Верховный Суд Чувашской Республики в составе
председательствующего судьи Ярадаева А.В,
при секретаре судебного заседания Владимирове А.В,
с участием прокурора Яковлева А.Г,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя Петровой Екатерины Геннадьевны к Чебоксарскому городскому Собранию депутатов о признании не действующим в части решения Чебоксарского городского Собрания депутатов от 25 декабря 2018 года N 1 516 "О Схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары",
УСТАНОВИЛ:
Решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 25 декабря 2018 года N 1516 "О Схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары" (далее также - решение Собрания депутатов от 25 декабря 2018 года N 1516) утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Чебоксары.
Индивидуальный предприниматель Петрова Е.Г. (далее также - ИП Петрова Е.Г.) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Чебоксарскому городскому Собранию депутатов, в окончательном варианте которого просила признать не действующим решение Собрания депутатов от 25 декабря 2018 года N 1 516 в части невключения в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Чебоксары нестационарного торгового объекта, расположенного на земельном участке площадью 22 кв.м с кадастровым номером... по адресу: г. Чебоксары,.., возле...
Административное исковое заявление мотивировано тем, что в оспариваемой части решение Собрания депутатов от 25 декабря 2018 года N 1516 не соответствует положениям статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", принято без учета положений статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", главы V.6 (стати 39.33,39.36) Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 11 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", разъяснений, содержащихся в письме Министерства экономического развития Российской Федерации от 24 марта 2015 года N 6786-ПК/Д23и, и нарушает право ИП Петровой Е.Г. на стабильное осуществление торговой деятельности.
Как указывает административный истец, для размещения торгового павильона в районе... по... г.Чебоксары по договору аренды земельного участка от 9 августа 2012 года N... администрация г.Чебоксары передавала ей в аренду на срок до 1 октября 2014 года земельный участок площадью 22 кв.м с кадастровым номером.., и решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 14 апреля 2011 года N 146 "О Схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары" торговый павильон в районе... по... г.Чебоксары первоначально был включен в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Чебоксары. Однако впоследствии торговый павильон в районе... по... г.Чебоксары не был включен как в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Чебоксары, утвержденную решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 21 ноября 2013 года N 1205 "О Схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Чебоксары" (утратившим силу в связи с принятием решения Чебоксарского городского Собрания депутатов от 25 декабря 2018 года N 1516 "О Схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары"), так и в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Чебоксары, утвержденную решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 25 декабря 2018 года N 1516 "О Схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары". Письмом от 14 марта 2018 года N 29/08-1219 администрация г.Чебоксары уведомила ее об отказе в одностороннем порядке от договора аренды земельного участка от 9 августа 2012 года N... и необходимости освобождения земельного участка. Полагает, что односторонний отказ администрации г.Чебоксары от договора аренды земельного участка, на котором расположен торговый павильон, не мог служить основанием для произвольного исключения данного объекта из Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории г.Чебоксары.
В судебном заседании ИП Петрова Е.Г. и ее представитель Синяев С.В. административное исковое заявление поддержали.
Представитель Чебоксарского городского Собрания депутатов Мамонтова А.А. возражала против удовлетворения административного искового заявления, полагая, что оспариваемый нормативный правовой акт соответствуют требованиям действующего законодательства.
Представитель заинтересованного лица - администрации г. Чебоксары - Николаев Д.О. в удовлетворении административного искового заявления просил отказать.
Заслушав объяснения административного истца Петровой Е.Г, ее представителя Синяева С.В, представителя административного ответчика Мамонтовой А.А, представителя заинтересованного лица Николаева Д.О, исследовав материалы административного дела, проверив оспариваемый нормативный правовой акт на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Яковлева А.Г, считавшего, что административное исковое заявление следует удовлетворить, суд приходит к выводу о том, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с частью 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (пункт 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации).
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации").
Схема размещения нестационарных торговых объектов и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на официальных сайтах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (часть 5 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации").
Аналогичные положения содержатся в частях 2,3 статьи 5 Закона Чувашской Республики от 13 июля 2010 года N 39 "О государственном регулировании торговой деятельности в Чувашской Республике и о внесении изменений в статью 1 Закона Чувашской Республики "О розничных рынках".
Согласно статье 30 устава муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики, принятого решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 30 ноября 2005 года N 40 (далее также - Устав), представительным органом муниципального образования города Чебоксары, обладающим правом представлять интересы населения, принимать от его имени решения, действующие на территории города Чебоксары, является Чебоксарское городское Собрание депутатов.
В соответствии с пунктом 26 статьи 31 Устава к полномочиям Чебоксарского городского Собрания депутатов относится утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов.
В силу статьи 33 Устава по вопросам своей компетенции Чебоксарское городское Собрание депутатов принимает правовые акты в форме решений.
