Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 99044279-2 "О внесении изменения и дополнений в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"
1. Цель Федерального закона
Федеральный закон устанавливает дополнительные меры по осуществлению прав и законных интересов детей Севера и направлен на создание равных, социально-экономических возможностей в реализация прав и интересов детей независимо от степени дискомфортности природно-климатических условий в районах их проживания.
2. Основные положения
Проект федерального закона "О внесении изменения и дополнений в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" разработан на основе решения Комитета Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов от 22 декабря 1998 года N Пр-14.
Геополитические и экономические интересы России требуют проживания в районах Севера постоянного населения. В настоящее время его численность составляет 11,8 млн. человек, в том числе более 3,0 млн. детей, из них около 60 тыс. - дети коренных малочисленных народом Севера.
В силу экстремальных природно-климатических факторов условия жизни на Севере неравноценны по комфортности с другими регионами страны. Наиболее чувствительны к воздействию окружающей среды дети, прежде всего младших возрастных групп. Вместе с тем принимаемых мер по компенсации дискомфортности условий их проживания недостаточно.
Существующая система здравоохранения не обеспечивает потребности северян в лечении и профилактике, особенно проживающих в отдаленных поселениях. Дети на Севере болеют в 2,5 раза чаще, чем в других регионах страны. Отмечается высокий уровень хронической заболеваемости, распространение среди детей социально обусловленных болезней: туберкулеза, гельминтозов, педикулеза, алкоголизма, токсикомании и авитаминоза.
В северных районах, особенно среди коренных малочисленных народов Севера, детская заболеваемость и смертность выше, чем среди взрослого населения, хотя многих смертей можно было бы избежать, если бы вовремя была оказана профилактическая и лечебная помощь. По данным обследования, только половина вызовов на срочную госпитализацию обслуживается в течение часа.
Ухудшение экономической ситуации в северных регионах, снижение жизненного уровня большинства северян сделали нереальным выезд детей, особенно проживающих в сельских районах, на летний отдых и оздоровление. Как следствие, можно ожидать постоянного увеличения расходов на лечение детей и молодежи, а уже в ближайшем будущем - на лечение взрослого населения и ухудшения генофонда Севера России.
Не менее остро на Севере стоят вопросы воспитания, образования и культурного развития детей. Существующая сеть учреждений культуры и образования не удовлетворяет северян. У детей и подростков на Севере меньше, чем в других регионах страны, возможностей получения качественного образования по месту жительства и организации досуга.
Нет в достаточном количестве учебников и учебных пособий, литературы для внеклассного чтения, особенно на языках коренных малочисленных народов Севера. Не хватает преподавателей и воспитателей. До 90 процентов издаваемых в России новых книг не поступают в библиотеки многих северных регионов даже в единственном экземпляре, межбиблиотечный абонемент из-за растущих почтовых расходов фактически распался. Сокращается сеть передвижных учреждений культуры, жители отдаленных поселений сегодня оказались полностью лишенными возможности приобщения к культуре.
В результате уровень образовательной подготовки, особенно в малокомплектных школах, очень низкий, дети обречены быть недоучками. Растет число подростков, не имеющих общего образования, многие из которых попадают в "группу риска".
При проведении государственной социальной политики по улучшению положения детей должен быть законодательно закреплен особый подход к Северу России. Требуется северная технология предоставления услуг социальной сферы. Это определяется прежде всего дисперсностью расселения, слабой транспортной освоенностью региона. На Севере не могут быть ориентиром показатели обеспеченности услугами здравоохранения, образования и культуры в расчете на 10 тысяч населения. Здесь должен быть другой критерий - доступность на каждого жителя, для каждого ребенка.
Кроме того, для компенсации негативного влияния на организм факторов окружающей среды необходима обязательная государственная поддержка детей по более широкому кругу вопросов оздоровления и профилактики заболеваемости, чем в отношении их сверстников из районов с благоприятными природно-климатическими условиями. Особого внимания требуют проблемы защиты детей коренных малочисленных народов Севера, сохранения их национальной самобытности.
