Проект федерального закона
"Об общественном контроле за обеспечением прав задержанных,
подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, осужденных,
и содействии общественных объединений работе учреждений и органов,
исполняющих наказания, и мест содержания под стражей"
Досье на проект федерального закона
См. пояснительную записку
финансово-экономическое обоснование
перечень законодательных актов для изменения
справку о состоянии законодательства
Глава I. Общие положения
Глава II. Общественный контроль за обеспечением прав задержанных,
подозреваемых и обвиняемых, осужденных
Глава III. Содействие общественных объединений работе учреждений
и органов, исполняющих наказания, и мест содержания
под стражей
Глава IV. Гарантии осуществления общественного контроля
за обеспечением прав задержанных, подозреваемых
и обвиняемых, осужденных
Глава V. Заключительные положения
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с реализацией конституционного права граждан Российской Федерации участвовать в управлении делами государства с тем, чтобы средствами общественного контроля были защищены неотъемлемые права каждого
на жизнь, охрану здоровья, личную неприкосновенность, уважение его достоинства, свободу от пыток, насилия, другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания;
на равенство перед законом;
на ограждение от злоупотреблений государственной властью.
Глава I. Общие положения
Статья 1. Предмет общественного контроля и содействия общественных объединений
1. Общественный контроль осуществляется за обеспечением предусмотренных Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации и федеральными законами прав и законных интересов задержанных, доставленных, содержащихся под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, арестованных в порядке наложения административного взыскания, осужденных, отбывающих наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы.
2. Общественный контроль за обеспечением прав задержанных, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, осужденных (далее - общественный контроль) в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется:
в органах и учреждениях внутренних дел, изоляторах временного содержания, следственных изоляторах и других учреждениях, используемых в качестве мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений;
в исправительных центрах, арестных домах, исправительных колониях и иных учреждениях уголовно-исполнительной системы, предусмотренных федеральным законодательством.
3. Содействие общественных объединений работе учреждений и органов, исполняющих наказания, и мест содержания под стражей (далее - содействие общественных объединений) оказывается в целях создания в учреждениях и органах, где содержатся подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений и осужденные, условий для соблюдения их конституционных прав и законных интересов.
Статья 2. Основные понятия
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие понятия:
задержанный - лицо, являющееся в какой бы то ни было форме задержанным и доставленным в органы внутренних дел;
подозреваемый - лицо, содержащееся под стражей в соответствии с федеральным законодательством по подозрению в совершении преступления;
обвиняемый - лицо, содержащееся под стражей в соответствии с федеральным законодательством, в отношении которого вынесено постановление о привлечении в качестве обвиняемого в совершении преступления, а также лицо, содержащееся под стражей в соответствии с федеральным законодательством, уголовное дело в отношении которого принято к производству судом (подсудимый);
осужденный - лицо, в отношении которого вынесен обвинительный приговор и применено наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы, а также лицо, арестованное в порядке наложения административного взыскания.
Статья 3. Принципы общественного контроля и содействия общественных объединений
1. Общественный контроль и содействие общественных объединений осуществляются на основе принципов приоритета прав человека, законности и гласности.
2. Общественный контроль и содействие общественных объединений осуществляются в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации и федеральными законами.
3. Мероприятия по осуществлению общественного контроля осуществляются во взаимодействии с государственными органами, учреждениями, организациями, общественными объединениями.
4. Не допускается вмешательство лиц, осуществляющих общественный контроль, в деятельность учреждений и органов, где содержатся задержанные, подозреваемые и обвиняемые, осужденные.
Статья 4. Субъекты осуществления общественного контроля и содействия общественных объединений
1. Общественный контроль в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют право осуществлять федеральные и региональные общественные инспекторы (далее - общественные инспекторы).
2. Общественный инспектор не может находиться на службе в суде или правоохранительных органах, а также на действительной военной службе.
3. Общественным инспектором может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 25 лет, не имеющий судимости, рекомендованный общественным объединением, и утвержденный в качестве общественного инспектора Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации (далее - Уполномоченным). Общественным инспектором не может быть лицо, признанное судом недееспособным или ограниченное судом в дееспособности.
