Пояснительная записка
к проекту закона Российской Федерации "Об усилении ответственности должностных лиц за непринятие надлежащих мер по взысканию ущерба от экономических преступлений"
Учитывая огромные размеры нанесенного ущерба финансово-экономической системе России в 1992-1998 гг., считаю, что установленная УК РФ ответственность за должностные преступления не в полной мере отвечает современным требованиям по защите государственных интересов, а также не защищает финансово-экономические интересы юридических и физических лиц.
Сложившаяся система безответственности должностных лиц органов исполнительной власти и особенно правоохранительных органов нанесла огромный экономический ущерб России.
Так, в период с 1992-1998 гг. из-за непринятия надлежащих мер органами исполнительной власти финансовой системе России нанесен материальный ущерб в размере более 230 млрд. долларов США. Ежегодно незаконно вывозится из России более 12 млрд. долларов США, а также совершаются многочисленные экономические преступления.
Огромный экономический ущерб России нанесла безответственная приватизация и привела к разрушению ее экономического потенциала. Так, от приватизации в стоимостном выражении ее потери превысили потери СССР в Великой Отечественной войне в два с половиной раза и равнялись 9540 трлн. рублей в ценах 1995 года. Предприятия России проданы за 7,2 млрд. долларов США при их минимальной реальной стоимости свыше одного триллиона долларов.
Самым страшным следствием приватизации явился удар по гражданам России, резко возросла их смертность и она превышает рождаемость: на несколько миллионов сокращена общая численность населения страны, средняя продолжительность жизни граждан, сократилась более чем на 10 лет, у 97% населения упал жизненный уровень, а 40 млн. из них живут в удручающей нищете. Так, по сообщению Госкомитета РФ, по статистике, реальные денежные доходы населения России, скорректированные на темпы инфляции и с учетом выплаты обязательных налогов и платежей, снизились в 1998 г. по сравнению с 1997 г. на 16,3%. Денежные доходы ниже прожиточного минимума в 1998 году имели 34,8 млн. россиян, что составляет 23,7 процента общей численности населения страны, а в декабре 1998 года не достигли прожиточного минимума доходы у 39,8 млн. жителей страны, т.е. 27.1 процента населения России живут в нищете. Миллионы граждан лишены работы, защиты жизни и здоровья.
Вследствие безответственности и непринятия надлежащих мер должностными лицами органов исполнительной власти в 2-3 и более раз сокращены объемы промышленного и сельскохозяйственного производства. Нанесен трудновосполнимый ущерб научно-техническому и промышленному потенциалу России.
Над страной нависла угроза потери суверенитета, независимости и безопасности. Появились беженцы, бездомные и миллионы беспризорников. Разрушен единый народно-хозяйственный комплекс. Страна не может без помощи МВФ выплатить в 1999 г. внешний долг в размере 17,5 млрд. долларов США. Ежегодно увеличивается внешний и внутренний долг. Внешний долг составляет более 142 млрд. долларов США. Социально-экономическая катастрофа уже на пороге. (В приложении к данной пояснительной записке на основе фактического материала охарактеризована катастрофическая ситуация, сложившаяся в российской экономике, финансовой сфере и обществе вследствие экономических преступлений, нанесенных России в 1992-1998 годах).
На мой взгляд, такое положение создалось вследствие безответственности и низкой эффективности работы должностных лиц органов исполнительной власти предыдущих Правительств (Гайдара, Черномырдина и Кириенко) и привело к угрозе экономической и национальной безопасности России. Проводимый ими социально-экономический курс привел к нанесению ущерба экономике в особо крупных размерах, сокращению промышленного и сельскохозяйственного производства, резкому росту уголовных преступлений, к обнищанию подавляющего большинства населения России, резкому возрастанию смертности и снижению рождаемости, дестабилизации социальной и политической обстановки в Российской Федерации.
В связи с этим, считаю целесообразным для усиления ответственности должностных лиц за непринятие надлежащих мер по взысканию ущерба от экономических преступлений привлекать их к более строгой уголовной ответственности, а именно: должностные лица, не принявшие надлежащих мер по взысканию материального ущерба от экономических преступлений, должны приравниваться к соучастникам преступлений.
Предлагаемый законопроект при его реализации позволит решить сразу две проблемы:
1. Увеличить взыскание ущерба от экономических преступлений;
2. Снизить коррупцию, т.к. брать взятки за сокрытие и непринятие мер по взысканию ущерба от экономических преступлений становится опасным для должностного лица и если им не будут приняты надлежащие меры, то в этом случае должностное лицо привлекается к уголовной ответственности как соучастник преступления.
Учитывая вышеизложенное, считаю, что без усиления ответственности должностных лиц за непринятие надлежащих мер по взысканию ущерба от экономических преступлений Россия не сможет преодолеть кризис, выплатить в 1999 году внешний долг в размере 17,5 млрд. долларов США, а также в дальнейшем выплатить всю сумму внешнего долга в размере 142 млрд. долларов США.
Приложение: "О некоторых фактах экономического и финансового ущерба, нанесенного России в 1992-1998 гг." на 25 листах.
Депутат Государственной Думы |
С.П.Шашурин |
Приложение
О некоторых фактах экономического и финансового ущерба, нанесенного
России в 1992-1998 гг.
В день проведения всероссийской акции протеста избиратели, народ дали негативную оценку разрушительному социально-экономическому курсу, направленному на разрушение экономики, национальной безопасности и обнищание подавляющего большинства населения России. Однако, на мой взгляд, сложившаяся система безответственности органов исполнительной власти не позволяет исправлять положение в решении следующих финансово-экономических и социальных проблем.
1. Ежегодно из России за границу утекает более 12 млрд. долларов. Об этом сообщил заместитель начальника Главного управления по экономическим преступлениям (ГУЭП) Кузьма Шаленков. Всего же по данным Минэкономики Российской Федерации, российские предприятия и частные лица незаконно перевели в зарубежные банки около 230 млрд. долларов. Наиболее крупные суммы противоправно вывезены в США, Великобританию, во Францию, на Кипр, Мальту и в Швейцарию.
Главное управление по экономическим преступлениям, изучив более 22,5 тыс. валютных контрактов, пришло к выводу, что в большинстве случаев деньги в Россию не возвращаются после предварительного сговора экспортера и покупателя. Сейчас наибольшее количество выручки недополучили такие известные внешнеторговые организации, как ГК "Росвооружение" (800 млн. долларов), ВО "Тяжпромэкспорт" (64 млн. долларов), ВО "Росвнештрейдинг" (89 млн. долларов).
Еще один крупный канал утечки валюты - это незаконные трансфертные операции. В результате этого возрастает кредиторская задолженность, которая на начало 1998 г. составляет по России 70 трлн. рублей. Расследование уголовных дел свидетельствует, что основная причина заключается в том, что кредиты выдаются без соответствующей защиты, похищаются, конвертируются и переводятся за границу. (Это опубликовано в статье "Капиталы пересекают границу. В основном нелегально ...", в газете "Экономические новости России и содружества" в N 8 за апрель 1998 г.).
В 1997 г. более половины собранных в казну "живых" денег ушло на выплату только процентов по долгам. В 1993 г., когда Россия вступила в Парижский клуб, должны нам были куда больше чем мы, но "взаимозачет" не получился. Активы России скостили почти до 20 млрд. долларов (отказались считать военные поставки, учли бедственное положение должников), а пассивы увеличили на 30 млрд. долларов, заставив признать за собой долги перед странами Восточной Европы.
Определенные представления о том, как работают с "активами", есть в материалах проверки Счетной палаты.
Например, казна ничего не получила от погашения долга Танзанией. С этой страной договорились, что часть ее долга в 35 млн. долларов будет использована для строительства отеля "Шератон". Чтобы 35 млн. долларов были под контролем, они должны были поступить на счет Внешэкономбанка в одном из банков Танзании. Но деньги перевели на счет "Танрусса". Минфин Российской Федерации ничего не сделал, чтобы получить компенсацию за использование госдолга. Не "увидела" казна и дохода от эксплуатации выстроенного на госсредства отеля.
