Пояснительная записка
к проекту федерального закона "Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике"
Переход к рыночным отношениям в Российской Федерации выявил серьезное несоответствие законодательных норм новым условиям управления в сфере науки, техники, инновационной деятельности.
Отсутствие нормативно-правового регулирования является одним из сдерживающих факторов развития инновационной деятельности и, понимая это, органы власти субъектов Российской Федерации пытаются устранить этот недостаток принятием региональных документов. Сложность разработки нормативно-правовых актов по инновационной деятельности состоит прежде всего в том, что до настоящего времени основные понятия "инновация", "инновационная деятельность", "государственная инновационная политика" и другие трактуются неоднозначно.
Представленный проект федерального закона "Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике" является консолидированным вариантом, подготовленным на базе проекта федерального закона "Об инновационной деятельности в Российской Федерации" (разработчики Кресс В.М - член Совета Федерации, Глубоковский М.К. - депутат Государственной Думы) и проекта федерального закона "Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике в Российской Федерации" (разработан Минэкономики Российской Федерации). Он регулирует правовые и экономические отношения между субъектами инновационной деятельности, определяет основы формирования и реализации государственной инновационной политики с целью повышения инновационной активности, государственной поддержки инноваций.
Впервые даются определения "инновации", "инновационная деятельность", "инфраструктуры инновационной деятельности", "государственная инновационная политика" и другие.
В соответствии с законопроектом к инновационной деятельности относится деятельность, начиная от выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, направленных на создание новой или усовершенствованной продукции, нового или усовершенствованного технологического процесса до реализации готовой продукции, технологического процесса. Сюда же включаются работы связанные с проведением маркетинговых исследований, созданием и развитием инновационной инфраструктуры, подготовкой и переподготовкой кадров для инновационной деятельности, осуществление технологического переоснащения, подготовки производства, сертификации и стандартизации новых процессов, продуктов и изделий, производство товарной продукции. Таким образом устанавливается неразрывность процессов научно-технических разработок, производства и реализации. Этим решается одна из сложнейших для нашего государства задача - направленность науки и производства на реальное широкомасштабное использование достижений НТП во всех отраслях экономики и на удовлетворение потребности человека современной отечественной продукцией.
Основной формой отношений между субъектами инновационной деятельности - юридическими и физическими лицами, участвующими в инновационном процессе - являются договоры (контракты).
Проектом федерального закона "Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике" определено, что основными целями государственной инновационной политики Российской Федерации является создание экономических, правовых и организационных условий для инновационной деятельности, обеспечивающих рост конкурентоспособности отечественной продукции, эффективное использование научно-технических результатов, решения задач социально-экономического развития.
Реализация основных целей и задач государственной инновационной политики осуществляется путем прямого и косвенного стимулирования деятельности субъектов инновационной деятельности. При этом государство гарантирует поддержку в первую очередь приоритетных инновационных программ и проектов, создание и развитие инфраструктуры инновационной деятельности, охрану интеллектуальной собственности, защиту от недобросовестной конкуренции и монополизма, свободу доступа к информации о приоритетах государственной инновационной политики, привлечение на конкурсной основе к выполнению инновационных программ и проектов общественных организаций, развитие малого предпринимательства в научно-технической и инновационной сфере.
Государственная поддержка инновационной деятельности осуществляется в следующих формах:
финансирование научно исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, связанных с инновационной деятельностью;
финансирование инновационных программ и проектов, обеспечивающих инновационную деятельность мероприятий, а также деятельность субъектов инфраструктуры инновационной деятельности;
финансирование патентования за рубежом изобретений и промышленных образцов, входящих в состав экспортируемой или готовящейся к экспортированию отечественной продукции;
инвестирование средств в создание и развитие субъектов инфраструктуры инновационной деятельности;
размещение государственного заказа на закупку продукции, созданной в результате инновационной деятельности;
предоставление субсидий на реализацию отдельных инновационных проектов и обеспечивающих мероприятий;
поручительство перед российскими и иностранными кредиторами и инвесторами по обязательствам субъектов инновационной деятельности и субъектов инфраструктуры инновационной деятельности;
тарифное и нетарифное регулирование конкурентоспособности высокотехнологичной продукции российских производителей по отношению к аналогичной продукции иностранных производителей, производство которой поддерживается соответствующими государствами;
предоставление льгот субъектам инновационной деятельности и субъектам инфраструктуры инновационной деятельности по налогам, пошлинам, сборам и иным платежам в федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации, государственные бюджетные и внебюджетные фонды Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
предоставление права использования принадлежащего государству имущества, в том числе объектов интеллектуальной собственности.
