Проект федерального закона N 97803747-2
"О государственной поддержке ракетно-космической промышленности
и космической инфраструктуры Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
(с поправками в тексте, принятыми во втором чтении)
Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые, экономические и организационные основы государственной поддержки ракетно-космической промышленности и космической инфраструктуры Российской Федерации, в интересах осуществления космической деятельности Российской Федерации (далее - космическая деятельность) и регулирует отношения в данной области.
Статья 1. Основные понятия
В целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
государственная поддержка ракетно-космической промышленности и космической инфраструктуры Российской Федерации (далее государственная поддержка) - система законодательных, нормативно-правовых, внешнеполитических, внешнеэкономических, финансовых, налоговых, таможенных, организационных и иных осуществляемых государством мер по поддержанию и развитию организаций ракетно-космической промышленности и космической инфраструктуры Российской Федерации, в части осуществления ими космической деятельности*
ракетно-космическая промышленность - систематизированная совокупность зданий, сооружений, станков, оборудования, людей и организаций, участвующих в выполнении работ (услуг) по разработке, производству, эксплуатации и утилизации ракетно-космической техники;
организация ракетно-космической промышленности - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющее в качестве основной научную и (или) производственную деятельность по созданию (в том числе разработке, изготовлению и испытанию) ракетно-космической техники различного назначения, космических материалов и космических технологий, а также использованию (эксплуатации) ракетно-космической техники и оказанию связанных с космической деятельностью услуг;
космическая инфраструктура - в смысле определения, данного в статье 18 Закона Российской Федерации "О космической деятельности";
космическая продукция - космическая техника, а также космические материалы, космические технологии, результаты интеллектуальной деятельности, научно-исследовательских, опытно-конструкторских и производственно-технологических работ, информация, полученные при создании и использовании космической техники, и различного вида услуги в области исследования и использования космического пространства, включая Луну и другие небесные тела;
российские космические объекты и спутниковые системы - космические объекты и спутниковые системы, находящиеся под юрисдикцией Российской Федерации;
иностранные космические объекты и спутниковые системы - космические объекты и спутниковые системы, находящиеся под юрисдикцией иностранного государства;
пользователь космической техники - юридическое или физическое лицо, извлекающее полезные свойства из космического объекта.
Статья 2. Принципы государственной поддержки ракетно-космической промышленности и космической инфраструктуры Российской Федерации
Государственная поддержка ракетно-космической промышленности и космической инфраструктуры Российской Федерации осуществляется в соответствии со следующими принципами:
целенаправленность и системность в осуществлении мероприятий государственной поддержки приоритетных конкурентоспособных проектов и направлений космической деятельности;
соответствие мер государственной поддержки первоочередным задачам Российской Федерации в социально-экономической сфере, в сфере науки, обеспечения национальной безопасности, в том числе самостоятельного свободного доступа Российской Федерации к использованию космического пространства;
обеспечение технической и технологической независимости в создании и применении космической продукции различного назначения. Ориентация преимущественно на использование и развитие перспективных технологий, российскую производственную и экспериментальную базу;
стимулирование частных инвестиций в космическую деятельность;
приоритет государственных интересов и интересов заказчика;
Статья 3. Правовое регулирование государственной поддержки ракетно-космической промышленности и космической инфраструктуры Российской Федерации
Правовое регулирование государственной поддержки осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статья 4. Субъекты государственной поддержки
Государственная поддержка распространяется на организации ракетно-космической промышленности и космической инфраструктуры Российской Федерации, выполняющие государственный заказ либо государственный оборонный заказ в целях осуществления космической деятельности и обеспечения обороны к безопасности России.
