статья 11. Условия освобождения от уплаты пеней и штрафов
Организации промышленного комплекса высоких технологий - исполнители государственных контрактов на поставки продукции для государственных нужд в случае несвоевременного бюджетного финансирования освобождаются на основании представляемых указанными организациями соответствующих документов от уплаты пеней и штрафов за несвоевременную оплату электрической и тепловой энергии, водоснабжения, задержку выполнения обязательств перед бюджетами разных уровней и государственными внебюджетными фондами в размере, пропорциональном размеру несвоевременных выплат из бюджета, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 12. Создание целевого фонда государственной поддержки промышленного комплекса высоких технологий
Ежегодно при формировании проекта федерального бюджета Правительство Российской Федерации предусматривает создание целевого фонда государственной поддержки промышленного комплекса высоких технологий, порядок формирования и использования которого устанавливается законодательством Российской Федерации.
Статья 13. Размер заработной платы
Для работников организаций промышленного комплекса высоких технологий - исполнителей государственных контрактов на поставки продукции для государственных нужд независимо от организационно-правовых форм и форм собственности на период выполнения указанных контрактов устанавливается заработная плата не ниже двукратной величины прожиточного минимума на душу населения, определяемой в соответствии с Федеральным законом "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в соответствующем субъекте Российской Федерации, на территории которого расположена такая организация.
Статья 14. Уникальные научные, экспериментальные, промышленные объекты и установки промышленного комплекса высоких технологий
Уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти в целях обеспечения функционирования, сохранности и развития уникальных научных, экспериментальных, промышленных объектов и установок, имеющих для Российской Федерации большое научное, промышленное, экономическое и оборонное значение, ведут реестр таких объектов и установок, осуществляют государственный контроль за их состоянием и использованием, участвуют в реализации мер государственной поддержки развития промышленного комплекса высоких технологий и обеспечивают целевое финансирование таких мер.
Глава IV. Социальная защита работников организаций
промышленного комплекса высоких технологий
Статья 15. Меры по социальной защите работников
В целях обеспечения социальной защиты работников организаций промышленного комплекса высоких технологий соответствующими федеральными программами предусматривается дополнительное выделение средств для указанных организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Ответственность за правильность использования выделенных бюджетных средств на реализацию мер по социальной защите работников организаций промышленного комплекса высоких технологий несет администрация указанных организаций.
Нормативы выделения средств организациям промышленного комплекса высоких технологий на пользование объектами социальной сферы и обеспечение медицинского обслуживания работников таких организаций утверждаются Правительством Российской Федерации.
Статья 16. Права работников на получение средств на строительство или приобретение жилья, получение земельных участков
Работники организаций промышленного комплекса высоких технологий независимо от организационно-правовых форм и форм собственности вправе получать от указанных организаций за счет предусмотренных федеральным бюджетом средств целевого фонда поддержки промышленного комплекса высоких технологий кредиты на льготных условиях на индивидуальное жилищное строительство и приобретение жилья. Такие работники имеют также право на получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Глава V. Меры государственной поддержки подготовки кадров
для организаций промышленного комплекса высоких технологий
Статья 17. Разработка и реализация программ подготовки кадров
Подготовка кадров для организаций промышленного комплекса высоких технологий осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике", Законом Российской Федерации "Об образовании", иными федеральными законами, а также в соответствии с федеральными программами подготовки кадров для промышленного комплекса высоких технологий.
Статья 18. Государственная поддержка высших учебных заведений
Государственная поддержка оказывается высшим учебным заведениям, которые имеют определяющее значение в подготовке кадров и выполнении научных исследований для промышленного комплекса высоких технологий.
В целях государственной поддержки Правительство Российской Федерации ежегодно утверждает перечень высших учебных заведений, факультетов и кафедр, в отношении которых:
устанавливаются уменьшенные нормативы соотношения численности студентов и научно-педагогических работников;
устанавливаются повышенные коэффициенты единой тарифной сетки для определения размера заработной платы работников высших учебных заведений;
выделяются целевые ассигнования на развитие образовательной и научно-исследовательской базы, издание учебно-методической и научной литературы, приобретение научно-технических информационных ресурсов;
могут применяться иные меры экономического стимулирования, предусмотренные Федеральным законом "О государственном оборонном заказе", Федеральным законом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике", Законом Российской Федерации "Об образовании".
Статья 19. Государственное задание на подготовку специалистов
Федеральные органы исполнительной власти, являющиеся государственным заказчиком, на основе содержащих гарантии будущего трудоустройства заявок органов государственной власти, организаций промышленного комплекса высоких технологий формируют и выдают высшим учебным заведениям государственное задание на подготовку специалистов для промышленного комплекса высоких технологий, осуществляют финансовое и иное ресурсное обеспечение такого задания.