Пунктом 3 решения Чебоксарского городского Собрания депутатов от 21 декабря 2007 года N 868 "О периодическом печатном издании "Вестник органов местного самоуправления города Чебоксары" установлено, что официальным опубликованием муниципальных правовых актов органов местного самоуправления города Чебоксары считается первая публикация их полного текста в "Вестнике органов местного самоуправления города Чебоксары" или газете "Чебоксарские новости" или первое размещение (опубликование) на официальном сайте города Чебоксары в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (http://gcheb.cap.ru/).
Как следует из дела, проект решения "О Схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары" был внесен на рассмотрение Чебоксарского городского Собрания депутатов администрацией г. Чебоксары 11 октября 2018 года в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 43 Устава и пунктом 4.3 Положения об исполнительно-распорядительном органе города Чебоксары - администрации города Чебоксары, утвержденного решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 23 декабря 2014 года N 1788 "О Положении об исполнительно-распорядительном органе города Чебоксары - администрации города Чебоксары".
Решение Чебоксарского городского Собрания депутатов от 25 декабря 2018 года N 1516 опубликовано 28 декабря 2018 года на официальном сайте г. Чебоксары в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (http://gcheb.cap.ru), а также в издании "Вестник органов местного самоуправления города Чебоксары" от 29 декабря 2018 года N 27, т.1.
Суд находит, что в оспариваемой части решение Собрания депутатов от 25 декабря 2018 года N 1516 не может быть признано соответствующим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и нарушает права административного истца по следующим основаниям.
Согласно материалам дела между администрацией г. Чебоксары (арендодателем) и ИП Петровой Е.Г. (арендатором) был заключен договор аренды земельного участка от 9 августа 2012 года N 91/912-КК, по которому ИП Петровой Е.Г. на срок с 5 июля 2012 года до 1 октября 2014 года в аренду был передан относящийся к землям населенных пунктов земельный участок площадью 22 кв.м с кадастровым номером.., имеющий вид разрешенного использования "для эксплуатации временного торгового павильона", расположенный в районе... по... г. Чебоксары.
Установленный ИП Петровой Е.Г. павильон в районе... по... г. Чебоксары был включен в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Чебоксары, утвержденную решением Чебоксарского городского собрания депутатов от 14 апреля 2011 года N 146 "О Схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Чебоксары", которое утратило силу в связи с принятием решения Чебоксарского городского Собрания депутатов от 21 ноября 2013 года N 1205 "О Схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Чебоксары".
В Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Чебоксары, утвержденную решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 21 ноября 2013 года N 1205 "О Схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Чебоксары", павильон, находящийся в районе... по... г. Чебоксары, не включался.
В Схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Чебоксары, утвержденной решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 25 декабря 2018 года N 1 516 "О Схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары", которым решение Чебоксарского городского Собрания депутатов от 21 ноября 2013 года N 1205 "О Схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Чебоксары" признано утратившим силу, павильон в районе... по... г. Чебоксары также не значится.
В настоящее время в Арбитражном суде Чувашской Республики находится дело N А79-10646/2018 по иску администрации г.Чебоксары к ИП Петровой Е.Г. о возложении обязанности освободить земельный участок от торгового павильона и возвратить земельный участок, который мотивирован тем, что письмом от 14 марта 2018 года N 29/08-1219 истец отказался от договора аренды земельного участка с кадастровым номером... от 9 августа 2012 года N91/912-КК, однако ответчик не освободил земельный участок от торгового павильона и не возвратил его истцу.
Главой V.6 Земельного кодекса Российской Федерации, введенной в действие Федеральным законом от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 1 марта 2015 года, предусмотрена возможность использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, то есть без заключения договора аренды земельных участков (статьи 39.33, 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации).
Такая же позиция содержится и в разъяснении Министерства экономического развития Российской Федерации от 24 марта 2015 года N 6786-ПК/Д23и, в котором указано, что в связи с вступлением в силу главы V.6 Земельного кодекса Российской Федерации разрешение на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случаях размещения нестационарных торговых объектов, установки и эксплуатации рекламных конструкций не выдается: данные объекты могут размещаться в силу утвержденных схем размещения нестационарных торговых объектов без оформления прав на земельные участки (пункт 8).
В силу части 6 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
Доказательств того, что земельный участок, на котором находится торговый павильон, подлежал изъятию для государственных или муниципальных нужд либо его внесение в Схему явилось бы нарушением установленных требований, суду не представлено.
Следовательно, торговый павильон в районе... по... г.Чебоксары произвольно не был включен в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории г.Чебоксары, утвержденную решением Собрания депутатов от 25 декабря 2018 года N 1516.
Из пункта 15 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" следует, что к вопросам местного значения городского округа относятся создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
Также и подпунктом 15 пункта 1 статьи 7 устава муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики, принятого решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 30 ноября 2005 года N 40, предусмотрено, что к вопросам местного значения относится создание условий для обеспечения жителей города Чебоксары услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
Порядком разработки и утверждения органами местного самоуправления в Чувашской Республике схемы размещения нестационарных торговых объектов, утвержденным приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики от 16 ноября 2010 года N 184, установлено, что схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается на неопределенный срок (пункт 2).
