Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 99011133-2 "О внесении дополнений в статью 41 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
Целью настоящего проекта федерального закона является приведение минимального размера штрафа, предусмотренного за нарушение правовых норм нормативных правовых актов о труде, в соответствие с социальной значимостью трудовых правоотношений, а также введение повышенной ответственности работодателя за несвоевременную оплату труда.
Действующая редакция статьи 41 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях (далее - КоАП) не отражает объективное различие в общественной значимости трудовых правоотношений, а следовательно и не дифференцирует ответственность работодателя при нарушении им соответствующих правовых норм нормативных правовых актов о труде. Кроме того правовая норма статьи 41 КоАП сконструирована таким образом, что за минимальный размер штрафа принимается его размер установленный общим положением части 2 статьи 27 КоАП в размере одной десятой минимального размера оплаты труда (далее - МРОТ). Такая редакция статьи 41 КоАП привела к снижению государством ценности трудовых правоотношений, что объективно не соответствует их оценки в обществе. Степень опасности административных правонарушений, совершаемых в сфере трудовых прав граждан, не соответствует степени предусмотренной КоАП административной ответственности. За последние три года с 1 ноября 1995 г. по 1 ноября 1998 г. повышение МРОТ производилось 5 раз. В результате МРОТ возрос с 57 рублей 75 копеек до 83 рублей 49 копеек. Следовательно минимальный размер штрафа изменялся за это время с 5 рублей 78 копеек до 8 рублей 35 копеек. Таким образом, сложившаяся практика повышения МРОТ не привела к принципиальному изменению размера минимальной санкции за нарушение правовых норм нормативных правовых актов о труде. Свидетельством этого является административная практика привлечения к административной ответственности. Так, например, средний размер штрафа государственной инспекции труда по Московской области по итогам первого квартала 1998 г. составил 853 рубля, а во втором квартале 1998 г. - 1019 рублей. В этих условиях, предусмотренный статьей 41 КоАП минимальный размер штрафа, не обеспечивает охранительную функцию права.
Одним из самых социально значимых правоотношений между работником и работодателем является правоотношение связанное со своевременной оплатой труда. В настоящее время исполнение нормативных правовых актов по оплате труда остается на низком уровне. Получившее значительное распространение невыполнение работодателями своих обязательств по трудовым договорам с работниками ведет к ослаблению роли государства в защите трудовых прав работников, поскольку охранительная роль норм административного законодательства ослаблена. Это ведет к резкому дисбалансу в степени исполнения своих обязанностей между работниками и работодателями и как следствие к социальной напряженности в обществе. В связи с этим предлагается дополнить статью 41 КоАП частью второй, в которой предусмотреть повышенную ответственность работодателя за несвоевременную оплату труда.
Законопроект не требует финансово-экономического обоснования и заключения Правительства Российской Федерации, поскольку не создает новых финансовых обязательств для государства.
В законопроекте применена юридическая конструкция, прошедшая правовую экспертизу в Департаменте по правовому обеспечению Администрации Московской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.