Проект федерального закона
"О государственных целевых бюджетных фондах
воспроизводства минерально-сырьевой базы"
Досье на проект федерального закона
См. пояснительную записку
финансово-экономическое обоснование
перечень законодательных актов для изменения
Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы образования государственных Федерального и территориальных целевых бюджетных фондов воспроизводства минерально-сырьевой базы, источники поступления средств, их назначения, контроль и порядок использования.
Статья 1. Основные термины и определения
Государственная федеральная программа геологического изучения недр и развития минерально-сырьевой базы (далее - федеральная программа) и государственные территориальные программы геологического изучения недр и развития минерально-сырьевой базы (далее - территориальные программы) - совокупность геологоразведочных и сопутствующих им работ, выполняемых на территории Российской Федерации, ее континентальном шельфе, в Мировом океане и Антарктиде для геологического изучения недр и обеспечения потребностей страны в минеральном сырье и других ресурсах.
Воспроизводство минерально-сырьевой базы - реализация государственных федеральной и территориальных программ геологического изучения недр и развития минерально-сырьевой базы с целью восполнения запасов полезных ископаемых, извлекаемых из недр, и формирования государственного резерва месторождений полезных ископаемых.
Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы - часть стоимости добытого и реализованного минерального сырья, уплачиваемая в бюджет пользователями участков недр при добыче всех видов полезных ископаемых, необходимая для финансирования государственных федеральной и территориальных программ геологического изучения недр и развития минерально-сырьевой базы.
Государственный федеральный целевой бюджетный фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы (далее - федеральный фонд) - совокупность денежных средств в федеральном бюджете, с целевым назначением для финансирования мероприятий Государственной программы геологического изучения недр и развития минерально-сырьевой базы.
Государственные территориальные целевые бюджетные фонды воспроизводства минерально-сырьевой базы (далее - территориальные фонды) совокупность целевых денежных средств в бюджетах субъектов Российской Федерации, предназначенных для финансирования мероприятий государственных территориальных программ геологического изучения недр и развития минерально-сырьевой базы.
Государственный заказ (контракт) - договор между уполномоченными на то органами государственной власти с юридическим лицом, обладающим правом на осуществление видов деятельности по геологическому изучению недр, на выполнение конкретного задания Государственной федеральной или территориальной программы геологического изучения недр, содержащий объемы, сроки, размеры и источники финансирования работ, состав, форму и порядок представления геологической информации и иные условия.
Статья 2. Государственная федеральная и территориальные программы геологического изучения недр и развития минерально-сырьевой базы
1. Государственная федеральная программа геологического изучения недр и развития минерально-сырьевой базы включает:
1) геолого-съемочные, геофизические и иные виды работ, носящие региональный характер и имеющие общегосударственное значение;
2) все виды работ по геологическому изучению недр территориального моря, континентального шельфа, Мирового океана и Антарктиды;
3) поиски и оценку месторождений углеводородов, драгоценных металлов и драгоценных камней и иных стратегических и остродефицитных полезных ископаемых;
4) научно-исследовательские, опытно-конструкторские и иные работы, обеспечивающие выполнение государственных федеральной и территориальных программ геологического изучения недр и развития минерально-сырьевой базы;
5) мероприятия по обеспечению управления государственным фондом недр, его охраны и рационального использования.
2. Государственная федеральная программа на перспективу до 5 лет разрабатывается федеральным органом управления государственным фондом недр с участием других федеральных органов исполнительной власти.
Работы по Государственной федеральной программе, проводимые на территории субъектов Российской Федерации, должны быть согласованы с органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.
В состав Государственной федеральной программы могут включаться работы, относящиеся к государственным территориальным программам.
Государственная федеральная программа утверждается Правительством Российской Федерации
3. Государственные территориальные программы геологического изучения недр и развития минерально-сырьевой базы включают:
1) поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, необходимых для удовлетворения внутренних потребностей данного субъекта Российской Федерации;
2) поиски и оценку месторождений полезных ископаемых в районе действующих горнодобывающих предприятий для восполнения их минерально-сырьевой базы, за исключением месторождений полезных ископаемых, указанных в пункте 3) части первой настоящей статьи;
3) поиски и оценку подземных пресных вод для обеспечения водоснабжения населения, промышленности и сельского хозяйства;
4) поиски и оценку месторождений общераспространенных полезных ископаемых;
5) мероприятия по охране и рациональному использованию недр, охране окружающей природной среды при пользовании недрами.
