Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О недрах"
1. Обоснование необходимости принятия законопроекта.
Настоящий проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О недрах" разработан с целью совершенствования системы регулирования недропользования, законодательного обеспечения стабильной работы нефтегазодобывающей и горнорудной промышленности, создания благоприятных условий для вложения инвестиций в освоение месторождений полезных ископаемых.
Внесением изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О недрах" решаются следующие задачи:
1). В законопроекте дана новая редакция статьи 17-1 "Переход права пользования недрами и переоформление лицензий", в соответствии с которой переоформление лицензий можно осуществлять не только на основе правопреемства, но и при образовании новых юридических лиц для продолжения пользования недрами. Указанная норма создает правовые основы для создания совместных предприятий с участием иностранных (российских) инвесторов, с сохранением за прежним пользователем недр не менее половины уставного капитала, с переоформлением лицензий на новое юридическое лицо. Это позволит увеличить приток инвестиций в разработку месторождений под гарантию лицензий, в первую очередь за счет иностранных инвесторов.
В проекте закона дана новая редакция статьи 9 "Пользователи недр", в соответствии с которой пользователи недр могут привлекать для выполнения работ подрядные организации, тогда как по действующему Закону они обязаны фактически всю работу выполнять собственными силами и для этого в соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" получить более 20 лицензий на виды деятельности, входящие в комплекс работ по добыче полезных ископаемых.
В соответствии с этой же статьей пользователями недр для добычи радиоактивного сырья и захоронения радиоактивных материалов и опасных отходов могут быть не только государственные предприятия, как это установлено действующим Законом, но и негосударственные предприятия, "имеющие разрешения (лицензии), выданные уполномоченным на то федеральным органом исполнительной власти на право ведения работ в области использования этих веществ".
В проекте закона дана новая редакция статьи 10 "Сроки пользования недрами", в соответствии с которой срок пользования недрами при разработке месторождений устанавливается до их полной отработки, тогда как в действующем Законе этот срок составлял 20 лет.
В поправках к статье 12 устанавливается, что лицензия на пользование участком недр должна содержать "порядок и сроки пересмотра условий лицензий при изменении рыночных цен на реализуемое минеральное сырье и объемов его потребления". Эта поправка имеет особое значение в сложившейся экономической ситуации при резком падении цен на нефть и другие минеральные ресурсы.
2). Стимулирование геологоразведочных работ.
Новая редакция статьи 10-1 устанавливает, что пользователь недр, выполняющий на условиях риска и за счет собственных средств геологоразведочные работы, в результате которых было открыто месторождение, получает право на разработку этого месторождения. Эта норма послужит серьезным стимулом для вложения негосударственных средств для укрепления минерально-сырьевой базы Российской Федерации.
3). Упорядочение процедуры получения права пользования недрами.
В действующем Законе получение права пользования недрами регулируется статьей 10-1, которая не охватывала все возникающие на практике случаи предоставления такого права. Новая редакция этой статьи, взамен шести, включает четырнадцать оснований для предоставления права пользования недрами, охватывающих практически все известные из практики случаи. В частности, предусмотрено предоставление права пользования участками недр на бесконкурсной основе для разработки месторождений пресных подземных вод для питьевого водоснабжения, строительства подземных сооружений для нефте- и газохранилищ.
Известно, что при досрочном прекращении права пользования недрами новый недропользователь может приступить к выполнению своих функций не ранее, чем через 6-8 месяцев. В ряде случаев приостановка добычных работ нецелесообразна из-за угрозы порчи месторождения. С этой целью в новой редакции статьи 10-1 предусмотрено предоставление краткосрочной (сроком до одного года) лицензии на пользование недрами, предоставляемой юридическому лицу (оператору) для поддержания необходимого технологического режима на месторождении до определения в установленном порядке постоянного недропользователя.
В проект закона внесена новая статья 13-1 "Конкурсы и аукциону на право пользования недрами", устанавливающая основные принципы и условия проведения конкурсов и аукционов, критерии определения их победителей.
4). Усиление контроля за рациональным использованием и охраной недр.
С целью усиления контроля за рациональным использованием и охраной недр новой статьей 38-1 предусматривается аудит недропользования. В настоящее время освоение ресурсов недр осуществляется более чем 10 тысячами недропользователей. Органы государственного геологического контроля и горного надзора осуществляют около 3.5 тыс. проверок, охватывая наиболее крупные объекты. К контролю за соблюдением правил охраны недр, применения ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий на остальных объектах будут привлекаться специализированные аудиторские фирмы, что позволит усилить контрольную работу без привлечения дополнительных государственных средств.
Дополнениями к статье 23-1 предусмотрена стоимостная оценка месторождений полезных ископаемых, которая будет служить основой для определения размера платы за пользование недрами, в том числе стартовых размеров платежей при подготовке условий конкурсов и аукционов.
Указанные дополнения к Закону РФ "О недрах" позволят существенно усилить контрольные функции государства в недропользовании.
5. Устранение противоречий между Законом РФ "О недрах" и Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции".
В предлагаемом законопроекте вносятся дополнения и изменения, устраняющие противоречия между законодательством о недрах и о соглашениях о разделе продукции.
Поправки, связанные с соглашениями о разделе продукции, внесены в статьи 9, 10, 10-1, 50 Закона РФ "О недрах", которые изложены полностью или частично в новой редакции. По статьям Закона, оставшимся без изменений, поправки будут внесены после введения в действие Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции", который принят Государственной Думой.
Все внесенные поправки, связанные с соглашениями о разделе продукции, изложены в строгом соответствии с упомянутым Федеральным законом.
6). Сняты отдельные неточности и противоречия в Законе РФ "О недрах".
Это - поправки к статьям 1-1, 6, 9, 26, 36-1, 50, улучшающие содержание и общий стиль Закона, исключающие противоречия и неточности.
Проект не изменяет концепции и содержания Закона РФ "О недрах", но через внесение поправок к действующим статьям Закона и введение новых статей обеспечивает правовую основу для развития горнодобывающей промышленности, делает более благоприятными условия для осуществления инвестиций.
2. Справка о состоянии законодательства о недрах.
Отношения, возникающие в связи с изучением, использованием и охраной недр на территории Российской Федерации, должны регулироваться Законом Российской Федерации "О недрах", с учетом изменений и дополнений, а также другими федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации.
3. Предложения о разработке нормативных правовых актов, принятие которых необходимо для реализации закона.
Для реализации закона принятие дополнительных постановлений Правительства Российской Федерации не потребуется.
4. Перечень законов и иных нормативных правовых актов, отмены, изменения, дополнения или принятия которых потребует принятие законопроекта.
Принятие вносимого законопроекта не потребует изменений и дополнений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты.
5. Финансово-экономическое обоснование.
Реализация вносимого закона не потребует дополнительных и иных затрат из Федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.