Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики
в составе: председательствующего Лысенина Н.П, судей Алексеевой Г.И, Александровой А.В,
при секретаре Андрияновой Т.А,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску Синяева Сергея Валерьевича к Государственному учреждению - Региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике - Чувашии о признании незаконным отказа в назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, возложении обязанности произвести выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, поступившее по апелляционной жалобе Синяева Сергея Валерьевича на решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 06 июня 2019 года.
Заслушав доклад судьи Алексеевой Г.И, судебная коллегия
установила:
Синяев С.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике - Чувашии (далее ГУ РО ФСС по ЧР, Региональное отделение Фонда) о признании незаконным отказа в назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, возложении обязанности произвести выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, указывая, что 15 января 2019 года он обратился в Региональное отделение Фонда с заявлением о выплате ему такого пособия. Письмом от 01 марта 2019 года, поступившим в адрес работодателя общества с ограниченной ответственностью "... " (далее ООО "... "), в указанной выплате было отказано. Синяев С.В. просил признать незаконным отказ Регионального отделения Фонда N 06-15/216-1297 от 01 марта 2019 года в назначении выплаты пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и обязать ответчика произвести ему выплату соответствующего пособия с 15 января 2019 года до достижения ребенком полутора лет.
В судебном заседании истец Синяев С.В. исковые требования поддержал.
Представители ответчика ГУ РО ФСС по ЧР Бурсова А.Д, Семенова Е.И. исковые требования не признали по мотивам отсутствия правовых оснований для назначения и выплаты Синяеву С.В. указанного пособия.
Решением Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 06 июня 2019 года постановлено:
"Синяеву Сергею Валерьевичу отказать в удовлетворении исковых требований к Государственному учреждению - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике - Чувашии о признании незаконным отказа в назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет, возложении обязанности произвести выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет с 15.01.2019г. до достижения ребенком возраста полутора лет".
Указанное решение суда от 06 июня 2019 года обжаловано Синяевым С.В. на предмет отмены по мотивам незаконности, необоснованности, нарушения норм материального права и принятия нового решения об удовлетворении исковых требований.
Синяев С.В. указывает, что выводы суда первой инстанции не соответствуют правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 28 февраля 2017 года N 329-О, суд не принял во внимание, что у работника достаточно времени для осуществления ухода за ребенком, сокращение рабочего времени не может расцениваться как мера, позволяющая продолжать осуществлять уход за ребенком, повлекшая утрату заработка, действующим законодательством не предусмотрено ограничений по продолжительности рабочего времени для застрахованного лица.
ГУ РО ФСС по ЧР представило отзыв на апелляционную жалобу Синяева С.В. об отказе в ее удовлетворении ввиду необоснованности доводов жалобы и законности постановленного судом первой инстанции решения.
Заслушав представителя истца Синяева С.В. - Чекмасова В.А, одновременно являющегося представителем ООО "... ", поддержавшего апелляционную жалобу, представителя ГУ РО ФСС по ЧР Быкову С.Н, возражавшую против удовлетворения апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах их доводов, судебная коллегия приходит к следующему.
Гарантированное каждому статьей 39 Конституции Российской Федерации право на социальное обеспечение, неотъемлемым элементом которого является право на получение пособия по уходу за ребенком, осуществляется в порядке и на условиях, предусмотренных законом.
В силу ст. 21 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) работник имеет право на обязательное социальное страхование в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ст. 256 ТК РФ по заявлению женщины ей предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Порядок и сроки выплаты пособия по государственному социальному страхованию в период указанного отпуска определяются федеральными законами.
Отпуска по уходу за ребенком могут быть использованы полностью или по частям также отцом ребенка, бабушкой, дедом, другим родственником или опекуном, фактически осуществляющим уход за ребенком.
По заявлению женщины или лиц, указанных в части второй настоящей статьи, во время нахождения в отпусках по уходу за ребенком они могут работать на условиях неполного рабочего времени или на дому с сохранением права на получение пособия по государственному социальному страхованию.
На период отпуска по уходу за ребенком за работником сохраняется место работы (должность).
