Проект федерального закона
"О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"
Досье на проект федерального закона
Глава I. Общие положения
Глава II. Создание унитарных предприятий
Глава III. Имущество и уставный фонд унитарного предприятия
Глава IV. Управление унитарным предприятием
Глава V. Реорганизация и ликвидация унитарных предприятий
Глава VI. Заключительные и переходные положения
в первом чтении
Глава I. Общие положения
Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом
Настоящий Федеральный закон определяет в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации правовое положение государственного и муниципального унитарного предприятия (далее - унитарное предприятие), права и обязанности собственника его имущества, порядок создания, реорганизации и ликвидации унитарного предприятия.
Статья 2. Унитарное предприятие
1. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, все имущество которой находится соответственно в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Имущество унитарного предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия.
Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам принадлежащим ему имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Унитарное предприятие должно иметь самостоятельный баланс.
2. В Российской Федерации создаются и действуют следующие виды унитарных предприятий:
унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения (далее - государственное (муниципальное) предприятие);
унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (далее - казенное предприятие).
3. Унитарное предприятие должно иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место нахождения унитарного предприятия. Печать унитарного предприятия может содержать также его фирменное наименование на любом языке народов Российской Федерации и (или) иностранном языке.
Унитарное предприятие вправе иметь штампы и бланки со своим фирменным наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства индивидуализации.
4. Создание унитарных предприятий на основе объединения имущества, относящегося к собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований не допускается.
Статья 3. Правоспособность унитарного предприятия
1. Унитарное предприятие может иметь гражданские права, соответствующие предмету и целям деятельности, предусмотренным в его уставе, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.
2. Унитарное предприятие считается созданным как юридическое лицо с момента его государственной регистрации в порядке, предусмотренном федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц.
Унитарное предприятие создается без ограничения срока, если иное не установлено его уставом.
Унитарное предприятие вправе в установленном порядке открывать банковские счета на территории Российской Федерации и за ее пределами.
3. Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется федеральным законом, унитарное предприятие может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Если условиями предоставления специального разрешения (лицензии) на осуществление определенного вида деятельности предусмотрено требование осуществлять такую деятельность как исключительную, унитарное предприятие в течение срока действия специального разрешения (лицензии) вправе осуществлять только виды деятельности, предусмотренные специальным разрешением (лицензией), и сопутствующие виды деятельности.
Статья 4. Фирменное наименование унитарного предприятия и его место нахождения
1. Унитарное предприятие должно иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Унитарное предприятие вправе иметь также полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках.
Полное фирменное наименование унитарного предприятия на русском языке должно содержать слова "унитарное предприятие" и указание на собственника его имущества, а также на характер деятельности унитарного предприятия. При этом полное фирменное наименование казенного предприятия должно содержать также указание на то, что предприятие является казенным.
Требование об указании в наименовании унитарного предприятия на характер его деятельности считается выполненным, если слово или словосочетание, включенное в наименование перед словом "предприятие" либо после него, позволяет с достаточной определенностью уяснить основной вид деятельности унитарного предприятия.
Фирменное наименование унитарного предприятия на русском языке не может содержать иные термины, отражающие его организационно-правовую форму, в том числе заимствованные из иностранных языков, если иное не предусмотрено федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации.
2. Место нахождения унитарного предприятия определяется местом его государственной регистрации. Уставом унитарного предприятия может быть установлено, что местом нахождения унитарного предприятия является место постоянного нахождения его органов управления или основное место его деятельности.
3. Унитарное предприятие должно иметь почтовый адрес, по которому с ним осуществляется связь, и обязано уведомлять об изменении своего почтового адреса орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц.
Статья 5. Филиалы и представительства унитарного предприятия
1. Унитарное предприятие может создавать филиалы и открывать представительства. Изменения в устав унитарного предприятия, связанные с созданием филиалов и открытием представительств вносятся унитарным предприятием.
Создание унитарным предприятием филиалов и открытие представительств на территории Российской Федерации осуществляются с соблюдением требований настоящего Федерального закона и иных федеральных законов, а за пределами территории Российской Федерации также в соответствии с законодательством иностранного государства, на территории которого создаются филиалы или открываются представительства, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
2. Филиалом унитарного предприятия является его обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения унитарного предприятия и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.
3. Представительством унитарного предприятия является его обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения унитарного предприятия, представляющее интересы унитарного предприятия и осуществляющее их защиту.
4. Филиал и представительство унитарного предприятия не являются юридическими лицами и действуют на основании утвержденных унитарным предприятием положений. Филиал и представительство наделяются имуществом создавшим их унитарным предприятием.
Руководители филиалов и представительств унитарного предприятия назначаются унитарным предприятием и действуют на основании его доверенности.
Филиалы и представительства унитарного предприятия осуществляют свою деятельность от имени создавшего их унитарного предприятия. Ответственность за деятельность филиала и представительства унитарного предприятия несет создавшее их унитарное предприятие.
5. Устав унитарного предприятия должен содержать сведения о его филиалах и представительствах. Сообщения об изменениях в уставе унитарного предприятия сведений о его филиалах и представительствах представляются в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц. Указанные изменения в уставе унитарного предприятия вступают в силу для третьих лиц с момента уведомления о таких изменениях органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц.