Весьма странная история случилась с Ганой. Эта страна, щедро одаренная природой (какао-бобы, золото, алмазы, бокситы, древесина и т.д.), имела репутацию достаточно надежного плательщика. И, тем не менее, 13,5 млн.долларов ганского долга продают компании "Лазар Бразерс энд К°, Лимитед" за 3,9 млн.долларов. То есть за 1 доллар долга получили 25 центов. Вскоре Гана выкупила свои долги по 75 центов, более того, как выяснилось, она готова была заплатить их.
Цитата из отчета Счетной палаты: "Имеют место случаи переуступки всей задолженности ряда стран при весьма странных обстоятельствах, когда Минфин России не поставил в известность ни одно заинтересованное министерство, в том числе МИД Российской Федерации".
Например, экономически перспективной стране Никарагуа простили 90% долга, а оставшиеся 10% растянули на 20 лет. На таком варианте, как объяснили, настоял МВФ.
Но и с деньгами тех, кто исправно платил (Индия, Индонезия, Пакистан, Монголия, Вьетнам), происходили разные метаморфозы. Автор статьи сообщает о том, что создавались фирмы, которые занимались реализацией товаров, поступающих в счет долга. Немалая часть товаров списывалась - кожаные куртки оказывались как бы бракованными, бананы "сгнивали". ... Но и то, что доставалось казне, приходило с большими задержками, обесценивалось инфляцией.
В конце концов даже Индия возмутилась: получившие от государства квоту коммерческие банки перепродавали товар коммерческим фирмам, а те нередко отправляли его не в Россию, а в третьи страны.
Точная информация о том, что сегодня происходит с нашими долговыми активами, есть в Минфине, но рассказать об этом здесь отказались. Как сказал руководитель департамента управления государственным внешним долгом А.Смирнов: "Не могу, и все".
Гражданам России приятнее было бы узнать, как Минфин и прочие ответственные ведомства возвращают в страну ее собственные деньги, а не побираются в очередной раз. Не так давно бывший тогда министром экономики Я.Уринсон говорил, что нам должны еще десятки миллиардов долларов и вернуть их реально. (Вышеуказанные факты нарушения законодательства по выплатам долгов зарубежными странами России опубликованы в газете АиФ N 43 за октябрь 1998 г. в статье "У нас и долги воруют").
При нашей хронически пустой казне проблема возврата долгов так же хронически актуальна и особенно сейчас. Россия должна выплатить в 1999 году - 17 млрд. долларов иностранным кредиторам в виде процентов по внешним долгам России.
Для этих целей, на мой взгляд, необходимо получить долги с наших должников; а именно с Украины. Как сообщается в статье "Коварство за любовь", опубликованной в газете "Слово" за 18-19 ноября 1998 г. Украина задолжала России за поставляемый газ свыше миллиарда долларов".
"Среди столичной общественности в последние дни получила широкое хождение аналитическая записка председателя Совета по внешней и оборонной политике Сергея Караганова, обеспокоенного постоянным решением украинской стороной своих проблем за счет России. Он, в частности, предупреждает спикеров обеих палат о неизбежном снижении украинской стороной цены за наш природный газ с 80 до 50-60 долларов за тысячу кубометров.
И без того российский "Газпром" - один из крупнейших бюджетных плательщиков (и должников). А теперь, что же, простодушным россиянам надо смириться с сокращением поступлений в собственный бюджет? И это-то при колоссальном - почти в 80 с лишним миллиарде рублей - долге государства перед шахтерами, оборонщиками, пенсионерами, учителями ... Не худо бы вспомнить, однако, что общий долг этой весьма суверенной республики составляет России три с половиной миллиарда рублей и только ребенок не понимает, что она никогда его не отдаст".
На мой взгляд, также необходимо взыскать долги и с других зарубежных стран, чтобы выплатить наши долги по процентам, по внешним долгам России.
Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что органы исполнительной власти до сих пор не приняли должных мер по пресечению незаконного вывоза капиталов из России и возврату долгов с зарубежных стран в полном объеме. В результате полной безответственности органов исполнительной власти Россия стала заложницей МВФ. На мой взгляд, проводимая под диктовку МВФ финансовая политика привела к глубокому кризису всю финансовую систему России и нанесла огромный ущерб ее экономике и национальной безопасности. Образно говоря, финансовую систему России посадили в долговую яму и сейчас Правительство вынуждено выпрашивать кредиты.
За наши долги еще многие годы будут расплачиваться наши внуки и правнуки, т.к. только в 1997 году более половины собранных в казну "живых" денег ушло на выплату процентов по долгам.
2. Одновременно обращаю Ваше внимание на недостаточную, на мой взгляд, работу правоохранительных органов Российской Федерации по защите прав граждан и организаций России по возмещению причиненного им материального ущерба. Так, вследствие недобросовестных действий руководителей акционерного коммерческого банка "Метрополитен Банк", не выполнивших договорные обязательства с физическими лицами по депозитным вкладам, обманутым вкладчикам до сих пор не возмещен нанесенный ущерб. По заявлениям вкладчиков банка о мошенничестве возбуждалось и расследовалось уголовное дело. Факты о невыполнении обязательств со стороны банка были полностью доказаны, однако уголовное дело прекращено за отсутствием состава преступления. (Письмо МВД N 3/15819 от 04.09.98 г.). Мое обращение в генеральную прокуратуру Российской Федерации по вопросу возмещения нанесенного ущерба обманутым вкладчикам не дало положительного результата.
В письме Генпрокуратуры Российской Федерации N 7/3-1-941-95 от 03.11.98 г., на мое обращение было признано, что "Метрополитен Банк" не выполнил свои обязательства перед вкладчиками ввиду неплатежеспособности, однако в этом нарушения законодательства прокуратура не признает.
Обманутые вкладчики сообщают, что нарушение их прав произошло вследствие бездействия органов государственной власти в разработке мер защиты их вкладов. Это отражено в статье "Премьер остался недоволен комиссией по ценным бумагам", опубликованной в газете "Коммерсант" от 17.05.96 г. В этой статье указано: "Виктор Черномырдин признал работу ФКЦБ в отношении защиты прав вкладчиков неудовлетворительной", так как ФКЦБ не выполнила поручения Президента Российской Федерации, содержащиеся в ранее подписанных им указах в отношении защиты прав вкладчиков.
К моему письму N 334/1 от 16.09.98 г. была приложена указанная статьи и я просил поручить запросить протокол заседания Правительства Российской Федерации от 16 мая 1996 г. по отчету председателя Федеральной комиссии по ценным бумагам Дмитрия Васильева и проверить обоснованность сообщений обманутых вкладчиков в связи с указанными фактами бездействия органов государственной власти по защите их прав по фактам, изложенным в прилагаемой статье. Однако ответ по существу поставленного вопроса до сих пор я не получил. На мой взгляд, такое отношение прокуратуры наглядно показывает безответственное отношение по защите прав обманутых вкладчиков и нежелании оказать помощь в возмещении ущерба.
В настоящее время обманутые вкладчики сообщают о том, что заканчивается исковая давность их исполнительных листов и приказов, выданных Мещанским Межмуниципальным народным судом ЦАО г.Москвы, но деньги им до сих пор не возвращены.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 18.11.95 г. N 1157 "О нормативах распределения средств, поступающих от приватизации в Фонд должно поступать 2% доходов от приватизации предприятий федеральной собственности на компенсационные выплаты обманутым вкладчикам, однако этот Указ Президента Российской Федерации не выполняется.
Обманутые вкладчики сообщают о том, что в декабре 1997 г. Минфин России принял незаконное решение об изъятии у фонда средств, только что поступивших от приватизации АО "Связьинвест", в размере 207,6 миллиардов неденоминированных рублей в доход федерального бюджета. Данное неправомерное решение Минфина России не дало возможность фонду произвести компенсационные выплаты обманутым вкладчикам и вызвало резкую критику граждан в адрес Правительства Российской Федерации о его неспособности добиться выполнения Указа Президента Российской Федерации.
