Проект федерального закона
"Об особой экономической зоне в районе Байкало-Амурской
железнодорожной магистрали"
Досье на проект федерального закона
Глава 1. Общие положения
Глава 2. Управление деятельностью в зоне БАМ
Глава 3. Режим деятельности в зоне БАМ
Глава 4. Социально-трудовые отношения и вопросы
миграции в зоне БАМ
Глава 5. Прочие положения
Настоящий Федеральный закон, исходя из большого значения Байкало-Амурской магистрали для национальных интересов Российской Федерации и соответствующих субъектов Российской Федерации определяет правовые и экономические основы создания и функционирования Особой экономической зоны в районе Байкало-Амурской магистрали (далее - Зона БАМ).
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Понятие Зоны БАМ
Зона БАМ - территориальное пространство, состоящее из отдельно расположенных, ограниченных участков территории Российской Федерации, на которые распространяется установленный в соответствии с действующим законодательством режим свободной таможенной зоны.
Зона БАМ создается в пределах территории, ограниченной четырехсоткилометровым коридором вдоль Байкало-Амурской магистрали, за исключением территорий объектов, имеющих оборонное значение для Российской Федерации.
Статья 2. Цели создания Зоны БАМ
Целями создания Зоны БАМ являются:
сохранение и развитие созданных производительных сил на основе освоения природных ресурсов, находящихся в Зоне БАМ;
социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации, на территории которых расположена Зона БАМ;
привлечение в Зону БАМ российских и зарубежных инвестиций и технологий.
Статья 3. Правовые основы создания и функционирования Зоны БАМ
Зона БАМ создается и функционирует в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Определение ограниченных участков территории Российской Федерации для включения в Зону БАМ осуществляется на основе федеральной и региональных программ социально-экономического развития зоны Байкало-Амурской магистрали, принятых в установленном порядке.
Решение о включении ограниченного участка территории Российской Федерации в Зону БАМ принимается Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, являющегося государственным заказчиком работ по федеральной и региональным программам социально-экономического развития зоны Байкало-Амурской магистрали.
Глава 2. Управление деятельностью в зоне БАМ
Статья 4. Наблюдательный Совет Зоны БАМ
Координация и общий контроль деятельности в Зоне БАМ осуществляются Наблюдательным Советом Зоны БАМ, в состав которого входят представители федеральных органов исполнительной власти, назначенные Правительством Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых расположена Зона БАМ, соответствующих органов местного самоуправления.
Наблюдательный Совет Зоны БАМ действует на основании Положения, утверждаемого Правительством Российской Федерации.
Статья 5. Администрация Зоны БАМ
Оперативное управление деятельностью в Зоне БАМ осуществляется Администрацией Зоны БАМ, которая создается Правительством Российской Федерации по согласованию с руководителями органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на которых расположена Зона БАМ, и имеет правовой статус учреждения в соответствии со статьей 120 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Администрация Зоны БАМ обеспечивает реализацию федеральной и региональных программ социально-экономического развития зоны БАМ и выполняет функции, предусмотренные в Положении об Администрации Зоны БАМ, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, являющемся государственным заказчиком работ по этим программам.
Администрация зоны БАМ выполняет свои функции в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, на территории которых расположена зона БАМ.
Администрация Зоны БАМ вправе в соответствии с законодательством Российской Федерации заключать договоры гражданско-правового характера и вступать в иные гражданско-правовые отношения с российскими и иностранными физическими и юридическими лицами.
Статья 6. Регистрация юридических и физических лиц в Зоне БАМ
Регистрация юридических и физических лиц, осуществляющих деятельность в Зоне БАМ, а также предприятий с иностранными инвестициями, независимо от величины их уставного капитала, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Представительства и филиалы иностранных юридических лиц в Зоне БАМ открываются на основании разрешения Администрации Зоны БАМ в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 7. Лицензирование деятельности в Зоне БАМ
В Зоне БАМ устанавливается разрешительный порядок осуществления деятельности, предусматривающий получение юридическими и физическими лицами, осуществляющими деятельность в Зоне БАМ, у Администрации Зоны БАМ лицензии, предусматривающей взаимные обязательства сторон.
Лицензия на осуществление деятельности в Зоне БАМ выдается юридическим и физическим лицам при условии обеспечения ими производства в Зоне БАМ продукции добывающих или обрабатывающих отраслей промышленности в определенном объеме.
Глава 3. Режим деятельности в зоне БАМ
Статья 8. Финансирование деятельности в Зоне БАМ
Финансирование деятельности по созданию и развитию Зоны БАМ, в том числе по обустройству производственной и транспортной инфраструктур, осуществляется в соответствии с федеральной и региональными программами социально-экономического развития зоны Байкало-Амурской магистрали.