Статья 6. Участие унитарных предприятий в коммерческих и некоммерческих организациях
1. Унитарные предприятия могут быть участниками (членами) коммерческих организаций, а также некоммерческих организаций, в которых в соответствии с федеральным законом допускается участие юридических лиц.
2. В случае, когда унитарное предприятие вправе распоряжаться имуществом только с согласия собственника, решение об участии унитарного предприятия в коммерческой или некоммерческой организации может быть принято только после получения согласия собственника на внесение имущества в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества, взноса в кооператив, фонд либо иную некоммерческую организацию.
Статья 7. Дочерние предприятия
1. Государственное (муниципальное) предприятие может создавать в качестве юридического лица другое государственное (муниципальное) предприятие, предмет и цели деятельности которого соответствуют предмету и целям деятельности этого государственного (муниципального) предприятия, путем передачи ему в установленном порядке части своего имущества в хозяйственное ведение (дочернее предприятие).
2. В случае, если в состав имущества, передаваемого дочернему предприятию, входит недвижимое и другое имущество, распоряжение которым осуществляется с согласия собственника, на его передачу необходимо предварительное согласие собственника или органа, осуществляющего полномочия собственника (далее - собственник).
3. Дочернее предприятие не вправе учреждать другие дочерние предприятия и выступать учредителями (участниками) других юридических лиц.
4. Полное фирменное наименование дочернего предприятия на русском языке должно содержать слова "дочернее предприятие", а также указание на государственное (муниципальное) предприятие - учредителя и на собственника его имущества.
5. Имущество дочернего предприятия принадлежит собственнику имущества государственного (муниципального) предприятия - учредителя на праве собственности.
Правовое положение дочернего предприятия соответствует правовому положению учредителя с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.
6. Государственное (муниципальное) предприятие - учредитель дочернего предприятия в соответствии с настоящим Федеральным законом решает вопросы создания дочернего предприятия, определения предмета и целей его деятельности, реорганизации и ликвидации, утверждения его устава и назначения руководителя дочернего предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего дочернему предприятию имущества.
Собственник имущества государственного (муниципального) предприятия - учредителя дочернего предприятия имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении дочернего предприятия.
Дочернее предприятие должно быть указано в уставе создавшего его государственного (муниципального) предприятия.
7. Государственное (муниципальное) предприятие не вправе принимать решение о создании дочернего предприятия или передавать ему имущество:
если стоимость его чистых активов окажется меньше размера уставного фонда и резервного фонда;
если на момент принятия решения о создании дочернего предприятия или на момент передачи имущества оно отвечает признакам несостоятельности (банкротства) в соответствии с федеральным законом о несостоятельности (банкротстве) или указанные признаки появятся у него в результате учреждения дочернего предприятия или передачи имущества.
8. Дочернее предприятие может быть ликвидировано или реорганизовано по решению его учредителя в порядке, предусмотренном соответственно для ликвидации или реорганизации государственных (муниципальных) унитарных предприятий.
Имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов дочернего предприятия, передается его учредителю.
9. Устав государственного (муниципального) предприятия должен содержать сведения о его дочерних предприятиях Сообщения об изменениях в уставе государственного (муниципального) предприятия сведений о его дочерних предприятиях представляются в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц. Указанные изменения в уставе государственного (муниципального) предприятия вступают в силу для третьих лиц с момента уведомления о таких изменениях органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц.
Статья 8. Ответственность унитарного предприятия
1. Унитарное предприятие несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
Унитарное предприятие не несет ответственности по обязательствам Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципального образования.
2. Российская Федерация, субъект Российской Федерации и муниципальное образование не несут ответственности по обязательствам государственного (муниципального) предприятия, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 56 Гражданского кодекса Российской Федерации.
3. Казенное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
При недостаточности имущества казенного предприятия, на которое может быть обращено взыскание, Российская Федерация несет субсидиарную ответственность по его обязательствам.
В этом случае удовлетворение требований кредиторов производится за счет средств федерального бюджета, а также за счет иного имущества, составляющего казну Российской Федерации.
4. Собственник имущества казенного предприятия вправе в любой момент рассчитаться по обязательствам казенного предприятия.
Статья 9. Ответственность дочернего предприятия
1. Дочернее предприятие несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
Дочернее предприятие не отвечает по обязательствам учредившего его государственного (муниципального) предприятия.
Государственное (муниципальное) предприятие, учредившее дочернее предприятие, не несет ответственности по его обязательствам за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
2. В случае несостоятельности (банкротства) дочернего предприятия по вине учредившего его государственного (муниципального) предприятия последнее при недостаточности имущества дочернего предприятия несет субсидиарную ответственность по его обязательствам.
Глава II. Создание унитарных предприятий
Статья 10. Учреждение унитарного предприятия
1. Учредителями унитарных предприятий могут выступать Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование.
2. Решение о создании государственного (муниципального) унитарного предприятия принимается собственником имущества.