4. Государственные территориальные программы на перспективу до 5 лет разрабатываются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Они должны быть согласованы с федеральным органом управления государственным фондом недр для увязки по направлениям и видам работ с Государственной федеральной программой.
В состав Государственных территориальных программ могут включаться работы, относящиеся к Государственной федеральной программе, выполняемые на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.
Государственная территориальная программа утверждается в порядке, установленным законодательным (представительным) органом власти субъекта Российской Федерации.
Статья 3. Порядок образования государственных фондов воспроизводства минерально-сырьевой базы.
1. Федеральный фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы образуется на основании Закона Российской Федерации "О недрах" и настоящего Федерального закона.
2. Территориальные фонды воспроизводства минерально-сырьевой базы субъектов Российской Федерации образуются на основании Закона Российской Федерации "О недрах", настоящего Федерального закона и законов субъектов Российской Федерации.
3. Два и более субъектов Российской Федерации могут создать один общий региональный фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы.
Положение о региональном фонде воспроизводства минерально-сырьевой базы, соответствующее настоящему Федеральному закону, утверждается органами законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации - участников создаваемого регионального фонда по согласованию с федеральным органом управления государственным фондом недр.
Статья 4. Источники образования государственных фондов воспроизводства минерально-сырьевой базы.
1. Источниками образования Федерального фонда и территориальных фондов воспроизводства минерально-сырьевой базы являются:
1) отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
2) плата за информацию о недрах, средства от реализации горных выработок и иного горного имущества;
3) средства от возмещения ущерба, нанесенного в результате нарушений законодательства о недрах;
4) поступления от штрафов за правонарушения в области использования и охраны недр;
5) средства от добровольных взносов юридических и физических лиц
6) иные средства, не запрещенные законодательством Российской Федерации.
2. Средства государственных федерального и территориальных фондов воспроизводства минерально-сырьевой базы, не использованные в отчетном финансовом году, зачисляются в доходы фондов при их формировании на следующий финансовый год.
Статья 5. Ставки отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы
Ставка отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы - количественный показатель части стоимости минерального сырья для каждого вида или нескольких видов полезных ископаемых. Ставки являются едиными для всех пользователей недр, ведущих добычу данного вида или нескольких видов полезных ископаемых, и устанавливаются Федеральным законом "О ставках отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы".
Статья 6. Формирование доходов Федерального фонда
1. Доходы федерального фонда формируются за счет средств:
а) не менее 70 процентов отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, указанных в пункте 1) части первой статьи 4, и иных поступлений, указанных в пунктах 2), 3) и 4) части первой статьи 4 настоящего Закона, связанных с участками недр территории Российской Федерации (за исключением общераспространенных полезных ископаемых и приравненных к ним подземных вод);
б) 100 процентов отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, указанных в пункте 1) части первой статьи 4, и иных поступлений, указанных в пунктах 2), 3) и 4) части первой статьи 4 настоящего Закона, связанных с участками недр континентального шельфа Российской Федерации;
в) добровольных взносов юридических и физических лиц, указанных в пункте 5) части первой статьи 4 настоящего Закона, и иных поступлений, указанных в пункте 6) части первой статьи 4 настоящего Закона, в соответствии с условиями их внесения.
2. Средства Федерального фонда на условиях государственного заказа (контракта) направляются государственным или иным геологическим предприятиям для выполнения работ Государственной федеральной программы геологического изучения недр.
Часть этих средств на условиях государственного заказа (контракта) может оставляться горнодобывающим предприятиям в порядке взаимозачета средств для выполнения ими заданий Государственной федеральной программы.
Решение об оставлении указанных средств горнодобывающим предприятиям принимается федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации на основании выполнения государственных программ данным предприятием за предшествующий период.