Статья 5. Государственная поддержка организаций ракетно-космической промышленности и космической инфраструктуры Российской Федерации в области внешней политики и международных отношений Российской Федерации
1. Государственная поддержка организаций ракетно-космической промышленности и космической инфраструктуры Российской Федерации в области внешней политики и международных отношений Российской Федерации осуществляется с целью:
приоритетного и выгодного участия российских организаций ракетно-космической промышленности и космической инфраструктуры Российской Федерации в международном сотрудничестве Российской Федерации в области исследования и использования космического пространства;
самостоятельного и свободного доступа России к исследованию и использованию космического пространства;
национальных экономических интересов по расширению экспорта космической продукции и услуг, привлечению иностранных инвестиций и высокоэффективных технологий в ракетно-космическую промышленность и космическую инфраструктуру Российской Федерации;
национальной безопасности Российской Федерации, в том числе оборонной, экономической, информационной, экологической и технологической безопасности;
защиты интересов российских организаций ракетно-космической промышленности и космической инфраструктуры Российской Федерации путем использования процедур, предусмотренных международным правом, в случае принятия иностранным государством мер, нарушающих права и интересы российских организаций ракетно-космической промышленности и космической инфраструктуры Российской Федерации.
Государственная поддержка организациям ракетно-космической промышленности и космической инфраструктуры Российской Федерации во внешней политике реализуется органами внешних сношений Российской Федерации.
2. Правительство Российской Федерации обеспечивает учет интересов организаций ракетно-космической промышленности и космической инфраструктуры Российской Федерации при подготовке международных договоров, межправительственных соглашений, заявлений по вопросам космической деятельности.
3. Министерство иностранных дел Российской Федерации:
содействует распространению за пределами территории Российской Федерации информации, обеспечивающей интересы организаций ракетно-космической промышленности и космической инфраструктуры Российской Федерации, а также развитию зарубежных связей и контактов организаций ракетно-космической промышленности и космической инфраструктуры Российской Федерации; учитывает интересы таких организаций при реализации политики и конкретных мероприятий по обеспечению обороны и безопасности Российской Федерации, расширению внешнеторговых и финансовых связей, научно-технических и других обменов Российской Федерации с иностранными государствами; осуществляет защиту прав и интересов организаций ракетно-космической промышленности и космической инфраструктуры за пределами территории Российской Федерации.
4. Правительство Российской Федерации, в случае принятия иностранным государством мер, нарушающих экономические интересы российских организаций ракетно-космической промышленности и космической инфраструктуры Российской Федерации вправе вводить ответные меры в соответствии с общепринятыми принципами и нормами международного права и в пределах, необходимых для эффективной зашиты экономических интересов российских организаций ракетно-космической промышленности и космической инфраструктуры Российской Федерации.
Статья 6. Государственная поддержка организаций ракетно-космической промышленности и космической инфраструктуры Российской Федерации в области внешней торговли
1 Федеральные органы исполнительной власти в соответствии со своей компетенцией оказывают содействие осуществлению внешнеторговой деятельности организациям ракетно-космической промышленности и космической инфраструктуры Российской Федерации в области космической деятельности, в том числе путем привлечения государственных кредитных организаций для создания благоприятных условий кредитования, обеспечения гарантий и страхования кредитов и сделок для организаций ракетно-космической промышленности и космической инфраструктуры Российской Федерации.
2 В случае, если услуги иностранных спутниковых систем и иные космические услуги, а также космическая техника импортируются в настолько больших количествах или на таких условиях, что наносится существенный вред или возникает угроза причинения такого вреда операторам российских спутниковых систем и (или) организациям ракетно-космической промышленности и космической инфраструктуры Российской Федерации, Правительство Российской Федерации вправе принять специальные защитные меры, которые могут быть необходимы для устранения серьезного вреда или предотвращения угрозы причинения такового, посредством введения импортных квот или специальных таможенных пошлин.
Основанием для принятия решения о введении защитных мер является совместный доклад федерального органа исполнительной власти по космической деятельности и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего координацию и регулирование внешнеторговой деятельности, подготовленный по результатам расследования, проведенного по поручению Правительства Российской Федерации и (или) по заявлению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, оператора спутниковых систем, организации ракетно-космической промышленности и космической инфраструктуры Российской Федерации, чья совокупная доля товаров или услуг конкурирующих с импортируемыми, составляет более 50 процентов общего внутреннего рынка таких товаров или услуг.
