Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи А.Х. Хисамова,
судей А.М. Гильмутдинова и Р.Э. Курмашевой,
при ведении протокола помощником судьи М.В. Совковой
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи А.Х. Хисамова гражданское дело по апелляционной жалобе В.Н. Фёдорова, представляющего интересы Исполнительного комитета муниципального образования города Казани, на решение Советского районного суда города Казани Республики Татарстан от 15 июля 2019 года. Указанным решением постановлено:
иск удовлетворить.
Признать за Низамовым Илгизаром Габдерахмановичем право собственности на земельный участок, расположенный по адресу: "адрес", с кадастровым номером.., площадью 1220 кв.м.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав возражения истца И.Г. Низамова и его представителя Л.Р. Габидуллиной против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
И.Г. Низамов обратился к Исполнительному комитету муниципального образования города Казани (далее - ИКМО) с исковыми требованиями о признании права собственности на земельный участок.
Требование мотивировал тем, что решением Константиновского Совета местного самоуправления Высокогорского района Республики Татарстан от 25 сентября 1998 года ему предоставлен земельный участок, расположенный по адресу: "адрес". Данное обстоятельство подтверждается государственным актом на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей...
С момента предоставления земельного участка истец владеет и пользуется им, несёт бремя по его содержанию.
Земельный участок поставлен на государственный кадастровый учёт с присвоением кадастрового номера...
Имея намерение зарегистрировать право собственности на земельный участок, И.Г. Низамов обратился в Управление Росреестра по Республике Татарстан, однако в проведении регистрации отказано по причине наличия в государственном акте на землю исправлений, а также внесения в акт сведений об изменении конфигурации и площади земельного участка.
Указывая на невозможность регистрации прав на земельный участок во внесудебном порядке, истец просил признать за ним право собственности на земельный участок, расположенный по адресу: "адрес", площадью 1220 кв. м.
Истец и его представитель в судебном заседании суда первой инстанции исковые требования поддержали.
Представитель ответчика в судебном заседании суда первой инстанции с иском не согласился, указав на отсутствие признания прав на землю.
Суд постановилрешение в приведённой выше формулировке.
В апелляционной жалобе представитель ИКМО В.Н. Фёдоров ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии нового судебного постановления об отказе в удовлетворении исковых требований.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец И.Г. Низамов и его представитель Л.Р. Габидуллина доводы апелляционной жалобы поддержал.
ИКМО, Управление Росреестра по Республике Татарстан, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Республике Татарстан в судебное заседание суда апелляционной инстанции своих представителей не направили, при этом судебная коллегия в соответствии со статьёй 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц в связи с наличием в материалах дела доказательств их надлежащего извещения о времени и месте судебного заседания суда апелляционной инстанции.
В соответствии со статьёй 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность принятого судом решения, приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено, что согласно представленной истцом выписке из Константиновского Совета местного самоуправления Высокогорского района Республики Татарстан от 25 сентября 1998 года ему предоставлен земельный участок, площадью 1200 кв. м, расположенный по адресу: "адрес". Права на участок удостоверены выданным во исполнение решения от 25 сентября 1998 года государственным актом на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей...
При постановке земельного участка на государственный кадастровый учет ему присвоен кадастровый номер.., видом разрешённого использования участка является размещение индивидуального жилого дома.
Имея намерение зарегистрировать право собственности на земельный участок, И.Г. Низамов обратился в Управление Росреестра по Республике Татарстан.
Как следует из сообщения Управления от 06 июля 2018 года в государственной регистрации права собственности на земельный участок отказано ввиду наличия в государственном акте на землю исправлений о конфигурации и площади земельного участка, в связи с чем однозначно идентифицировать объект не представляется возможным.
Из материалов дела усматривается, что в государственном акте действительно имеются изменения, а именно, площадь участка исправлена с 1200 кв.м на 1220 кв.м.
Принимая решение по данному делу, суд первой инстанции руководствуясь положениями пункта 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации, пришёл к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку местоположение границ и площадь участка уточнены еще в 2003 году, сведения об уточнённой площади участка внесены в государственный кадастр недвижимости 12 октября 2004 года, внесенные в государственный акт исправленные сведения соответствуют уточненной в результате межевания площади спорного земельного участка.
Судебная коллегия с такими выводами суда первой инстанции соглашается.
