Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость"
В настоящее время вопрос об освобождении от уплаты налога на добавленную стоимость оборотов по реализации необработанных природных алмазов на внутреннем рынке и при их вывозе с территории Российской Федерации и ввозе в Российскую Федерацию стоит как никогда остро и требует своего принципиального разрешения на федеральном уровне.
4 марта 1998 года Государственной Думой Российской Федерации был принят Закон "О драгоценных металлах и драгоценных камнях". Наряду с огромной значимостью указанного закона по правовому закреплению всех сторон и принципов деятельности предприятий алмазного комплекса России проблема законодательной регламентации налогообложения операций по реализации на внутреннем рынке, экспорту и импорту необработанных природных алмазов остается до настоящего времени до конца не разрешенной.
Президентом Российской Федерации в Указе от 20 июля 1997 года, N 740 "О порядке ввоза на территорию Российской Федерации и вывоза с территории Российской Федерации необработанных природных алмазов и бриллиантов и некоторых вопросах функционирования внутреннего рынка необработанных алмазов" (пункт 14) Правительству Российской Федерации было дано указание: "... внести в месячный срок в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона, предусматривающего освобождение от налога на добавленную стоимость оборотов по реализации алмазного сырья на внутреннем рынке, а также при его ввозе на территорию Российской Федерации и вывозе с территории Российской Федерации". Во исполнение данного Указа Правительством Российской Федерации постановлением от 23 июля 1997 года, N 926 было поручено Министерству финансов, Государственной налоговой службе Российской Федерации, Министерству внешнеэкономических связей и внешней торговли, Министерству экономики и Министерству юстиции Российской Федерации разработать и внести на рассмотрение в Государственную Думу проект указанного федерального закона, который, по нашим сведениям, был разработан, несмотря на некоторую разобщенность в позициях Министерства финансов и Государственной налоговой службы Российской Федерации в вопросе целесообразности освобождения оборотов по реализации на внутреннем рынке, а также по экспорту и импорту природных необработанных алмазов.
К сожалению, дальнейшего своего решения эта проблема не получила. Представляется, что данная работа будет проводиться Правительством Российской Федерации в увязке с подготовкой текста (пункт 19 статьи 221) проекта Налогового кодекса Российской Федерации, регламентирующего перечень оборотов от реализации товаров, работ и услуг, освобождаемых от уплаты НДС, и последующего вынесения проекта на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Ранее акционерная компания "Алроса" представляла в Правительство Российской Федерации соответствующие замечания по тексту указанного пункта проекта Налогового кодекса.
Однако, по нашему мнению, в настоящий период до вынесения проекта Налогового кодекса Российской Федерации на рассмотрение Государственной Думы возникла необходимость в реформировании действующих правил, регламентирующих обложение налогом на добавленную стоимость внутреннего рынка необработанных природных алмазов, в соответствии с требованиями пункта 14 Указа Президента Российской Федерации от 20 июля 1997 года, N 740, путем внесения изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость".
В соответствии с подпунктом "с" пункта 1 статьи 5 Закона "О налоге на добавленную стоимость" и согласно подпункту "с" пункта 12 главы 5 Инструкции ГНС Российской Федерации от 11 октября 1995 года, N 39 "О порядке исчисления и уплаты НДС" обороты по поставке драгоценных камней в сырье для обработки предприятиям независимо от форм собственности для изготовления бриллиантов и последующей поставки их на экспорт налогом на добавленную стоимость не облагаются. Одновременно с этим поставки алмазов для использования (не связанного с обработкой) на территории Российской Федерации налогом на добавленную стоимость облагаются. В результате сложилась кризисная ситуация, так как гранильные предприятия приобретать алмазное сырье на рынке не могут из-за отсутствия механизма возврата НДС и нехватки средств. Нерешение в законодательном порядке вопроса возмещения затрат из бюджета по НДС, уплаченного поставщикам материальных ресурсов производственного назначения фактически делает невыгодным для компании "Алроса" поставки алмазного сырья потребителям на внутреннем рынке.
Кроме того, такое положение затрудняет учет и контроль за использованием алмазного сырья, мешает оперативному использованию алмазов и бриллиантов в соответствии с меняющейся конъюнктурой рынка, порождает бюрократическую волокиту и подготовку множества документов для возврата из бюджета излишне уплаченных сумм налога, отвлекает из оборота финансовые ресурсы, которые могли быть использованы для увеличения объемов перерабатываемого сырья, бриллиантов и изготовления ювелирных изделий.
Учитывая изложенное, в целях создания равных условий для поставки алмазного сырья на внутренний и внешний рынки, создания конкурентной среды на рынке алмазного сырья за счет его приобретения как на внутреннем, так и на внешнем рынках, в соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы вносится проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость".
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона
"О внесении дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге
на добавленную стоимость"
Вступление в силу Федерального закона "О внесении дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.