Проведение расследования и введение защитных мер в отношении импорта услуг иностранных спутниковых систем, иных космических услуг и космической техники осуществляются в порядке и на условиях, предусмотренных федеральными законами для проведения расследования и введение защитных мер в отношении импорта товаров.
Срок действия защитной меры, ее досрочная отмена или продление, а также все изменения в общем объеме и стоимости товаров и услуг на период действия в отношении их защитной меры, устанавливаются Правительством Российской Федерации с учетом международных обязательств Российской Федерации.
3. Меры, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи, могут быть приняты Правительством Российской Федерации по представлению заинтересованных федеральных органов исполнительной власти в целях выполнения Федеральной космической программы России и других федеральных целевых программ в смежных областях или в целях защиты организаций ракетно-космической промышленности и космической инфраструктуры Российской Федерации.
4 Ограничения на осуществление организациями ракетно-космической промышленности и космической инфраструктуры Российской Федерации внешнеторговых операций в отношении производимой ими продукции (работ, услуг), включая введение государственной монополии на такие операции, допускаются в случаях и порядке, установленных другими федеральными законами и международными договорами Российской Федерации.
Статья 7. Осуществление мер бюджетной и налоговой политики по обеспечению федеральных государственных нужд в области космической деятельности
1. В составе федерального бюджета на очередной год определяются приоритеты финансирования федеральных государственных нужд в области космической деятельности.
Если такие приоритеты не определены федеральным законом о федеральном бюджете на очередной год, они устанавливаются Правительством Российской Федерации в составе государственного оборонного заказа и государственного заказа на разработку, производство и поставку космической техники и объектов космической инфраструктуры.
2. Часть средств, поступающих федеральному органу исполнительной власти по обороне от оказания космических услуг, передачи в аренду космической инфраструктуры, реализации материальной части и топлива ракетных комплексов стратегического назначения, конверсируемых в рамках коммерческих космических проектов, направляется по установленному нормативу целевым назначением на финансирование приоритетных работ по разработке и созданию ракетно-космической техники, космических вооружения и военной техники в соответствии с государственным оборонным заказом и погашение кредиторской задолженности перед исполнителями государственного оборонного заказа за ранее выполненные работы по названной тематике.
3. Организациям ракетно-космической промышленности и космической инфраструктуры Российской Федерации в порядке и на условиях, установленных законодательством Российской Федерации предоставляются отсрочки или рассрочки по уплате налогов и сборов в случае задержки оплаты выполненного этими организациями государственного заказа.
Задолженность по налогу, возникшая в связи с задержкой оплаты выполненного организациями ракетно-космической промышленности и космической инфраструктуры Российской Федерации государственного заказа, может быть признана безнадежной и списана под условием встречного списания на ту же сумму задолженности государственного заказчика перед этой организацией.
Порядок списания задолженности по федеральным налогам и сборам устанавливается Правительством Российской Федерации.
Статья 8. Предоставление инвестиционного налогового кредита для закупок космической продукции
1. Организациям, приобретающим за счет внебюджетных средств космическую продукцию у российских организаций ракетно-космической промышленности и космической инфраструктуры Российской Федерации для целей ее эксплуатации в рамках коммерческих космических проектов, не входящих в Федеральную космическую программу России, а также организациям-инвесторам, привлекаемым государственными заказчиками для внебюджетного финансирования, входящих в Федеральную космическую программу России или в государственный оборонный заказ, и являющимися в том числе пользователями созданной в рамках этих проектов космической продукции, могут предоставляться целевые инвестиционные налоговые кредиты в порядке и на условиях, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации с учетом дополнительных положений, предусмотренных настоящей статьей.