При этом средства федерального бюджета могут предоставляться как в виде прямого финансирования, так и в виде бюджетных ссуд или отсрочки, либо рассрочки платежей в федеральный бюджет, в частности, путем предоставления налогового кредита юридическим и физическим лицам, осуществляющим деятельность в Зоне БАМ.
Субъекты Российской Федерации, на территории которых расположена зона БАМ, и соответствующие органы местного самоуправления могут участвовать в финансировании деятельности по созданию и развитию Зоны БАМ за счет средств собственных бюджетов.
В случае недостатка средств в федеральном бюджете и бюджетах субъектов Российской Федерации, на территории которых расположена зона БАМ, финансирование работ, предусмотренных в федеральной и региональных программах социально-экономического развития зоны Байкало-Амурской магистрали, осуществляется из других бюджетных поступлений с соответствующих, территорий, за исключением средств, перечисляемых в пенсионный фонд и фонд социального страхования.
В целях обеспечения финансирования деятельности по созданию и развитию Зоны БАМ по решению Администрации Зоны БАМ могут создаваться специализированные коммерческие банки и иные кредитно-финансовые учреждения, фонды и страховые организации в порядке, установленном действующим законодательством.
Статья 9. Формы осуществления инвестиций
Инвестиции в Зоне БАМ осуществляются в формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
Иностранные инвесторы могут осуществлять инвестиции в Зоне БАМ путем:
долевого участия в организациях, создаваемых совместно с российскими юридическими и физическими лицами;
создания организаций и их филиалов, полностью принадлежащих иностранным юридическим и физическим лицам;
приобретения имущества, акций и иных ценных бумаг российских организаций;
предоставление кредитов и иной финансовой помощи;
приобретения прав пользования землей на основе договоров аренды сроком до 25 лет.
Администрация Зоны БАМ в соответствии с федеральной и региональными программами социально-экономического развития зоны Байкало-Амурской магистрали рассматривает заявки российских и иностранных инвесторов о реализации инвестиционных проектов и заключает с ними договоры, которые могут предусматривать льготы и гарантии, определяемые нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, на территории которых расположена зона БАМ.
Статья 10. Правовая защита предпринимательской деятельности и инвестиций
Предпринимательская деятельность и инвестиции в зоне БАМ пользуются правовой защитой государства, которая обеспечивается Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации.
Расторжение или пересмотр условий концессионных, арендных и иных договоров с инвесторами, в том числе договоров на землепользование и освоение природных ресурсов, допускается только по обоюдному согласию сторон, либо в случаях, предусмотренных федеральным законом и международным договором Российской Федерации.
Иностранным инвесторам гарантируется перевод за границу всех полученных ими доходов, после уплаты соответствующих налогов и выполнения обязательств по договорам, в том числе в связи с продажей ими своего имущества.
Правовая защита предпринимательской деятельности и инвестиций в Зоне БАМ осуществляется также путем страхования, в том числе страхования рисков при осуществлении экспортно-импортных сделок, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 11. Правовое регулирование землепользования и освоения природных ресурсов в зоне БАМ
В Зоне БАМ на период до 2025 года устанавливается особый порядок землепользования и освоения природных ресурсов, который предусматривает осуществление любых видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих субъектов Российской Федерации, в соответствии с целями создания зоны БАМ.
Отвод земель в Зоне БАМ осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых расположена Зона БАМ, с последующей регистрацией данных землеотводов в соответствующих учреждениях юстиции.
Юридические и физические лица, получившие землеотводы в Зоне БАМ, имеют право осуществлять освоение природных ресурсов в пределах этих землеотводов на основании соответствующих договоров, лицензии и с разрешения администрации соответствующего субъекта Российской Федерации.
Российские и иностранные юридические и физические лица в Зоне БАМ имеют равные права на землепользование и освоение природных ресурсов в соответствии с законодательством Российской Федерации с учетом, в частности, требований, относящихся к рациональному землепользованию и охране окружающей природной среды.
Статья 12. Таможенное регулирование в Зоне БАМ
В соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации:
Товары, произведенные за пределами Российской Федерации, в том числе оборудование и технологии для угольной, горнорудной, химической, металлургической, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, для производства асбеста, глиноземного и калийного сырья, минеральных удобрений, для добычи и переработки драгоценных и полудрагоценных камней, драгоценных и редкоземельных металлов, строительства, для железнодорожного транспорта освобождаются от уплаты ввозных пошлин и других платежей, взимаемых при таможенном оформлении товаров (кроме таможенных сборов). В случае вывоза товаров, указанных в настоящей статье, за пределы Зоны БАМ, невзысканная часть ввозных таможенных пошлин и других платежей, а также вывозные пошлины, взыскиваются полностью.
