Проект федерального закона N 99029059-2
"О государственном строительном надзоре в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
См. пояснительную записку
справку о деятельности органов Госархстройнадзора
Глава 1. Общие положения
Глава 2. Система органов государственного строительного
надзора Российской Федерации
Глава 3. Порядок осуществления государственного
строительного надзора
Глава 4. Заключительные положения
Настоящий Федеральный закон устанавливает организационные, правовые и экономические основы государственного строительного надзора за качеством и организационно-правовым порядком строительства зданий и сооружений, осуществляемого с целью обеспечения прочности, устойчивости, эксплуатационной надежности строящихся объектов на территории Российской Федерации, снижения количества аварий строящихся и эксплуатируемых зданий и сооружений.
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Основные понятия
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие термины и определения:
государственный строительный надзор - деятельность специально уполномоченных государственных и муниципальных органов по контролю за соблюдением участниками строительства обязательных требований нормативных документов в вопросах качества и организационно-правового порядка строительства зданий и сооружений, а также производства строительных материалов, конструкций и изделий;
организационно-правовой порядок строительства зданий и сооружений - комплекс мероприятий, осуществляемых участниками строительства при выполнении проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ в период строительства объекта, ввода его в эксплуатацию, на основе положений федеральных законов, иных нормативных правовых актов, требований должностных лиц инспекций государственного строительного надзора Российской Федерации;
инспекции государственного строительного надзора Российской Федерации - специально уполномоченные государственные и муниципальные органы, осуществляющие государственный строительный надзор;
нормативные документы в области строительства - нормативные правовые акты органов государственной власти и органов местного самоуправления, устанавливающие обязательные требования по организации и осуществлению строительства объектов, технические нормативные документы - стандарты, строительные нормы и правила, технические условия, другие документы, содержащие обязательные требования по вопросам качества выполнения строительно-монтажных работ, производства строительных материалов, конструкций и изделий, а также утвержденные в установленном порядке проекты (в том числе содержащие градостроительные и архитектурные решения);
участники строительства - граждане Российской Федерации, предприниматели без образования юридического лица и юридические лица, созданные и зарегистрированные в установленном порядке по законодательству Российской Федерации, выполняющие на территории Российской Федерации проектно-изыскательские, строительно-монтажные работы, производящие и реализующие строительные материалы, конструкции и изделия, являющиеся заказчиками (застройщиками) в строительстве, совмещающие функции заказчика (застройщика) и подрядчика;
строительство объекта - новое строительство, реконструкция, расширение, капитальный ремонт здания или сооружения;
объекты производственного назначения - строящиеся объекты, которые после ввода их в эксплуатацию будут функционировать в сфере материального производства: в отраслях промышленности, сельском и водном хозяйстве, на транспорте, предприятиях связи, в торговле, в системах общественного питания, сбыта и материально-технического снабжения;
объекты жилищно-гражданского назначения - строящиеся жилые здания, гостиницы, административные здания, детские дошкольные учреждения, объекты и здания научного, учебного, лечебного, санаторно-курортного, культурно-просветительского, спортивного, бытового и коммунального назначения, культовые учреждения;
объекты военной инфраструктуры - строящиеся специальные технологические комплексы, здания и сооружения, предназначенные для управления войсками, размещения, хранения, испытания вооружения, военной техники, имущества, оборудования и систем, военные городки, производственные предприятия, отдельные общевойсковые здания и сооружения, обеспечивающие боеготовность Вооруженных Сил Российской Федерации в сфере обороны и безопасности.
Статья 2. Сфера распространения государственного строительного надзора
1. Государственный строительный надзор распространяется на все строящиеся на территории Российской Федерации объекты производственного и жилищно-гражданского назначения, объекты военной инфраструктуры независимо от источников финансирования строящихся зданий и сооружений, организационно-правовой формы участников строительства, а также на все производства, выпускающие строительные материалы, конструкции и изделия.
2. Правила, установленные настоящим Законом, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом. Лица, указанные в настоящем пункте по своему правовому статусу приравниваются к участникам строительства.
Статья 3. Основные принципы осуществления государственного строительного надзора
Основными принципами осуществления государственного строительного надзора являются: организационная самостоятельность инспекций строительного надзора, разграничение их полномочий по уровням управления, независимость в принятии решений, профессионализм работников, отсутствие коммерческой деятельности, обязательность выполнения выданных ими предписаний, соблюдение законности при осуществлении надзора, конфиденциальность полученной информации.
