Пояснительная записка
к проектам федеральных законов
"О присоединении Российской Федерации к Конвенции о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам" и
"О присоединении Российской Федерации к Конвенции о получении за границей доказательств по гражданским или торговым делам"
В связи с активизацией участия Российской Федерации во внешнеэкономических отношениях, интенсификацией взаимодействия российских граждан и хозяйствующих субъектов с зарубежными партнерами в последние годы значительно увеличилось количество гражданских и торговых дел, рассматриваемых в российских и иностранных судах. При этом важное значение приобретает налаживание современного механизма своевременной передачи компетентными органами государств судебной и внесудебной документации, что способствует более быстрому прохождению дел в судах.
Сжатые сроки рассмотрения дел предписываются и российским законодательством, в частности, новым Арбитражным процессуальным кодексом независимо от состава участников процесса. В соответствии с Федеральным конституционным законом "Об арбитражных судах в Российской Федерации" к компетенции этих судов отнесены дела по экономическим спорам не только между организациями и гражданами Российской Федерации, но и между отечественными и иностранными организациями, международными организациями, иностранными гражданами и лицами без гражданства, осуществляющими предпринимательскую деятельность.
В этой связи весьма актуален вопрос об ускорении выполнения за границей судебных поручений (вручение извещений о процессах и других судебных документов, истребование и передача доказательств, необходимых для рассмотрения судом дел).
До настоящего времени судебные, поручения в отношении лиц и организаций стран Западной Европы, Америки, Азии, Африки (кроме бывших социалистических государств, Испании, Китая и Монголии) передаются судами только по дипломатическим каналам в соответствии с порядком, предусмотренным Гаагской Конвенцией по вопросам гражданского процесса от 1 марта 1954 года, участницей которой является Российская Федерация.
Согласно этому порядку поручения о вручении судебных документов и выполнении других процессуальных действий российские суды направляют в Министерство юстиции Российской Федерации, а последнее обращается в Министерство иностранных дел Российской Федерации с просьбой передать их соответствующим центральным органам юстиции других государств через консульские отделы посольств России в этих государствах. Такой же длительный обратный путь проходят документы и после выполнения судебных поручений.
Между тем после 1954 года были заключены новые Гаагские конвенции: Конвенция о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам от 15 ноября 1965 года и Конвенция о получении за границей доказательств по гражданским или торговым делам от 18 марта 1970 года, существенно упрощающие процедуры судебной взаимопомощи.
Обе эти конвенции заменяют в отношениях стран-участниц соответствующие разделы Гаагской конвенции 1954 года и устанавливают, что документы и доказательства могут передаваться центральным органом юстиции одного договаривающегося государства непосредственно центральному органу юстиции другого договаривающегося государства, минуя МИД и консульские отделы посольств, в результате чего значительно сокращается срок исполнения судебных поручений. Прежний же порядок передачи судебных поручений сохранен в названных конвенциях лишь как дополнительный.
Участниками указанных конвенций являются США, Великобритания, Мексика и другие государства, не участвующие в Конвенции 1954 года. Таким образом, присоединение России к упомянутым конвенциям способствовало бы не только ускорению судебных процедур при рассмотрении международных споров, но также расширило бы круг государств, с которыми Российской Федерацией урегулированы отношения в важной сфере правового сотрудничества.
В соответствии со статьей 26 Гаагской конвенции от 15 ноября 1965 года и статьей 37 Гаагской конвенции от 18 марта 1970 года, подпункта а) п.1 ст.21 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" согласие на обязательность для Российской Федерации вышеупомянутых конвенций должно быть выражено путем принятия федерального закона.
Конвенции не содержат правил иных, чем предусмотренные российским законодательством, их реализация не повлечет дополнительных расходов из федерального бюджета.
Учитывая изложенное, Министерство иностранных дел Российской Федерации вносит предложение о присоединении Российской Федерации к Гаагским конвенциям от 15 ноября 1965 года и от 18 марта 1970 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.