Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О присоединении Российской Федерации к Протоколу 1992 года об изменении Международной конвенции о создании Международного фонда для компенсации ущерба от загрязнения нефтью 1971 года и денонсации Российской Федерацией Международной конвенции о создании Международного фонда для компенсации ущерба от загрязнения нефтью 1971 года"
Международный режим ответственности и компенсации в связи с загрязнением нефтью с судов, основывающийся на Международной конвенции о гражданской ответственности за загрязнение нефтью 1969 года (далее - Конвенция об ответственности 1969 г.) и Международной конвенции о создании Международного фонда для компенсации ущерба от загрязнения нефтью 1971 года (далее - Конвенция о Фонде 1971 г.), подлежит замене "новым" международным режимом, основывающимся на Протоколе 1992 года об изменении Международной конвенции о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения 1969 года (далее - Протокол об ответственности 1992 г.) и Протоколе 1992 года об изменении Международной конвенции о создании Международного фонда для компенсации ущерба от загрязнения нефтью 1971 года (далее - Протокол о Фонде 1992 г.)
Замена "старого" международного режима "новым" вызвана необходимостью поддержания жизнеспособности международной системы ответственности и компенсации в связи с загрязнением нефтью с судов.
Конвенция о Фонде 1971 г., измененная Протоколом о Фонде 1992 г., именуется Международной конвенцией о создании Международного фонда для компенсации ущерба от загрязнения нефтью 1992 года.
Российская Федерация является участником Конвенции о Фонде 1971 г. СССР присоединился к указанной Конвенции 17 июня 1987 г.
Указ Президиума ВС СССР "О присоединении Союза Советских Социалистических Республик к Международной конвенции о создании Международного фонда для компенсации ущерба от загрязнения нефтью" был подписан 25 мая 1987 г.
В сравнении с Конвенцией о Фонде 1971 г. Протокол о Фонде 1992 г. значительно увеличил пределы выплачиваемой Фондом компенсации за ущерб от загрязнения нефтью и расширил сферу его действия (та же, что и в Протоколе об ответственности 1992 г.).
Согласно Конвенции о Фонде 1971 г. Фонд уплачивает дополнительную компенсацию в размере, не превышающем в отношении одного инцидента 60 млн. СДР - единиц специального права заимствования Международного валютного фонда (эквивалент - 49 млн. англ. фунтов стерлингов или 81 млн.долл. США), включая компенсацию в сумме 14 млн. СДР, уплачиваемую собственником судна или его страховщиком в соответствии с Конвенцией об ответственности 1969 г., в случае, если компенсация, уплачиваемая собственником судна или его страховщиком недостаточна для возмещения ущерба. Протокол о Фонде 1992 г. увеличил максимальную сумму компенсации, уплачиваемую Фондом, до 135 млн. СДР (эквивалент - 110 млн.англ. фунтов стерлингов или 182 млн. долл. США), включая компенсацию в сумме 59,7 млн. СДР, уплачиваемую собственником судна или его страховщиком в соответствии с Протоколом об ответственности 1992 г.
Таким образом, при крупных авариях танкеров Фонд 1992 г. уплачивает компенсацию за ущерб от загрязнения в дополнение к компенсации, уплачиваемой собственником танкера или его страховщиком, в размере до 75,3 млн. СДР (135 млн. СДР - 59,7 млн. СДР), что эквивалентно 61,3 млн.англ. фунтов стерлингов или 101,4 млн.долл. США.
Фонд 1992 г., как и Фонд 1971 г. финансируются за счет взносов, исчисляемых Фондом в зависимости от количества облагаемой взносами нефти, полученной в течение календарного года на территории государства после перевозки морем. Взносы уплачиваются конкретными получателями нефти, но не государствами - членами Фонда. В СССР взносы в Фонд 1971 г. уплачивались государством от имени получателей.
На 16 мая 1998 г. участниками Протокола о Фонде 1992 г. являлись 24 государства (Великобритания, Германия, Франция, Япония, Греция, Корейская Республика, Скандинавские страны и др.). На 16 мая 1998 г. эти государства денонсировали Конвенцию о Фонде 1971 г. В ближайшее время ожидается присоединение к Протоколу о Фонде 1992 г. и денонсация Конвенции о Фонде 1971 г. значительным числом государств.
Выход государств из Фонда 1971 г. будет иметь своим последствием дальнейшее увеличение взносов для оставшихся в Фонде государств. На 4-ой чрезвычайной сессии Ассамблеи Фонда 1971 г. в апреле 1998 г. отмечалось, что поскольку Протоколы 1992 г. предусматривают более высокие пределы компенсации и имеет более широкую сферу применения, чем Конвенция об ответственности 1969 г. и Конвенция о Фонде 1971 г., сохранение членства в Фонде 1971 г. не дает преимуществ для государств. Общее количество облагаемой взносами нефти, получаемой государствами-участниками Конвенции о Фонде 1971 г., значительно уменьшается, что может иметь своим результатом четырехкратное увеличение расходов для нефтяной промышленности в этих государствах в соответствии с их долей в общей сумме взносов. Это непосредственно отразится на российских получателях нефти, доля взносов которых в общей сумме взносов составляет не более 0,7%.
На указанной Ассамблее Фонда 1971 г. ряд государств, обеспокоенные увеличением финансового бремени на остающиеся в Фонде государства, а также вероятностью того, что Фонд 1971 г. не сможет выполнить свою основную задачу - компенсировать потерпевшим ущерб от загрязнения, поставил перед Секретариатом Фонда 1971 г. вопрос о введении механизма ускоренной ликвидации Фонда.
Участие Российской Федерации в Протоколе о Фонде 1992 г. отвечает интересам Российской Федерации, поскольку оно обеспечивает возможность компенсации ущерба от загрязнения нефтью в значительных размерах Фондом, не финансируемым за счет средств государства.
Основания для присоединения: подпункт "а" п.1 и п.2 ст.15 и подпункт "а" п.1 ст.21 федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" и ст.28 Протокола о Фонде 1992 г.
Присоединение к Протоколу о Фонде 1992 г. не предполагает образования новых федеральных органов исполнительной власти и изменения существующего порядка их финансирования.
Основания для денонсации: ст.37 федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", ст.41 Конвенции о Фонде 1971 г. и ст.31 Протокола 1992 года о Фонде.
Представляемый законопроект не содержит вопросов, требующих заключения Правительства Российской Федерации при внесении.
Проект федерального закона согласован с Минэкономики России (В.В.Коссов), Минфином России (М.М.Задорнов), Минтопэнерго России (В.И.Отт), Госкомэкологии России (В.М.Астапченко) и Минюстом России (Г.Н.Батанов).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.