Статья 4. Основные задачи государственного строительного надзора
Осуществление государственного строительного надзора должно обеспечить:
прочность, устойчивость, надежность зданий, и сооружений в процессе их строительства и дальнейшей эксплуатации, уменьшение количества аварий строящихся и эксплуатируемых объектов;
соблюдение участниками строительства обязательных требований нормативных документов в области строительства при возведении объектов, приемке и вводе их в эксплуатацию, производстве строительных материалов, конструкций и изделий, устранение ими выявленных при проведении проверок дефектов и нарушений;
сокращение объема бюджетных и внебюджетных средств, направляемых на устранение брака и нарушений, внеплановые ремонты в процессе строительства и эксплуатации зданий и сооружений.
Статья 5. Правовое регулирование в области государственного строительного надзора
1. Правовое регулирование в области государственного строительного надзора осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации в области государственного строительного надзора, применяются правила международного договора Российской Федерации.
Глава 2. Система органов государственного строительного надзора
Российской Федерации
Статья 6. Органы, осуществляющие государственный строительный надзор
1. Органами, осуществляющими на территории Российской Федерации государственный строительный надзор, являются:
Главная инспекция государственного строительного надзора Российской Федерации;
Инспекция государственного строительного надзора Российской Федерации Вооруженных Сил Российской Федерации и ее отделы в военных округах и на флотах;
инспекции государственного строительного надзора Российской Федерации субъектов Российской Федерации;
муниципальные инспекции государственного строительного надзора Российской Федерации городов и районов.
2. Указанные инспекции составляют единую функциональную систему государственного строительного надзора Российской Федерации.
3. Инспекции государственного строительного надзора Российской Федерации имеют счета в банковских учреждениях, печати с изображением Государственного герба Российской Федерации или герба муниципального образования со своим наименованием, а также соответствующие печати и штампы.
Статья 7. Главная инспекция государственного строительного надзора Российской Федерации и ее полномочия
1. Главная инспекция государственного строительного надзора Российской Федерации является высшим органом в системе государственного строительного надзора Российской Федерации и входит в структуру федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное регулирование в области строительства.
2. Главная инспекция государственного строительного надзора Российской Федерации:
организует ведение государственного строительного надзора на территории Российской Федерации;
осуществляет организационно-методическое руководство, координацию деятельности и разграничение функций инспекций государственного строительного надзора Российской Федерации на всех уровнях, издает обязательные для исполнения всеми инспекциями государственного строительного надзора Российской Федерации распоряжения;
обеспечивает по поручениям Правительства Российской Федерации государственный строительный надзор на наиболее ответственных, технически сложных и потенциально опасных строительных объектах федерального значения;
проводит на территории Российской Федерации выборочные инспекционные проверки любых объектов производственного и жилищно-гражданского назначения, объектов военной инфраструктуры, а также предприятий по производству строительных материалов, конструкций и изделий;
осуществляет учет и технический анализ причин аварий зданий и сооружений, произошедших на территории Российской Федерации, проводит анализ уровня качества в строительстве, а также готовит по этим вопросам ежегодные доклады в Правительство Российской Федерации;
в случае обращения участника строительства, рассматривает разногласия, возникающие между ним и инспекцией государственного строительного надзора Российской Федерации и принимает по таким разногласиям решения в досудебном порядке;
утверждает порядок аккредитации инспекций государственного строительного надзора Российской Федерации и проводит ее;
осуществляет контроль за деятельностью инспекций государственного строительного надзора Российской Федерации, отменяет предписания и решения, принятые ими с превышением компетенции, нарушением действующего законодательства Российской Федерации;
согласовывает положения об инспекциях государственного строительного надзора Российской Федерации субъектов Российской Федерации;
согласовывает назначение на должность (освобождение от должности) начальника Инспекции государственного строительного надзора Российской Федерации Вооруженных Сил Российской Федерации и начальников инспекций государственного строительного надзора Российской Федерации субъектов Российской Федерации;
утверждает сроки и порядок представления в Главную инспекцию государственного строительного надзора Российской Федерации информации о результатах деятельности инспекций государственного строительного надзора Российской Федерации;
участвует в разработке и согласовании проектов законодательных и нормативных актов в части вопросов, относящихся к организационно-правовому порядку и качеству строительства объектов.
3. Возглавляет Главную инспекцию государственного строительного надзора Российской Федерации начальник, назначаемый на должность Правительством Российской Федерации, по представлению руководителя федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное регулирование в области строительства.