В апелляционной жалобе представитель ИКМО В.Н. Фёдоров, выражая несогласие с судебным постановлением суда первой инстанции, указывает на то, что в архиве Управления Росреестра по Республике Татарстан второй экземпляр государственного акта на землю отсутствует, а также в документах архивного фонда Константиновского Совета местного самоуправления Высокогорского района Республики Татарстан за 1991-1999 гг. сведения о предоставлении И.Г. Низамову земельного участка на основании решения от 25 сентября 1998 года также отсутствуют. Податель жалобы считает, что уже невозможно идентифицировать земельный участок, а также указывает на то, что документ оформлен ненадлежащим образом и в нарушение закона.
Судебная коллегия не усматривает оснований согласиться с доводами апелляционной жалобы в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 26 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, удостоверяются документами в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
Перечень документов, являющихся основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предусмотрен частью 2 статьи 14 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости". К ним, в частности, относятся: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости.
Статьей 31 Земельного кодекса РСФСР, утверждённого Верховным Советом РСФСР 25 апреля 1991 года N 1103-I в редакции, действовавшей до издания Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2287, устанавливалось, что право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования земельным участком удостоверяется государственным актом, который выдается и регистрируется соответствующим Советом народных депутатов. Форма государственного акта утверждается Советом Министров РСФСР.
Из содержания пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 года N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России", из содержания пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 25 января 1999 года N 112 "О признании утратившими силу и об изменении некоторых актов Президента РФ" следует, что документами, удостоверяющими права на земельный участок, после вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации могли являться государственный акт либо свидетельство.
Судом установлено, что государственный акт на право собственности на землю выдан И.Г. Низамову во исполнение Константиновского Совета местного самоуправления Высокогорского района Республики Татарстан от 25 сентября 1998 года в пределах компетенции последнего; государственный акт является самостоятельным документом-основанием для государственной регистрации прав на земельный участок. Кроме того, ответчиком действительность государственного акта на право собственности на землю не оспорена; сведения, содержащиеся в нём, признаются соответствующими действительности.
В государственном акте на право собственности на землю имеется чертёж земельного участка, а также смежных земельных участков. Следовательно, фактическое положение земельного участка на местности определено.
В архиве Управления Росреестра по Республике Татарстан имеются материалы инвентаризации на земельный участок.
Из материалов дела следует, что второй экземпляр государственного акта в материалах Управления отсутствует, кроме того, как следует из сообщения Исполнительного комитета Высокогорского муниципального района Республики Татарстан от 09 июля 2018 года в документах архивного фонда Константиновского Совета местного самоуправления Высокогорского района Республики Татарстан за 1991-1999 гг. сведения о предоставлении истцу земельного участка на основании решения от 25 сентября 1998 года отсутствуют.
Вместе с тем, данные обстоятельства не могут являться основанием для отмены решения суда.
Из содержания пункта 1.4, раздела II Инструкции о порядке выдачи (замены) государственных актов на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей, утверждённой Комитетом по земельной реформе и земельным ресурсам при Правительстве Российской Федерации 09 марта 1992 года, следует, что государственные акты заполняются органами местной администрации, и впоследствии выдаются правообладателям земельных участков по утверждённым формам. Согласно пункту 1.11 Инструкции государственный акт составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается главой местной администрации и скрепляется гербовой печатью. Первый экземпляр государственного акта выдается собственнику земли, землевладельцу, землепользователю, второй хранится в районном (городском) комитете по земельной реформе и земельным ресурсам или сельской, поселковой, городской администрации. Иными словами, И.Г. Низамов не мог повлиять на составление органами местной администрации второго экземпляра государственного акта на землю и на его передачу в соответствующую поселковую администрацию.
ИКМО факт владения истцом спорным земельным участком в ходе рассмотрения дела не оспаривал.
Судебная коллегия также принимает во внимание, что на спорном земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который И.Г. Низамова зарегистрировано 17 октября 2003 года на основании акта приемки в эксплуатацию индивидуального жилого дома от 20 декабря 2002 года и постановления Главы администрации Высокогорского района Республики Татарстан... от 11 сентября 2003 года.
При таких данных суд первой инстанции обоснованно пришёл к выводу о наличии правовых оснований для признания за И.Г. Низамовым права собственности на спорный земельный участок.
С учётом изложенного решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, поскольку юридически значимые обстоятельства установлены судом правильно и в необходимом объёме, к возникшим правоотношениям суд правильно применил нормы материального права, нарушений норм процессуального права не допущено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 199, 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда города Казани Республики Татарстан от 15 июля 2019 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу В.Н. Фёдорова, представляющего интересы Исполнительного комитета муниципального образования города Казани, - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.