Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О присоединении Российской Федерации к протоколу 1992 года об изменении Международной конвенции о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1969 года и денонсации Российской Федерацией Международной конвенции о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1969 года"
Международный режим ответственности и компенсации в связи с загрязнением нефтью с судов, основывающийся на Международной конвенции о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1969 года (далее - Конвенция об ответственности 1969 г.) и Международной конвенции о создании Международного фонда для компенсации ущерба от загрязнения нефтью 1971 года, подлежит замене "новым" международным режимом, основывающимся на Протоколе 1992 года об изменении Международной конвенции о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1969 года (далее - Протокол об ответственности 1992 г.) и Протоколе 1992 года об изменении Международной конвенции о создании Международного Фонда для компенсации ущерба от загрязнения нефтью 1971 года.
Замена "старого" международного режима "новым" вызвана необходимостью поддержания жизнеспособности международной системы ответственности и компенсации в связи с загрязнением нефтью с судов.
Конвенция об ответственности 1969 г., измененная Протоколом об ответственности 1992 г., именуется Международной конвенцией о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1992 года.
Российская Федерация является участником Конвенции об ответственности 1969 г. СССР присоединился к указанной Конвенции 24 июня 1975 г.
Основные различия режима ответственности собственника судна за ущерб от загрязнения нефтью, основывающегося на Протоколе об ответственности 1992 г., от режима ответственности за такой ущерб, основывающегося на Конвенции об ответственности 1969 г., заключаются: во-первых, в значительном увеличении пределов ответственности собственника судна, и, во-вторых, расширении сферы действия правил об ответственности.
В соответствии с Конвенцией об ответственности 1969 г. собственник судна имеет право ограничить свою ответственность в отношении одного инцидента суммой, которая определяется из расчета вместимости его судна, но не может превышать 14 млн. СДР - единиц специального права заимствования Международного валютного фонда (эквивалент - 11,4 млн.англ. фунтов стерлингов или 18,9 млн.долл. США). В соответствии с Протоколом об ответственности 1992 г. максимальный предел ответственности собственника судна (это суда от 140000 тонн и выше) увеличивается до 59,7 млн. СДР (эквивалент - 48,7 млн.англ. фунтов стерлингов или 80,6 млн.долл. США).
Протокол об ответственности 1992 г. распространил действие его правил на исключительную экономическую зону государства, на ущерб от загрязнения, причиняемый бункером с незагруженных нефтью танкеров, и т.д.
На 16 мая 1998 г. участниками Протокола об ответственности 1992 г. являлись 24 государства (Великобритания, Германия, Франция, Япония, Греция, Корейская Республика, Либерия, Скандинавские страны и др.) На 16 мая 1998 г. эти государства денонсировали Конвенцию об ответственности 1969 г. В ближайшее время ожидается присоединение к Протоколу об ответственности 1992 г. и денонсация Конвенции об ответственности 1969 г. значительным числом государств.
Участие Российской Федерации в Протоколе об ответственности 1992 г. предопределяется установлением нового международного режима ответственности и компенсации в связи с загрязнением нефтью и направленностью морского законодательства Российской Федерации: проект КТМ РФ основывается на Протоколе об ответственности 1992 г.
Основания для присоединения: подпункт "а" п.1 и п.2 ст.15 и подпункт "а" п.1 ст.21 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" и ст.12 Протокола об ответственности 1992 г.
Присоединение к Протоколу об ответственности 1992 г. не предполагает образования новых федеральных органов исполнительной власти и изменения существующего порядка их финансирования.
Основания для денонсации: ст.37 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", ст.XVI Конвенции об ответственности 1969 г. и ст.31 Протокола 1992 года об изменении Международной конвенции о создании Международного фонда для компенсации ущерба от загрязнения нефтью 1971 года.
Представляемый законопроект не содержит вопросов, требующих заключения Правительства Российской Федерации при внесении.
Проект федерального закона согласован с Минэкономики России (В.В.Коссов), Минфином России (М.М.Задорнов), Минтопэнерго России (В.И.Отт), Госкомэкологии России (В.М.Астапченко) и Минюстом России (Г.Н.Батанов).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.