Статья 8. Инспекция государственного строительного надзора Российской Федерации Вооруженных Сил Российской Федерации и ее полномочия
1. Инспекция государственного строительного надзора Российской Федерации Вооруженных Сил Российской Федерации и ее отделы в военных округах и на флотах входят в структуру центрального аппарата Министерства обороны Российской Федерации.
2. Инспекция государственного строительного надзора Российской Федерации Вооруженных Сил Российской Федерации и ее отделы в военных округах и на флотах осуществляют государственный строительный надзор на объектах военной инфраструктуры, строительство которых осуществляется организациями, предприятиями и учреждениями Вооруженных Сил Российской Федерации в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
3. Инспекцию государственного строительного надзора Российской Федерации Вооруженных Сил Российской Федерации возглавляет начальник, назначаемый на должность Министром обороны Российской Федерации по согласованию с начальником Главной инспекции государственного строительного надзора Российской Федерации.
Статья 9. Инспекции государственного строительного надзора Российской Федерации субъектов Российской Федерации и их полномочия
1. Инспекции государственного строительного надзора Российской Федерации субъектов Российской Федерации являются вышестоящими органами по отношению к муниципальным инспекциям государственного строительного надзора Российской Федерации и входят в состав соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации на правах самостоятельных подразделений.
2. Инспекции государственного строительного надзора Российской Федерации субъектов Российской Федерации:
организуют осуществление государственного строительного надзора на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации;
осуществляют организационно-методическое руководство, координацию деятельности муниципальных инспекций государственного строительного надзора Российской Федерации, издают обязательные для исполнения ими распоряжения;
обеспечивают государственный строительный надзор на объектах производственного и жилищно-гражданского назначения, перечень которых определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляют надзор за соблюдением порядка ввода объектов в эксплуатацию и выдают разрешения на право использования этих объектов по назначению;
проводят на территории соответствующего субъекта Российской Федерации выборочные инспекционные проверки любых объектов производственного и жилищно-гражданского назначения, а также производств по выпуску строительных материалов, конструкций и изделий;
осуществляют надзор за правильностью расследования причин аварий зданий и сооружений, а также обеспечивают направление в установленном порядке в Главную инспекцию государственного строительного надзора Российской Федерации донесений и материалов расследования причин аварий местными и техническими комиссиями;
в случае обращения участника строительства, рассматривает разногласия, возникающие между ним и муниципальной инспекцией государственного строительного надзора Российской Федерации города или района и принимает по таким разногласиям решения в досудебном порядке;
осуществляют контроль за деятельностью муниципальных инспекций государственного строительного надзора Российской Федерации, отменяют предписания и решения, принятые ими с превышением компетенции, нарушением действующего законодательства Российской Федерации;
согласовывают положения о муниципальных инспекциях государственного строительного надзора Российской Федерации городов и районов;
согласовывают назначение на должность (освобождение от должности) начальников муниципальных инспекций государственного строительного надзора Российской Федерации.
Статья 10. Муниципальные инспекции государственного строительного надзора Российской Федерации городов и районов и их полномочия
1. Муниципальные инспекции государственного строительного надзора Российской Федерации городов и районов входят в состав органов местного самоуправления на правах самостоятельных подразделений.
2. Муниципальные инспекции государственного строительного надзора Российской Федерации:
выдают разрешения на выполнение строительно-монтажных работ по объектам производственного и жилищно-гражданского назначения;
проводят проверки объектов производственного и жилищно-гражданского назначения, производств по выпуску строительных материалов, конструкций и изделий, за исключением объектов и предприятий, государственный строительный надзор по которым осуществляют Главная инспекция государственного строительного надзора Российской Федерации и инспекции государственного строительного надзора Российской Федерации субъектов Российской Федерации;
осуществляют контроль за своевременностью и качеством проведения заказчиками и проектными организациями технического и авторского надзора;
участвуют в комиссиях по расследованию причин аварий зданий и сооружений, осуществляют надзор за соблюдением порядка расследования их причин, а также обеспечивают направление в установленном порядке в Главную инспекцию государственного строительного надзора Российской Федерации донесений и материалов расследования причин аварий местными и техническими комиссиями;
принимают участие в установленном порядке во вводе в эксплуатацию законченных строительством объектов производственного и жилищно-гражданского назначения, осуществляют надзор за соблюдением порядка ввода объектов в эксплуатацию, выдают разрешения на право их использования по назначению, за исключением объектов, государственный строительный надзор по которым осуществляют Главная инспекция государственного строительного надзора Российской Федерации и инспекции государственного строительного надзора Российской Федерации субъектов Российской Федерации.