Граждане также сообщают, что вследствие невыполнения Правительством Российской Федерации и Минфином России вышеуказанного Указа Президента Российской Федерации, нарушаются требования статьи 18 Конституции Российской Федерации, согласно которой их права являются непосредственно действующими и определяют смысл, содержание и применение законов.
По сообщению Генеральной прокуратуры Российской Федерации в результате проведенной проверки деятельности Федерального общественно-государственного фонда по защите прав вкладчиков и акционеров, проведенные Счетной палатой Российской Федерации и Генеральной прокуратурой России установлено, что Фондом и его учредителями не разработаны механизмы выплат компенсаций индивидуальным инвесторам, пострадавшим от недобросовестных финансовых компаний. В течение двух лет в распоряжении Фонда находилось около 25 млрд. неденоминированных рублей, которые были предоставлены им в доверительное управление иностранной компании "Паллада Эссет Менеджмент". Обманутым вкладчикам из этой суммы не выплачено ни одного рубля. (Письмо Первого заместителя прокурора Российской Федерации " 7/3-1-196-97 от 16.04.98 г.).
Эту критику о нарушении прав вкладчиков можно было бы продолжить на примере банка "СБС-АГРО" и других коммерческих банков.
Аналогичные нарушения законодательства делают акционерные общества и вследствие этого гражданам наносится материальный ущерб. Так, по сообщению прокуратуры г.Москвы письмом N 30-5-13-98 от 03.06.98 г. произведена опись и административный арест имущества АООТ "Олби-дипломат" на сумму 821727896 рублей в счет погашений недоимки по налогам и обязательным платежам, которые на момент изъятия составили 870 млн. руб.
В соответствии со статьей 42 Федерального закона "Об акционерных обществах" от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ вкладчикам должны были выплачивать дивиденды, однако, как сообщают вкладчики, им их не выплачивали, а сейчас это акционерное общество вообще прекратило свою деятельность, без объявления банкротства. В связи с этим, на мой взгляд, прокуратура могла бы обратиться с прокурорским иском в суд о взыскании ущерба в интересах государства и акционеров, однако этого до сих пор не сделано.
Одновременно обращаю Ваше внимание на то, что по защите прав вкладчиков и акционеров не приняты действенные меры.
Так, Президентом Российской Федерации было дано поручение N Пр-1752 от 27 октября 1997 г. Председателю Правительства Российской Федерации В.С.Черномырдину рассмотреть деятельность федерального общественно-государственного фонда по защите прав вкладчиков и акционеров и принять действенные меры по устранению выявленных Счетной палатой Российской Федерации недостатков, однако до сих пор это поручение не выполнено, так как мне неизвестна оценка деятельности ФКЦБ России и других федеральных органов исполнительной власти по защите прав вкладчиков и акционеров, а коммерческие банки и акционерные общества продолжают наносить ущерб гражданам. (Письмо Главного контрольного управления Президента Российской Федерации N A8-1.1-3398 от 24.12.97).
Это наглядно показало 17 августа 1998 г., когда обесценился рубль, а стоимость доллара возросла с 6 руб. до 20 рублей и сразу стало видно какой ущерб был нанесен государству, вкладчикам валютных счетов коммерческих банков и всем гражданам России, т.к. цены на продукты питания и промтовары возросли в несколько раз, а ведь зарплаты бюджетникам, детские пособия и пенсии пенсионерам не увеличили в несколько раз с учетом повышения цен. Однако виновные в резком снижении покупательной способности рубля до сих пор не привлечены к ответственности за нанесение ущерба.
В статье, опубликованной в газете "Аргументы и факты" N 1 за январь 1999 г., сообщается, что самым негативным образом на валютно-финансовую сферу повлиял осенний кризис 1998 г. Общую сумму потерь невозможно даже подсчитать. Можно говорить только о тех, что мы доподлинно знаем. Так вот, за неделю до кризиса и за неделю после из России ушло примерно 1,5-1,6 млрд. дол. США.
Сейчас нас больше всего волнует импорт услуг. Под этой маркой из России вывозятся сотни миллионов долларов. Известен, например, случай, когда за никому неведомые маркетинговые услуги одно московское предприятие перечислило за рубеж 30 млн. дол. США.
Криминальные структуры очень часто вывозят капитал через липовые фирмы-однодневки. По подсчетам правоохранительных органов, только в Москве таких фирм-однодневок открыто около 12 тысяч.
Еще один вариант аферы с целью получить валютный кредит за рубежом и оставить его там же строится на гарантиях субъектов Федерации. Администрация области или республики предоставляет гарантии какой-то организации при получении кредита от иностранного партнера. Они могут быть обеспечены, например, ценными бумагами, номинированными в иностранной валюте, или просто гарантийными письмами под освоение недр, строительство предприятия и проч. Эти ценные бумаги вывозятся без каких-либо разрешений за рубеж и там используются для получения под них крупных денежных средств, которые до регионов не доходят, а оседают за рубежом на счетах коррумпированных губернских чиновников и нечистых на руку коммерсантов.
Рекорд поставила малонаселенная, но богатая природными ресурсами Хакасия, которая в период с 1994 г. по 1996 г. выпустила и разместила за границей ценные бумаги на сумму в 6 млрд. 520 млн. дол. США. Векселя, номинированные в 100 млн. долларов каждый, продавались американским, австрийским и иностранным фирмам по цене в 5,5 млн. долларов, а ведь когда подходит срок погашения, платить полагается по номиналу.
Срок погашения многих ценных бумаг, выпущенных в последнее время рядом субъектов Российской Федерации, наступит где-то через 6-8 месяцев, и, если не принять срочные меры, в мае-июне нас может ожидать еще один "черный вторник".
В статье "Золото в России воруют тоннами", опубликованной 22.01.99 г. в газете "Московский комсомолец" сообщается о хищении золота в г.Косимове в Приокском заводе цветных металлов в особо крупных размерах. В частности, сообщается о том, что было вывезено около пяти тонн золота единовременно, а также указываются и другие факты хищения золота с данного завода. По поводу фактов хищения золота я обратился в Прокуратуру РФ с просьбой проверить указанные факты.
В статье "Для кого мы берем в долг?", опубликованной газете "Аргументы и факты", в 1998 г. сообщалось о том, что все займы брались бесконтрольно, с нарушением закона о бюджете, не утверждались парламентом. А решение допустить иностранных инвесторов без всяких ограничений на рынок ГКО было принято советом директоров Центробанка и это привело к серьезным негативным последствиям. Поэтому законность всех этих операций нужно еще проверить.
Также необходимо проверить законность решения бывшего Председателя Правительства РФ Черномырдина B.C. о выплате Франции долгов царского Правительства в размере 600 тыс. долларов США, которое не было предусмотрено бюджетом. На свое обращение в Прокуратуру по данному вопросу я до сих пор не получил ответ, хотя прошло уже более трех месяцев. (Письмо N 505 от 29.12.98 г.).
Счетная палата проверяла, например, использование займов Мирового банка - 10 млрд. дол. Куда они пошли? Чтобы управлять этими деньгами создавались специальные фонды. Одни названия чего стоят: Российский фонд правовых реформ, Реформуголь, Фонд социальных проектов, Российский фонд социальных реформ. В Фонде "Российское здравоохранение" были оклады (с санкции замминистра финансов): директору - 5000 дол., иностранному консультанту - 15000 дол., водителю - 1000 дол. В другом - в Российском Фонде социальных реформ - 4 специалиста готовили техническое задание на аудит Пенсионного фонда. Не проводили аудит, а только готовили задание. Работа оценена в 200 тысяч долларов.
В этой статье также сообщается о том, что дивиденды в государстве никто не собирает. На мой взгляд, при многомесячной задержке выплат бюджетникам, пенсионерам, детских пособий такое халатное отношение к сбору дивидендов недопустимо.
