Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость"
Основной целью предлагаемого законопроекта является обеспечение российского присутствия на архипелаге Шпицберген, находящегося под суверенитетом Норвегии, в рамках международного договора о Шпицбергене 1920 г. и принятого Норвегией в соответствии с этим договором Горного устава для Шпицбергена. Необходимость принятия предлагаемого закона диктуется складывающимся финансово-экономическим положением российских организаций на архипелаге Шпицберген. Проект Федерального закона разработан во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 30 мая 1998 года N 535 "О первоочередных мерах по сохранению российских интересов на архипелаге Шпицберген". Введение предлагаемого закона создает благоприятные экономические условия для деятельности российских организаций и финансового оздоровления государственного треста "Арктику голь", образованного постановлением СНК СССР от 7 октября 1931 года для обеспечения присутствия и хозяйственной деятельности на архипелаге Шпицберген.
Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 1997 года и одобренной им "Концепция политики России на норвежском архипелаге Шпицберген" государственный трест "Арктикуголь" определен головной организацией, осуществляющей хозяйственную деятельность России на Шпицбергене. Производственно-хозяйственная деятельность на архипелаге основана на добыче и поставках угля. С введением закона "О таможенном тарифе" и "О налоге на добавленную стоимость" добываемый на Шпицбергене уголь, заменяемое оборудование и предметы материально-технического снабжения оказались приравненными к товарам, подпадающим под таможенные режимы "экспорт" и "импорт". При этом ввозимый на таможенную территорию Российской Федерации уголь подвергается двойному налогообложению. При определении таможенной стоимости угля для начисления таможенного налога на добавленную стоимость в нее включается стоимость самого угля, а также затраты на транспортировку и портовую переработку груза, с учетом налога на добавленную стоимость. При расчетах с пароходством и портом за выполненные работы по перевозке и переработке угля, оплата производится с уплатой налога на добавленную стоимость, то есть имеет место двойное налогообложение, в результате чего трест "Арктикуголь" по транспортной составляющей стоимости угля уплачивает налог на добавленную стоимость в размере 44% вместо 20%, что делает шпицбергенский уголь неконкурентоспособным на российском рынке.
В настоящее время государственный трест "Арктикуголь" находится в тяжелейшем финансовом положении. Поставки угля основному потребителю. Мурманской области сократились с 323,8 тыс. тонн в 1993 году до 89,2 тыс.тонн в 1997 году. Положение усугубилось необходимостью отвлечения финансовых средств на ликвидацию последствий авиационной катастрофы 29 августа 1996 года с гибелью 119 человек и аварией на шахте Баренцбург 18 сентября 1997 года с гибелью 23 человек.
В условиях рыночной экономики целесообразность добычи угля диктуется исключительно государственными интересами России на Шпицбергене, но государственная поддержка осуществляется только в рамках бюджетных средств, выделяемых по направлениям реструктуризации угольной промышленности России. Предлагаемый закон ликвидирует дискриминационные меры в отношении российских организаций, осуществляющих по международному договору производственную деятельность на территории иностранного государства, способствует созданию благоприятных экономических условий для деятельности российских организаций и сохранения российского присутствия на архипелаге Шпицберген. Принятие закона позволит сократить убытки угольного производства на Шпицбергене, частично покрываемые за счет выделяемых на государственную поддержку угольной промышленности средств федерального бюджета.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона
"О внесении дополнения в Закон Российской Федерации "О налоге
на добавленную стоимость"
Принятие Федерального закона "О внесении дополнения в Закон Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" позволит снизить затраты по обеспечению российских интересов на Шпицбергене, а также устранить двойное налогообложение товаров, произведенных российскими предприятиями на архипелаге, при ввозе их на территорию Российской Федерации.
Исходные данные расчета по показателям 1998 года:
Среднегодовое количество угля ввозимого в Мурманскую область - 100 тыс.рублей.
Усредненная цена 1 тонны угля для реализации потребителям - 140,00 руб. (без НДС).
Стоимость тарифа за перевозку 1 тонны угля морским транспортом - 54,90 руб. (без НДС).
Стоимость переработки 1 тонны угля в порту - 8,70 руб.
Государственная дотация на 1 тонну угля - 114 руб. (разница между ценой реализации и себестоимостью)
Сумма НДС уплаченная при закупке оборудования, товаров и пр. - 4 853 000,00 руб.
Сумма выручки полученная от реализации - 14 000 000,00 руб.
2. Расчет суммы взимаемого НДС:
Таможенная стоимость 1 тонны угля для начисления НДС - 203,60 руб.
НДС за 1 тонну угля - 40,72 руб. Соответственно, сумма НДС, взимаемая за 100 тыс.тонн угля составляет 4072 000,00 руб.
Сумма НДС, взимаемая при оплате фрахта и переработке угля в результате двойного налогообложения (включенные в таможенную стоимость) - 1 272 000,00 руб.
Общая сумма взимаемого НДС составила 53,44 руб. на тонну.
Указанная сумма фактически внесена через таможенные и налоговые органы.
При уплате НДС в соответствии с пунктом 4 статьи 10 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость и Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.1992 N 1031 "Об особенностях применения Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость в угольной промышленности" следовало внести в бюджет разницу между полученным и уплаченным НДС сумму в 4 853 000 руб.
При освобождении продукции от начисления НДС остается и уплачивается в соответствии с законодательством:
- НДС на стоимость перевозки и переработки 1 тонны угля - 12,72 руб. за тонну.
Исключаются:
- НДС по двойному налогообложению в размере 12,72 руб. на тонну, которые взимаются в нарушение действующего российского законодательства - 1 272 000,00 руб.
- НДС на продукцию в размере 28,00 руб. на 1 тонну - 2 800 000,00 руб.
Указанные потери бюджета компенсируются выручкой, полученной из-за возможности повышения цены на уголь на 20%, т.е. 28,00 руб. за 1 тонну.
Увеличение выручки на 2 800 000,00 руб. дает возможность уменьшить на эту сумму размер государственной поддержки, выделяемой из федерального бюджета.
В качестве выводов необходимо указать, что при принятии указанного проекта Федерального закона потери в приходной части бюджета компенсируются уменьшением расходной части, ликвидируется двойное налогообложение и восполняются оборотные средства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.