Товары, произведенные в Зоне БАМ и вывозимые за пределы Российской Федерации, облагаются таможенной пошлиной и другими платежами, взимаемыми при таможенном оформлении товаров (кроме таможенных сборов), по ставке 50% от утвержденных тарифов. При этом товар считается произведенным в Зоне БАМ, если величина добавленной стоимости составляет не менее 30% его общей стоимости и влечет за собой изменение кода товара по таможенной классификации.
Статья 13. Налоговые льготы, предоставляемые юридическим и физическим лицам, осуществляющим деятельность в Зоне БАМ
Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность в Зоне БАМ, предоставляются следующие налоговые льготы:
освобождение от налога на прибыль сроком на три года со дня получения первой прибыли, но не более чем на восемь лет со дня получения лицензии на осуществление деятельности в Зоне БАМ. В случаях переименования или перерегистрации предприятий, смены юридических или физических лиц - учредителей предприятий, равно как и по иным причинам, срок пользования льготами не продляется и не устанавливается вновь;
снижение на 50% ставки налога на добавленную стоимость в отношении товаров, произведенных в Зоне БАМ, в случае реализации этих товаров на территории Российской Федерации;
освобождение от налога на добавленную стоимость транспортных услуг, услуг по погрузке, разгрузке, перегрузке и хранению, при перевозке и перевалке товаров из Зоны БАМ на остальную часть таможенной территории Российской Федерации и с остальной части таможенной территории Российской Федерации в Зоне БАМ не взимается.
Субъекты Российской Федерации, на территории которых расположена Зона БАМ, а также соответствующие органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные налоговые льготы в пределах их компетенции.
Статья 14. Валютное регулирование
Регулирование валютных операций в Зоне БАМ осуществляется государственными органами, определенными законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле.
При этом на поступления в иностранной валюте от экспорта товаров, созданных в Зоне БАМ, не распространяется порядок обязательной продажи резидентами иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации.
Статья 15. Перевод дивидендов и репатриация капитала
Перевод дивидендов и репатриация капитала иностранными инвесторами с территории Зоны БАМ осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
Глава 4. Социально-трудовые отношения и вопросы миграции в зоне БАМ
Статья 16. Порядок въезда на территорию зоны БАМ, выезда из зоны БАМ и пребывания на ее территории
Порядок въезда на территорию Зоны БАМ, выезда из Зоны БАМ и пребывания в Зоне БАМ иностранных граждан, лиц с двойным гражданством и лиц без гражданства определяется законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
В Зоне БАМ действует единый порядок регистрации граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц с двойным гражданством и лиц без гражданства в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Администрация Зоны БАМ по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых расположена Зона БАМ, в целях обеспечения экономической безопасности, а также защиты и регулирования рынка труда может устанавливать ограничения для определенных категорий иностранных граждан, лиц с двойным гражданством и лиц без гражданства относительно срока и места пребывания в Зоне БАМ. При этом данные ограничения не могут нарушать права и свободы человека, гарантированные законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
Статья 17. Социально-трудовые отношения в зоне БАМ
Вопросы найма, увольнения, режима труда и отдыха, условий и нормирования труда, социальных гарантий и компенсаций в Зоне БАМ регулируются коллективными договорами и индивидуальными контрактами в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.
Полученные иностранным работником доходы в иностранной валюте после уплаты налогов могут переводиться за пределы территории Российской Федерации по желанию такого работника, а доходы, полученные российским работником, могут переводиться за пределы территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле.
Глава 5. Прочие положения
Статья 18. Ликвидация Зоны БАМ
Ликвидация Зоны БАМ осуществляется на основании Федерального закона, принимаемого в установленном Конституцией Российской Федерации порядке в случаях:
а) невыполнения целей и задач, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
б) несоответствия функционирования Зоны БАМ национальным интересам Российской Федерации и интересам населения субъектов Российской Федерации, на территории которых расположена зона БАМ.
В случае принятия Федерального закона о ликвидации Зоны БАМ Правительство Российской Федерации устанавливает порядок и сроки ликвидации Зоны БАМ с соблюдением законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации, в том числе о защите законных прав и интересов российских и иностранных юридических и физических лиц.
Для юридических и физических лиц, осуществляющих деятельность в Зоне БАМ, сохраняются установленные настоящим Федеральным законом условия деятельности в течение трех лет со дня вступления в силу Федерального закона о ликвидации Зоны БАМ.
Статья 19. Вступление в силу и срок действия настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Срок действия настоящего Федерального закона устанавливается в 25 лет, который может быть продлен только Федеральным законом Российской Федерации.
Статья 12. и 13 настоящего Федерального закона вступает в силу после внесения соответствующих изменений и дополнений в налоговое законодательство.
Статья 20. Приведение в соответствие с настоящим Федеральным законом других нормативных правовых актов Российской Федерации
Законодательные и нормативно-правовые акты подлежат приведению в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.