В статье "Генпрокуратура закончила проверку Центробанка", опубликованной в газете "Известия" от 29.12.98 г., Генеральный прокурор России Юрий Скуратов сообщил, что Генпрокуратура завершила проверку деятельности Центрального банка в связи с событиями 17 августа. Отвечая на вопрос Интерфакса, Ю.Скуратов отметил, в ЦБ Генпрокуратурой сделано 17 представлений.
2. Большой ущерб наносится общественным организациям, на мой взгляд, из-за безответственного отношения правоохранительных органов к проведению следствия. Так, более пяти лет (с 06.04.93 г.) проводилось следствие по уголовному делу N 141695 о хищении 500 автомашин "КамАЗ" общественного имущества в ассоциации "ТАН" в особо крупных размерах, однако виновные в совершении хищений до сих пор не привлечены к ответственности и не возмещен ассоциации "ТАН" нанесенный ущерб.
На мой взгляд, многолетняя волокита с расследованием факта хищений 500 автомашин "КамАЗ" и неоднократная приостановка следствия по данному делу проводилась преднамеренно, чтобы убрать всех свидетелей и участников преступлений. По моим данным уже убиты многие свидетели и участники хищений 500 автомашин "КамАЗ". Считаю, что это делается с целью, чтобы скрыть причастность к преступлениям высокопоставленных должностных лиц. В заявлениях Романова В.М. от 27.01.98 г. указаны следующие должностные лица: бывший Министр МВД Республики Татарстан Галимов И., а также начальник департамента налоговой полиции г.Казани Ахметшин Р. Факты, указанные в заявлениях Романова В.М., до сих пор не проверены объективным, независимым расследованием.
Также, на мой взгляд, причиной в длительной волоките с расследованием факта хищений 500 автомашин "КамАЗ" и приостановкой следствия является то, что основным организатором и исполнителем хищений, в которых обвинялся я, является старший следователь Прокуратуры Республики Татарстан Нефедов, который числился в ассоциации "ТАН" юристом, но в то же время работал в прокуратуре. Нефедов и Лукоянов Б.А. был знаком с обстоятельствами хищений и ролью Нефедова в их совершении еще до принятия к производству уголовного дела в отношении меня. Проверка данных фактов прокуратурой Татарстана, на мой взгляд, была субъективной. Поэтому необходимо проверить органами ФСБ причастность этих следователей к факту хищения автомашин "КамАЗ".
Считаю, что местонахождение 500 автомашин "КамАЗ" можно было определить путем установления заводских номеров шасси и двигателей похищенных автомашин и при этом можно было узнать, на основании каких документов и каким образом они попали к владельцам, а также на основании каких документов ГАИ выдало номера. Однако эта проверка до сих пор не произведена.
Из-за отсутствия должного контроля Постановление Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 6 декабря 1996 года об организации дополнительного расследования было не выполнено и прокуратурой Ульяновской области предварительное следствие по уголовному делу о хищении 500 автомашин "КамАЗ" было приостановлено 23.10.97 г. в связи с розыском Шахидова А.М., что, на мой взгляд, не является объективной причиной. В данном Постановлении было указано о том, что следствием не выполнено в полном объеме указания суда о выяснении местонахождения недопоставленных автомобилей и ряд других крупных недостатков в проведении следствия, которые до сих пор не устранены.
По вопросу незаконной приостановки с 23.10.97 г. следствия о хищении 500 автомашин "КамАЗ" прокуратурой Ульяновской области я обратился с письмом к Генеральному прокурору Российской Федерации. В соответствии с поручением Генеральной прокуратуры Российской Федерации была организована проверка прокуратурой Республики Татарстан, в результате которой решение Ульяновской прокуратуры признано необоснованным и отменено. Однако виновные в незаконной приостановки следствия до сих пор не наказаны, так как Прокуратурой Российской Федерации не проведено служебное расследование о незаконном приостановлении следствия и невыполнении Постановления Генеральной прокуратуры РФ от б декабря 1996 г. Поэтому, на мой взгляд, преднамеренно была продолжена волокита с расследованием уголовного дела с целью сокрытия преступников от наказания. Дальнейшее расследование этого уголовного дела с марта 1998 г. было поручено УВД г.Набережные Челны.
В газетах об известных терактах чеченских боевиков в Буденновске и Кизляре сообщалось о том, что они приехали на автомашинах "КамАЗ". Поэтому возникает вопрос - может из этого числа похищенных автомашин "КамАЗ" были использованы чеченскими боевиками при нападении на Буденновск и Кизляр? Чеченские боевики их бросили и уехали из Буденновска и Кизляра на автобусах вместе с заложниками. Поэтому следствие могло проверить номера шасси и двигателей автомашин "КамАЗ", на которых чеченские боевики совершали теракты с номерами шасси и двигателей автомашин "КамАЗ", похищенных в ассоциации "ТАН". Однако до сих пор такая проверка не проведена и следствие упорно не хочет расследовать это дело.
Также возникает вопрос, почему до сих пор следствие не выявило, на каких автомашинах "КамАЗ" чеченские боевики проводили военные действие в Чечне и кто им обеспечивал снабжение этими автомашинами?
До сих пор не выяснено следствием, как смогли чеченские боевики проехать более 250 км по российской территории на автомашинах "КамАЗ", незамеченными постами МВД и ГАИ в г.Буденновск, захватить в больнице заложников и убить более 100 граждан. (В газетах сообщалось о том, что Басаев заявил, что если бы у них не кончились деньги, то они смогли бы доехать и до Москвы).
Все это может выяснить, на мой взгляд, независимое расследование факта хищения 500 автомашин "КамАЗ" и их использование в преступных целях только органы ФСБ, так как органы прокуратуры Российской Федерации за почти шестилетний срок проведения следствия не выявили виновных в хищении 500 автомашин "КамАЗ" и их использование в преступных целях, т.е. не справились с поставленной задачей.
Одной из причин в этом, на мой взгляд, является факт причастности высокопоставленных должностных лиц, указанных в заявлениях Романова В.М. Разве может УВД г.Набережные Челны проверить факты причастности бывшего Министра МВД Татарстана, т.е. своего начальника или начальника департамента налоговой полиции г.Казани и следователей из прокуратуры Республики Татарстан. Следовательно, поэтому на таком низком уровне проверка может дать только субъективные результаты.
Учитывая все вышеизложенные факты в нарушении следствия по данному уголовному делу, наглядно видно, что преднамеренно проводилась многолетняя волокита, чтобы скрыть виновных в хищении 500 автомашин "КамАЗ" от наказания.
В письме Генеральной прокуратуры РФ N 15/3-2259-98 от 24.06.98 г. были признаны факты волокиты и ненадлежащего расследования уголовного дела, а также сообщалось мне о том, что в адрес МВД Республики Татарстан внесено представление о привлечении к ответственности виновных лиц, однако до сих пор к ответственности никто не привлечен. Это наглядно указывает на отсутствие должного контроля со стороны Генпрокуратуры за проведением следствия.
В ноябре 1998 г. из письма Генеральной прокуратуры N 15/4-7239-93 от 29.10.98 г. я узнал, что СУ МВД РТ 27.05.98 г. вынесено постановление о прекращении уголовного дела за отсутствием состава преступления, т.е. только через пять месяцев мне сообщили о прекращении уголовного дела и этот факт наглядно доказывает об отсутствии должного контроля за проведением следствия по уголовному делу N 141695.
Нераскрытие данного уголовного дела по факту хищения общественного имущества в ассоциации "ТАН" привело вследствие этого к невозмещению ущерба в особо крупных размерах. Следовательно, деньги налогоплательщиков на проведение следствия были затрачены зря, т.к. проведенное следствие дало нулевой экономический эффект.
Также неудовлетворительно было проведено следствие о незаконной продаже двух вертолетов МИ-8, которые находились на балансе в ассоциации "ТАН". По данному поводу я обратился в транспортную прокуратуру Республики Татарстан о проведении расследования и выяснения их местонахождения.