Решение о создании казенного предприятия принимается Правительством Российской Федерации
3. Казенное предприятие может быть создано по решению Правительства Российской Федерации на основе имущества, находящегося в федеральной собственности, в случаях:
когда преобладающая или значительная часть производимой продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг) предназначена для федеральных государственных нужд;
необходимости использования имущества, запрещенного к приватизации, в том числе имущества, необходимого для обеспечения национальной безопасности, обеспечения функционирования воздушного, железнодорожного и водного транспорта, реализации иных стратегических интересов Российской Федерации;
необходимости производства товаров (выполнения работ, оказания услуг), реализуемых по установленным государством ценам;
необходимости разработки и производства отдельных видов продукции, обеспечивающей национальную безопасность Российской Федерации;
производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной;
осуществления отдельных дотируемых видов деятельности.
4. Решение о создании унитарного предприятия должно определять цели и предмет деятельности предприятия, состав и стоимость имущества, закрепляемого за ним на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления.
Решением о создании унитарного предприятия должен быть утвержден устав унитарного предприятия.
Статья 11. Устав унитарного предприятия
1. Учредительным документом унитарного предприятия является его устав.
2. Устав государственного (муниципального) унитарного предприятия утверждается уполномоченным на то государственным органом или органом местного самоуправления.
Устав казенного предприятия утверждается Правительством Российской Федерации.
3. Устав унитарного предприятия должен содержать: полное и сокращенное фирменные наименования унитарного предприятия;
место нахождения унитарного предприятия;
предмет и цели деятельности унитарного предприятия;
наименование органа унитарного предприятия (руководитель, директор, генеральный директор);
перечень фондов, создаваемых предприятием, размеры, порядок формирования и использования этих фондов;
иные сведения, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
4. Устав государственного (муниципального) предприятия помимо сведений, указанных в пункте 3 настоящей статьи, должен содержать сведения о размере уставного фонда предприятия, а также о размере части прибыли от использования имущества, подлежащей перечислению собственнику.
5. Устав казенного предприятия помимо сведений, указанных в пункте 3 настоящей статьи, должен содержать сведения о порядке распределения и использования доходов казенного предприятия.
6. Устав унитарного предприятия может также содержать иные положения, не противоречащие настоящему Федеральному закону и иным федеральным законом.
7. По требованию уполномоченного государственного органа или органа местного самоуправления, кредитора или иного заинтересованного лица унитарное предприятие обязано в разумные сроки предоставить им возможность ознакомиться с уставом унитарного предприятия, включая изменения и дополнения к нему.
8. Изменения в устав унитарного предприятия вносятся по решению государственного органа или органа местного самоуправления, уполномоченного утверждать устав унитарного предприятия.
Изменения, внесенные в устав унитарного предприятия, или устав унитарного предприятия в новой редакции подлежат государственной регистрации в порядке, предусмотренном статьей 12 настоящего Федерального закона для регистрации унитарного предприятия.
Изменения, внесенные в устав унитарного предприятия, или устав унитарного предприятия в новой редакции приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации, а в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию.
Статья 12. Государственная регистрация унитарного предприятия
1. Унитарное предприятие подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, в порядке, установленном федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц.
2. Для государственной регистрации унитарного предприятия предоставляется решение собственника (учредителя дочернего предприятия) о создании унитарного предприятия, устав унитарного предприятия, сведения о составе и стоимости имущества, закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления.
Для государственной регистрации государственных (муниципальных) предприятий представляются также доказательства образования уставного фонда в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Глава III. Имущество и уставный фонд унитарного предприятия
Статья 13. Имущество унитарного предприятия
1. Имущество унитарного предприятия формируется:
за счет взносов собственника при создании унитарного предприятия;
имущества, передаваемого собственником унитарному предприятию в хозяйственное ведение или в оперативное управление, в том числе за счет денежных средств, выделенных предприятию целевым назначением;
доходов унитарного предприятия от его деятельности;
иных источников, не противоречащих законодательству.
2. Право на имущество, закрепляемое собственником за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, возникает с момента передачи этого имущества предприятию после государственной регистрации унитарного предприятия, если иное не предусмотрено федеральным законом или не установлено решением собственника о передаче имущества унитарному предприятию.
3. Земельный участок, на котором расположено унитарное предприятие, закрепляется за ним на праве постоянного (бессрочного) пользования. Унитарное предприятие может иметь земельные участки на праве аренды или ином основании, вытекающем из договора.
Статья 14. Уставный фонд унитарного предприятия
1. Уставный фонд государственного (муниципального) предприятия определяет минимальный размер его имущества, гарантирующего интересы кредиторов государственного (муниципального) предприятия.
2. Взносом в уставный фонд государственного (муниципального) предприятия могут быть деньги, ценные бумаги, другие вещи, имущественные права и иные права, имеющие денежную оценку.
Размер уставного фонда государственного (муниципального) предприятия определяется на дату представления документов для государственной регистрации государственного (муниципального) предприятия.
Размер уставного фонда государственного (муниципального) предприятия определяется в рублях.
Доля денежных средств, вносимых в качестве взноса в уставный фонд государственного (муниципального) предприятия при его создании, должна составлять не менее десятой части размера уставного фонда.
