Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статью 42 Закона Российской Федерации "О недрах"
Одна из особенностей развития экономики Севера Российской Федерации заключается в необходимости повышенных вложений в осуществление воспроизводства трудовых ресурсов и производственных мощностей, что связано с неблагоприятными природно-климатическими условиями в северных регионах. К числу наиболее значительных затрат на эти цели относятся затраты на воспроизведение минерально-сырьевых ресурсов, охрану окружающей природной среды, предоставление гарантий и компенсаций населению, обеспечение сохранения и развития коренных малочисленных народов Севера.
Указанные затраты в значительной степени осуществляются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Как свидетельствует мировой опыт, развитие северных регионов невозможно без оказания этим регионам государственной поддержки. Тем более не способны субъекты Российской Федерации самостоятельно решать данную задачу в существующих в стране условиях экономического кризиса.
Понимание необходимости проведения особой государственной политики развития Севера России выразилось в принятии Федерального закона "Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации", предусматривающего необходимость принятия ряда мер, направленных на создание механизма государственной поддержки социально-экономического развития Севера.
К числу таких мер в законе отнесено использование части платежей за право пользования невозобновляемыми природными ресурсами для создания условий жизнедеятельности последующих поколений после истощения этих ресурсов.
В соответствии с требованиями закона в пункте 7 постановления Правительства Российской Федерации N 1664 от 31 декабря 1997 года "О реформировании системы государственной поддержки районов Севера" говорится о необходимости увеличения отчислений рентных платежей за пользование природными ресурсами в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации.
В постановлении Совета Федерации от 10.06.98 г. N 242-СФ "О неотложных мерах по выводу из кризиса экономики и социальной сферы Севера Российской Федерации" Правительству Российской Федерации предложено ускорить работу по выполнению указанного постановления N 1664.
Конкретной формой реализации указанных мер государственной поддержки Севера является перераспределение средств, получаемых в виде платы за пользование недрами в соответствии с Законом Российской Федерации "О недрах", в пользу субъектов Российской Федерации, территории которых отнесены к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям.
Проектом Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статью 42 Закона Российской Федерации "О недрах" предусматривается увеличение на 10% доли от ряда платежей за пользование недрами, установленных статьей 42 Закона Российской Федерации "О недрах", поступающих в бюджеты субъектов Российской Федерации, территории которых отнесены к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям.
В проекте закона также предусматривается положение, направленное на защиту интересов коренных малочисленных народов Севера России, на территории проживания которых производится разработка природных ресурсов. В нем устанавливается в процентном соотношении размер средств от сумм платежей, получаемых субъектами Российской Федерации за пользование недрами в районах проживания малочисленных народов и этнических групп, который должен направляться на социально-экономическое развитие этих народов и групп.
По расчетам принятие предложенных дополнений в Закон Российской Федерации "О недрах" приведет к перераспределению средств по платежам за пользование недрами между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации, территории которых отнесены к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, в размере около 900 миллионов рублей.
Однако принятие данного закона не повлечет дополнительных расходов средств федерального бюджета, поскольку полученные северными регионами средства будут учитываться при распределении трансфертов между субъектами Российской Федерации при разработке проектов федерального бюджета.
Целью законопроекта является изменение движения финансовых потоков между федеральным бюджетом и бюджетами северных территорий для обеспечения последних собственными средствами и уменьшения их зависимости от федерального бюджета. Это позволит северным регионам за счет своих бюджетов решать многие задачи их социально-экономического развития, на которые предусматривается выделение бюджетных средств, но которые реально в северные регионы не поступают.
Примером может служить ежегодно повторяющаяся ситуация с недофинансированием из федерального бюджета мероприятий по северному завозу, постоянно ставящая жителей Севера перед проблемой физического выживания.
Так, федеральным законом "О Федеральном бюджете на 1998 год" предусмотрено выделение из федерального бюджета 2640 млн. рублей на обеспечение завоза в северные регионы, фактически же выделено только 1401 млн. рублей, т.е. недофинансирование составляет более одного миллиарда рублей.
В аналогичном состоянии находится также и финансирование всех других государственных целевых программ развития Севера России.
Принятие Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статью 42 Закона Российской Федерации "О недрах" позволит решить многие проблемы социально-экономического развития Севера, учитывая же роль этого региона в жизни страны можно с уверенностью утверждать, что стабилизация его экономического положения положительно повлияет на экономическую ситуацию Российской Федерации в целом.
