Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации"
Предлагаемые изменения и дополнения в Уголовный Кодекс РФ предусматривают сокращение срока наказания в виде лишения свободы лицам осужденным по рядам статей УК РФ не связанным с причинением физического ущерба (экономические преступления).
Лица осужденные по этим статьям не представляют физической угрозы для общества, преступления, совершенные ими, наносят материальный ущерб, статьи УК РФ, предусматривающие наказания по данным преступлениям, могут быть изменены в сторону сокращения строка, содержания в ИТУ до 1 года, конфискации имущества, а также запрещения данным лицам заниматься коммерческой, экономической и финансовой деятельностью.
Организм и психология человека предусматривает постепенное привыкание к существованию в любых условиях. Первое время (около года) человек переживает, попав в условия значительно худшие привычных. Он тоскует по привычному быту, семье, кругу общения, работе, свободе, затем начинается процесс привыкания к новым условиям жизни, окружению, появляются новые привычки, стиль поведения, необходимый для выживания в новых условиях, прежняя жизнь отходит на второй план, постепенно кажется нереальной, остается глубоко в памяти. Человек, выйдя на свободу, после длительного срока заключения не понимает куда он попал и пытается перенести, ставший уже привычным, стиль жизни в зоне на свободу. Заключенные, проведшие в зонах 5 и более лет, считают тюрьму родным домом и то время, которое они проводят на свободе, живут по своим законам, законам зоны и полностью игнорируют моральные ценности и правовые отношения, принятые в обществе, чем наносят ему огромный, как моральный, так и физический ущерб. У этих лиц большой процент рецидива. Но если подобных лиц необходимо изолировать от общества, т.к. они представляют для него прямую опасность, то лиц, совершивших преступления подпадающие под ряд статей УК РФ, не связанных с прямой угрозой для общества (ряд экономических преступлений: налоговые, финансовые и т.д.), не имеет практического смысла держать в изоляции более одного года, т.к. человек, впервые попав в поистине ужасные условия, именно этот год будет чувствовать себя наиболее дискомфортно и иметь возможность осознать и переосмыслить свою жизнь под воздействием одного из самых сильных чувств двигающих человеком - чувством страха, страха опять оказаться в подобных условиях. У лиц, отбывших наказание менее одного года, практически не бывает рецидивов. Так же имеет смысл наказывать подобных лиц за совершенные преступления теми же экономическими методами. Материальные ценности, приобретение которых является целью корыстных преступлений, должны конфисковываться. Отбыв даже небольшой срок, начиная с нуля, человек задумается - стоит ли вновь вступать на преступный путь. В царское время средний срок заключения был б месяцев и тюрем хватало, при той же численности населения, а лагерей вообще не существовало.
Необходимость внесения данного законопроекта обусловлена так же огромными трудностями финансирования УИС, которая включает 994 ИТУ, где содержится около 1,5 млн. осужденных, все следственные изоляторы и тюрьмы переполнены минимум в 1,5-2,5 раза. Объемы финансирования УИС на 1998 год снижены на 1,2 млрд. рублей по сравнению с 1997 годом и составляет 60% от минимальной заявленной суммы. Бюджет на 1999 год не предусматривает улучшений. Сложившаяся ситуация в УИС приводит к невозможности выполнения системой возложенных на нее задач. Резко ухудшается санитарно-эпидемиологическая обстановка по туберкулезу, растет число ВИЧ инфицированных. Выделенные Минфином, средства на содержание осужденных в июле-сентябре т.г. составили 72 копейки на человека (300 грамм хлеба в день), что также является причиной роста заболеваемости среди осужденных, число больных туберкулезом выросло в 3 раза, 17 тыс. больных туберкулезом содержатся в обычных ИТУ. Это представляет прямую опасность для законопослушного населения, т.к. больные заключенные после окончания срока наказания выйдут на свободу. Кроме того требуются большие расходы на лечение этих граждан.
В связи с растущим недофинансированием УИС практически отсутствует возможность проведения кап. ремонтов, приобретения средств спец связи и автотранспорта, коммунально-бытовые и административно-хозяйственные расходы. Эта статья финансируется на 1-10%. Федеральные целевые программы "Строительство и реконструкция СИЗО и тюрем" и "Содействие занятости осужденным" финансируется на 3-5%, что не дает возможности решить проблему самообеспечения системы, вследствие чего общество вынуждено кормить людей которые нанесли ему же вред.
Введение предлагаемого законопроекта позволит:
а) сократить число заключенных минимум в два раза;
б) сократить число рецидивистов;
в) улучшить условия содержания и обеспечения ИТУ.
Финансово-экономическое Обоснование
проекта Федерального закона "О внесении изменений и дополнений
в Уголовный кодекс Российской Федерации"
Введение в действие Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации" дополнительных затрат из Федерального бюджета не потребует.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.