3. Уставный фонд государственного предприятия должен быть не менее пяти тысячекратной установленной федеральным законом величины минимального размера оплаты труда.
Уставный фонд муниципального предприятия должен быть не менее тысячекратной установленной федеральным законом величины минимального размера оплаты труда.
4. Федеральными законами или иными правовыми актами могут быть определены виды имущества, которые не могут вноситься в уставный фонд государственного (муниципального) предприятия.
5. В казенном предприятии уставный фонд не образуется.
Статья 15. Порядок формирования уставного фонда
1. До государственной регистрации государственного (муниципального) предприятия уставный фонд предприятия должен быть полностью оплачен.
2. Денежные взносы в уставный фонд государственного (муниципального) предприятия считаются внесенными с момента зачисления соответствующей денежной суммы на открываемый в этих целях банковский счет.
3. Неденежные взносы в уставный фонд государственного (муниципального) предприятия считаются внесенными с момента принятия собственником решения о закреплении соответствующего имущества за таким предприятием на праве хозяйственного ведения, и обособления этого имущества для его передачи государственному (муниципальному) предприятию после его государственной регистрации.
Статья 16. Увеличение уставного фонда
1. Увеличение уставного фонда государственного (муниципального) предприятия допускается только после его оплаты в полном объеме, включая передачу государственному (муниципальному) предприятию недвижимого и иного имущества, предназначенного для закрепления за ним на праве хозяйственного ведения.
2. Увеличение уставного фонда государственного (муниципального) предприятия может осуществляться за счет его имущества и (или) за счет дополнительных взносов собственника.
3. Решение об увеличении уставного фонда за счет имущества государственного (муниципального) предприятия может быть принято собственником только на основании данных последнего утвержденного годового бухгалтерского баланса государственного (муниципального) предприятия.
Сумма увеличения уставного фонда государственного (муниципального) предприятия за счет его имущества не должна превышать разности между стоимостью чистых активов и уставным фондом.
4. Одновременно с принятием решения об увеличении уставного фонда государственного (муниципального) предприятия, собственник принимает решение о внесении соответствующих изменений в его устав.
Документы для государственной регистрации изменений в уставе государственного (муниципального) предприятия в связи с увеличением его уставного фонда, а также документы, подтверждающие внесение дополнительных взносов в уставный фонд, должны быть представлены органу, осуществляющему государственную регистрацию юридических лиц.
Непредставление указанных документов является основанием для отказа в государственной регистрации изменений в устав государственного (муниципального) предприятия.
Статья 17. Уменьшение уставного фонда
1. Собственник вправе, а в случаях, предусмотренных настоящей статьей, обязан уменьшить уставный фонд государственного (муниципального) предприятия.
Уставный фонд государственного (муниципального) предприятия не может быть уменьшен, если в результате этого его размер станет меньше минимального уставного фонда, определяемого в соответствии с настоящим Федеральным законом, на дату представления документов для государственной регистрации соответствующих изменений в уставе государственного (муниципального) предприятия.
2. Если по окончании финансового года стоимость чистых активов государственного (муниципального) предприятия окажется меньше уставного фонда, собственник обязан уменьшить уставный фонд государственного (муниципального) предприятия до величины, не превышающей стоимости его чистых активов, и зарегистрировать это уменьшение в установленном порядке.
Если по окончании финансового года стоимость чистых активов государственного (муниципального) предприятия окажется меньше минимального размера уставного фонда, установленного настоящим Федеральным законом на дату государственной регистрации такого предприятия, и в течении трехмесячного срока стоимость чистых активов не будет восстановлена до размера минимального уставного фонда, собственник государственного (муниципального) предприятия должен принять решение о его ликвидации. В этом случае федеральное государственное предприятие может быть преобразовано собственником в казенное предприятие при условии соблюдения требований, предусмотренных пунктом 3 статьи 10 настоящего Федерального закона.
Стоимость чистых активов государственного (муниципального) предприятия определяется по данным бухгалтерского баланса в порядке, устанавливаемом федеральным законом и издаваемыми в соответствии с ним нормативными актами.
3. Если в случаях, предусмотренных настоящей статьей, собственник в разумный срок не принимает решения об уменьшении уставного фонда, о восстановлении размера чистых активов до минимального размера уставного фонда, о ликвидации государственного (муниципального) предприятия или о преобразовании федерального государственного предприятия в казенное предприятие, кредиторы вправе потребовать от государственного (муниципального) предприятия досрочного прекращения или исполнения обязательств и возмещения причиненных убытков. Орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц либо иной государственный орган или орган местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено федеральным законом, в этих случаях вправе предъявить требование в суд о ликвидации государственного (муниципального) предприятия.
4. Государственное (муниципальное) предприятие обязано письменно уведомить не позднее 30 дней с даты принятия решения об уменьшении уставного фонда и его новом размере всех известных ему кредиторов, а также поместить в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о принятом решении об уменьшении уставного фонда. При этом кредиторы государственного (муниципального) предприятия вправе в течение тридцати дней с даты направления им уведомления о принятом решении или с момента публикации указанного объявления потребовать досрочного прекращения и (или) исполнения соответствующих обязательств и возмещения причиненных убытков.