Проектом закона предусмотрены условия предоставления государственной поддержки инновационной деятельности.
В развитии инновационной деятельности особое место занимает наличие разветвленной инфраструктуры - организаций, предоставляющих субъектам инновационной деятельности услуги, такие как финансирование, производственно-технологические, правовые, организационно-управленческие, консультационные и ряд других. В этой связи законопроектом предусмотрены критерии отнесения субъектов инфраструктуры к субъектам, деятельность которых может стимулироваться государством. Для оценки деятельности субъектов инфраструктуры инновационной деятельности предусмотрено проведение аккредитации.
Развитие инновационной деятельности, стимулирование инновационной активности невозможно без финансирования. Для этих целей предусмотрено использование различных источников финансирования, начиная от средств частных инвесторов до государственного бюджетного. Международная практика показывает, что средства, направляемые государством на реализацию инновационных программ гражданского назначения, как правило, не превышают 60 процентов.
Законодательно предусмотрено, что государственные расходы на финансирование инновационной деятельности в размере не менее одного процента от расходной части федерального бюджета осуществляются по статье Федерального закона о федеральном бюджете Российской Федерации "Инновационная деятельность". Это минимальный уровень выделяемых средств, он учитывает возможность активизации в стране инновационной деятельности и реальное экономическое состояние страны.
Принятие и введение в действие проекта федерального закона "Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике" ликвидирует пробел в правовом поле по данной проблеме, а главное будет способствовать повышению доли высококачественной отечественной продукции на внутреннем и внешнем рынках, увеличению доходов предприятий и организаций, увеличению числа рабочих мест, повышению жизненного уровня населения страны.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике"
Федеральный закон "Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике" планируется ввести в действие в конце 1999 г., а наиболее вероятно в 2000 г., поэтому дополнительной нагрузки на бюджет России 1999 года не будет.
При оценке затрат, связанных с введением в действие Федерального закона "Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике" следует обратить внимание на то обстоятельство, что в той или иной степени выделение средств на реализацию инновационной деятельности уже осуществляется.
В Перечне федеральных целевых программ, предусмотренных к финансированию из федерального бюджета на 1998 г. были представлены инновационные программы "Сертификация и метрология" и "Инженеринг сеть России" с общим объемом финансирования 16,7 млн.руб. и сроком завершения 1998 г.
В том же году выполнялись федеральные целевые программы, в которых отдельные проекты имели инновационный характер:
"Развитие промышленной биотехнологии";
"Разработка и применение технологий двойного назначения";
"Реструктуризация и конверсия оборонной промышленности";
"Развитие электронной техники в России";
"Создание технических средств связи, телевидения и радиовещания" и другие.
Общий объем ассигнований из федерального бюджета на перечисление программы составил 3732 млн.руб. Срок действия 12 целевых программ с суммой ассигнований из федерального бюджета 1584 млн.руб. завершился в 1998 году.
Намечено в 1999-2000 гг. разработать и выполнить федеральную инновационную программу, включающую целевые программы по реализации критических технологий (из перечня, утвержденного Правительственной комиссией по научно-технической политике Российской Федерации 21.07.96):
информационно-коммуникационные системы;
лазерные технологии;
композиты;
биотехнологии на основе биоинженерии;
энергосберегающие технологии межотраслевого назначения;
технологии обеспечения безопасности продукции, производств и объектов.
В состав этих программ войдут как инновационные проекты из действующих программ, так и новые проекты, по которым имеется научно-технический задел мирового уровня.
Кроме того, в состав федеральной инновационной программы намечается включить целевые программы, обеспечивающие развитие инновационной инфраструктуры:
создание и развитие сети инновационно-технологических центров (предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.98 N 374); создание федерального информационно-инновационного фонда; подготовка и повышение квалификации кадров в области инновационного менеджмента.