4. Кандидатура общественного инспектора может быть рекомендована общественным объединением, имеющим государственную регистрацию в установленном порядке, уставные цели или направления деятельности которого состоят в защите или содействии защите прав человека.
5. Уполномоченным может быть утверждено не более тридцати федеральных общественных инспекторов и не более пяти региональных общественных инспекторов для каждого субъекта Российской Федерации.
6. По рекомендации одного общественного объединения Уполномоченным может быть утверждено не более трех общественных инспекторов.
7. Порядок приобретения полномочий общественного инспектора определяется настоящим Федеральным законом.
8. Субъектом содействия общественных объединений может являться общественное объединение, зарегистрированное в установленном законом порядке, согласовавшее мероприятия по общественному содействию с администрацией учреждений или органов, исполняющих наказания, мест содержания под стражей, либо с вышестоящими органами.
Глава II. Общественный контроль за обеспечением прав задержанных,
подозреваемых и обвиняемых, осужденных
Статья 5. Приобретение полномочий общественного инспектора
1. Рекомендация кандидатуры общественного инспектора оформляется решением общего собрания (конференции) общественного объединения, указанного в пункте четвертом статьи 4 настоящего Федерального закона, при соблюдении требований, установленных частями второй и третьей статьи 4 настоящего Федерального закона.
2. Общественное объединение, рекомендующее кандидатуру общественного инспектора, представляет Уполномоченному для утверждения личный лист общественного инспектора по форме, утвержденной Уполномоченным. Общественный инспектор считается утвержденным после подписания Уполномоченным его личного листа.
3. Уполномоченный выдает общественному инспектору удостоверение, в котором указывается регион деятельности общественного инспектора.
Статья 6. Совет по организации общественного контроля при Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации
1. В целях координации деятельности федеральных и региональных общественных инспекторов при Уполномоченном может быть образован Совет по организации общественного контроля, осуществляющий свою деятельность на общественных началах.
2. В случае образования Совета общественный инспектор может осуществлять мероприятия общественного контроля по согласованию с Советом и самостоятельно.
Статья 7. Полномочия общественного инспектора
1. При осуществлении общественного контроля общественный инспектор вправе:
а) посещать в любое время органы и учреждения, указанные в части второй статьи 1 настоящего Федерального закона; при этом общественный инспектор вправе по собственной инициативе посетить камеры, карцеры, стационарные отделения, прогулочные дворики, библиотеку, столовую и иные помещения мест содержания под стражей, штрафные и дисциплинарные изоляторы, одиночные камеры, помещения для обеспечения безопасности осужденных и иные помещения учреждений уголовно-исполнительной системы, кроме охранных объектов и сооружений, посетить которые он вправе с согласия начальника учреждения и органа, исполняющего наказания, места содержания под стражей;
б) иметь свидания с задержанными и осужденными, в том числе наедине; свидания общественного инспектора с подозреваемыми и обвиняемыми допускаются в порядке, установленном Федеральным законодательством;
в) принимать жалобы и заявления от задержанных и осужденных, а также от защитников и родственников задержанных, подозреваемых и обвиняемых, осужденных;
г) безотлагательно быть принятым начальником учреждения и органа, исполняющего наказания, места содержания под стражей, либо его заместителем, а также должностными лицами органов внутренних дел, юстиции, прокуратуры, федеральной службы безопасности, налоговой полиции, в ведении которых находятся вопросы, связанные с обеспечением прав задержанных, подозреваемых и обвиняемых, осужденных;
д) предлагать начальнику учреждения и органа, исполняющего наказания, места содержания под стражей, в котором содержатся заключенные, принять меры к оказанию медицинской помощи больным заключенным и освидетельствованию заключенных, предъявляющих жалобы на пытки и незаконное применение физической силы, спецсредств и оружия, другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения и наказания; обращаться с заявлениями к прокурору, следователю, лицу, производящему дознание по вопросу проведения медицинского освидетельствования, назначения дополнительной или повторной судебно-медицинской экспертизы, а также по другим вопросам, связанным с обеспечением прав и законных интересов задержанных, подозреваемых и обвиняемых, осужденных;
е) по согласованию с администрацией учреждения уголовно-исполнительной системы принимать участие в решении вопросов о представлении осужденных к условно-досрочному освобождению или освобождению от наказания по болезни, а также в решении вопросов об изменении режима их содержания.