Государственная регистрация уменьшения уставного фонда государственного (муниципального) предприятия осуществляется только при представлении доказательств уведомления кредиторов в порядке, установленном настоящим пунктом.
Статья 18. Резервный фонд и иные фонды унитарного предприятия
1. Унитарное предприятие за счет чистой прибыли создает резервный фонд в порядке и размерах, предусмотренных уставом унитарного предприятия.
Средства резервного фонда используются исключительно на покрытие убытков унитарного предприятия.
2. Унитарное предприятие за счет чистой прибыли создает также иные фонды по перечню, в порядке и размерах, предусмотренных его уставом.
Средства, зачисляемые в указанные фонды, могут быть использованы унитарным предприятием только на цели, определенные федеральным законом, иными правовыми актами и уставом.
Статья 19. Плата за пользование имуществом
1. Собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении государственного (муниципального) предприятия.
2. Государственное (муниципальное) предприятие перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей и формирования резервного фонда, в размерах, порядке и сроки, определяемые уставом государственного (муниципального) предприятия.
3. В отношении казенного предприятия порядок распределения доходов определяется собственником.
Статья 20. Распоряжение имуществом государственного (муниципального) предприятия
1. Государственное (муниципальное) предприятие распоряжается движимым имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения, самостоятельно, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными правовыми актами.
2. Государственное (муниципальное) предприятие не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.
Сведения об органе, уполномоченном на осуществление полномочий собственника, должны содержаться в уставе государственного (муниципального) предприятия.
3. Если иное не установлено федеральным законом, движимым и недвижимым имуществом государственное (муниципальное) предприятие распоряжается лишь в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, предмет и цели которой определены уставом. Сделки, совершенные государственным (муниципальным) предприятием с нарушением этого требования, являются ничтожными.
4. Уставом государственного (муниципального) предприятия могут быть предусмотрены виды и (или) размер сделок, заключение которых не может осуществляться без согласия собственника.
5. Если иное не предусмотрено федеральным законом, в случае отчуждения или распоряжения иным образом недвижимым имуществом, относящимся к объектом социально-бытового назначения (жилищный фонд социального использования, детские дошкольные учреждения и объекты коммунальной инфраструктуры, жизненно необходимые для региона), соответствующее муниципальное образование имеет преимущественное право на приобретение такого имущества.
Статья 21. Распоряжение имуществом федерального казенного предприятия
1. Казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться имуществом только с согласия Правительства Российской Федерации или уполномоченного федерального органа исполнительной власти.
Сведения о федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном Правительством Российской Федерации, должны содержаться в уставе казенного предприятия.
Казенное предприятие самостоятельно реализует производимую им продукцию (работы, услуги), если иное не установлено федеральными законами или иными правовыми актами Российской Федерации.
2. Казенное предприятие вправе распоряжаться имуществом лишь в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, предмет и цели которой определены уставом, в том числе и согласия собственника. Сделки, совершенные казенным предприятием с нарушением этого требования, являются ничтожными.
3. Уставом казенного предприятия может быть предусмотрено, что приобретение предприятием имущества, в том числе получение заемных денежных средств, на сумму, превышающую величину, определенную его уставом, допускается только с согласия Правительства Российской Федерации или уполномоченного федерального органа исполнительной власти.
4. Если иное не предусмотрено федеральным законом, в случае отчуждения или распоряжения иным образом недвижимым имуществом, относящимся к объектам социально-бытового назначения (жилищный фонд социального использования, детские дошкольные учреждения и объекты коммунальной инфраструктуры, жизненно необходимые для региона) соответствующее муниципальное образование имеет преимущественное право на приобретение такого имущества.
Статья 22. Распоряжение имуществом дочернего предприятия
1. Право распоряжения движимым и недвижимым имуществом осуществляется дочерним предприятием с соблюдением правил, предусмотренных настоящим Федеральным законом в отношении распоряжения имуществом государственного (муниципального) предприятия, с особенностями, предусмотренными настоящей статьей.
2. Дочернее предприятия не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду или в залог либо иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника и государственного (муниципального) предприятия - учредителя.
3. Дочернее предприятие не вправе выступать учредителем других юридических лиц и вносить принадлежащее ему имущество в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ или товариществ, а также в имущество иных юридических лиц.
Глава IV. Управление унитарным предприятием
Статья 23. Управление унитарным предприятием
1. Унитарное предприятие возглавляет руководитель (директор, генеральный директор и другие), назначаемый собственником и подотчетный ему.
Руководитель унитарного предприятия действует от его имени без доверенности, в том числе представляет его интересы, совершает в установленном порядке сделки от имени предприятия, утверждает структуру и штаты, принимает на работу и увольняет работников предприятия, издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками предприятия, выдает доверенности, в том числе с правом передоверия.
2. Руководитель государственного (муниципального) унитарного предприятия несет ответственность перед собственником имущества унитарного предприятия (органом, осуществляющим полномочия собственника) за последствия своих действий в соответствии с федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, заключенным с ним трудовым договором (контрактом).