В результате расследования было установлено, что авиакомпанией "Тулпар" с которой ассоциация "ТАН" заключила договор о техническом обслуживании этих вертолетов, были проданы два вертолета без разрешения материально ответственного лица, что является нарушением законодательства. Однако в результате проведенного расследования не было возбуждено уголовное дело и, следовательно, нанесенный ущерб ассоциации "ТАН" в особо крупных размерах до сих пор не возмещен.
3. Огромный экономический ущерб России нанесла безответственная приватизация. Так, в статье "Черная дыра приватизации", опубликованной в газете ЛДПР N 18 за ноябрь 1998 г. сообщаются следующие факты: "За один год с небольшим 125 тысяч объектов государственной собственности спущены за бесценок, в среднем по 1,3 тысячи долларов США за штуку. Результаты по отдельным объектам имеют вид:
- "Уралмаш" - завод заводов (34 тысячи рабочих) продан за 3,72 млн. долларов;
- Челябинский металлургический комбинат (35 тысяч рабочих) продан за 3,73 млн. долларов США при цене европейского цеха по разделке и выпуску вагонки в 4,5 млн. долларов;
- Ковровский механический завод (10,5 тысяч рабочих) производит оружие для всей армии, МВД и спецслужб России, продан за 2,7 млн. долларов США;
- Челябинский тракторный завод (54,3 тысячи рабочих) продан за 2,2 млн. долларов. Такой распродажи подверглись все 500 крупнейших предприятий России - основы ее благополучия и безопасности. Кто же стал хозяином 125 тысяч "приватизированных" объектов собственности России?
Давид Коган скупил за бесценок лучшие 500 предприятий России, братья Черные (израильтяне) владеют алюминиевой промышленностью, семья И.Авена - хозяин сахарной и пищевой промышленности, семья Алексперова - нефтяной промышленностью, семья Гусинского, Ходорковского, Смоленского и др. - хозяева финансов России, а Гайдар - совладелец и председатель самой рентабельной телекоммуникационной отрасли России. Эти и другие новые "русские", оставив русским, татарам, башкирам, удмуртам и другим рядовым гражданам России их пустые акции различных инвестиционных фондов и надежды на владение каждым автомобилями "Волга", породили глубокий кризис всех сфер жизнедеятельности и крах экономики России.
Самым страшным следствием приватизации явился удар по гражданам России, резко возросла их смертность и она превышает рождаемость: на несколько миллионов сокращена общая численность населения страны, средняя продолжительность жизни граждан сократилась более чем на 10 лет, у 97% населения резко упал жизненный уровень, а 40 млн. из них живут в удручающей нищете. Так, по сообщению Госкомитета РФ по статистике, реальные денежные доходы населения России, скорректированные на темпы инфляции и с учетом выплаты обязательных налогов и платежей, снизились в 1998 г. по сравнению с 1997 г. на 16,3%. Денежные доходы ниже прожиточного минимума в 1998 году имели 34,8 млн. россиян, что составляет 23,7 процента общей численности населения страны, а в декабре 1998 года не достигли прожиточного минимума доходы у 39,8 млн. жителей страны, т.е. 27,1 процента населения России живут в нищете. Миллионы граждан лишены работы, защиты жизни и здоровья.
Над страной нависла угроза потери суверенитета, независимости и безопасности. Появились беженцы, бездомные и миллионы беспризорников. Разрушен единый народнохозяйственный комплекс. Социально-экономическая катастрофа уже на пороге.
В 2-3 и более раз сокращены объемы промышленного и сельскохозяйственного производства. Нанесен трудновосполнимый удар по научно-техническому и промышленному потенциалу России.
Ущерб от разрушения экономического потенциала России только за 1992-1996 годы в два с половиной раза (в стоимостном выражении) превысили потери СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов и равнялись 9540 трлн. рублей в ценах 1995 года. Предприятия России проданы за 7,2 млрд. долларов США при их минимальной реальной стоимости свыше одного триллиона долларов. За пределы Российской Федерации преступниками уже оплачено более 300 млрд. долларов и, несмотря на глубокий кризис, процесс незаконного вывоза капитала из России продолжается, увеличивая черную дыру приватизации."
В статье "Победа будет за нами", опубликованной в "Литературной газете" N 17 от 30.05.97 г., приводятся факты приватизации по низким ценам, а именно, "Единая энергосистема России" была приватизирована за 647 миллионов долларов, в то время как ее рыночная стоимость около 8,5 миллиарда долларов! Новыми собственниками стали в основном бывшие директора промышленных предприятий, некоторые финансовые и банковские круги и представители организованной преступности."
В статье "Разбазарим, а потом плачем", опубликованной в газете "Век" N 21 от 14.06.97 г.. приводятся критические факты, а именно: "По данным председателя думской комиссии по анализу итогов приватизации за 1992-1996 гг. М.Ганева, произошел двукратный спад производства. По величине ВВП Россия оказалась на уровне слаборазвитых стран. От приватизации без малого 60 процентов предприятий бюджет получил 5 млрд. долларов. Для сравнения: 3 процента приватизированных предприятий Великобритании дали доход 100 млрд. долларов.
В статье зам. Министра МВД В.И.Колесникова "34 тысячи преступлений", опубликованной в газете "Советская Россия" от 07.06.97 г. приводятся факты экономических преступлений, а именно: "Всего с момента начала реформирования отношений собственности в стране в этой сфере выявлено более 34 тысяч преступлений. Вскрыты многочисленные факты хищения денежных средств, поступающих от приватизации. Так, только в 1996 году к уголовной ответственности привлечено 152 сотрудника Комитета по управлению имуществом, 18 - из фондов имущества, 352 руководителя местных администраций и 6 лиц, ответственных за проведение аукционов и конкурсов.
Должностным злоупотреблением пронизан процесс приватизации жилья и нежилых помещений. За 4 месяца 1997 г. органами внутренних дел страны уже выявлено более 600 экономических преступлений в сфере приватизации, из которых каждое третье относится к категории тяжких.
Ослабление должного контроля за приватизационными процессами, в первую очередь со стороны комитетов по управлению имуществом и фондов имущества, привело к массовым нарушениям порядка проведения инвестиционных конкурсов и фактическому сворачиванию обновления производственной и технологической базы на ряде приватизированных предприятий. Новые владельцы, приобретая предприятие и контрольные пакеты их акций под обещания будущих инвестиций без уплаты определенных средств в бюджет, не выполняют своих обязательств. В результате значительная часть государственной собственности фактически была бесплатно передана в руки частных владельцев. Например, в 1996 году в Санкт-Петербурге был выявлен факт недобросовестного выполнения инвестиционной программы со стороны финской компании "Синебрюхов" по внесению инвестиций в АО "Пивоваренный завод Вена", в результате чего недовнесено денежных средств и оборудования на сумму около 100 миллионов финских марок.".
В газете "Советская Россия" от 07.06.97 г. на стр.2-3 в статье зам. Генпрокурора Российской Федерации А.Т.Мельникова "Губительно для общества" сообщается о том, что "Повсеместно не исполняются требования указа Президента Российской Федерации от 1 июля 1992 г. об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений и государственных предприятий в акционерные общества в части утверждения акта оценки стоимости приватизированной собственности".
Хочу привлечь внимание к проблеме, непосредственно связанной с контролем общества за доходами государственных чиновников и иных покупателей государственного имущества. Предусмотренные законодательством нормы по проверке источников денежных средств покупателей, юридических и физических лиц, на практике не реализуется, и в настоящее время никаких мер к выполнению положения не принимается."
В газете "Советская Россия" от 07.06.97 г. в статье "Напрашивается образ решетки", депутат Госдумы В.И.Илюхин выступает с резкой критикой, а именно: "Я могут лишь дополнить, что приватизация действительно нанесла колоссальный ущерб нашим национальным интересам, национальной безопасности. Результат приватизации - если говорить в обобщенном виде - блокирование отечественного производства, его остановка. Второе - это разграбление национальных богатств. Третье - это подчинение экономики страны западным фирмам. И последнее - криминализация нашего общества до невиданных размеров. Вот таков результат приватизации."
