Проект федерального закона
"Об участии граждан Российской Федерации в обеспечении правопорядка"
Досье на проект федерального закона
Глава 1. Общие положения
Глава 2. Формы участия граждан в обеспечении правопорядка
Глава 3. Привлечение граждан к участию в охране
общественного порядка на основе соглашения (договора)
Глава 4. Гарантии правовой и социальной защиты граждан, участвующих
в обеспечении правопорядка, меры их поощрения
Глава 5. Заключительные положения
Вносится Президентом
Российской Федерации
Настоящим Федеральным законом определяются правовая основа и формы участия граждан Российской Федерации (далее - граждане) в обеспечении правопорядка, а также устанавливаются их ответственность и гарантии правовой и социальной защиты.
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
1. Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются общественные отношения, возникающие в связи с участием граждан в обеспечении правопорядка.
2. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на правоотношения, возникающие в связи со специальными видами деятельности правоохранительных органов, с частной детективной и охранной деятельностью, а также регулируемые иными федеральными законами.
Статья 2. Правовая основа участия граждан в обеспечении правопорядка
Правовую основу участия граждан в обеспечении правопорядка составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, иные федеральные законы и принятые в соответствии с ними нормативные правовые акты Российской Федерации, а также предусмотренные настоящим Федеральным законом законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Глава 2. Формы участия граждан в обеспечении правопорядка
Статья 3. Участие граждан в обеспечении правопорядка
1. Каждый гражданин имеет право принимать участие в обеспечении правопорядка в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Граждане участвуют в обеспечении правопорядка путем участия в охране государственной границы и обеспечения режима приграничных территорий совместно с войсками и органами Федеральной пограничной службы Российской Федерации, а также в охране общественного порядка совместно с органами внутренних дел Российской Федерации.
Порядок участия граждан в охране государственной границы и обеспечении режима приграничных территорий определяется Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На граждан, участвующих в охране государственной границы и обеспечении режима приграничных территорий, распространяются ограничения, предусмотренные настоящим Федеральным законом для граждан, участвующих в обеспечении общественного порядка.
3. Участие граждан в обеспечении правопорядка может быть коллективным и индивидуальным.
Статья 4. Коллективное участие граждан в обеспечении правопорядка
1. Коллективное участие граждан в обеспечении правопорядка осуществляется путем создания общественных объединений, уставной целью которых является оказание содействия войскам и органам Федеральной пограничной службы Российской Федерации, а также органам внутренних дел Российской Федерации в охране общественного порядка.
2. Общественные объединения, уставной целью которых является оказание содействия войскам и органам Федеральной пограничной службы Российской Федерации, а также органам внутренних дел Российской Федерации в охране общественного порядка, создаются в соответствии с Федеральным законом "Об общественных объединениях" и осуществляют свою деятельность на основании коллективных соглашений, заключаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Общественные объединения, уставной целью которых является оказание содействия войскам и органам Федеральной пограничной службы Российской Федерации, а также органам внутренних дел Российской Федерации в охране общественного порядка, не могут предусматривать в своих уставных документах политических целей, а также целей оказания содействия политическим партиям и объединениям.
3. Формы типовых соглашений (договоров) между общественными объединениями и войсками (органами) Федеральной пограничной службы Российской Федерации или органами внутренних дел Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации.
Статья 5. Индивидуальные формы участия граждан в обеспечении правопорядка
1. Индивидуальными формами участия граждан в обеспечении правопорядка являются:
внештатное сотрудничество граждан с войсками (органами) Федеральной пограничной службы Российской Федерации, осуществляемое в соответствии с порядком, устанавливаемым законодательством Российской Федерации, и представляющее собой добровольное участие в работе войск (органов) Федеральной пограничной службы Российской Федерации под руководством их должностных лиц;
внештатное сотрудничество граждан с органами внутренних дел Российской Федерации, осуществляемое в соответствии с порядком, устанавливаемым законодательством Российской Федерации, и представляющее собой добровольное участие в работе органов внутренних дел Российской Федерации под руководством их должностных лиц;
сотрудничество, осуществляемое безвозмездно на основе соглашения (договора), заключаемого между гражданином и войсками (органами) Федеральной пограничной службы Российской Федерации, в порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федерации;
сотрудничество, осуществляемое безвозмездно на основе соглашения (договора), заключаемого между гражданином и органом внутренних дел Российской Федерации, в порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федерации.
2. Форма типового соглашения (договора) между гражданином и войсками (органами) Федеральной пограничной службы Российской Федерации или органом внутренних дел Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации.
