Письмо Президента РФ от 31 марта 1999 г. N Пр-428
В соответствии с частью 3 статьи 107 Конституции Российской Федерации отклоняю Федеральный закон "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" (далее именуется - Федеральный закон), принятый Государственной Думой 5 марта 1999 г., одобренный Советом Федерации 17 марта 1999 г. и направленный Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.
В связи с тем, что Федеральный закон не имеет собственного предмета правового регулирования, значительная часть его статей носит декларативный характер (статьи 3, 5, 7 - 10 и 14 - 18 Федерального закона) или регулирует отношения, являющиеся предметом правового регулирования таких законодательных актов, как законы Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации" (статья 11 Федерального закона) и "О беженцах", Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (статья 12 Федерального закона), а также законодательства Российской Федерации о правовом положении иностранных граждан (статья 13 Федерального закона).
Определение понятия "соотечественники" (статья 1 Федерального закона) не имеет юридической основы. Федеральный закон под "соотечественниками" подразумевает граждан Российской Федерации, лиц без гражданства и иностранных граждан. Однако с точки зрения международного права нельзя принимать односторонний акт, устанавливающий правовой статус населения иностранного государства. Государственная политика Российской Федерации может осуществляться только в отношении лиц, имеющих гражданство Российской Федерации, либо лиц, не являющихся таковыми, но находящихся на законных основаниях на территории Российской Федерации. Установление двойного стандарта в отношении граждан иностранных государств (статьи 5 и 8 - 10 Федерального закона) не соответствует статьям 17 - 19 Конституции Российской Федерации и международным правовым актам о равенстве прав граждан.
Таким образом, Федеральный закон нарушает принцип международного права о невмешательстве в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию государства, зафиксированный в пункте 7 статьи 2 Устава ООН, в Декларации о принципах международного права 1970 г. и Декларации ООН о недопустимости вмешательства во внутренние дела государств, об ограждении их независимости и суверенитета от 21 декабря 1965 г.
Статья 11 Федерального закона входит в противоречие с Законом Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации", устанавливая иной порядок приобретения гражданства Российской Федерации отдельными категориями лиц.
Статья 26 Федерального закона предполагает создание представительных общественно-консультативных органов - советов (комиссий) соотечественников при органах государственной власти Российской Федерации и органах государственной власти субъектов Российской Федерации. Однако общественные объединения в соответствии со статьей 30 Конституции Российской Федерации и Федеральным законом "Об общественных объединениях" создаются на добровольной основе по инициативе граждан, а не по указанию органов государственной власти.
Принятие Федерального закона не только не улучшит положение лиц, связанных с Российской Федерацией языком, культурой, религией и так далее, но, возможно, будет иметь для них самые негативные последствия, поскольку положения Федерального закона могут быть расценены другими государствами как вмешательство в их внутренние дела, что не исключает принятия этими государствами ответных мер.
Прежде всего, следует иметь в виду, что права "соотечественников за рубежом" защищены Всеобщей декларацией прав человека, Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Международным пактом о гражданских и политических правах 1966 г., Европейской Конвенцией о защите прав человека и основных свобод 1950 г., Венской декларацией и программой действий 1993 г., Декларацией глав государств - участников Содружества Независимых Государств о международных обязательствах в области человека и основных свобод 1993 г. и другими международными договорами. На защиту прав соотечественников направлены также двусторонние и многосторонние договоры, заключенные Российской Федерацией.
Необходимость совершенствования механизма защиты интересов, прав и свобод граждан Российской Федерации, находящихся за ее пределами, который должен обеспечивать реализацию конституционного положения о гарантировании государством защиты и покровительства своих граждан (статья 61 Конституции Российской Федерации), очевидна. Однако совершенствование этого механизма возможно только путем ускорения ратификации международных документов, отвечающих интересам Российской Федерации, путем принятия федеральных законов о гражданах Российской Федерации за рубежом и о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства, а также путем совершенствования деятельности федеральных органов государственной власти.
Б.Ельцин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Президента РФ от 31 марта 1999 г. N Пр-428
Текст письма официально опубликован не был