В статье "Государственная безопасность в опасности" Министр внутренних дел А.Куликов выступил с резкой критикой по вопросу приватизации, а именно: "Проводимая в стране приватизации нанесла ущерб безопасности России". Собственниками многих стратегических объектов стали иностранные фирмы. Допущено дробление отраслей, определяющих оборонную готовность страны, - гражданской авиации, морского транспорта, военно-промышленного, агропромышленного комплексов. За 4 года акционировано 1 100 предприятий ВПК. Оборонный заказ составлял в объеме производства от 60 до 96 процентов. И даже это не остановило приватизацию.
Законодательство слабо защищает суверенитет России, отечественных предпринимателей. В нем нет четкого разделения, полномочий в сфере приватизации. Крупнейшее в стране стратегическое машиностроительное предприятие "Уралмаш" приватизировано по решению областного управления Госкомимущества (и приватизировано, по признанию нового владельца господина Бенукидзе, за 0,1 процента его истинной стоимости).
Значительный ущерб нанесла приватизация предприятий, казалось бы, не имеющих прямого оборонного значения. Акционерное общество, учрежденное двумя гражданами, с уставным капиталом в 500 рублей приобрело контрольный пакет акций предприятия "Электрод". Покупка сопровождалась очевидным нарушением законности. Соответствующую информацию мы направили в Генеральную прокуратуру. Она "не нашла" оснований для отмены результатов аукциона. На территории "Электрода" находится не подлежащее приватизации как имеющее большое оборонное значение производство "Графит". Новые владельцы предприятия затруднили его нормальную деятельность. Добавлю, на разработки "Графита" имеют виды многие зарубежные производители вооружений.
МВД провело проверку законности залоговых аукционов. Выявлены многочисленные нарушения положения о проведении их. Представители Госкомимущества - "Онэксимбанк" и банк "Менатеп", проводившие аукционы, получившие конфиденциальную финансовую информацию от всех претендентов, сами, через подставные АО, "купили" наиболее привлекательные объекты. "Онэксимбанк" - "Норильский никель"; "Менатеп" - нефтяную компанию "Юкос", Мурманское морское пароходство. То есть результаты аукционов были подтасованы в пользу этих банков. Комиссию по проведению аукционов возглавлял первый заместитель Госкомимущества А.Кох.
4. Огромный ущерб России наносят преступления в кредитно-финансовой сфере. В 1997 г. зарегистрировано 22,5 тысячи преступлений - как минимум в два раза больше, чем в 1996 г. Если сравнить эти данные с показателями 1991 г., то картина становится более трагичной - количество преступлений в финансовой сфере выросло в 80 раз.
По оценке специалистов МВД, этот сектор экономики подвергается процессу криминализации даже в большей мере, чем иные области хозяйственной деятельности. На ущерб от преступлений в кредитно-финансовой сфере приходится 2/3 совокупных потерь государства от противоправной деятельности.
В последние годы быстро растет число финансовых преступлений в отношении средств рядовых граждан. Главным управлением МВД по экономическим преступлениям было выявлено 984 нелицензированные кредитные организации, аккумулировавшие средства населения. Только в Москве в прошлом году возбуждено 130 уголовных дел.
Объектом хищений зачастую становятся средства, выделяемые на социальную поддержку малоимущих: нанесенный ущерб оценивается специалистами МВД в 1 млрд. рублей и 70 судебных дел возбуждено по фактам хищения средств, направляемых на компенсацию вкладов.
Новой сферой противоправных действий стали махинации с ценными бумагами. Потери от 547 преступлений, расследуемых МВД, составили 580 млрд. рублей.
В нынешнем году рост преступности в кредитно-финансовой сфере, по прогнозам МВД составят от 100 до 200 процентов. (Статья "Кредитно-финансовая сфера: две трети потерь", опубликованная в газете "Экономические новости России и содружества" N 2 за январь 1998 г., стр.12).
Нынешнее состояние экономики благоприятствует организованной преступности, - считает первый заместитель Министра, начальник Главного управления по борьбе с организованной преступностью МВД России Владимир Васильев. По данным МВД, сегодня в стране действуют около 80 тысяч членов преступных группировок, большинство из которых - в сфере экономики. Ущерб, наносимый ими, исчисляется в десятках триллионов рублей. И дело здесь не только в прямых потерях, как материальных, также финансовых, в ежегодной утечке за рубеж порядке 12 миллиардов долларов, но и в том, что контролируемые мафиозными структурами предприятия работают исключительно на свой интерес и, как правило, в половину, а то и в треть своих мощностей. И как только производство уходит из-под контроля мафии, оно увеличивает выпуск своей продукции. (Статья "Корни мафии - в больной экономике", опубликованная в газете "Экономические новости России и содружества" N 2 за январь 1998 г.).
Одной из наиболее распространенных форм махинаций с машинами АвтоВАЗа является пресловутый реэкспорт. Жигули, предназначавшиеся для продажи за границу, стоили в среднем 3-4 тысячи долларов - в 2 раза ниже номинала. Оформлялись документы, что машина продана за рубеж. А через некоторое время появлялся другой документ - о реэкспорте этого же автомобиля в Россию, но уже по нормальной цене. По самым скромным подсчетам, лжеэкспорт ежегодно обходился АвтоВАЗу в 160 млн.долларов. К тому же реэкспортеры (им давали машины на реализацию) задолжали предприятию еще более 300 млн. долларов, которые до сих пор остаются за границей.
Часть выпускаемых на заводе машин не учитывалась. Информацию в компьютерах "исправляли", а по документам с конвейера сходило меньше автомобилей, чем на самом деле. "Лишние" машины свозили на специальные стоянки. В общей сложности "налево" таким образом с завода ушло более 2 тысяч "Жигулей", в основном самых престижных моделей. Вследствие крупных хищений автомобилей образовались триллионные долги АвтоВАЗа бюджету. Тольяттинским правоохранительным органам было известно о хищениях, но как рассказывают оперативники, пока Владимир Каданников был вице-премьером, нечего было и думать о том, чтобы проникнуть в тайны АвтоВАЗа - эти попытки сразу пресекались. (Статья "Кто контролирует АвтоВАЗ", опубликованная в газете "Экономические новости России и содружества" N 2 за январь 1998 г.).
В статье "Дело Роскомдрагмета", что дальше?", опубликованной в газете "Экономические новости России и содружества" в N 2 за январь 1998 г. сообщается о хищении из российской казны алмазов и золота более чем на 150 млн. долларов. Российская сторона отправила без предоплаты иностранному партнеру этот ценный груз. Реальными ее владельцами оказались гражданин России Андрей Козленок и выходцы из СССР братья Ашот и Давид Шогирян.
В статье "Хищение золота и драгкамней", опубликованной в той же газете отмечается, что преступность в сфере оборота драгметаллов и драгкамней перешла на новый уровень и нередко прикрывается легальным бизнесом. Например, дело Лернера и дело Козленка. Ущерб от совершенных противозаконных сделок, нанесенный России, уже составляет свыше 1,2 млрд. долларов США.
Россия возглавила в 1997 году список стран, где коррупция представляет одну из наиболее сложных и опасных проблем, с которой сталкивается западный бизнес. Список, составленный на основе опроса мнений руководителей крупнейших компаний Великобритании, США, Германии Скандинавских стран, возглавляет Россия. Вслед за ней идут Нигерия, Украина, Азербайджан, Узбекистан, Гана и Казахстан. Каждые два из трех зарубежных проектов не реализуются в этих странах из-за того, что западные фирмы отказываются давать взятки. (Статья "Без взятки - никуда", опубликованная в газете "Экономические новости России и содружества" в N 2 за январь 1998 г.).