Необходимость разработки законопроекта определена особыми условиями реализации прав и интересов детей, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, и направлена на создание правовой основы мер государственной социальной политики по улучшению положения детей на Севере России.
3. Место Федерального закона в системе действующего законодательства
В действующем законодательстве отдельные вопросы защиты интересов детей Севера отражены в следующих нормативных правовых актах: в федеральных законах "Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации" (от 19.06.96 г. N 78-ФЗ), "О льготах на проезд на междугородном транспорте для детей, нуждающихся в санаторно-курортном лечении" (от 16.07.98 г. N 99-ФЗ), Законе Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (от 19.02.93 г. N 4520-1), распоряжении Совета Министров РСФСР от 2 августа 1978 года N 1225-Р, постановлении Совета Министров РСФСР "О дополнительных льготах для районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера" (от 06.06.91 г. N 309), постановлении Правительства Российской Федерации "О мерах по организации отдыха, оздоровления и обеспечения занятости детей и подростков в 1998 году" (от 18.05.98 г.), указании Министерства путей сообщения Российской Федерации "О бесплатной перевозке детей шахтеров Печорского угольного бассейна" (от 24.05.98 г. N 185 пр-у).
Вместе с тем законодательством не в полной мере урегулированы:
правовые нормы, реально гарантирующие доступность для каждого ребенка, независимо от удаленности места проживания, услуг сферы здравоохранения, отдыха и оздоровления, образования и воспитания, культурного и физического развития;
дополнительные меры государственной поддержки детей в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях по обеспечению их прав на полноценное физическое, интеллектуальное, духовно-нравственное развитие,
приоритеты государственной поддержки законных прав детей коренных малочисленных народов Севера.
С принятием и введением в действие Федерального закона "О внесении изменения и дополнений в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" будет создана правовая основа государственной поддержки детей, проживающих в особо трудных условиях районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
4. Прогноз социально-экономических последствий принятия Федерального закона
Практическая значимость Федерального закона в том, что он законодательно закрепляет дополнительные меры защиты прав и законных интересов детей, проживающих в дискомфортных условиях районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Федеральный закон позволит упорядочить направления и приоритеты финансирования государственной поддержки детей Севера, создать социально-экономические возможности выживания и развития, сопоставимые с теми, что имеют их сверстники в районах умеренного климата.
Прогнозная оценка стоимости реализации Федерального закона произведена на основе статистической отчетности и оценок экспертов. Общие затраты федерального бюджета составят около 1,62 млрд. рублей или примерно 540 рублей на одного ребенка в год (в ценах до 17 августа 1998 года).
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона
"О внесении изменения и дополнений в Федеральный закон
"Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"
Меры по обеспечению гарантий полноценного развития детей Севера, предусматриваемые проектом закона, не требуют существенных затрат на их осуществление. Дополнительные затраты связаны с реализацией следующих положений законопроекта:
1. Проведение витаминизации детей Севера и обеспечение их питьевой водой.
Витаминизация предусматривает курс приема витаминных препаратов 2 раза в год, каждый продолжительностью 30 дней. Принимая во внимание, что на Севере России проживает около 3 млн. детей, а средняя стоимость дозы витаминных препаратов для проведения одного курса составляет 10 рублей, совокупные затраты на проведение витаминизации составят:
2 курсах х 3 млн. х 10 рублей = 60 млн. рублей.
Обеспечение детей Севера питьевой водой предполагается осуществлять посредством поставки в детские дошкольные и образовательные учреждения установок по очистке воды. Учитывая, что одна установка позволяет обеспечить водой питьевого качества примерно 200 детей, общая потребность составит 15000 единиц. Так как средний срок службы установки составляет 10 лет, реализация этого мероприятия потребует ежегодной поставки 1500 установок по очистке воды. Принимая во внимание, что средняя цена установки составляет 0,04 млн. рублей. ежегодные затраты составят: 0,04 млн. рублей х 1500 = 60 млн. рублей.
Таким образом, суммарные затраты на осуществление витаминизации детей Севера и обеспечение их питьевой водой в расчете на год составят: 60 млн.рубл. + 60 млн.рубл. = 120 млн.рублей.