Таким образом, субъектам малого и среднего предпринимательства предоставляется право для стабильного осуществления торговой деятельности.
Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 25 декабря 2014 года N 2733 "Об утверждении Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2015 - 2016 годы и период до 2020 года" предусмотрено, что при отсутствии системных нарушений правил торговли и желании хозяйствующего субъекта продолжать торговую деятельность по истечении сроков разрешенного размещения нестационарного торгового объекта необходимо обеспечивать продление договоров (иных разрешительных документов) без проведения конкурентных процедур. При градостроительной необходимости освобождения места размещения нестационарного торгового объекта следует обеспечивать предоставление хозяйствующему субъекту альтернативных равноценных компенсационных мест, реализуя принцип "меняется место - сохраняется бизнес" (пункт 3.2.2).
Согласно правовой позиции, выраженной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2015 года N 225-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы администрации города Иркутска на нарушение конституционных прав и свобод положением части 6 статьи 10 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", осуществление местной администрацией отнесенных уставом муниципального образования к ее ведению полномочий по решению вопросов местного значения должно обеспечивать реализацию интересов местного сообщества при решении вопросов местного значения, развитие муниципального образования, в том числе расширение сферы услуг, и не может носить произвольный характер. Положение части 6 статьи 10 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", предусматривающее, что утверждение (изменение) схемы размещения нестационарных торговых объектов не может служить основанием для пересмотра мест размещения торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых начаты до утверждения указанной схемы, направлено на обеспечение условий для предоставления населению торговых услуг, стабильности прав хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, возможности долгосрочного планирования ими своего бизнеса, на недопущение передела рынка, сокращения или прекращения торгового бизнеса, ухудшения положения субъектов предпринимательской деятельности при изменении органами публичной власти схемы размещения нестационарных торговых объектов, сокращения сферы торговых услуг.
При этом реализация законоположения должна основываться на вытекающем из Конституции Российской Федерации требовании согласованного осуществления конституционных ценностей, включая ценности, связанные с гарантированием свободы экономической деятельности и поддержкой конкуренции (статья 8, часть 1), с одной стороны, и признанием и гарантированием самостоятельности местного самоуправления в пределах его полномочий (статья 12) - с другой. Органы местного самоуправления не лишены возможности, действуя в пределах своих полномочий, решать вопросы размещения торговых объектов, принимая во внимание их нестационарный характер, в целях создания условий для наилучшего удовлетворения потребностей населения в получении необходимых товаров, работ и услуг по месту жительства и без ущерба для стабильного ведения предпринимательства, с тем чтобы при изменении места ведения бизнеса сам бизнес сохранялся.
На основании части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" органам местного самоуправления запрещается принимать акты, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов.
Применительно к сфере торговли аналогичное положение предусмотрено статьей 15 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
В силу статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" органы местного самоуправления в целях обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли должны принимать меры экономического стимулирования по поддержке строительства, размещению объектов социально ориентированной торговой инфраструктуры и обеспечению доступности для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, имущества, находящегося в муниципальной собственности.
На основании положений статьи 11 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относится создание условий для развития малого и среднего предпринимательства.
Требования приведенных нормативных правовых актов при принятии в оспариваемой части решения Собрания депутатов от 25 декабря 2018 года N 1 516 не были учтены.
При таких обстоятельствах решение Собрания депутатов от 25 декабря 2018 года N 1 516 должно быть признано не действующим со дня вступления решения суда в законную силу в части невключения в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Чебоксары нестационарного торгового объекта, расположенного на земельном участке площадью 22 кв.м с кадастровым номером... по адресу: г. Чебоксары,.., возле...
Согласно части 11 статьи 11 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решения судов по административным делам подлежат обязательному опубликованию в случаях, предусмотренных Кодексом.
В силу пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о настоящем решении суда подлежит опубликованию в периодическом печатном издании "Вестник органов местного самоуправления города Чебоксары" в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь изложенным и статьей 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Признать не действующим со дня вступления решения суда в законную силу решение Чебоксарского городского Собрания депутатов от 25 декабря 2018 года N 1 516 "О Схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары" в части невключения в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Чебоксары нестационарного торгового объекта, расположенного на земельном участке площадью 22 кв.м с кадастровым номером... по адресу: г. Чебоксары,.., возле...
Возложить на Чебоксарское городское Собрание депутатов обязанность опубликовать сообщение о данном решении в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в периодическом печатном издании "Вестник органов местного самоуправления города Чебоксары".
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации по административным делам в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 25 сентября 2019 года.
Судья Верховного Суда
Чувашской Республики А.В. Ярадаев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.