Статья 7. Формирование доходов территориальных фондов
1. Доходы территориальных фондов формируются за счет:
а) до 30 процентов отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, указанных в пункте 1) части первой статьи 4, и иных поступлений, указанных в пунктах 2), 3) и 4) части первой статьи 4 настоящего Закона, связанных с участками недр территории Российской Федерации (за исключением общераспространенных полезных ископаемых и приравненных к ним подземных вод);
6) 100 процентов отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, указанных в пункте 1) части первой статьи 4, и иных поступлений, указанных в пунктах 2), 3) и 4) части первой статьи 4 настоящего Закона, взимаемых за общераспространенные полезные ископаемые и приравненные к ним подземные воды на территории соответствующих субъектов Российской Федерации;
в) добровольных взносов юридических и физических лиц, указанных в пункте 5) части первой статьи 4 настоящего Закона, и иных поступлений, указанных в пункте 6) части первой статьи 4 настоящего Закона, в соответствии с условиями их внесения.
2. Средства территориальных фондов направляются по представлению территориального органа федерального органа управления государственным фондом недр государственным или иным геологическим предприятиям для выполнения работ Государственной территориальной программы.
Часть этих средств на условиях государственного заказа (контракта) может оставляться горнодобывающим предприятиям в порядке взаимозачета средств для выполнения ими заданий Государственной территориальной программы.
Решение об оставлении указанных средств горнодобывающим предприятиям принимается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов федерального органа управления государственным фондом недр на основании выполнения государственных программ геологического изучения недр данным предприятием за предшествующий период.
Статья 8. Использование средств Федерального и территориальных фондов
1. Средства Федерального фонда используются только для финансирования следующих видов работ, включаемых в Государственную федеральную программу геологического изучения недр и развития минерально-сырьевой базы:
1) региональные геологические, геофизические, геохимические, гидрогеологические, инженерно-геологические, геоэкологические и иные региональные исследования (съемки), проходка сверхглубоких и параметрических скважин, мониторинг и охрана геологической среды, воспроизводство и охрана запасов пресных подземных, минеральных и термальных вод;
2) поиски, оценка и разведка месторождений полезных ископаемых, изучение технологических свойств полезных ископаемых и горногеологических условий их добычи, геолого-экономическая оценка ресурсов недр;
3) научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектные работы, связанные с геологическим изучением недр и воспроизводством минерально-сырьевой базы, их информационным обеспечением, а также мероприятия научно-технической пропаганды;
4) модернизация и техническое перевооружение геологоразведочного производства, включая производство, приобретение, в том числе на лизинговой основе, специальной техники, включая морские суда и иные транспортные средства, приборов и аппаратуры;
5) охрана и рациональное использование недр, ликвидация или консервация горных выработок и рекультивация земель, ликвидация последствий геологических осложнений, стихийных бедствий, аварийных ситуаций, содержание военизированных горноспасательных частей и другие мероприятия:
6) обустройство и ликвидация геологических баз (поселков), строительство, ремонт и реконструкция зданий, сооружений, включая коммуникации и объекты социальной сферы;
7) управление государственным фондом недр, обеспечение службы государственного геологического контроля и экспертизы, содержание федерального и территориальных фондов геологической информации, контрольно-ревизионной службы, учебных заведений;
8) выплата вознаграждений за разведку и открытие месторождений полезных ископаемых в объеме 0.5 - 1.5 процентов от сумм средств фонда.
2. Средства территориальных фондов используются только для финансирования видов работ, соответствующих части первой настоящей статьи, а также для иных видов работ, установленных законами субъектов Российской Федерации, включаемых в Государственные территориальные программы геологического изучения недр и развития минерально-сырьевой базы.
Статья 9. Государственная собственность на геологическую информацию и горное имущество
1. Геологическая информация о недрах, полученная за счет средств Федерального и территориальных фондов, является государственной собственностью и представляется пользователем недр по установленной форме в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации.
Порядок и условия хранения и использования указанной геологической информацией устанавливаются законодательством Российской Федерации о недрах.
2. Горные выработки (скважины, шахты, карьеры и др.), здания, сооружения, оборудование и иное недвижимое имущество, сооруженные или приобретенные за счет средств федерального и территориального фондов, в соответствии являются государственной собственностью, если иное не установлено условиями государственного заказа (контракта).