3. Руководитель унитарного предприятия не вправе быть учредителем (участником) юридического лица, в число учредителей (участников) которого входит это унитарное предприятие.
Руководитель унитарного предприятия не вправе занимать должности, а также выполнять оплачиваемую работу в государственных органах, органах местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организациях (кроме научной, преподавательской и иной творческой деятельности), заниматься предпринимательской деятельностью, быть единоличным исполнительным органом или членом коллегиального органа управления коммерческой организации, кроме случаев, если участие в органах управления коммерческой организации входит в его должностные обязанности в соответствии с федеральным законодательством либо законодательством субъекта Российской Федерации.
4. Руководитель унитарного предприятия должен действовать в интересах представляемого им унитарного предприятия добросовестно и разумно. Он обязан по требованию собственника имущества унитарного предприятия, если иное не предусмотрено законом, возместить убытки, причиненные им унитарному предприятию.
5. Уставом унитарного предприятия может быть предусмотрено образование наблюдательного совета.
Компетенция наблюдательного совета унитарного предприятия определяется уставом унитарного предприятия в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Уставом унитарного предприятия может быть предусмотрено, что к компетенции наблюдательного совета относится определение основных направлений деятельности унитарного предприятия, утверждение годовых отчетов и годовых бухгалтерских балансов, утверждение документов, регламентирующих внутреннюю деятельность унитарного предприятия, принятие решений о создании дочерних предприятий, создании филиалов и открытии представительств унитарного предприятия, подготовка заключений для собственника имущества унитарного предприятия по вопросам об использовании по назначению и сохранностью принадлежащего унитарному предприятию имущества и заключении сделок, в совершении которых имеется заинтересованность в случаях, предусмотренных статьей 24 настоящего Федерального закона.
Порядок образования и деятельности наблюдательного совета, а также порядок прекращения полномочий членов наблюдательного совета и компетенция председателя наблюдательного совета определяются уставом унитарного предприятия.
Руководитель унитарного предприятия не может быть одновременно председателем наблюдательного совета унитарного предприятия.
Передача голоса членом наблюдательного совета иным лицам, в том числе другим членам наблюдательного совета не допускается.
По решению собственника имущества унитарного предприятия членам наблюдательного совета в период исполнения ими своих обязанностей могут выплачиваться вознаграждения и (или) компенсироваться расходы, связанные с исполнением указанных обязанностей. Размеры указанных вознаграждений и компенсаций устанавливаются решениями собственника имущества унитарного предприятия. Указанные вознаграждения и компенсации выплачиваются за счет части прибыли предприятия, подлежащей перечислению собственнику имущества унитарного предприятия.
6. В случаях, предусмотренных федеральными законами и изданными в соответствии с ними правовыми актами, в унитарном предприятии могут быть созданы иные органы управления (ученые, педагогические, научные, научно-технические советы и другое). Уставом унитарного предприятия должна быть определена структура, состав и компетенция этих органов управления.
Статья 24. Заинтересованность в совершении унитарным предприятием сделки
1. Сделки, в совершении которых имеется заинтересованность руководителя унитарного предприятия, не могут совершаться унитарным предприятием без согласия собственника его имущества.
Руководитель унитарного предприятия признается заинтересованными в совершении унитарным предприятием сделки в случаях, если он, его супруг, родители, дети, братья, сестры и (или) их аффилированные лица:
являются стороной сделки или выступают в интересах третьих лиц в их отношениях с унитарным предприятием;
владеют (каждый в отдельности или в совокупности) двадцатью и более процентами акций (долей, паев) юридического лица, являющегося стороной сделки или выступающего в интересах третьих лиц в их отношениях с унитарным предприятием;
занимают должности в органах управления юридического лица, являющегося стороной сделки или выступающего в интересах третьих лиц в их отношениях с унитарным предприятием;
в иных случаях, определенных уставом унитарного предприятия.
2. Руководитель унитарного предприятия должен доводить до сведения собственника имущества унитарного предприятия информацию:
о юридических лицах, в которых он, его супруг, родители, дети, братья, сестры и (или) их аффилированные лица владеют двадцатью и более процентами акций (долей, паев);
о юридических лицах, в которых он, его супруг, родители, дети, братья, сестры и (или) их аффилированные лица занимают должности в органах управления;
об известных ему совершаемых или предполагаемых сделках, в совершении которых он может быть признан заинтересованным.
3. Совершение сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, не требует решения собственника имущества унитарного предприятия в случаях, если сделка совершается в процессе обычной хозяйственной деятельности.
4. Сделка, в совершении которой имеется заинтересованность и которая совершена с нарушением требований, предусмотренных настоящей статьей, может быть признана недействительной по иску унитарного предприятия или собственника его имущества.
Статья 25. Права собственника имущества унитарного предприятия
1. Собственник имущества унитарного предприятия в отношении указанного предприятия:
принимает решения о создании унитарного предприятия;
определяет предмет и цели деятельности унитарного предприятия, утверждает его устав, вносит изменения в устав или утверждает устав в новой редакции;
в соответствии с настоящим Федеральным законом назначает руководителя унитарного предприятия;
назначает на должность главного бухгалтера унитарного предприятия;
дает согласие на распоряжение недвижимым имуществом, а в случаях, установленных федеральным законом, дает согласие на распоряжение иным имуществом, а также на совершение иных сделок;
осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего унитарному предприятию имущества;
принимают решения о реорганизации и ликвидации унитарного предприятия;
имеет другие права и несет другие обязанности, определенные настоящим Федеральным законом.