2. При посещении органов и учреждений, указанных в части второй статьи 1 настоящего Федерального закона, общественный инспектор не вправе нарушать их внутренний распорядок.
3. Право общественного инспектора иметь свидания с осужденными может быть ограничено начальником учреждения, где содержатся осужденные, если в соответствующем учреждении происходят массовые беспорядки, представляющие опасность для жизни или здоровья общественного инспектора. Об ограничении права общественного инспектора начальником учреждения выносится постановление с указанием срока, на который право инспектора ограничено. Постановление об ограничении права общественного инспектора иметь свидания с осужденными может быть обжаловано Уполномоченным, общественным объединением, рекомендовавшим общественного инспектора, либо общественным инспектором в вышестоящий орган, либо в суд.
Статья 8. Обстоятельства, исключающие участие общественного инспектора в мероприятии общественного контроля
1. Общественный инспектор не может участвовать в мероприятии общественного контроля, если он является потерпевшим, свидетелем, защитником или другим лицом, участвующим в производстве по делу, к которому причастен кто-либо из подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в месте проведения мероприятия общественного контроля, либо близким родственником кого-либо из указанных лиц.
2. При наличии обстоятельств, предусмотренных частью первой настоящей статьи, общественный инспектор должен самостоятельно устраниться от участия в мероприятии общественного контроля, либо может быть отстранен от участия в мероприятии общественного контроля постановлением начальника органа или учреждения, где содержатся подозреваемые и обвиняемые.
3. Постановление об отстранении общественного инспектора от участия в мероприятии общественного контроля может быть обжаловано Уполномоченным, общественным объединением, рекомендовавшим общественного инспектора, либо общественным инспектором в суд.
Статья 9. Финансирование деятельности общественного инспектора
1. Лица, осуществляющие общественный контроль, не могут получать материального вознаграждения за эту деятельность от государства и его органов, от органов местного самоуправления, от предприятий и учреждений независимо от форм собственности.
2. Общественное объединение, рекомендовавшее общественного инспектора, вправе оплачивать расходы, связанные с осуществлением общественного контроля.
Статья 10. Приостановление, утрата и прекращение полномочий общественного инспектора
1. Полномочия общественного инспектора приостанавливаются:
а) решением суда в случае, если общественный инспектор арестован судом в порядке наложения административного взыскания - до отбытия административного ареста;
б) решением прокурора в случае, если общественный инспектор задержан или заключен под стражу в качестве меры пресечения по подозрению в совершении преступления - до освобождения из-под стражи, либо если общественный инспектор привлечен в качестве обвиняемого в совершении преступления - до прекращения уголовного дела либо вступления в законную силу оправдательного приговора суда в отношении данного лица;
в) решением Уполномоченного в случае ненадлежащего исполнения общественным инспектором своих обязанностей.
2. Общественный инспектор утрачивает свои полномочия:
а) в случае, если он сложил их с себя, обратившись с письменным заявлением к Уполномоченному;
б) в случае, если сохранение лицом полномочий общественного инспектора невозможно в силу вступившего в силу приговора или решения суда;
в) решением Уполномоченного "по согласованию с общественным объединением, рекомендовавшим общественного инспектора) в случае ненадлежащего исполнения общественным инспектором своих обязанностей.
3. Полномочия общественного инспектора прекращаются по истечении срока полномочий Уполномоченного, утвердившего общественного инспектора.
Глава III. Содействие общественных объединений работе учреждений
и органов, исполняющих наказания, и мест содержания под стражей
Статья 11. Основные направления содействия общественных объединений
Основными направлениями содействия общественных объединений являются:
а) улучшение условий и медико-санитарного обеспечения задержанных, подозреваемых и обвиняемых, осужденных;
б) содействие в организации трудовой занятости, досуга, образования, культурного развития осужденных;
в) участие в нравственном, правовом, социальном, трудовом, физическом воспитании и развитии осужденных;
г) содействие в обеспечении права задержанных, подозреваемых и обвиняемых, осужденных на свободу совести и вероисповедания;
д) правовое просвещение задержанных и осужденных;
е) содействие осужденным в подготовке к освобождению из мест лишения свободы, решении вопросов жилищно-бытового устройства, трудоустройства, медицинского и социального обеспечения, ресоциализации и социально-психологической реабилитации;
ж) укрепление материально-технической базы и финансирования деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, и мест содержания под стражей.