Указанное имущество, находящееся в государственной собственности, может передаваться в собственность пользователям недр и иным лицам посредством выкупа их у государства по остаточной стоимости с зачислением вырученных средств в соответствующие фонды.
Статья 10. Принятие бюджетов Федерального и территориальных фондов
1. Проект доходов и расходов федерального фонда на предстоящий финансовый год разрабатывается федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с другими федеральными органами исполнительной власти и включается составной частью в проект федерального бюджета на предстоящий год.
Часть средств федерального фонда может быть направлена на финансирование государственных территориальных программ.
2. Бюджет Федерального фонда с распределением расходов по разделам Государственной федеральной программы геологического изучения недр и развития минерально-сырьевой базы на предстоящий год принимаются федеральным законом о федеральном бюджете на предстоящий год в порядке, установленном федеральным законом о рассмотрении и принятии федерального бюджета.
3. Бюджеты территориальных фондов с распределением расходов по разделам Государственной территориальных программ геологического изучения недр и развития минерально-сырьевой базы на предстоящий год принимаются законами субъектов Российской Федерации об их бюджетах на предстоящий год.
Часть средств территориального фонда может быть направлена на финансирование федеральной программы по участкам недр, находящимся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Статья 11. Управление средствами Федерального и территориальных фондов
1. Управление средствами Федерального фонда воспроизводства минерально-сырьевой базы осуществляет федеральный орган управления государственным фондом недр.
2. Средства, зачисляемые в Федеральный фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы, аккумулируются на специальных счетах по учету доходов федерального бюджета, открытых органам федерального казначейства.
3. Управление средствами территориальных фондов воспроизводства минерально-сырьевой базы осуществляют органы власти субъектов Российской Федерации с участием территориальных органы федерального органа управления государственным фондом недр в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.
4. Инструкции о порядке образования и расходования средств Федерального и территориальных фондов воспроизводства минерально-сырьевой базы принимаются Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с федеральным органом управления государственным фондом недр.
Статья 12. Контроль за использованием средств Федерального и территориальных фондов
1. Контроль за использованием средств Федерального фонда осуществляют Счетная палата Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, федеральный орган управления государственным фондом недр, а также другие уполномоченные федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
2. Контроль за использованием средств территориальных фондов осуществляют органы власти субъектов Российской Федерации с участием территориальных органов федерального органа управления государственным фондом недр в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.
3. Федеральный орган управления государственным фондом недр обеспечивает ежегодную публикацию в федеральных средствах массовой информации отчет об использовании денежных средств федерального фонда по разделам Государственной федеральной программы геологического изучения недр и развития минерально-сырьевой базы.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают ежегодные публикации в региональных средствах массовой информации отчеты об использовании денежных средств территориальных фондов по разделам государственных территориальных программ геологического изучения недр и развития минерально-сырьевой базы.
Статья 13. Ответственность за неуплату отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы и нецелевое использование средств Федерального и территориальных фондов
1. За неуплату отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы пользователи участков недр несут ответственность в соответствии с Законом Российской Федерации "О недрах", Налоговым кодексом Российской Федерации и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. За нецелевое использование средств государственных федерального и территориальных фондов, выразившееся в использовании их на цели, не соответствующие федеральному закону и законам субъектов Российской Федерации о бюджете в части доходов и расходов по разделам Государственных федеральной и территориальных программ, допустившие это должностные лица федеральных органов исполнительной власти и органов власти субъектов Российской Федерации несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
3. За нецелевое использование средств государственных федерального и территориальных фондов, выразившееся в использовании их на цели, не соответствующие государственным заказам (контрактам) по объектам Государственных федеральной и территориальных программ, получившие их пользователи недр несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
4. Использованные не по целевому назначению средства федерального фонда должны возмещаться в бесспорном порядке и направляться в федеральный фонд в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Использованные не по целевому назначению средства территориальных фондов фонда должны возмещаться в бесспорном порядке и направляться в соответствующие территориальные фонды в порядке, устанавливаемом законодательством субъектов Российской Федерации.
Статья 14. Введение в действие настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон вводится в действие со дня его официального опубликования.
2. Предложить Президенту Российской Федерации привести принятые ими правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом
3. Поручить Правительству Российской Федерации привести принятые ими правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Президент
Российской Федерации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.