2. Собственник имущества казенного предприятия помимо правомочий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, вправе:
изымать у федерального казенного предприятия излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество;
доводить до федерального казенного предприятия обязательные для исполнения заказы на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд.
3. Собственник вправе обращаться в суд с исками о признании оспоримой сделки с имуществом предприятия недействительной, а также с требованием о применении последствий недействительности ничтожной сделки в случаях, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
4. Собственник вправе истребовать имущество унитарного предприятия из чужого незаконного владения.
5. Правомочия собственника по созданию, реорганизации, ликвидации казенного предприятия и утверждение (внесение изменений) в его устав осуществляются Правительством Российской Федерации.
Иные правомочия собственника имущества казенного предприятия осуществляются Правительством Российской Федерации или уполномоченными органами федеральной исполнительной власти.
6. Права собственника в отношении казенного предприятия не могут быть переданы от Российской Федерации субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.
Права собственника в отношении государственного предприятия, имущество которого находится в федеральной собственности, не могут быть переданы от Российской Федерации субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию, если иное не установлено федеральными законами.
Статья 26. Контроль за деятельностью унитарного предприятия
1. Контроль за деятельностью унитарного предприятия осуществляется органом, осуществляющим полномочия собственника, и другими уполномоченными органами.
Комплексная ревизия финансово-хозяйственной деятельности унитарного предприятия может производится только по инициативе собственника его имущества и не чаще, чем один раз в год.
2. Налоговые и другие государственные или муниципальные органы, на которые федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также нормативными актами муниципальных образований возложена проверка отдельных сторон деятельности унитарного предприятия, могут осуществлять такие проверки по мере возникновения необходимости и строго в пределах своей компетенции. Унитарное предприятие имеет право не выполнять требования этих органов по вопросам, не входящим в их компетенцию, и не знакомить их с материалами, не относящимися к предмету контроля. Результаты ревизий и проверок сообщаются унитарному предприятию.
3. Унитарное предприятие по окончании финансового года представляет органу, осуществляющему полномочия собственника, годовой баланс, отчет о финансовых результатах и иные документы, перечень которых определяются Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
4. В случаях, предусмотренных уставом унитарного предприятия, годовой баланс и отчет о финансовых результатах унитарного предприятия подлежат подтверждению независимым аудитором, назначаемым органом, уполномоченным собственником. Оплата услуг аудитора осуществляется за счет средств унитарного предприятия.
Глава V. Реорганизация и ликвидация унитарных предприятий
Статья 27. Реорганизация унитарного предприятия
1. Государственное (муниципальное) предприятие может быть реорганизовано по решению собственника в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Казенное предприятие может быть реорганизовано по решению Правительства Российской Федерации в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
В случаях, установленных федеральным законом, реорганизация унитарного предприятия в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких унитарных предприятий осуществляется на основании решения уполномоченного на то государственного органа или по решению суда.
2. Реорганизация унитарного предприятия может быть осуществлена в форме:
слияния двух или нескольких унитарных предприятий;
присоединения к унитарному предприятию одного или нескольких унитарных предприятий;
разделения унитарного предприятия на два или несколько унитарных предприятий;
выделения из унитарного предприятия одного или нескольких унитарных предприятий;
преобразования унитарного предприятия в юридическое лицо иной организационно-правовой формы в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом или иным федеральным законом.
3. Государственные (муниципальные) предприятия могут быть реорганизованы в форме слияния или присоединения, если их имущество находится в собственности одного субъекта права государственной или муниципальной собственности.
4. Не является реорганизацией изменение вида унитарного предприятия, а также изменение правового положения унитарного предприятия вследствие перехода права собственности на его имущество к другому собственнику государственного или муниципального имущества (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования).
В случае изменения вида унитарного предприятия, а также передачи имущества государственного (муниципального) предприятия другому собственнику, вносятся соответствующие изменения в устав государственного (муниципального) предприятия.
Передача имущества считается состоявшейся с момента государственной регистрации соответствующих изменений в устав государственного (муниципального) предприятия.
5. Если иное не предусмотрено федеральным законом, имущество унитарных предприятий, возникших в результате реорганизации в форме разделения или выделения, находится в собственности того же субъекта государственной или муниципальной собственности, что и имущество реорганизованного унитарного предприятия.
При преобразовании казенного предприятия в государственное предприятия Российская Федерация в течение двух лет несет субсидиарную ответственность по обязательствам, перешедшим к государственному предприятию.
6. Унитарное предприятие считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.
При реорганизации унитарного предприятия в форме присоединения к нему другого унитарного предприятия первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении присоединенного унитарного предприятия.