Статья 12. Организация содействия общественных объединений
1. Содействие общественных объединений может осуществляться по согласованию с администрацией учреждений или органов, исполняющих наказания, мест содержания под стражей, в следующих организационных формах:
а) посещение учреждений и органов, исполняющих наказания, и мест содержания под стражей;
б) передача задержанным, подозреваемым и обвиняемым, осужденным, а также учреждениям и органам, исполняющим наказания, и в места содержания под стражей безвозмездной материальной помощи;
в) направление в учреждения и органы, исполняющие наказания, в места содержания под стражей специалистов и волонтеров для оказания безвозмездных юридических, медицинских, образовательных, просветительских услуг;
г) содействие в посещении задержанных, подозреваемых и обвиняемых, осужденных священнослужителями и представителями религиозных организаций для оказания культовых услуг;
д) финансирование программ, направленных на реализацию основных направлений содействия работе учреждений и органов, исполняющих наказания, и мест содержания под стражей;
ж) иные формы, не запрещенные законом.
2. Общественные объединение оказывают материальную и иную помощь задержанным, подозреваемым и обвиняемым, осужденным в порядке, установленном Федеральным законом "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях".
3. Отказ администрации учреждения или органа, исполняющего наказания, места содержания под стражей от получения материальной помощи может быть обжалован общественным объединением в суд.
Статья 13. Патронаж и покровительство
1. По письменному заявлению осужденного общественным объединением могут быть установлены над ним социальная поддержка в виде патронажа или покровительства.
2. Патронаж устанавливается над осужденными, которым общественное объединение после их освобождения из мест лишения свободы гарантирует предоставление работы в системе данного объединения или место пребывания, при отсутствии у осужденного жилья.
3. Покровительство устанавливается над осужденными, нуждающимися в мерах социальной поддержки в виде содействия в трудоустройстве, поступлении на учебу и в иных формах.
4. При установлении патронажа или покровительства общественным объединением и лицом, над которым устанавливается патронаж или покровительство, по согласованию с администрацией учреждения, где содержится данное лицо, составляется программа покровительства (патронирования).
5. Для осуществления работы по патронажу и покровительству общественными объединениями могут создаваться реабилитационные и социальные центры.
Глава IV. Гарантии осуществления общественного контроля
за обеспечением прав задержанных, подозреваемых
и обвиняемых, осужденных
Статья 14. Обязанности лиц, осуществляющих общественный контроль
Лица, осуществляющие общественный контроль, обязаны соблюдать положения правовых актов, обеспечивающие работу учреждений и органов, исполняющих наказания, мест содержания под стражей, а также подчиняться законным требованиям администрации указанных учреждений и органов.
Статья 15. Гарантии деятельности лиц, осуществляющих общественный контроль
1. Деятельность общественных инспекторов охраняется законом.
2. Общественные инспекторы, получившие травму при осуществлении своих полномочий, приравниваются к лицам, получившим травму на производстве.
3. Воспрепятствование осуществлению общественного контроля влечет ответственность в соответствии с законом.
Статья 16. Ответственность лиц, осуществляющих общественный контроль
Общественные инспекторы, в случае нарушения ими законодательства Российской Федерации, несут ответственность, установленную законом.
Статья 17. Обязанность содействия общественному контролю
Администрация учреждений и органов, исполняющих наказания, мест содержания под стражей обязана оказывать содействие общественным инспекторам в осуществлении мероприятий общественного контроля, незамедлительно реагировать на их обращения.
Статья 18. Меры государственной поддержки общественного контроля
Расходы юридических и физических лиц на развитие общественного контроля за обеспечением прав заключенных приравниваются к благотворительным.
Глава V. Заключительные положения
Статья 19. Вступление в силу настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2000 года.
2. Предложить Президенту Российской Федерации, Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Президент Российской Федерации |
Б.Ельцин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.