5. Генеральный прокурор России Юрий Скуратов сообщил, что в нашей стране зарегистрировано в 1997 году 29285 убийств и покушений. По словам Генпрокурора, в той же Америке убийств намного меньше, несмотря на то, что общий уровень преступности в США выше, чем в России. Следовательно, Россия по количеству умышленных убийств и покушений следует впереди всей планеты. (Статья "По числу убийств удалось догнать и перегнать Америку", опубликованная в газете "Экономические новости России и содружества" в N 2 за январь 1998 г.).
В России совершается большое количество убийств должностных лиц и депутатов Государственной Думы Российской Федерации. Так, были убиты депутаты Г.Старовойтова. Скорочкин - за убийство которого никто не привлечен к ответственности. За семь лет работы Государственной Думы убито шесть ее действующих депутатов и один через два месяца после ухода на госслужбу (Статья "Будем голосовать за партии - не будет преступников во власти", опубликованная в газете "ЛДПР" N 1 за январь 1999 г.). Также убито много помощников депутатов.
16 апреля 1998 г. в результате нападения боевиков на военную колонну автомашин убиты: генерал Главного оперативного управления Генштаба Виктор Прокопенко, начальник группы Главного управления воспитательной работы ВС Российской Федерации, полковник Сергей Гречин, заместитель командира соединения по воспитательной работе, полковник Виктор Еремеев, водитель УАЗ-69 Виктор Олейников и рядовой Максим Шульц. Всего убито пять человек. Эта информация была опубликована 17.04.98 г. газетой "Коммерсант-дейли" в статье "Чеченцы расстреляли русских генералов". Виновные в указанных убийствах до сих пор не привлечены к ответственности.
До сих пор не доведено до суда расследование убийства редактора газеты в г.Элисте - Юдиной.
В 1996 году в г.Каспийске взорван подъезд дома, где проживали пограничники и члены их семей. От взрыва погибло большое количество граждан, однако, виновные в их гибели до сих пор не привлечены к ответственности.
За последние годы ни одно из громких убийств не доведены до суда. Это убийства: Меня, Листьева, Холодова, Талькова.
Продолжается похищение граждан в Чечне. В декабре 1998 года убиты в Чечне четверо иностранных граждан, которые сначала были похищены.
Все эти факты дают повод считать, что преступность в России вышла из под контроля правоохранительных органов и поэтому необходимо принимать срочные меры для решения этой проблемы.
6. Заместитель Главного военного прокурора письмом N СУ-44 от 6.03.98 г. сообщил мне о том, что "группой военнослужащих Казанского высшего танкового командного училища, с использованием служебного положения, похищалось вверенное им по службе оружие и боеприпасы (гранатометы, гранаты, боевые патроны, винтовки). По приговору военного суда Казанского гарнизона за совершение хищений оружия и боеприпасов к различным срокам лишения свободы осуждены подполковник Еналеев Р.Г., майор Богданов О.И. и прапорщик Камалютдинов Н.Р., а военным судом Приволжского военного округа осуждены полковники Уразаев Е.З. и Герасимов Б.А. Одновременно из уголовного дела были выделены в отдельное производство и направлены для разрешения по подследственности в органы МВД уголовные дела в отношении скупщиков оружия и боеприпасов граждан Черноиваненко В.П., Прокофьева М.В., Уразова P.P. и Матюшина В.Ю.
12 июня 1994 г. на посту N 4 внутреннего караула Казанского высшего танкового командного училища убит часовой курсант Гайнутдинов P.P., у которого похищено оружие, выданное ему для несения службы. В тот же день в военной прокуратуре Казанского гарнизона возбуждено и принято к производству уголовное дело о преступлениях, предусмотренных п."а" ст.102 и ч.3 ст.218.1 УК РСФСР. В ходе следствия не представилось возможным установить виновных лиц, в связи с чем 9 февраля 1998 г. производство по делу приостановлено и проводятся оперативно-розыскные мероприятия". (Письмо Главной военной прокуратуры от 6.03.98 г. N СУ-44).
Из письма прокуратуры видно, что следствием установлены исполнители хищений и посредники-скупщики оружия и боеприпасов, а заказчики-получатели оружия и боеприпасов до сих пор не установлены. Из этого следует, что следствие не установило всех виновников хищения оружия и боеприпасов, т.к. если остались заказчики на свободе, то появятся новые исполнители и посредники.
На мой взгляд, в период проведения военных действий в Чечне и после их окончания чеченские боевики бесперебойно и регулярно снабжаются из России оружием, боеприпасами и средствами передвижения, что подтверждается многочисленными терактами, нападением на посты МВД и похищениями с применением оружия российских и иностранных граждан с целью выкупа.
Масштабы хищений на складах Минобороны Российской Федерации и МВД Российской Федерации может установить только независимое расследование органами ФСБ путем проведения ревизий, т.к. считаю, хищение оружия и боеприпасов было произведено не только в одном этом танковом военном училище. С помощью похищенных гранатометов и другого оружия, на мой взгляд, уничтожалась российская техника (танки, бронемашины), а также погибло большое количество солдат, офицеров, военнослужащих МВД и мирных граждан. Однако следствие до сих пор не установило заказчиков похищенного оружия и боеприпасов. Также следствием не установлено на чьи деньги скупалось похищенное оружие и боеприпасы?
Все вышеизложенные факты указывают на нежелание следствия найти заказчиков, чтобы привлечь их к ответственности.
Если бы следствие своевременно установило поставщиков в Чечню автомашин "КамАЗ", оружия, боеприпасов и потом закрыло пути снабжения чеченских боевиков, то тогда можно было резко изменить исход военных действий в пользу России, однако это не было сделано. Поэтому необходимо расследовать по вине каких должностных лиц это было не выполнено.
На мой взгляд, все вышеприведенные факты наглядно показывают бездействие и безответственность органов исполнительной власти, низкую эффективность следственной работы по раскрытию преступлений и возмещению нанесенного ущерба государству, предприятиям и гражданам. Это наглядно видно, если проверить, какое количество уголовных дел было доведено до суда и по скольким экономическим преступлениям был взыскан материальный ущерб.
Необходимо проверить какой материальный ущерб был нанесен в связи вступлением России в Парижский клуб и кто несет за это ответственность.
По фактам безответственной приватизации можно сделать следующие выводы:
1. Предприятие России проданы за 7,2 млрд. долларов США при их минимальной стоимости свыше одного триллиона долларов США. Вследствие этого России нанесен финансово-экономический ущерб в особо крупных размерах.
2. В связи с безответственной приватизацией предприятий России произошел двукратный спад производства. По величине ВВП Россия оказалась на уровне слаборазвитых стран.
На ущерб от преступлений в кредитно-финансовой сфере приходится 2/3 совокупных потерь государства от противоправной деятельности.
По данным МВД, сегодня в России действует около 80 тысяч членов преступных группировок, большинство из которых - в сфере экономики. Ущерб, наносимый ими, исчисляется в десятках триллионов рублей.
На мой взгляд, пока мы не избавимся от незаконного вывоза капиталов из России, хищений и коррупции мы не сможем добиться подъема производства. Никакие кредиты России не помогут, если ежегодно из страны за границу будет нелегально утекать более 12 млрд. долларов США, а также при наличии хищений в особо крупных размерах на предприятиях и у граждан. Поэтому органам исполнительной власти необходимо срочно установить виновных в нанесении ущерба государству, предприятиям и гражданам. Считаю, что служба внешней разведки, ФСБ и Интерпол могли бы помочь вернуть средства, вывезенные за рубеж. Если, органы исполнительной власти сумеют добиться возвращения в российский бюджет средств, нелегально вывезенных из страны, то этими деньгами мы могли бы покрыть внешние и внутренние долги, а также дефицит бюджета.
Чтобы получить дополнительные средства в бюджет, на мой взгляд, надо активнее работать со странами, которые нам должны, а также перестать продавать в долг газ.
