Письмо Президента РФ от 31 марта 1999 г. N Пр-426
На основании части 3 статьи 107 Конституции Российской Федерации отклоняю направленный Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования Федеральный закон "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" (далее именуется - Федеральный закон), принятый Государственной Думой 5 марта 1999 г. и одобренный Советом Федерации 17 марта 1999 г.
Ряд положений Федерального закона не соответствует Конституции Российской Федерации, содержит правовую неопределенность, что делает невозможной его реализацию.
Определения некоторых основных понятий, данных в статье 1 Федерального закона, вызывают серьезные возражения. В частности, это относится к понятиям: "общины малочисленных народов", к которым необоснованно относятся союзы (ассоциации) общин; "уполномоченные представители малочисленных народов", которые могут представлять интересы малочисленных народов и по поручению общин малочисленных народов.
Статья 5 Федерального закона дает возможность принятия совместных с органами государственной власти субъектов Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, что не предусмотрено Конституцией Российской Федерации. Это замечание относится и к статье 6, в которой подобным образом определены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Вмешательством в предметы ведения и полномочия субъектов Российской Федерации являются также положения статьи 6 Федерального закона, предусматривающие в качестве обязанности привлекать представителей малочисленных народов к разработке проектов законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, что не соответствует статье 73 Конституции Российской Федерации.
Положение пункта 7 статьи 5 Федерального закона об установлении общих принципов организации и деятельности территориального общественного самоуправления малочисленных народов в местах их традиционной хозяйственной деятельности не соответствует статье 27 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которой под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования.
Федеральным законом недостаточно четко разграничены права малочисленных народов и права лиц, относящихся к малочисленным народам (статьи 8, 10). Так, в подпункте 2 пункта 2 статьи 8 установлено, что лица, относящиеся к малочисленным народам, имеют право участвовать в формировании и деятельности советов представителей малочисленных народов при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Одновременно в подпункте 7 пункта 1 указанной статьи это право установлено как право малочисленных народов, что недопустимо и вносит правовую неопределенность в регулирование прав граждан.
Следует обратить внимание на неправомерность распространения действия Федерального закона (статья 3) только на лиц, относящихся к малочисленным народам, тогда как согласно статье 15 Конституции Российской Федерации федеральные законы обязательны для всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений. Непонятен механизм распространения действия Федерального закона органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, устанавливаемый в пункте 2 статьи 3 Федерального закона.
Учитывая важность Федерального закона для проведения государственной национальной политики, предлагаю палатам Федерального Собрания совместно продолжить его доработку, исходя из того, что права коренных малочисленных народов гарантируются Российской Федерацией в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Б.Ельцин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Президента РФ от 31 марта 1999 г. N Пр-426
Текст письма официально опубликован не был