Статья 20. Контрактная система подготовки специалистов
Подготовка в рамках государственного задания специалистов для нужд промышленного комплекса высоких технологий осуществляется на добровольной конкурсной контрактной основе. Контракты заключаются между высшим учебным заведением и обучающимися и предусматривают обязательства обучающихся работать в соответствии с условиями контрактов в организациях промышленного комплекса высоких технологий, а также ответственность обучающихся за ненадлежащее выполнение условий контрактов.
Срок работы специалистов в соответствии с условиями контрактов в организациях промышленного комплекса высоких технологий устанавливается Правительством Российской Федерации.
Статья 21. Меры экономического стимулирования обучающихся
Студентам и аспирантам, обучающимся на основе контрактов в рамках государственного задания:
предоставляются на льготных условиях кредиты для их социальной поддержки, а также для оплаты обучения в негосударственных высших учебных заведениях. Порядок предоставления указанных кредитов определяется Правительством Российской Федерации;
устанавливается повышенный размер стипендий в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
предоставляются гарантии трудоустройства в организациях промышленного комплекса высоких технологий после завершения курса обучения.
Студентам и аспирантам, завершившим курс обучения, устанавливается отсрочка от призыва на действительную воинскую службу на период работы в соответствии с условиями контрактов в организациях промышленного комплекса высоких технологий, которые включены в перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации.
Глава VI. Центры интеграции образования, науки
и промышленности
Статья 22. Создание центров интеграции образования, науки и промышленности
В целях ускорения разработки и освоения наукоемких технологий и технологий двойного назначения, а также для обеспечения адресной государственной поддержки организаций промышленного комплекса высоких технологий на добровольной основе создаются центры интеграции образования, науки и промышленности (далее - центры интеграции). Типовое положение о центрах интеграции утверждается Правительством Российской Федерации.
Решение об учреждении конкретного центра интеграции принимается Правительством Российской Федерации. При учреждении центра интеграции устанавливается его организационно-правовая форма, центру интеграции присваивается наименование "федеральный центр" с указанием специализации (ядерный центр, центр атомного судостроения, центр микрополупроводниковой электроники, центр двойных технологий и другие) и типа центра. Допускается создание центров следующих типов: научный, научно-образовательный, научно-производственный, опытно-конструкторский. Правительством Российской Федерации определяются цели и задачи центра интеграции, органы управления центром интеграции и система контроля за его деятельностью, формы отчетности и меры ответственности за результаты деятельности центра интеграции, степень участия в управлении центром интеграции органов государственной власти и органов местного самоуправления, финансовой поддержки центра данными органами.
Центры интеграции создаются по территориальному или функционально-технологическому принципу независимо от организационно-правовых форм и форм собственности объединяемых организаций.
Статья 23. Центры интеграции, создаваемые по территориальному принципу
Центр интеграции создается по территориальному принципу либо в административно-территориальном образовании, имеющем по сравнению со среднероссийскими показателями повышенные показатели интеллектуального потенциала, либо при расположении организаций (организации) в пределах территории района, города, закрытого административно-территориального образования, либо в субъекте Российской Федерации, если в данном субъекте Российской Федерации численность студентов на 10 тысяч населения превышает аналогичные среднероссийские показатели не менее чем в 1,75 раза. Критерии повышения таких показателей устанавливаются Правительством Российской Федерации.
При создании центра интеграции по территориальному принципу федеральные органы исполнительной власти назначают администрацию центра интеграции или делегируют ее функции соответствующим органам местного самоуправления. Администрация центра интеграции получает право распоряжения целевыми средствами федерального бюджета на государственную поддержку центра интеграции и контроля за их расходованием. Администрация центра интеграции несет ответственность за выполнение поставленных перед центром задач, целевое расходование выделенных средств, использование иных мер государственной поддержки.
Статья 24. Центры интеграции, создаваемые по функционально-технологическому принципу
Центр интеграции создается по функционально-технологическому принципу независимо от территориального расположения организаций, входящих в центр интеграции, при условии их функционально-технологической взаимосвязи или определяющего значения в конкретной области образования, науки, техники.
Администрация центра интеграции, созданного по функционально-технологическому принципу, несет ответственность за выполнение поставленных перед таким центром задач, целевое расходование выделенных средств, использование иных мер государственной поддержки.
Статья 25. Сроки деятельности центров интеграции
При создании центров интеграции устанавливаются сроки их деятельности не менее чем на пять лет, которые в последующем могут продлеваться Правительством Российской Федерации на основании положительной оценки результатов деятельности центров интеграции.
Статья 26. Финансовая поддержка центров интеграции
Центры интеграции получают финансовую поддержку за счет средств федерального бюджета в порядке, предусмотренном бюджетным законодательством Российской Федерации.
Центры интеграции получают льготы по налогам и сборам в соответствии с законодательством о налогах и сборах и принятыми представительными органами местного самоуправления нормативными правовыми актами о налогах и сборах.
Глава VII. Заключительные положения
Статья 27. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Статья 28. О приведении нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом
Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Президент
Российской Федерации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.