Судья Московского городского суда Моргасов М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника АО "Центр-Инвест" Аверьяновой Т.Е. на постановление и.о. зам. начальника ОАТИ г.Москвы от 31 января 2019 г. N ***, решение судьи Головинского районного суда г. Москвы от 19 июля 2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.18 Закона г. Москвы от 21.11.2007 г. N 45 "КоАП г.Москвы, в отношении АО "Центр-Инвест"
установил:
Постановлением и.о. зам. начальника ОАТИ г.Москвы от 31 января 2019 г. N *** юридическое лицо- АО "Центр-Инвест" привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.18 КоАП г.Москвы с назначением наказания в виде штрафа в размере 300 000 рублей.
Решением судьи Головинского районного суда г. Москвы от 19 июля 2019 г. названное выше постановление оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, представитель АО "Центр-Инвест" просит об отмене состоявшихся по делу постановления должностного лица, решения судьи и о прекращении производство по делу. В обоснование жалобы ссылается на то, вина юридического лица в совершении вмененного ему правонарушения не доказана. АО не является субъектом правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.18 КоАП г.Москвы, судом не учтен пропуск срока привлечения АО к административной ответственности.
В судебном заседании Московского городского суда защитник АО "Центр-Инвест" Кучерявая Д.С. доводы жалобы поддержала в полном объеме.
Представитель ОАТИ г.Москвы в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав защитника, прихожу к выводу о том, что решение судьи и постановление должностного лица являются законными и обоснованными, не подлежащими отмене или изменению.
Частью 1 ст. 8.18 КоАП г. Москвы предусмотрена административная ответственности за нарушение установленных Правительством Москвы правил производства земляных работ и работ по организации площадок для проведения отдельных работ в сфере благоустройства, в том числе отсутствие утвержденной проектной документации или необходимых согласований при проведении указанных работ, несвоевременное восстановление благоустройства территории после их завершения, непринятие мер по ликвидации провала асфальта (грунта), связанного с производством разрытий, а также несоблюдение установленных требований к обустройству и содержанию строительных площадок - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Постановлением Правительства Москвы N 299- от 19.05.2015 года утверждены Правила проведения земляных работ, установки временных ограждений, размещения временных объектов в городе Москве.
Согласно п. 1.2 "Правил проведения земельных работ, установки временных ограждений, размещения временных объектов в городе Москве", Если иное не установлено Правительством Москвы, проведение земляных работ, установка временных ограждений, размещение временных объектов в городе Москве производится на основании разрешения, выданного уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы (далее - ордер (разрешение).
Если иное не установлено Правительством Москвы, проведение земляных работ, установка временных ограждений, размещение временных объектов в городе Москве при отсутствии ордера (разрешения), при истечении срока действия ордера (разрешения), с несоблюдением цели проведения работ, указанной в ордере (разрешении), не допускается и является основанием для привлечения к ответственности, установленной законодательством.
Если иное не установлено Правительством Москвы, проведение земляных работ, установка временных ограждений, размещение временных объектов должны осуществляться в соответствии с оформленным в установленном порядке проектом проведения (производства) земляных работ (установки временных ограждений, размещения временных объектов).
В силу п.2.5.1 Правил дорожные покрытия, тротуары, газоны и другие разрытые участки должны быть восстановлены в сроки, указанные в ордере (разрешении).
По правилам п. 2.5.16 Правил к омплексное восстановление нарушенного благоустройства производится в объемах в соответствии с проектом проведения (производства) земляных работ и условиями проведения работ, указанными в ордере (разрешении).
После проведения работ с занятием проезжей части и тротуаров асфальтобетонное (плиточное) покрытие восстанавливается в следующих объемах:
покрытие тротуаров восстанавливается на всю ширину тротуаров по всей протяженности участка земляных работ;
покрытие проезжей части восстанавливается большими картами (по ширине - от борта до борта проезжей части, по длине - по всей протяженности участка разрытия плюс 5 метров в обе стороны от кромки разрытия, за исключением разрытия траншей шириной не более 5 см.
