Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статью 5 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость"
(об установлении налоговых льгот участникам зоны экспортного производства)
При внесении данного законопроекта учитывается, что дважды законопроект "О свободных экономических зонах" был отклонен Президентом России прежде всего из-за отсутствия внесения соответствующих изменений и дополнений в налоговое законодательство.
Если в свободной таможенной зоне действует таможенный режим, предусмотренный Таможенным кодексом Российской Федерации, то в соответствии с данным законопроектом для участников зоны экспортного производства предусматриваются также налоговые льготы в форме их освобождения от уплаты налога на добавленную стоимость на транспортные услуги, услуги по погрузке, перегрузке и хранению при транспортировке товаров с остальной территории Российской Федерации на территорию зоны экспортного производства путем включения соответствующего дополнения в статью 5 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость".
Устанавливается экономическая санкция в отношении участников зон экспортного производства, которые по истечении двух лет со дня регистрации в зоне экспортного производства или иного срока, установленного в лицензии, выданной администрацией зоны, не выполняет свои обязательства по лицензии или ненадлежащим образом выполняет их, а именно, что в отношении такого участника зоны должен быть произведен перечет налоговых обязательств в соответствии с порядком, установленным частью первой статьи 44 Налогового кодекса (Первая часть) Российской Федерации. При этом дополнительно начисленная сумма налогов подлежит уплате в том же порядке, что и сумма налогов, доначисленная в результате проверки налоговых органов.
Аналогичный порядок применяется в случае, если до истечения пятилетнего срока с даты получения разрешения (лицензия) участник зоны экспортного производства прекращает свою деятельность.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона
"О внесении изменений и дополнений в статью 5 Закона Российской
Федерации "О налоге на добавленную стоимость" (об установлении
налоговых льгот участникам зоны экспортного производства)
Финансово-экономическое обоснование данного законопроекта основывается на финансово-экономическом обосновании Правительства Российской Федерации привнесении в Государственную Думу в апреле 1995 года законопроекта "О свободных экономических зонах" вместе с законопроектом с аналогичным названием. Оно сводится к следующему.
В развитии экспортного потенциала, внешнеторговых связей и экономики России в целом свою положительную роль могут и должны сыграть такой вид свободных экономических зон, как зоны экспортного производства. Во многих зарубежных странах СЭЗ доказали свою эффективность. Зоны экспортного производства ориентированы на изготовление и экспорт готовой продукции обрабатывающих отраслей промышленности.
В обоснование необходимости предоставления указанной налоговой льготы участникам зоны экспортного производства принимается во внимание та ситуация, что во внешнеторговой политике России сложилась негативная тенденция преимущественного экспорта необработанного сырья, особенно нефти, и преимущественного импорта готовой продукции. Опыт международной торговли показывает, что страны, ориентирующиеся на преимущественный экспорт базовых (т.е. сырьевых) товаров в наибольшей степени уязвимы от ценовой конкуренции на мировом рынке. Об этом свидетельствует недавнее падение цен на нефть на мировом рынке. Цены на базовые товары на мировом рынке весьма неустойчивы. В отличие от базовых товаров для готовой продукции обрабатывающих отраслей промышленности основным способом борьбы за покупателя является неценовая конкуренция за счет непрерывного совершенствования потребительских свойств товара (надежности, эффективности, экономичности, комфортности, дизайна, экологической безопасности). Как показывают данные мировой торговли, мировые цены на готовые изделия непрерывно и стабильно растут.
Одним из инструментов преодоления сложившегося в последние годы негативного внешнеторгового и экономического курса России могло бы явиться создание зон экспортного производства. Естественно процесс их создания не может быть стихийным, а регулироваться государством, в частности путем продуманной Федеральной программы создания и развития свободных экономических зон на территории Российской Федерации. Должны использоваться как косвенное финансирование в форме таможенных и налоговых льгот, в частности, налоговых льгот по уплате налога на добавленную стоимость, так и прямое финансирование за счет средств бюджетов всех уровней.
В первую очередь зоны экспортного производства должны быть использованы на предприятиях высокотехнологичных отраслей промышленности, способных выдерживать конкуренцию на внешнем рынке: выпуск продукции авиакосмической, атомной, оборонной промышленность, биотехнологии, энергетического оборудования, тяжелого станочного оборудования, а затем, на каком-то этапе, и на предприятиях менее конкурентоспособных отраслей промышленности, как например, в автомобилестроения, сельскохозяйственном машиностроении, предприятиях по выпуску продукции легкой и пищевой промышленности.
Некоторое недополучение налога на добавленную стоимость на начальном периоде будет превышено поступлениями от экспорта товаров, произведенных в зонах экспортного производства.
Депутат Государственной Думы |
А.Г.Пузановский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.