В дальнейшем, при вводе в действие или реконструкции детских лечебно-оздоровительных и образовательных учреждений в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях целесообразно предусмотреть в нормативах их благоустройства обязательную установку систем очистки и обеззараживания воды.
2. Приоритетное обеспечение ежегодного отдыха и оздоровления детей Севера.
Согласно экспертным оценкам, за счет средств федерального бюджета должно финансироваться примерно 50% общей стоимости затрат на мероприятия по проведению летней оздоровительной кампании. Ежегодный отдых и оздоровление в районах с благоприятным климатом обеспечен только 20% для детей Севера от общей численности возрастных групп детей, нуждающихся в отдыхе и оздоровлении, которая составляет около 2 млн. человек.
При условии увеличения удельного веса детей, охваченных отдыхом и оздоровлением, до 70%, а также принимая во внимание, что средняя стоимость детской путевки составляет около 3 тыс. рублей, совокупные затраты на осуществления этого мероприятия за счет средств федерального бюджета составят:
2 млн. человек х (7(% - 20%) х 3 тыс. рублей х 50% = 1,5 млрд. рублей. Указанные средства должны учитываться при определении объемов финансовой поддержки (трансфертов) северных субъектов Российской Федерации из федерального бюджета.
Предельный уровень охвата детей Севера ежегодным отдыхом и оздоровлением в размере 70% определяется тем, что часть из них отдыхали вместе с родителями, поскольку в соответствии со статьей 33 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" работодатели один раз в два года оплачивают стоимость проезда и провоза багажа членам семей своих работников, включая детей, независимо от времени использования ими отпуска
3. Государственная поддержка детей Севера.
Предусматриваемые обеспечение адаптированных к условиям проживания на Севере норм питания, доступность образования, культурного и физического развития, соблюдение нормативов медицинского обслуживания, организация отдыха и оздоровления детей Севера осуществляются за счет бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов органов местного самоуправления, собственных средств организаций, а также средств, предусмотренных на реализацию федеральных целевых программ, и не требует существенных дополнительных затрат.
Устанавливаемые частью шесть статьи 1 дотации на проезд детей Севера к местам отдыха и оздоровления, учебы, на плановые консультации и стационарное лечение в республиканские (краевые, областные, окружные) лечебно-профилактические учреждения не требуют существенного дополнительного финансирования, поскольку частичная их оплата регламентирована следующими нормативными правовыми актами Российской Федерации:
статьей 32 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" установлена частичная оплата проезда для медицинских консультаций, на лечение в другие регионы Российской Федерации и обратно, если таких услуг нет в месте проживания;
статьей 33 вышеназванного закона для лиц, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предусмотрена возможность перевозки детей, выезжающих для санаторно-курортного лечения и отдыха из указанных районов и местностей, по льготным тарифам, определяемым Правительством Российской Федерации;
Федеральным законом "О льготах на проезд на междугородном транспорте для детей, нуждающихся в санаторно-курортном лечении" от 16 июля 1998 года N 99-ФЗ и постановлением Правительства Российской Федерации "О льготах по оплате проезда на транспорте для учащихся государственных и муниципальных средних специальных учебных заведений, студентов и аспирантов государственных и муниципальных высших учебных заведений" от 16 декабря 1992 года N 981 предусмотрены полная или частичная (в размере 50%) ежегодная оплата проезда в санаторно-курортные учреждения, к месту учебы и обратно.
Таким образом, обеспечение дополнительных гарантий и особых мер по осуществлению прав и законных интересов детей, проживающих в дискомфортных условиях районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, предусмотренных законопроектом, потребует ежегодного выделения из федерального бюджета 0,12 млрд. рублей + 1,5 млрд. рублей = 1,62 млрд. рублей, или более 540 рублей на одного ребенка в год (в ценах до 17 августа 1998 года). Понятно, из-за инфляционных процессов общие затраты могут возрасти.
Учитывая, что в федеральном бюджете и бюджетах других уровней на 1999 год расходы на дополнительные гарантии и меры для детей Севера не предусмотрены, предлагается ввести в действие соответствующие нормы настоящего Федерального закона с 1 января 2001 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.