Глава 3. Привлечение граждан к участию в охране общественного
порядка на основе соглашения (договора)
Статья 6. Условия привлечения граждан к участию в охране общественного порядка на основе соглашения (договора) и основания для его расторжения
1. Участвовать в охране общественного порядка на основе соглашения (договора), заключаемого с органами внутренних дел Российской Федерации, могут граждане Российской Федерации не моложе 18 лет, способные по своим личным и деловым качествам оказывать органам внутренних дел Российской Федерации содействие в охране общественного порядка (далее - граждане, привлекаемые к участию в охране общественного порядка).
Не могут привлекаться к участию в охране общественного порядка на основе указанного соглашения (договора) граждане:
имеющие неснятую и непогашенную судимость;
состоящие на учете в лечебно-профилактических учреждениях по поводу психического заболевания, наркомании или алкоголизма;
признанные решением суда недееспособными или ограниченно дееспособными;
подвергнутые административным взысканиям за правонарушения, посягающие на общественный порядок или установленный порядок управления;
не имеющие регистрации по месту жительства.
2. Расторжение соглашения (договора), указанного в пункте 1 настоящей статьи, может быть осуществлено органом внутренних дел Российской Федерации на основании личного заявления гражданина.
Расторжение соглашения (договора) может быть осуществлено органом внутренних дел Российской Федерации в одностороннем порядке:
при наступлении обстоятельств, перечисленных в пункте 1 настоящей статьи;
в связи с систематическим невыполнением гражданином условий соглашения (договора);
в случае совершения гражданином противоправных действий, в том числе в случае неправомерного применения им физической силы, специальных средств и оружия самообороны;
в иных случаях, связанных с невозможностью выполнения гражданином, привлеченным к участию в охране общественного порядка, условий соглашения (договора) в связи с его личными и деловыми качествами.
3. Граждане, привлеченные к участию в охране общественного порядка, могут объединяться соответствующим органом внутренних дел Российской Федерации в народные дружины в порядке, установленном Министром внутренних дел Российской Федерации.
Статья 7. Ограничения, связанные с участием граждан в охране общественного порядка
Граждане, участвующие в охране общественного порядка, не имеют права:
представляться сотрудниками правоохранительных органов;
самостоятельно (без руководства уполномоченных сотрудников правоохранительных органов) реализовывать полномочия, определенные настоящим Федеральным законом;
осуществлять деятельность, отнесенную законодательством Российской Федерации к исключительной компетенции правоохранительных органов;
раскрывать служебную информацию, ставшую известной в результате их участия в правоохранительной деятельности;
а также использовать права, предоставленные им настоящим Федеральным законом, в корыстных целях.
Статья 8. Удостоверения граждан, привлекаемых к участию в охране общественного порядка
Единые образцы удостоверений граждан, привлекаемых к участию в охране общественного порядка, и образцы отличительных эмблем устанавливаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Указанные образцы не должны быть аналогичными образцам удостоверений и знакам отличия сотрудников правоохранительных органов.
Статья 9. Материально-техническое обеспечение деятельности,связанной с участием граждан в охране общественного порядка
1. Соответствующие федеральные органы исполнительной власти изготавливают бланки удостоверений граждан, привлекаемых к участию в охране общественного порядка.
2. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут предоставлять гражданам, участвующим в охране общественного порядка, право на бесплатный проезд на всех видах общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения (за исключением такси) в пределах территорий соответствующих субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Статья 10. Взаимодействие граждан, привлекаемых к участию в охране общественного порядка, с сотрудниками милиции при участии в охране общественного порядка
1. Граждане, привлекаемые к участию в охране общественного порядка, могут участвовать в охране общественного порядка только под руководством и при непосредственном участии сотрудника милиции.
2. Сотруднику милиции запрещается давать гражданам, привлекаемым к участию в охране общественного порядка, указания и распоряжения, нарушающие права и свободы граждан, законодательство Российской Федерации и выходящие за пределы его полномочий.
Статья 11. Обязанности и права граждан, привлекаемых к участию в охране общественного порядка
1. Гражданин, привлекаемый к участию в охране общественного порядка, участвуя совместно с сотрудником милиции в охране общественного порядка, обязан:
1) препятствовать необоснованному ограничению прав и свобод граждан, не совершать действий, унижающих их честь и достоинство;
2) в случае обращения граждан к гражданам, привлекаемым к участию в охране общественного порядка, с сообщениями о событиях или фактах, угрожающих их личной безопасности или общественной безопасности, веющих к нарушению общественного порядка, либо в случае непосредственного обнаружения гражданином, привлекаемым к участию в охране общественного порядка, указанных событий или фактов сообщать об этом сотруднику милиции, с которым он осуществляет совместную охрану общественного порядка, либо в ближайший правоохранительный орган, а также при необходимости принимать меры по спасению людей и охране места происшествия;
3) принимать меры по оказанию помощи, в том числе доврачебной, гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений или несчастных случаев, а также находящимся в беспомощном или ином состоянии, создающем угрозу их жизни и здоровью;
4) иметь при себе и предъявлять по требованию граждан или должностных лиц удостоверение установленного образца.