2. К документам, представляемым организациям, названным в пункте 1 настоящей статьи, для принятия решения о предоставлении целевого инвестиционного налогового кредита для закупок космической техники прилагаются:
итоги размещения заказа на создание космической продукции среди организаций ракетно-космической промышленности;
заключение федерального органа исполнительной власти по космической деятельности или соответственно федерального исполнительного органа по обороне по документальному подтверждению итогов размещения заказа на создание космической продукции;
соглашение о контроле за целевым использованием инвестиционного налогового кредита, заключенное с федеральным органом исполнительной власти по финансам.
Соглашение о контроле за целевым использованием инвестиционного налогового кредита вступает в силу одновременно с принятием решения о предоставлении инвестиционного налогового кредита.
3. При предоставлении инвестиционного налогового кредита для закупок космической продукции субъект Российской Федерации, муниципальное образование, на территории которых находится организация, указанная в п.1 настоящей статьи, вправе принять решение о предоставлении ей синдицированного инвестиционного налогового кредита.
Статья 9. Формирование целевых фондов денежных средств на финансирование научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектных работ
1. Организации ракетно-космической промышленности и космической инфраструктуры Российской Федерации вправе направлять денежные средства на формирование целевых внебюджетных фондов финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также целевых внебюджетных фондов финансирования расходов по содержанию объектов космической инфраструктуры Российской Федерации.
2. Целевые внебюджетные фонды, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, формируются организациями ракетно-космической промышленности и космической инфраструктуры Российской Федерации по нормативам, устанавливаемым Правительством Российской Федерации в процентах от объема реализуемой ими продукции (работ, услуг).
3. Отчисления организаций ракетно-космической промышленности и космической инфраструктуры Российской Федерации для формирования целевых внебюджетных фондов, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, включаются в состав затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), входящих в себестоимость продукции (работ, услуг) организаций ракетно-космической промышленности и космической инфраструктуры Российской Федерации.
Статья 10. Изменение статуса космической техники
1. В целях привлечения внебюджетных средств на финансирование космической деятельности разрешается установленным порядком передавать, предоставлять в аренду или продавать космическую продукцию и объекты космической инфраструктуры Российской Федерации имеющиеся и создаваемые в рамках Федеральной космической программы России и государственного оборонного заказа российским и иностранным юридическим и физическим лицам.
2. Передача, предоставление в аренду или продажа космической продукции и объектов космической инфраструктуры Российской Федерации может быть произведена головному исполнителю (исполнителю) государственного оборонного заказа в качестве оплаты за выполнение государственного контракта (контракта) .
3. Средства, полученные за счет передачи предоставления в аренду или продажи космической продукции и объектов космической Российской Федерации имеющиеся и создаваемые в рамках государственного оборонного заказа направляются на счет Российского космического фонда в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, с последующей оплатой головному исполнителю (исполнителю) государственного оборонного заказа за выполнение государственного контракта (контракта).
Статья 11. Меры государственной поддержки ракетно-космической промышленности и космической инфраструктуры Российской Федерации при использовании орбитально-частотного ресурса
1. Орбитально-частотный ресурс, выделенный Российской Федерации, и позиции российских космических аппаратов на геостационарной орбите (орбитальные спутниковые позиции) с соответствующими полосами частот, заявленные в Международном союзе электросвязи, являются национальным достоянием Российской Федерации.
2. Распределение орбитально-частотного ресурса осуществляется с учетом следующих приоритетов:
в первую очередь - использование российских спутниковых систем связи;
во вторую очередь - использование спутниковых систем связи международных организаций, членом которых является Российская Федерация;
в третью очередь - использование иностранных спутниковых систем связи, координация сетей которых с сетями администрации связи Российской Федерации завершена.
Российская Федерация обладает правом преимущественного использования орбитально-частотного ресурса для федеральных государственных нужд.