Общий объем затрат на перечисленные целевые программы на 1999-2000 гг. оценивается в 1710 млн.руб., в том числе из федерального бюджета 520 млн.руб. (36%). Или в расчете на год 173 млн.руб., что составляет всего 11% от ассигнований из бюджета на целевые программы, завершенные в 1998 году.
Затраты на федеральную целевую инновационную программу не потребуют дополнительных затрат государственного бюджета, т.к. будут осуществлены в пределах средств, выделяемых на федеральные целевые программы (на государственные инвестиции, НИОКР и прочие нужды).
Реализация инновационных программ позволит, по предварительной оценке, увеличить в 2-2,5 раза выпуск принципиально новой продукции (в настоящее время объем ее выпуска составляет всего 2,1 млрд.руб. - 0,15% общего объема промышленной продукции), повысить конкурентоспособность отечественных товаров на внутреннем и внешнем рынках.
Законопроектом предусмотрена государственная поддержка развитию инфраструктуры инновационной деятельности, в том числе информационной инфраструктуры, переподготовке и повышению квалификации кадров в инновационной сфере.
Реализация этих мероприятий потребует в расчете на 1999-2000 гг. создания 30-35 инновационно-технологических центров и подготовки 1-1,5 тыс. менеджеров инновационных прочий. Эти расходы на 25-30% могут возмещаться из федерального бюджета и предусматриваться в соответствующих федеральных целевых программах.
Проектом федерального закона предусмотрено, что средства выделение средства из федерального бюджета, направляются на финансирование:
инновационных проектов, включенных в состав федеральной инновационной программы и федеральных целевых инновационных программ, а также других инновационных проектов;
закупок наукоемкой продукции и передовой техники для государственных нужд;
государственных инновационных и инновационно-венчурных фондов.
О выделении бюджетных средств на финансирование инновационной программ и проектов необходимо сообщить следующее.
Финансирование на возвратной основе инновационных проектов будет осуществляться в установленном порядке за счет средств, выделяемых на инвестиционные конкурсы, и дополнительных средств не потребует.
На финансирование создания и деятельности государственных инновационных и инновационно-венчурных фондов будет выделяться часть средств, предусмотренных бюджетом на НИОКР и государственные инвестиции.
В этих целях Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 1998 г. N 374 "О создании условий для привлечения инвестиций в инновационную сферу" Миннауки России, Минэкономики России совместно с Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере и Федеральным фондом производственных инноваций по согласованию с Минфином России поручено разработать механизм участия государства в системе высокорискового финансирования инновационных наукоемких проектов, включая меры регулирования и контроля.
По оценке Минэкономики России, государственные расходы на финансирование инновационной деятельности могут составить не менее одного процента от расходной части федерального бюджета, будут осуществляться по статье Федерального закона о федеральном бюджете Российской Федерации "Инновационная деятельность".
Введение закона "Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике" потребует затрат в пределах тех объемов на инновационную деятельность, которые уже предусмотрены законодательством.
В дальнейшем дополнительные меры по стимулированию инновационной деятельности будут компенсироваться увеличением прибыли при использовании инноваций.
Перечень
нормативно-правовых документов, которые необходимо принять
или изменить в связи с введением в действие Федерального закона
"Об инновационной деятельности и государственной инновационной
политике"
1. Законы, которые необходимо принять (внести изменения и дополнения) в связи с введением в действие Федерального закона "Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике":
О внесении дополнений и изменений в Федеральный закон "О бюджетной классификации Российской Федерации";
О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты по вопросам налогообложения и таможенным пошлинам, инвестициям в связи с принятием Федерального закона "Об инновационной деятельности в Российской Федерации";
О внесении дополнений и изменений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике";
О внесении дополнений и изменений в Федеральный закон "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации".
2. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, которые необходимо принять в связи с введением в действие Федерального закона "Об инновационной деятельности в Российской Федерации":
перечень видов инновационной деятельности, которые можно осуществлять только по специальному распоряжению Правительства или которыми запрещено заниматься;
об организации аккредитации субъектов инновационной инфраструктуры;
о режиме регулирования и стимулирования инновационной деятельностью в Российской Федерации;
о создании и функционировании инновационных, инновационно-страховых и инновационно-венчурных фондов.
Депутат Государственной Думы |
М.К.Глубоковский |
Член Совета Федерации |
В.М.Кресс |
Депутат Государственной Думы |
В.С.Шевелуха |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.