7. Не позднее тридцати дней с даты принятия решения о реорганизации унитарное предприятие обязано письменно уведомить об этом всех известных ему кредиторов предприятия, а также поместить в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, сообщение об этом решении. При этом кредиторы унитарного предприятия вправе в течение тридцати дней с даты направления им уведомления или в течение тридцати дней с даты опубликования сообщения об этом решении письменно потребовать досрочного прекращения или исполнения соответствующих обязательств предприятия и возмещения им убытков.
8. Государственная регистрация вновь возникших в результате реорганизации унитарных предприятий, внесение записи о прекращении унитарных предприятий, а также государственная регистрация изменений и дополнений в уставе, осуществляется в порядке, установленном федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц, только при представлении доказательств уведомления кредиторов в порядке, установленном пунктом 7 настоящей статьи.
Если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного унитарного предприятия, то вновь возникшие унитарные предприятия несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного унитарного предприятия перед его кредиторами.
Статья 28. Слияние унитарных предприятий
1. Слиянием унитарных предприятий признается создание нового унитарного предприятия с передачей ему всех прав и обязанностей двух или нескольких унитарных предприятий и прекращением последних.
2. Собственник принимает решение об утверждении передаточного акта, об утверждении устава вновь возникшего унитарного предприятия и о назначении его руководителя.
3. При слиянии унитарных предприятий все права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему унитарному предприятию в соответствии с передаточным актом.
Статья 29. Присоединение унитарного предприятия
1. Присоединением унитарного предприятия признается прекращение одного или нескольких унитарных предприятий с передачей всех их прав и обязанностей другому унитарному предприятию.
2. Собственник принимает решение об утверждении передаточного акта, о внесении изменений и дополнений в устав унитарного предприятия, к которому осуществляется присоединение, и при необходимости о назначении его руководителя.
3. При присоединении одного унитарного предприятия к другому к последнему переходят все права и обязанности присоединяемого унитарного предприятия в соответствии с передаточным актом.
Статья 30. Разделение унитарного предприятия
1. Разделением унитарного предприятия признается прекращение этого предприятия с передачей всех его прав и обязанностей вновь создаваемым унитарным предприятиям.
2. Собственник принимает решение об утверждении разделительного баланса, об утверждении уставов вновь возникших унитарных предприятий, и о назначении их руководителей.
3. При разделении унитарного предприятия все его права и обязанности переходят к вновь возникшим унитарным предприятиям в соответствии с разделительным балансом.
Статья 31. Выделение из унитарного предприятия
1. Выделением из унитарного предприятия признается создание одного или нескольких унитарных предприятий с передачей им части прав и обязанностей реорганизуемого унитарного предприятия без прекращения последнего.
2. Собственник принимает решение об утверждении разделительного баланса, об утверждении уставов вновь возникших унитарных предприятий и о назначении их руководителей, а также о внесении изменений и дополнений в устав унитарного предприятия, из которого осуществляется выделение, и при необходимости о назначении его руководителя.
3. При выделении из унитарного предприятия одного или нескольких унитарных предприятий к каждому из них переходит часть прав и обязанностей реорганизованного в форме выделения унитарного предприятия в соответствии с разделительным балансом.
Статья 32. Преобразование унитарного предприятия
Унитарное предприятие может быть преобразовано только в открытое акционерное общество в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, или в государственное (муниципальное) учреждение.
Статья 33. Ликвидация унитарного предприятия
1. Государственное (муниципальное) предприятие может быть ликвидировано по решению собственника в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации и иным федеральным законом.
Казенное предприятие может быть ликвидировано по решению Правительства Российской Федерации в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации и иным федеральным законом.
2. Унитарное предприятие может быть также ликвидировано по решению суда по основаниям и в порядке, установленным Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами.
3. Ликвидация унитарного предприятия влечет за собой его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.
4. В случае принятия решения о ликвидации унитарного предприятия собственник назначает по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, ликвидационную комиссию.
С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами унитарного предприятия. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого унитарного предприятия выступает в суде.
5. В случае, если при проведении ликвидации государственного (муниципального) предприятия установлена невозможность удовлетворения требований его кредиторов в полном объеме, руководитель государственного (муниципального) предприятия или ликвидационная комиссия должны обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании этого предприятия банкротом.
6. Порядок ликвидации унитарного предприятия определяется Гражданским кодексом Российской Федерации.
Глава VI. Заключительные и переходные положения
Статья 34. Введение в действие настоящего Федерального закона
Настоящий Федерального закона вводится в действие с 1 июля 1999 года.
Статья 35. Переходные положения
1. Положения настоящего Федерального закона не распространяются на унитарные предприятия, не основанные на государственной (муниципальной) собственности.
2. Впредь до приведения законов и иных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим Федеральным законом законы и иные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Федеральному закону.
Уставы унитарных предприятий с момента введения в действие настоящего Федерального закона применяются в части не противоречащей настоящему Федеральному закону.
3. Учредительные документы унитарных предприятий подлежат приведению в соответствие с нормами настоящего Федерального закона в срок до 1 июля 2000 года.
4. Предложить Президенту Российской Федерации привести изданные им правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
5. Поручить Правительству Российской Федерации:
привести изданные им правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом;
принять правовые акты, обеспечивающие реализацию настоящего Федерального закона.
Президент
Российской Федерации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.