В соответствии со ст. 93 ТК РФ по соглашению между работником и работодателем могут устанавливаться как при приеме на работу, так и впоследствии неполный рабочий день (смена) или неполная рабочая неделя. Работодатель обязан устанавливать неполный рабочий день (смену) или неполную рабочую неделю по просьбе беременной женщины, одного из родителей (опекуна, попечителя), имеющего ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет), а также лица, осуществляющего уход за больным членом семьи в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что Синяев С.В. работает в ООО "... " в должности должность, 15 января 2019 года им руководителю подано заявление о предоставлении ему отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет на период с 15 января 2019 года до 14 марта 2019 года, а также допуске его до работы на условиях неполного рабочего времени.
Приказом N 06/1-л/с от 15 января 2019 года Синяеву С.В. предоставлен отпуск по уходу за ребенком с 15 января 2019 года по 14 марта 2019 года.
Приказом N 06/2-л/с от 15 января 2019 года Синяев С.В. привлечен к работе на условиях неполного рабочего времени. На период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет Синяеву С.В. установлена пятидневная рабочая неделя с понедельника по пятницу с выходными днями: суббота и воскресенье, продолжительность ежедневной работы - 6 часов, с 08 час. до 15 час. с перерывом для отдыха и питания - 1 час. с 11 час. до 12 час, с ним заключено дополнительное соглашение N 1 д/с к трудовому договору от 15 февраля 2012 года.
19 февраля 2019 года в адрес ГУ РО ФСС по ЧР из ООО "... " поступили документы для назначения Синяеву С.В. ежемесячного пособия по уходу за ребенком на период с 15 января 2019 года по 14 марта 2019 года.
Письмом от 01 марта 2019 года N 06-15/2016-1297 Региональное отделение Фонда отказало в назначении и производстве выплаты соответствующего пособия отцу ребенка, поскольку в соответствии с действующим законодательством сокращение рабочего времени на 2 часа не может расцениваться как мера, необходимая для продолжения осуществления ухода за ребенком, повлекшая утрату заработка.
Разрешая спор и отказывая Синяеву С.В. в удовлетворении иска, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что истцом не представлено доказательств фактического осуществления им ухода за ребенком, поскольку сокращение рабочего времени на 2 часа в день не может расцениваться как мера, необходимая для продолжения осуществления ухода за ребенком, повлекшая утрату заработка, в связи с чем пособие по уходу за ребенком уже не является компенсацией утраченного заработка, а приобретает характер дополнительного материального стимулирования работника.
Судебная коллегия соглашается с приведенными в решении суда выводами, поскольку они основаны на правильном применении норм действующего законодательства.
С 01 января 2019 года назначение и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком в Чувашской Республике производятся в соответствии с Положением об особенностях назначения и выплаты в 2012-2020 гг. застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 21 апреля 2011 года N 294.
В соответствии с п. 2 Положения при наступлении страхового случая застрахованное лицо (его уполномоченный представитель) обращается к страхователю по месту своей работы (службы, иной деятельности) с заявлением о выплате соответствующего вида пособия (далее - заявление) и документами, необходимыми для назначения и выплаты пособия в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством урегулированы положениями Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее Федеральный закон N 255-ФЗ).
Частью 1 статьи 1 Федерального закона N 255-ФЗ определены условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию.
Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона N 255-ФЗ обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат лица, работающие по трудовым договорам.
Страхователями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством являются юридические лица, производящие выплаты физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (п. 1 ч. 1 ст. 2.1 Федерального закона N 255-ФЗ).
По общему правилу страхователи выплачивают страховое обеспечение застрахованным лицам в счет уплаты страховых взносов. Сумма страховых взносов, подлежащих перечислению страхователями в Фонд социального страхования Российской Федерации, уменьшается на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам. Если начисленных страхователем страховых взносов недостаточно для выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам в полном объеме, страхователь обращается за необходимыми средствами в территориальный орган страховщика по месту своей регистрации (ч. ч. 1, 2 ст. 4.6 Федерального закона N 255-ФЗ).
В силу ст. 1.4 Федерального закона N 255-ФЗ ежемесячное пособие по уходу за ребенком является одним из видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
В соответствии со статьей 11.1 Федерального закона N 255-ФЗ ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается застрахованным лицам (матери, отцу, другим родственникам, опекунам), фактически осуществляющим уход за ребенком и находящимся в отпуске по уходу за ребенком, со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет (ч. 1). Право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком сохраняется в случае, если лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребенком, работает на условиях неполного рабочего времени или на дому и продолжает осуществлять уход за ребенком (ч. 2). В случае, если уход за ребенком осуществляется одновременно несколькими лицами, право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком предоставляется одному из указанных лиц (ч. 4).
