Судебная коллегия по административным делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего - Балабанова Н.Н,
судей: Левицкого Б.Ф. и Дзадзиева Д.А,
с участием помощника судьи Онищенко С.Л, административного истца Ефременкова А.А, его представителя Лавриненко С.А. и представителя административного ответчика - командира войсковой части N - Майстренко В.С. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2-а-101/2019 по апелляционной жалобе представителя административного истца - Лавриненко С.А. на решение Смоленского гарнизонного военного суда от 18 июля 2019 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления военнослужащего войсковой части N майора Ефременкова Александра Алексеевича об оспаривании решения командира и жилищной комиссии войсковой части N о внесении в учётное дело административного истца, сведений об уменьшении нормы предоставления жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Дзадзиева Д.А, объяснения административного истца и его представителя в обоснование апелляционной жалобы, а также представителя административного ответчика, возражавшего против её удовлетворения, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, Ефременков проходит военную службу по контракту с 1999 года и является военнослужащим войсковой части N (г. Смоленск).
Достигнув в 2017 году общей продолжительности военной службы в календарном исчислении 20 лет, решением жилищной комиссии войсковой части 7459 от 3 ноября 2017 года N 13-2017 административный истец с супругой Ефременковой (Зиминой) Е.И. (брак заключен 30 октября 2010 года) и дочерью Ефременковой Е.А. приняты на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания.
Выяснив, что супруга Ефременкова в 1993 году в составе семьи своих родителей (4 человека) была обеспечена от Брянского электромеханического завода комнатой в общежитии г. Брянска, которое в 2003 году включено в реестр муниципальной собственности г. Брянска, в 2009 году данное жилое помещение общей площадью 41 кв.м. передано им Брянской городской администрацией в порядке приватизации в долевую собственность, а в 2011 году оно продано ими третьим лицам, 25 июня 2019 года жилищной комиссией войсковой части N принято решение N 8-2019 о внесении в учётное дело административного истца сведений об уменьшении нормы предоставления жилого помещения на 10,25 кв.м. общей площади жилого помещения, приходившейся на Ефременкову.
Полагая свои права нарушенным, Ефременков обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным решение командира и жилищной комиссии войсковой части N от 25 июня 2019 года N 8-2019 о внесении в его учётное дело сведений об уменьшении нормы предоставления жилого помещения на 10,25 кв.м. общей площади, обязав указанных лиц данное решение отменить.
Кроме того, административный истец просил взыскать с войсковой части N в его пользу судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины, в размере 300 руб. и оплатой услуг представителя в размере 10 000 руб.
Суд первой инстанции в удовлетворении административного искового заявления Ефременкова отказал.
В апелляционной жалобе представитель административного истца, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы её автор, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, указывает, что Ефременков с членами семьи жилыми помещениями для постоянного проживания не обеспечен, зарегистрирован по адресу воинской части и проживает в служебной квартире.
Отмечает, что пункт 4 Правил расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих", утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2014 года N 76, содержит исчерпывающий перечень случаев, при которых допускается уменьшение норматива общей площади жилого помещения.
Утверждает, что поскольку супруга административного истца в связи с вступлением в брак переехала из г. Брянска в г. Смоленск, в связи с чем была вынуждена продать принадлежащую ей долю в праве собственности на жилое помещение, то такие действия не могут быть расценены, как направленные на ухудшение жилищных условий.
Обращает внимание, что Ефременкова своё право на обеспечение жильём для постоянного проживания в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О статусе военнослужащих", не реализовала.
Считает, что участие супруги административного истца в приватизации также не имеет какого-либо значения, так как они признаны нуждающимися в обеспечении жилым помещением по договору социального найма.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии со статьёй 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (в редакции, действовавшей до 13 октября 2012 года) к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма.
Законом РФ от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" установлены основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использования на территории Российской Федерации.
В силу статей 1 и 2 названного закона приватизация жилых помещений - это бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.
Граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Как усматривается из материалов дела, супруга административного истца была зарегистрирована по месту жительства в общежитии Брянского электромеханического завода по адресу: "адрес". 19 мая 2009 года между администрацией Бежицкого района города Брянска с членами семьи Ефременковой был заключён договор, согласно которому последним передано в долевую собственность жилое помещение общей площадью 41 кв.м, расположенное по указанному адресу.
Из изложенного следует, что после передачи общежития в ведение органов местного самоуправления оно утратило статус общежития в силу закона, и к нему стал применяться правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. Это обстоятельство позволило супруге административного истца в 2009 году приватизировать занимаемое жилое помещение.
По смыслу статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон) государство гарантирует военнослужащим обеспечение их и совместно проживающих с ними членов их семей жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счёт средств федерального бюджета.
Частями 1 и 3 статьи 19 ЖК РФ определено, что жилищный фонд в Российской Федерации включает в себя наряду с государственным жилищным фондом муниципальный жилищный фонд, принадлежащий на праве собственности муниципальным образованиям, а жилищным фондом социального использования является совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, а также предоставляемых гражданам по договорам найма жилищного фонда социального использования жилых помещений государственного, муниципального и частного жилищных фондов.
Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нём на условиях, установленных настоящим Кодексом.
Таким образом, Ефременкова уже была обеспечена жилым помещением за счёт государства на безвозмездной основе, которым распорядилась по своему усмотрению.
В суде установлено, что Ефременков поставил вопрос о предоставлении ему на состав семьи 3 человека жилого помещения в порядке, установленном Федеральным законом "О статусе военнослужащих", то есть за счет государства, при обеспеченности его супруги ранее жильем от государства без его сдачи.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также учитывая, что супруга административного истца, приняв в совершеннолетнем возрасте участие в приватизации жилого помещение, предоставленного её родителям, реализовала своё право на жилищное обеспечение от государства, то, вопреки доводам жалобы, суд первой инстанции пришел к верному выводу о законности оспариваемого решения, обоснованно отказав в удовлетворении заявленных требований.
Однократность обеспечения жильем основана на вытекающем из Конституции Российской Федерации принципе социальной справедливости и направлена на предотвращение необоснованного сверхнормативного предоставления военнослужащим (и членам их семей) жилищных гарантий, установленных Федеральным законом "О статусе военнослужащих".
Доводы жалобы об обратном судебная коллегия находит основанными на неправильном понимании норм действующего законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 308, п. 1 ст. 309 и ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Смоленского гарнизонного военного суда от 18 июля 2019 года по административному исковому заявлению Ефременкова Александра Алексеевича оставить без изменения, а апелляционную жалобу его представителя Лавриненко С.А. - без удовлетворения.
"Подписи"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.