3. Муниципальные инспекции государственного строительного надзора Российской Федерации городов и районов возглавляют начальники, назначаемые на должность руководителями органов местного самоуправления по согласованию с начальниками соответствующих инспекций государственного строительного надзора Российской Федерации субъектов Российской Федерации.
Статья 11. Должностные лица, осуществляющие государственный строительный надзор
1. Право осуществления государственного строительного надзора предоставляется должностным лицам инспекций государственного строительного надзора Российской Федерации, прошедшим профессиональную аттестацию, сдавшим квалификационные экзамены и получившим звание "Государственный строительный инспектор Российской Федерации" в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
2. Должностным лицам инспекций государственного строительного надзора Российской Федерации, прошедшим профессиональную аттестацию, выдаются квалификационные аттестаты государственного строительного инспектора, нагрудные знаки и соответствующие удостоверения, они приобретают право на изготовление в установленном порядке личных печатей, ношение форменной одежды, а также имеют право бесплатного проезда при исполнении служебных обязанностей на всех видах городского и пригородного пассажирского транспорта (кроме такси).
Статья 12. Основные права государственных строительных инспекторов
Государственные строительные инспекторы имеют следующие основные права:
беспрепятственного доступа на объекты производственного и жилищно-гражданского назначения и производства по выпуску строительных материалов, конструкций и изделий при предъявлении соответствующего удостоверения;
приостановки действия разрешения на строительство объекта, разрешения на выполнение строительно-монтажных работ и лицензии на осуществление строительной деятельности, в случае нарушения участником строительства порядка выдачи разрешений и лицензий, лицензионных требований и условий, до устранения выявленных нарушений;
требовать от участников строительства (владельцев объектов) проведения необходимых работ по консервации объектов производственного и жилищно-гражданского назначения в случае приостановки их строительства на срок более шести месяцев;
выдачи обязательных для исполнения участниками строительства предписаний об устранении допущенных нарушений и дефектов;
приостановки строительства объектов, производства и реализации строительных материалов, конструкций и изделий в случае обнаружения критических дефектов, отсутствия необходимых разрешений, сертификатов и лицензий;
беспошлинного обращения в судебные органы и органы, совершающие нотариальные действия, по вопросам защиты государственных и общественных интересов;
применения мер административной ответственности за допущенные административные правонарушения в соответствии с Законом Российской Федерации "Об административной ответственности предприятий, учреждений, организаций и объединений за правонарушения в области строительства" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 2, ст. 58) и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Статья 13. Финансирование деятельности инспекций государственного строительного надзора Российской Федерации
1. Финансирование деятельности Главной инспекции государственного строительного надзора Российской Федерации и Инспекции государственного строительного надзора Российской Федерации Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляется за счет средств федерального бюджета.
2. Финансирование деятельности инспекций государственного строительного надзора Российской Федерации субъектов Российской Федерации осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов субъектов Российской Федерации.
3. Финансирование деятельности муниципальных инспекций государственного строительного надзора Российской Федерации осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов.
4. В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, а также решениями Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления для финансирования деятельности инспекций государственного строительного надзора Российской Федерации дополнительно могут предусматриваться и иные источники финансирования.
Статья 14. Меры социальной защиты государственных строительных инспекторов
1. Государственные строительные инспекторы являются государственными (муниципальными) служащими и находятся под защитой государства.
Органы внутренних дел оказывают содействие государственным строительным инспекторам в выполнении ими своих должностных обязанностей.
2. На должностных лиц, получивших звание "Государственный строительный инспектор Российской Федерации", распространяются нормы Закона Российской Федерации "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 17, ст.1455).
3. Государственные строительные инспекторы Российской Федерации включаются в перечень государственных служащих, подлежащих обязательному государственному страхованию.
4. Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления могут устанавливаться дополнительные меры социальной защиты строительных инспекторов.
Статья 15. Ответственность инспекций государственного строительного надзора Российской Федерации и их должностных лиц
Инспекции государственного строительного надзора Российской Федерации и их должностные лица несут ответственность за свои действия в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Глава 3. Порядок осуществления государственного
строительного надзора
Статья 16. Формы и методы государственного строительного надзора
1. Государственный строительный надзор осуществляется в форме целевых или комплексных инспекционных проверок. Методы контроля выбираются должностными лицами, его осуществляющими, в пределах их компетенции, и должны обеспечивать объективность и действенность результатов контроля.