Как усматривается из материалов настоящего дела и установлено судьей районного суда, 05 декабря 2018 года, в 14 часов 48 минут, по адресу: ***, в ходе обследования территории выявлено, что организацией АО "Центр-Инвест", являющейся заказчиком при производстве работ по сносу жилого дома на основании ордера N *** со сроком действия и сроком окончания работ до 30 июня 2018 года и работ по строительству инженерных коммуникаций на основании ордера N *** со сроком действия и сроком окончания работ до 30 июня 2018 года, не обеспечен надлежащий контроль за состоянием объекта производства работ, что выразилось в несвоевременном восстановлении благоустройства территории в зоне производства работ по истечению срока действия указанных ордеров. На момент обследования земляные работы на указанном объекте в полном объеме не завершены, обратная засыпка мест разрытии не выполнена: строительные ограждения и прочие временные объекты (бытовые помещения, туалетный модуль, байпас) не демонтированы; работы по восстановлению благоустройства на территории объекта не выполнены, не производились. По данному факту на портале "Наш город" зарегистрированы сообщения (номера заявок *** ). Заявления на продление срока действия/переоформление укачанных ордеров в ОАТИ не зарегистрированы. Таким образом, благоустройство территории на объекте не восстановлено/не выполнено по истечению 5-ти месяцев с даты окончания срока действия ордеров.
Соответственно, АО "Центр-Инвест", как заказчик, допустило и не предотвратило факт неудовлетворительного содержания объекта производства работ, своевременно не приняло меры для завершения земляных работ и организации работ по восстановлению благоустройства территории на объекте в срок действия указанных ордеров либо для обеспечения продления срока действия ордеров, что является нарушением п. 10.4 Приложения 1 к Постановлению Правительства Москвы от 19 мая 2015 года N 284-1111 что является нарушением 1.2. 2.5.1. 2.5.16 "Правил проведения земляных работ, установки временных ограждений, размещения временных объектов в городе Москве", утвержденных постановлением Правительства Москвы от 19 мая 2015 года N 299-ПП.
Действия АО "Центр-Инвест" квалифицированы по ч. 1 ст. 8.18 КоАП г. Москвы.
Указанные обстоятельства объективно подтверждаются доказательствами, имеющимися в материалах дела: протоколом об административном правонарушении от 27 декабря 2018 года, составленным уполномоченным должностным лицом; предписанием от 27 декабря 2018 года об устранении выявленных нарушений; поручением от 04 декабря 2018 года на проведение мероприятий по контролю; рапортом инспектора ОАТИ от 26 декабря 2018 года о выявленных нарушениях; фотоматериалом; ордером (разрешением) на проведение земляных работ, иными материалами дела.
Данные доказательства соответствуют требованиям, предъявляемым ст. 26.2 КоАП РФ, и обоснованно положены в основу постановления.
В силу положений ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Все доказательства, имеющиеся в материалах дела, получили надлежащую оценку в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Не согласиться с оценкой указанных доказательств оснований не имеется.
Изложенное выше свидетельствует о доказанности вины АО "Центр-Инвест" в совершении вмененного административного правонарушения.
При таких обстоятельствах, действия АО "Центр-Инвест" по ч. 1 ст. 8.18 КоАП г. Москвы квалифицированы правильно.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что АО "Центр-Инвест" приняты все зависящие от него меры по соблюдению положений действующего законодательства, именно п.2.2.1 "Правил проведения земляных работ, установки временных ограждений, размещения временных объектов в городе Москве", утвержденных постановлением Правительства Москвы от 19.05.2015 г. N 299-ПП.
Судом установлено, что возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у заявителя имелась, доказательства принятия обществом всех зависящих от него мер по соблюдению названных выше требований Правил обществом не представлены. Данный факт свидетельствует о наличии вины в действиях общества.
Довод жалобы о том, что АО "Центр-Инвест" не является субъектом ответственности по данному делу, проверялся и своего подтверждения не нашел.
В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
В настоящем случае имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что у юридического лица АО "Центр-Инвест" имелась возможность для соблюдения законодательства, за нарушение которого ч.1 ст. 8.18 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но обществом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, применительно к обстоятельствам настоящего дела и "Правилам проведения земляных работ, установки временных ограждений, размещения временных объектов в городе Москве", утвержденных постановлением Правительства Москвы от 19.05.2015 г. N 299-ПП, АО "Центр-Инвест" является надлежащим субъектом ответственности по делу.
Административное наказание АО "Центр-Инвест" назначено должностным лицом в соответствии с требованиями КоАП РФ и соответствует санкции ч. 1 ст. 8.18 КоАП г. Москвы.
При производстве по делу об административном правонарушении порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Существенных нарушений процессуальных норм должностным лицом и судьей районного суда не допущено, в связи с чем обжалуемые постановление должностного лица и решение судьи являются законными и обоснованными, оснований для их отмены или изменения не имеется.
Руководствуясь ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ,
решил:
постановление и.о. зам. начальника ОАТИ г.Москвы от 31 января 2019 г. N ***, решение судьи Головинского районного суда г. Москвы от 19 июля 2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.18 Закона г. Москвы от 21.11.2007 г. N 45 "КоАП г.Москвы, в отношении АО "Центр-Инвест" оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда М.М.Моргасов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.