Из совокупности условий статей 13, 14 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют, в том числе матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком. Право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком сохраняется в случае, если лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребенком, работает на условиях неполного рабочего времени. Указанное пособие выплачивается со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет.
Пунктом 43 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 23 декабря 2009 года N 1012н (далее Порядок N 1012н), также предусмотрено, что право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком сохраняется в случае, если лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребенком, работает на условиях неполного рабочего времени или на дому.
Подпунктом "а" пункта 39 Порядка N 1012н установлено, что право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют: матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком.
В силу пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) не допускается заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Исходя из правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 18 июля 2017 года N 307-КГ17-1728, страховое обеспечение в виде ежемесячного пособия по уходу за ребенком предоставляется, согласно Федеральному закону от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ, в связи с таким социальным страховым риском, как утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода при наступлении страхового случая, а именно при осуществлении ухода за ребенком в возрасте до полутора лет. Условия, размеры и порядок обеспечения этим пособием определяются Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ и Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ, закрепляющими право на получение матерью ребенка либо его отцом, другим родственником, опекуном, фактически осуществляющим уход за ребенком и находящимся в отпуске по уходу за ребенком, предоставленном на основании статьи 256 Трудового кодекса Российской Федерации, ежемесячного пособия по уходу за ребенком. При этом в целях защиты интересов лиц, совмещающих уход за ребенком с работой в режиме неполного рабочего времени, частью 2 статьи 11.1 Федерального закона N 255-ФЗ предусмотрена возможность сохранения за ними права на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком при условии, что они находятся в отпуске по уходу за ребенком, работают на условиях неполного рабочего времени и продолжают осуществлять уход за ребенком.
Таким образом, предусмотренное частью 2 статьи 11.1 Федерального закона N 255-ФЗ право указанных лиц на получение пособия по уходу за ребенком компенсирует заработок, утраченный из-за неполного рабочего времени, сокращение которого вызвано необходимостью в оставшееся рабочее время продолжать осуществлять уход за ребенком. Незначительное сокращение рабочего времени не может расцениваться как мера, необходимая для продолжения осуществления ухода за ребенком, повлекшая утрату заработка. В такой ситуации, пособие по уходу за ребенком уже не является компенсацией утраченного заработка, а приобретает характер дополнительного материального стимулирования работника. Указанные обстоятельства свидетельствуют о злоупотреблении истцом правом на получение дополнительного материального обеспечения, возмещаемого за счет средств фонда.
Из материалов дела следует, что после заключения с истцом 15 января 2019 года дополнительного соглашения N 1 д/с режим неполного рабочего времени истца Синяева С.В. по сравнению с обычным 8-часовым режимом работы с понедельника по пятницу сократился на 2 часа в каждый из рабочих дней, то есть с 08 час. до 15 час. с перерывом для отдыха с 11 час. до 12 час, что свидетельствует о том, что установление истцу неполного рабочего дня не способствует полноценному уходу за ребенком.
Доводы жалобы о несоответствии выводов суда первой инстанции правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 28 февраля 2017 года N 329-О, отклоняются.
Поскольку в настоящем случае имело место незначительное сокращение рабочего времени Синяева С.В. (на 2 часа в рабочий день), такое сокращение рабочего времени не может расцениваться как мера, необходимая для осуществления им полноценного ухода за ребенком, повлекшая утрату заработка, действия истца фактически направлены на предоставление ему дополнительного материального обеспечения, возмещаемого за счет средств фонда, в связи с чем у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения заявленных истцом требований.
В целом доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права, и сводятся фактически к несогласию с той оценкой, которую исследованным по делу доказательствам дал суд первой инстанции. Оснований к переоценке установленных судом доказательств не имеется. Суд правильно установилимеющие значение для дела обстоятельства, характер спорных правоотношений. Нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено. Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционную жалобу Синяева Сергея Валерьевича на решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 06 июня 2019 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий Н.П. Лысенин
Судьи Г.И. Алексеева
А.В. Александрова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.