2. Правительством Российской Федерации устанавливается порядок осуществления государственного строительного надзора на территории Российской Федерации в зависимости от типа объектов, их конструктивных схем и условий строительства.
Статья 17. Обязанности и ответственность участников строительства
1. Участники строительства обязаны:
получать в установленном порядке разрешения на выполнение строительно-монтажных работ по объектам производственного и жилищно-гражданского назначения;
соблюдать требования нормативных документов в области строительства при строительстве объектов, производстве строительных материалов, конструкций и изделий;
выполнять требования и предписания должностных лиц, осуществляющих государственный надзор, выданные в пределах их компетенции;
осуществлять в установленном порядке производственный контроль подрядных организаций, технический надзор заказчика, авторский надзор проектных организаций;
представлять в установленном порядке в инспекции государственного строительного надзора донесения о произошедших авариях зданий и сооружений;
соблюдать установленный порядок при приемке и вводе объектов в эксплуатацию.
2. Участники строительства несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Глава 4. Заключительные положения
Статья 18. Правопреемственность по вопросам государственного строительного надзора
Инспекции государственного строительного надзора Российской Федерации являются правопреемниками органов Государственного (муниципального) архитектурно-строительного надзора Российской Федерации в части их задач, функций, прав и ответственности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Статья 19. Полномочия Правительства Российской Федерации в вопросах государственного строительного надзора
Правительство Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом утверждает положение о порядке осуществления государственного строительного надзора в Российской Федерации, устанавливает перечень объектов, по которым является обязательным ведение технического надзора заказчиками и авторского надзора проектными организациями, принимает иные нормативные правовые акты, необходимые для осуществления государственного строительного надзора на территории Российской Федерации.
Статья 20. Полномочия субъектов Российской Федерации в вопросах государственного строительного надзора
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают положения о порядке выдачи муниципальными органами государственного строительного надзора Российской Федерации разрешений на строительство объектов не федерального значения, могут принимать иные нормативные правовые акты по вопросам осуществления государственного строительного надзора на подведомственных территориях, не противоречащие настоящему Федеральному закону и решениям Правительства Российской Федерации.
Статья 21. Полномочия органов местного самоуправления в вопросах государственного строительного надзора
Органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты по вопросам осуществления государственного строительного надзора на своих территориях, не противоречащие настоящему Федеральному закону, решениям Правительства Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, принятым в пределах их компетенции.
Статья 22. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным Законом
1. Внести в Закон Российской Федерации "Об административной ответственности предприятий, учреждений, организаций и объединений за правонарушения в области строительства" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 2, ст.58) следующие изменения и дополнения:
В названиях статей и тексте Закона (за исключением пункта 2 Статьи 3) слова "органы Государственного архитектурно-строительного надзора Российской Федерации" заменить словами "инспекции государственного строительного надзора Российской Федерации" в соответствующем числе и падеже.
Пункт 2 Статьи 3 изложить в редакции:
"Рассматривать дела о правонарушениях в области строительства и налагать штрафы от имени инспекций государственного строительного надзора Российской Федерации вправе начальник Главной инспекции государственного строительного надзора Российской Федерации и его заместители, начальник Инспекции государственного строительного надзора Российской Федерации Вооруженных Сил Российской Федерации и его заместители, начальники инспекций государственного строительного надзора Российской Федерации субъектов Российской Федерации и их заместители, начальники муниципальных инспекций государственного строительного надзора Российской Федерации городов и районов и их заместители".
2. В постановлении Верховного Совета Российской Федерации "О введении в действие Закона Российской Федерации "Об административной ответственности предприятий, учреждений, организаций и объединений за правонарушения в области строительства" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 2, ст.58) слова "органы Государственного архитектурно-строительного надзора Российской Федерации" заменить словами "инспекции государственного строительного надзора Российской Федерации".
3. Внести в пункт 12 Статьи 2 Закона Российской Федерации "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 17, ст.1455) слова "инспекций государственного строительного надзора Российской Федерации".
4. Предложить Президенту Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Статья 23. Вступление в силу настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
2. Поручить Правительству Российской Федерации в шестимесячный срок принять нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию настоящего Федерального закона.
3. До приведения законов и иных нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом действующие на территории Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Федеральному закону.
Президент Российской Федерации |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.