Граждане в своих обращениях сообщают о том, что в России миллионы обманутых вкладчиков коммерческих банков, но нет преступников, т.к. ни один из руководителей банков не осужден за нанесение материального ущерба в особо крупных размерах в связи с тем, что правоохранительные органы не находят в этом состава преступления. Поэтому отсутствуют прокурорские иски в суд по защите интересов граждан о возмещении ущерба. Так, например, "Метрополитен Банк" не выполнил свои обязательства перед вкладчиками - не возвратил их вклады и не выплатил по ним проценты. Этот и другие коммерческие банки, которые нанесли ущерб гражданам, создают социальное напряжение в обществе и вызывают критику граждан в адрес Президента Российской Федерации, т.к. не защищаются их права, гарантом которых он является.
Граждане считают, что у них похитили деньги путем обмана, т.е. нанесли материальный ущерб в особо крупных размерах и возмущаются о том, что правоохранительные органы не нашли в этом состава преступления.
Граждане сообщают, что сейчас снимают в отделениях сбербанка свои переведенные из коммерческих банков вклады, т.к., их могут не возвратить потому, что в этом нет состава преступления и это уже наглядно показали банки "СБС-Агро", "Менатеп", "Мосбизнесбанк" и другие банки по вине которых им нанесен материальный ущерб по валютным счетам.
Граждане считают, что если правоохранительные органы не находят состава преступления в невозврате вкладов гражданам - вкладчикам банком "Метрополитен Банк" и им не возмещается нанесенный ущерб, то таким отношением к защите законных прав обманутых вкладчиков правоохранительные органы полностью подорвали доверие к банкам и поэтому они, считают, что в России сейчас идет правовой беспредел при попустительстве прокуратуры.
Граждане сообщают о том, что в соответствии со ст.840 ГК РФ банк был обязан обеспечить возврат вкладов граждан путем обязательного страхования, но банк нарушил законодательство и не произвел страхование вкладов физических лиц.
Кроме этого в соответствии с законодательством банк должен был вернуть вклады по первому требованию, но он это не выполнил.
Также граждане сообщают, что право привлечения во вклады денежных средств физических лиц предоставляется банкам с даты государственной регистрации которых прошло не менее двух лет (см. юридический справочник 1998 г. под общей редакцией Председателя Верховного Суда РФ Лебедева В.М., стр.36), но это требование законодательства "Метрополитен Банк" не выполнил.
В соответствии со статьей 55 федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" главной целью Банка России в области регулирования и надзора является поддержание стабильности банковской системы, защита законных интересов кредиторов и вкладчиков кредитных организаций.
Также Банк России согласно статье 76 вышеуказанного закона осуществляет анализ деятельности кредитных организаций с целью выявления ситуации, угрожающих законным интересам кредиторов и вкладчиков, стабильности банковской системы в целом. В случае возникновения таких ситуаций Банк России вправе принимать меры, предусмотренные статьей 75 вышеуказанного федерального закона, а также по решению Совета директоров осуществлять мероприятия по финансовому оздоровлению кредитных организаций.
Статья 75. вышеуказанного федерального закона регламентирует право Банка России вводить запрет на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций, предусмотренных выданной лицензией, на срок до одного года, но этот запрет банку не был сделан.
По сообщению обманутых вкладчиков коммерческого банка "Метрополитен Банк" длительное время не проводился анализ финансовой деятельности "Банком России" в соответствии с требованиями, указанными в ст.ст.55, 76, 75 федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и, следовательно, Банком России проводилось ненадлежащее исполнение данного федерального закона. В следствии этого не была обеспечена защита законных интересов вкладчиков КБ "Метрополитен банк". Банк России слишком поздно отозвал лицензию, когда уже "Метрополитен банк" не мог выплачивать, установленные договорами проценты и возвращать вклады граждан. Однако следствие не учло эти нарушения законодательства.
В связи с поздним обнаружением неплатежеспособности Банком России "Метрополитен Банк" не смог произвести выплаты по исполнительным листам и приказам Мещанского суда г.Москвы.
Также обманутые вкладчики обращают внимание на факт длительной задержки в подаче в Арбитражный суд г.Москвы заявления о принудительной ликвидации банка. (Лицензия была отозвана 02.06.95 г., а ГУ ЦБ по г.Москве подало исковое заявление в суд в октябре 1997 г., т.е. затянуло эту процедуру более чем на два года). По сообщению вкладчиков в следствии этого, после принятия решения судом, банк был признан банкротом и поэтому созданная ликвидационная комиссия не обнаружила денежных средств и имущества у данного банка для возмещения материального ущерба, нанесенного вкладчикам этого коммерческого банка.
В своих обращениях обманутые вкладчики с возмущением сообщают о том, что во всех этих вышеизложенных нарушениях законодательства руководства "Метрополитен банк" и "Банка России" правоохранительные органы не обнаружили состава преступления и даже халатности, которая привела фактически к хищению вкладов граждан и невыплате, установленных договором процентов.
В своих обращениях обманутые вкладчики указывают, что сложившаяся криминальная ситуация в России, а также безответственность и бездействие правоохранительных органов способствует хищению денежных средств в особо крупных размерах у государства и граждан. Они сообщают о том, что в России миллионы обманутых вкладчиков, но нет преступников, т.к. за хищение вкладов у граждан, т.е. за их невозврат еще никто не осужден, даже строителя финансовых пирамид - Мавроди уже давно освободили из-под стражи. Действующее законодательство предусматривает возмещение ущерба в полном размере, однако прокуратура самоустранилась и не принимает должных мер в решении этой проблемы.
Обманутые вкладчики считают, что нарушение их прав произошло вследствие бездействия органов государственной власти в разработке мер защиты их вкладов. Это отражено в статье "Премьер остался недоволен комиссией по ценным бумагам", опубликованной в газете "Коммерсант" 17.05.96 г. В этой статье указано, "Виктор Черномырдин признал работу ФК ЦБ в отношении защиты прав вкладчиков неудовлетворительной", так как ФК ЦБ не выполнила поручение Президента РФ, содержащиеся в ранее подписанных им указах в отношении защиты прав вкладчиков.
Поэтому, обманутые вкладчики считают, что невыполнение статей 15, 16 и 395 ГК РФ нарушает требование статьи 18 Конституции РФ, согласно которой их права являются непосредственно действующими, и определяют смысл, содержащие и применение законов, и в соответствии с законодательством им должен быть возмещен нанесенный ущерб.
В целях решения этого вопроса к моему письму N 334/1 от 16.09.98 г. была приложена вышеуказанная статья и я просил поручить запросить протокол заседания Правительства РФ от 16 мая 1996 г. по отчету председателя Федеральной комиссии по ценным бумагам Дмитрия Васильева и проверить обоснованность сообщений обманутых вкладчиков в связи с указанными фактами бездействия органов государственной власти по защите их прав по фактам невыполнения Указов Президента РФ, изложенным в прилагаемой статье. Однако я до сих пор не получил ответ о результатах по существу поставленных вопросов.
На мой взгляд, недостаточная работа органов прокуратуры способствовала созданию драматической ситуации в российской экономике, финансовой сфере и обществе.
В связи со сложившейся опасной криминальной ситуацией в России можно сделать вывод о том, что преступность вышла из под контроля правоохранительных органов. Это наглядно показывают криминальные факты, изложенные в данном письме, а также похищение генерал-майора Геннадия Шпигуна в аэропорту г.Грозного прямо из самолета. Уже дошло до того, что органы МВД не смогли обеспечить безопасность своему генералу - представителю МВД в Чечне. Поэтому необходимо, на мой взгляд, срочное подключение органов ФСБ для пресечения преступлений в связи со сложной криминогенной обстановкой в стране.
Считаю, что без усиления ответственности должностных лиц за непринятие надлежащих мер по взысканию ущерба от экономических преступлений Россия не сможет преодолеть кризис, выплатить в 1999 году внешний долг в размере 17,5 млрд. долларов США, а также в дальнейшем выплатить всю сумму внешнего долга в размере 142 млрд. долларов США.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.