Финансово-экономическое обоснование
расчет перераспределения сумм платежей за пользование недрами между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации в случае принятия Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статью 42 Закона Российской Федерации "О недрах"
(млн.руб.)*(2)
1997 г.*(3) | 1998 г.*(4) | 1998 г.*(5) | ||||
По России | Северные регионы |
По России | Северные регионы |
По Рос- сии |
Северные регионы |
|
Всего | 14.321.049 | 11.496.924 | 22.197.626 | 17.820.232 | ||
Федеральный бюджет |
2.589.455 | 1.968.397 | 4.013.655 | 3.051.015 | 2.128.440 | |
Бюджеты субъектов РФ*(6) |
4.927.269 |
4.001.981 |
7.637.267 |
6.203.071 |
7.125.646 |
|
Местные бюджеты*(6) |
6.804.325 |
5.526.546 |
10.546.704 |
8.566.146 |
Перечень
законодательных актов Российской Федерации, отмены, изменения,
дополнения или принятия которых требует принятие Федерального закона
"О внесении изменений и дополнений в статью 42 Закона Российской
Федерации "О недрах"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статью 42 Закона Российской Федерации "О недрах" не требует отмены, изменения, дополнения или принятия других законодательных актов Российской Федерации.
Изменения и дополнения в статью 42
Закона Российской Федерации "О недрах"*(1)
Статья 42. Распределение платежей за пользование недрами
Платежи за пользование недрами поступают в федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации, соответствующие местные бюджеты.
В местные бюджеты поступают:
платежи за поиски и разведку месторождений всех полезных ископаемых и платежи за добычу общераспространенных полезных ископаемых на территориях соответствующих районов и городов;
платежи за пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;
часть суммы платежей за добычу полезных ископаемых, кроме общераспространенных.
В бюджеты субъектов Российской Федерации и в федеральный бюджет поступает часть суммы платежей за добычу полезных ископаемых, за исключением тех, плата за которые поступает только в местные бюджеты.
Платежи за добычу углеводородного сырья, за исключениям добычи углеводородного сырья, производимой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, распределяются в следующем порядке:
местный бюджет - 30%;
бюджет субъекта Российской Федерации - 30%;
федеральный бюджет - 40%.
Платежи за добычу углеводородного сырья, производимую в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, распределяются в следующем порядке:
местный бюджет - 30%;
бюджет субъекта Российской Федерации - 40%;
федеральный бюджет - 30%.
Платежи за добычу других полезных ископаемых, за исключениям добычи полезных ископаемых, производимой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, распределяются в следующем порядке:
местный бюджет - 50%;
бюджет субъекта Российской Федерации - 25%;
федеральный бюджет - 25%.
Платежи за добычу других полезных ископаемых, производимую в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, распределяются в следующем порядке:
местный бюджет - 50%;
бюджет субъекта Российской Федерации - 35%;
федеральный бюджет - 15%.
Распределение платежей за добычу полезных ископаемых из уникальных месторождений и групп месторождений федерального значения между бюджетами разных уровней может устанавливаться в иных пропорциях. Пропорции устанавливаются по соглашению всех заинтересованных сторон. В спорных случаях указанные пропорции устанавливаются федеральным законом (старая редакция: решение по этому вопросу принимает Федеральное Собрание Российской Федерации).
Платежи за пользование недрами территориального моря, за исключением территориального моря, примыкающего к районам Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, распределяются в следующем порядке:
бюджет субъекта Российской Федерации - 60%;
федеральный бюджет - 40%.
Платежи за пользование недрами территориального моря, примыкающего к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностями, распределяются в следующий порядке:
бюджет субъекта Российской Федерации - 70%;
федеральный бюджет - 30%.
Платежи за пользование недрами континентального шельфа Российской Федерации поступают в федеральный бюджет.
Распределение платежей за добычу подземных вод устанавливается в соответствии с водным законодательством Российской Федерации.
При добыче полезных ископаемых на территории автономного округа, входящего в состав края или области, за исключением территории, относящейся к районах Крайнего Севера и приравненным к ним местностями, платежи за добычу полезных ископаемых поступают в бюджет края или области за счет половины суммы платежей, поступающих в федеральный бюджет.
При добыче полезных ископаемых, производимой на территории автономного округа, входящего в состав края или области, и относящейся к районами Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, платежи за добычу полезных ископаемых поступают в бюджет края или области за счет двух третей от суммы платежей, поступающих в федеральный бюджет.
При пользовании недрами в районах проживания малочисленных народов и этнических групп часть платежей, поступающих в бюджеты субъектов Российской Федерации, пропорциональная численности этих народов и групп в общем составе населения данных районов, используется для социально-экономического развития этих народов и групп.
------------------------------
*(1) Внесенные изменения и дополнения выделены жирным курсивом.
*(2) В старых ценах (до 1998 г.).
*(3) Цифровые данные приводятся по материалам ГНИВЦ ГНС РФ (Поступление налоговых платежей и других доходов в бюджетную систему Российской Федерации по состоянию на 01.12.97 г.)
*(4) Расчет указанных сумм произведен с учетом среднего темпа поступления платежей за пользование недрами по отношению к 1996 г. (155%).
*(5) Расчет указанных сумм произведен с учетом принятия Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статью 42 Закона Российской Федерации "О недрах".
*(6) При расчете сумм платежей, поступающих в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты, использовалась средняя ставка таких платежей, соответственно, 42% и 58%.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.