Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Д.М. Насретдиновой,
судей Ф.И. Гиниатуллиной, Г.А. Сахиповой,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи А.А. Ахметовой,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Г.А. Сахиповой гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ по РТ в Нижнекамском районе и г. Нижнекамске - Л.Л.Семеновой на решение Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 18 июля 2019 года, которым постановлено: признать решение Управления Пенсионного Фонда РФ по РТ в Нижнекамском районе и г. Нижнекамске от 16 апреля 2019 года об отказе С.Н. Матвеевой в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием специального стажа незаконным.
Включить в специальный страховой й стаж С.Н. Матвеевой, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, период обучения с 01 сентября 1990 года по 26 июня 1995 года в Елабужском государственном педагогическом институте.
Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ по РТ в Нижнекамском районе и г. Нижнекамске назначить С.Н. Матвеевой досрочную страховую пенсию по старости с 16 апреля 2019 года.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя С.Н. Матвеевой - Ю.П. Сумбаеву, возражавшей против ее удовлетворения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
С.Н.Матвеева обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан в Нижнекамском районе и г. Нижнекамске о включении периода учебы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, и возложении обязанности по ее назначению.
В обоснование требований указывается, что решением от 16 апреля 2019 ответчик отказал ей в назначении досрочной страховой пенсии ввиду отсутствия требуемой продолжительности стажа 25 лет педагогической деятельности.
При этом, в специальный стаж не был включен период ее учебы 01 сентября 1990 года по 26 июня 1995 года в Елабужском государственном педагогическом институте.
Указанное решение она считает незаконным, поскольку периоду ее обучения в учебном заведении непосредственно предшествовала работа в должности учителя трудового обучения в период с 01 сентября 1989 года по 08 августа 1990 года, которая в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" подлежала зачету в стаж работы по специальности. После обучения ею также осуществлялась педагогическая деятельность, что подтверждается трудовой книжкой.
На основании изложенного, истица просила суд включить указанный период в специальный стаж и обязать ответчика назначить досрочную страховую пенсию с 16 апреля 2019 года.
Определением Нижнекамского городского суда РТ от 18 июня 2019 года принято об увеличении исковых требований о признании решения УПФ РФ в части не включения периода обучения в Елабужском педагогическом институте недействительным.
Представитель ответчика по доверенности Н.Ю.Гайсарова с иском не согласилась.
Судом принято решение об удовлетворении требований в приведенной формулировке.
В апелляционной жалобе представитель Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ по РТ в Нижнекамском районе и г. Нижнекамске - Л.Л.Семенова, выражая несогласие с данным судебным постановлением, просит его отменить как незаконное и необоснованное. Указывается на принятие решения без учета имеющих существенное значение для дела обстоятельств, что Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением N 1397 от 17 декабря 1959 года, в соответствии с которым в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность, действовало до 1 октября 1993 года. Ввиду того, что период обучения после указанной даты по 22 июня 1994 года выходит за рамки действия данного Постановления, потому для назначения досрочной страховой пенсии он зачету не подлежит.
Представитель ответчика, будучи извещенным о времени и месте заседания суда апелляционной инстанции, не явился.
С учетом положений части 3 статьи 167, абзаца второго части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в его отсутствие.
Проверив законность, обоснованность решения суда по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, согласно ч. 3 ст. 30 данного федерального закона засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого же федерального закона, как это предусмотрено в части 4 названной статьи, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В целях реализации положений статьи 30 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение".
Как установлено судом первой инстанции, 05 февраля 2019 года С.Н.Матвеева обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Нижнекамском районе и г. Нижнекамске Республики Татарстан с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Решением ответчика от 16 апреля 2019 года в назначении досрочной пенсии ей было отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа - 25 лет, в который в бесспорном порядке зачтено 22 года 4 месяца 22 дня. При этом, период ее учебы в Елабужском государственном педагогическом институте с 01 сентября 1990 года по 26 июня 1995 года в специальный стаж ответчиком включен не был.
Удовлетворяя заявленные истицей требования, суд первой инстанции исходил из того, что на момент ее поступления на обучение в указанное учебное заведение действовало Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", которым предусматривалось, что в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.
Вместе с тем, судом при принятии решения не учено, что названное Постановление утратило силу с 01 октября 1993 года в связи с изданием Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 953 "О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой".
Впоследствии нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", а также действующее пенсионное законодательство, а именно Федеральный закон "О страховых пенсиях", а также применяемые в целях досрочного пенсионного обеспечения педагогических работников Списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, а также Правила исчисления периодов работы, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781, не предусматривают возможности включения в специальный стаж периода обучения в педагогических учебных заведениях.
Поскольку на момент признания Постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 с 01 октября 1993 года утратившим силу обучение истицы в высшем учебном заведении завершено не было, следовательно, условия для включения в специальный стаж периода обучения в педагогическом учебном заведении не соблюдены, в связи с чем, и правовых оснований для его включения в специальный стаж у суда первой инстанции не имелось.
То обстоятельство, что начало обучения приходится на период, когда действовавшее законодательство предусматривало возможность включения в специальный стаж времени обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, основанием для включения в специальный стаж спорного периода не является, поскольку временем обучения в высшем учебном заведении является период с даты зачисления в учебное заведение до даты отчисления из него, т.е. полный период обучения, а не его отдельная часть.
Принимая во внимание, что специальный стаж С.Н.Матвеевой на день обращения в пенсионный орган составляет менее 25 лет, поэтому и основания для назначения ей пенсии также отсутствовали.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При таких обстоятельствах решение суда нельзя признать законным и обоснованным, подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе С.Н.Матвеевой в удовлетворении требований в полном объеме.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329, пунктом 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 18 июля 2019 года по данному делу отменить, принять новое решение.
В удовлетворении исковых требований С.Н. Матвеевой к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации по Республике Татарстан в Нижнекамском районе и г. Нижнекамске о признании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости незаконным, включении периода учебы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, и ее назначении отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано не позднее трех месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.