Предоставление орбитально-частотного ресурса для негосударственных нужд осуществляется на основе договора аренды, заключаемого между федеральным органом исполнительной власти но космической деятельности и пользователем. Арендные платежи по указанным договорам зачисляются на счет Российского космического фонда, создаваемого в соответствии с Законом Российской Федерации "О космической деятельности"
3. Заполнение Российской Федерацией, космическими объектами заявленных орбитальных спутниковых позиций, осуществляется на основе государственного оборонного заказа и государственного заказа, а также по заявкам пользователей в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
4. Для реализации коммерческих космических проектов орбитальные позиции предоставляются на срок эксплуатации космических объектов при условии полного или частичного изготовления ракетно-космической техники для проекта российскими организациями ракетно-космической промышленности, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
Доля ракетно-космической техники для коммерческого космического проекта, подлежащая созданию российскими организациями ракетно-космической промышленности, определяется по каждому коммерческому космическому проекту Правительством Российской Федерации.
Орбитальные позиции могут предоставляться для реализации коммерческих космических проектов также при условии безвозмездного выделения части ресурса космических объектов для федеральных государственных нужд.
Статья 12. Порядок привлечения ресурсов из внебюджетных источников в развитие ракетно-космической промышленности и космической инфраструктуры Российской Федерации
1. Использование в Российской Федерации услуг связи, предоставляемых иностранными системами спутниковой связи может
допускаться в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, при условии:
выполнения требований национальной безопасности Российской Федерации:
использования российских операторов связи с исключительным правом на предоставление ими услуг связи соответствующих спутниковых систем на территории Российской Федерации;
участия Российской Федерации в доходах от предпринимательской деятельности по предоставлению названных услуг связи в форме полученных государством платежей за использование выделенного для указанных систем диапазона частот.
2. Применение на территории Российской Федерации наземной аппаратуры пользователя услуг иностранных навигационных и топогеодезических спутниковых систем допускается при условии ее сопряжения с аналогичными российскими спутниковыми системами и соответствия этой аппаратуры установленным требованиям и техническим нормам.
Разрешения на ввоз и использование на территории Российской Федерации указанной аппаратуры выдаются на платной основе в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. 4.
3. Данные (информация) дистанционного зондирования Земли из космоса, полученные с использованием находящейся в федеральной собственности космической техники, являются федеральной собственностью и относятся к федеральным информационным ресурсам, если только они не были получены за счет негосударственных средств во исполнение договора (контракта), которым предусмотрено право собственности заказчика на результаты работ.
Часть средств, поступающих по таким договорам (контрактам), а также от реализации данных дистанционного зондирования Земли из космоса направляется целевым порядком на выполнение Федеральной космической программы.
4. Предоставление ресурсов космических объектов для негосударственных нужд осуществляется на основе договора аренды, заключаемого между федеральным органом исполнительной власти по космической деятельности и пользователем. Арендные платежи по указанным договорам направляются целевым порядком на финансирование космической деятельности России дополнительно к расходам, определенным Федеральным бюджетом.
Статья 13. Особенности приватизации организаций ракетно-космической промышленности и космической инфраструктуры Российской Федерации
1. Правительство Российской Федерации разрабатывает государственную программу приватизации государственного имущества в Российской Федерации с учетом положений Федеральной космической программы.
2. Сроки и ограничения приватизации государственного имущества организаций ракетно-космической промышленности и космической инфраструктуры Российской Федерации определяются с учетом участия указанных организаций в выполнении Федеральной космической программы, а также других федеральных целевых программ в области космической деятельности.
Органами по управлению государственным имуществом при утверждении планов приватизации устанавливаются инвестиционные и социальные условия коммерческих конкурсов, порядок их проведения в соответствии с Федеральной космической программой.
3. Не допускается приватизация организаций ракетно-космической промышленности и космической инфраструктуры Российской Федерации, имеющих монополию на разработку, испытание, производство и эксплуатацию ракетно-космической техники для государственных нужд.
Статья 14. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона
Лица, виновные в нарушении настоящего Федерального закона, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 15. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Предложить Президенту Российской Федерации, поручить Правительству Российской Федерации привести в соответствие с настоящим Федеральным законом изданные ими нормативные правовые акты.
Президент
Российской Федерации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.