2. Гражданин, привлекаемый к участию в охране общественного порядка, участвуя совместно с сотрудником милиции в охране общественного порядка, имеет право по его указанию:
1) оказывать помощь сотруднику милиции в пресечении преступлений и административных правонарушений;
2) оказывать содействие сотруднику милиции в доставлении в правоохранительные органы лиц, совершивших преступление или административное правонарушение;
3) участвовать в пропаганде правовых знаний;
4) содействовать органам внутренних дел Российской Федерации в профилактической работе с лицами, склонными к совершению правонарушений;
5) участвовать в деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по предупреждению детской безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
3. В исключительных случаях гражданин, привлекаемый к участию в охране общественного порядка, имеет право самостоятельно, без указания сотрудника милиции, осуществлять задержание лица, совершившего преступление, в целях доставления его в орган внутренних дел Российской Федерации, а также применять физическую силу, специальные средства и оружие самообороны (за исключением огнестрельного оружия).
4. Граждане, привлекаемые к участию в охране общественного порядка должны проходить в порядке, устанавливаемом органами внутренних дел Российской Федерации, правовую и специальную подготовку, а также периодическую проверку на готовность к действиям, связанным с применением физической силы, специальных средств и оружия самообороны, с оказанием доврачебной помощи пострадавшим.
5. Специальные средства выдаются в порядке, устанавливаемом органами внутренних дел Российской Федерации, гражданам, привлекаемым к участию в охране общественного порядка, соответствующими правоохранительными органами только на период их непосредственного участия в охране общественного порядка.
Статья 12. Условия и пределы применения гражданами, привлекаемыми к участию в охране общественного порядка, физической силы, специальных средств и оружия самообороны
1. Граждане, привлекаемые к участию в охране общественного порядка, применяют физическую силу, специальные средства и оружие самообороны в случаях, предусмотренных пунктом 3 статьи 11 настоящего Федерального закона.
2. При применении физической силы, специальных средств и оружия самообороны граждане, привлекаемые к участию в охране общественного порядка, обязаны:
1) предупредить о своем намерении, предоставив лицам, в отношении которых предполагается применить физическую силу, специальные средства и оружие самообороны, достаточно времени для выполнения их требований, за исключением тех случаев, когда промедление с применением физической силы, специальных средств и оружия самообороны создает непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан, граждан, привлекаемых к участию в охране общественного порядка, или сотрудников правоохранительных органов, может повлечь иные тяжкие последствия или когда такое предупреждение является невозможным;
2) не допускать явного несоответствия вреда, причиняемого посягающему лицу, характеру и степени общественной опасности посягательства;
3) принимать меры по оказанию доврачебной помощи лицам, получившим телесные повреждения в результате применения физической силы, специальных средств и оружия самообороны.
Статья 13. Ответственность граждан, привлекаемых к участию в охране общественного порядка
Граждане, привлекаемые к участию в охране общественного порядка, несут ответственность за совершение неправомерных действий при охране общественного порядка, установленную законодательством Российской Федерации и предусмотренную для должностных лиц соответствующих правоохранительных органов.
Вред, причиненный физическим или юридическим лицам неправомерными действиями граждан, привлекаемых к участию в охране общественного порядка, подлежит возмещению в полном объеме в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Неправомерные действия граждан, привлекаемых к участию в охране общественного порядка, могут быть обжалованы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Глава 4. Гарантии правовой и социальной защиты граждан, участвующих
в обеспечении правопорядка, меры их поощрения
Статья 14. Гарантии правовой и социальной защиты граждан, привлекаемых к участию в обеспечении правопорядка
1. Граждане, привлекаемые к участию в обеспечении правопорядка, находятся под защитой государства.
2. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные гарантии социальной защиты граждан, участвующих в обеспечении правопорядка.
Статья 15. Формы поощрения граждан, участвующих в обеспечении правопорядка
1. Федеральные органы исполнительной власти вправе использовать различные формы поощрения граждан, участвующих в обеспечении правопорядка.
2. За особые заслуги в обеспечении правопорядка, проявленные при этом мужество и героизм граждане, участвующие в обеспечении правопорядка, могут представляться к государственным наградам Российской Федерации.
Глава 5. Заключительные положения
Статья 16. Контроль и надзор за деятельностью граждан, участвующих в обеспечении правопорядка
1. Контроль за деятельностью граждан, участвующих в обеспечении правопорядка, осуществляют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий.
2. Надзор за исполнением законодательства Российской Федерации об участии граждан в обеспечении правопорядка осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры.
Статья 17. Вступление в силу настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
2. Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Президент Российской Федерации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.