Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О государственных целевых бюджетных фондах воспроизводства минерально-сырьевой базы"
Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы Российской Федерации создан 1 января 1994 года Постановлением Верховного Совета РФ от 14.05.93 N 4968-1 и регулируется в настоящее время статьей 44 Закона РФ "О недрах" (1995 г.), Федеральным законом "О ставках отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы" (1996 г.), постановлением Правительства РФ от 2 августа 1997 г. N 986, а также законом "О федеральном бюджете на 1999 год".
Законопроект разработан в соответствие с пунктом 6 Постановления Государственной Думы "О принятии в третьем чтении проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 1999 год".
Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы (ВМСБ) взимаются с горнодобывающих предприятий более 40 лет и до 1993 года были известны как отчисления на геологоразведочные работы (отчисления на ГРР), учитываемые в госбюджете отдельной строкой.
Необходимость принятия данного закона обусловлена, прежде всего, значительным отставанием прироста запасов полезных ископаемых (поисков и разведки) по отношению к объемам их добычи, что происходит вследствие нецелевого использованием средств фонда как на федеральном уровне, так и на региональном уровне.
По сути, идет проедание созданной в советский период минерально-сырьевой базы без ее должного восполнения. Ситуация осложняется распадом единого минерально-сырьевого комплекса СССР на отдельные элементы, когда месторождения полезных ископаемых и предприятия по их переработке оказались в разных странах. В связи с этим Россия потеряла прежние источники минерального сырья, которые вдруг стали остродефицитными, требующими поисков, разведки и разработки на своей территории.
При принятии в 1992 году Закона РФ "О недрах" в нем был реализован принцип ограничения участия государства только съемкой, поисками и оценкой (предварительной разведкой) выявленных запасов полезных ископаемых, а разведка (детальная) предоставлена горнодобывающим предприятиям. Это позволило снизить бремя государственных расходов на геологоразведочные работы и освободить средства, ранее на десятки лет буквально закапываемые в недра.
Предполагалось, что горнодобывающие предприятия будут вкладывать собственные и иные негосударственные средства не только в добычу и разведку полезных ископаемых, но и в поиски новых месторождений. Однако данные надежды не оправдались. Даже напротив, государственные средства для съемки, поисков и оценки, стали оставляться в распоряжении горнодобывающих предприятий для самостоятельного ведения ими геологоразведочных работ и использоваться для разведки (детальной и эксплуатационной) или в лучшем случае для доразведки разрабатываемых месторождений полезных ископаемых.
Проверка фонда, проведенная Счетной палатой по итогам 1997-1998 года, выявила многочисленные нарушения, в том числе со стороны Министерства финансов РФ по использованию более 50% средств на другие цели, а также Министерства природных ресурсов РФ по нецелевому или неэффективному использованию средств.
Основная цель закона - использование средств фонда для поисков и оценки (предварительной разведки) новых месторождений полезных ископаемых, необходимых для обеспечения экономической независимости и безопасности страны.
Эта цель достигается следующими средствами:
1) Финансирование из фонда только тех проектов, которые включены в Государственную федеральную программу геологического изучения недр (ГИН) на перспективу до 5 лет, утверждаемую Правительством РФ или в государственные территориальные программы, согласованные с федеральной программой и утверждаемые субъектами РФ;
2) Финансирование ограниченного перечня видов работ, непосредственно связанных с выполнением съемки, поисков и оценки новых месторождений полезных ископаемых;
3) Принятие расходов по основным разделам Государственной федеральной программы геологического изучения недр в составе федерального бюджета, а территориальных программ - в составе бюджетов субъектов РФ;
4) Участие в разработке Государственных программ геологического изучения недр и бюджетов федерального и территориальных фондов всех заинтересованных сторон, органов власти на федеральном и региональном уровнях, ответственности всех участников процесса, их отчетности и гласности.
Достоинством законопроекта можно считать то, что реализуемый в нем механизм позволяет осуществить плавный переход от существующего порядка распределения и использования средств к необходимому порядку
/------------------------------------------------\
| Фонд |
| ВМСБ |
\------------------------------------------------/
| A |
Около 30% /------/ | \--------\ Около 70%
| | |
/-----------------\ /-----------------\ /----------------\
| Территориальные |----| Горнодобывающие |------| Федеральный |
| фонды | /--| предприятия |---\ | фонд |
\-----------------/ | \-----------------/ | \----------------/
| /-----/ \-----\ |
/-------------------\ /-----------------\ /-----------------\
| Территориальные | | Геологические | | Федеральная |
| программы ГИН |----| предприятия |---| программа ГИН |
\-------------------/ \-----------------/ \-----------------/
Рис. Структурная схема распределения средств фонда ВМСБ для выполнения государственной программы ГИН
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О государственных целевых
бюджетных фондах воспроизводства минерально-сырьевой базы"
Отчисления в Федеральный фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы по данным Госналогслужбы России в 1997-98 гг. составили соответственно 3929,1 и 2348,5 млн. рублей, что составляло соответственно 71,3 и 72,9 процентов к показателям федерального бюджета. Фактически Минфином России было выделено в 1997 году 1354,1 млн. рублей, или 24,6 процента к установленным показателям, в 1998 году - соответственно 1344,1 млн. рублей, или 41,7 процента.
Кроме поступлений указанных средств в 1997-98 гг. на расчетные счета МПР России также поступали средства от погашения задолженности нефтегазодобывающих предприятий по отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой базы в федеральный бюджет (в том числе: АО НК "Лукойл" погашено деньгами 124 млн. рублей и 480 млн. рублей товарными векселями и РАО "Газпром" - соответственно 30,6 и 303,7 млн. рублей). Расходование их производилось на основании актов-сверок задолженности федерального бюджета перед геологоразведочными предприятиями. По данным Счетной палаты Российской Федерации установлено нарушение отчетности об использовании этих средств. По состоянию на 1 января 1999 года задолженность перед Минфином России составила 381,7 млн. рублей.
Нецелевое использование средств Федерального фонда в 1997-98 гг. определено в объеме 172,5 млн. рублей, при этом значительно больше этого объема использовалось неэффективно.
Законопроект устанавливает порядок и источники образования государственных фондов воспроизводства минерально-сырьевой базы, определяет их целевое использование. В соответствии с указанным законом Правительство Российской Федерации будет представлять в Государственную Думу программу геологического изучения недр и развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации одновременно с проектом федерального бюджета.
Законопроект направлен на повышение контроля за расходованием средств и ответственности за использование средств государственных фондов воспроизводства минерально-сырьевой базы со стороны законодательных (представительных) и исполнительных органов власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих принятию
в связи с принятием федерального закона "О государственных целевых
бюджетных фондах воспроизводства минерально-сырьевой базы"
В связи с принятием федерального закона "О государственных целевых бюджетных фондах воспроизводства минерально-сырьевой базы" потребуется принятие следующих нормативных правовых актов федерального законодательства:
1. Внесение изменений и дополнений в Федеральный закон "О ставках отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы";
2. Положение о Федеральном фонде воспроизводства минерально-сырьевой базы;
3. Порядок использования отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы и освобождения пользователей недр от указанных отчислений:
4. Порядок представления государственной отчетности предприятиями, осуществляющими разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, в федеральный и территориальные фонды геологической информации;
5. Инструкция о порядке формирования, расходования, ведения учета и составления отчетности об использовании средств Федерального фонда воспроизводства минерально-сырьевой базы;
6. Инструкция о порядке исчисления, уплаты в бюджет и целевом использовании отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.