Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О ратификации Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Испания об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал"
В соответствии с действующим законодательством Министерство финансов Российской Федерации представляет пояснительную записку по вопросу ратификации Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Испания об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал, подписанной в г. Мадриде 16 декабря 1998 года. Новая Конвенция заменит собой Конвенцию между Правительством СССР и Правительством Испания об избежании двойного налогообложения доходов и имущества от 1 марта 1985 года. Необходимость пересмотра ранее действовавшей Конвенции вызвана изменившимися условиями хозяйствования в Российской Федерации, переходом на рыночные условия жизни, а также введением принципиально новой системы налогов в России и изменениями налогового законодательства в Испании.
Целью вышеуказанной Конвенции является обеспечение условий, при которых юридические и физические лица каждого из договаривающихся государств не будут дважды уплачивать налоги с одного и того же вида дохода или капитала в своей стране и стране-партнере. Решение этого вопроса позволяет на взаимовыгодных началах привлечь в каждое из договаривающихся государств иностранные инвестиции и обеспечить условия для устранения двойного налогообложения предприятий, организаций и граждан.
При подготовке указанной Конвенции Российская Сторона основывалась на типовой модели соглашений об избежании двойного налогообложения, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 1992 года N 352, а также договаривающиеся государства руководствовались типовыми моделями, рекомендованными Организацией Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР) и Организацией Объединенных Наций (ООН).
Основными положениями Конвенции являются следующие:
Сфера применения Конвенции
Конвенция распространяется на налоги на доходы и капитал юридических и физических лиц, имеющих постоянное местопребывание или постоянное место жительства в Российской Федерации или Испании.
Налогообложение доходов (прибыли) от предпринимательской деятельности
Конвенция предусматривает, что налогообложение доходов (прибыли) от предпринимательской деятельности лица одного договаривающегося государства в другом договаривающемся государстве производится, если такое лицо осуществляет деятельность в этом другом государстве через постоянное представительство. При этом в отношении строительно-монтажных работ установлено, что получаемая от этой деятельности прибыль будет облагаться налогом, если продолжительность таких работ превышает 12 месяцев.
Налогообложение доходов от имущества и самого имущества
Доходы от использования имущества и само имущество облагаются налогами в том государстве, где такое имущество фактически находится. Исключение сделано в отношении морских и воздушных судов, эксплуатируемых в международных перевозках. Доходы от отчуждения таких транспортных средств, полученные предприятием договаривающегося государства, подлежат налогообложению в этом государстве.
Налогообложение дивидендов
Право взимать налоги с дивидендов, получаемых из другого договаривающегося государства, предоставлено стране - получателю. В то же время оговаривается право взимания налога и в стране - источнике, однако в этом случае налог не может превышать 5/10/15% от общей суммы дивидендов в зависимости от выполнения определенных условий.
При согласовании данного положения Конвенции испанская сторона настаивала на установлении единой пятипроцентной (5%) ставки налогообложения дивидендов у источника выплаты, поскольку, во-первых, компании и частные лица - резиденты Испании являются одними из основных инвесторов, работающих в России, и предполагается дальнейшее инвестирование значительных сумм в реальный сектор российской экономики. Во-вторых, испанская сторона констатировала, что в большинстве аналогичных соглашений об избежании двойного налогообложения, заключенных Испанией с государствами со схожей по отношению к России экономикой, в частности, с Болгарией, Словакией, Чехией, Венгрией, Польшей, Мексикой и др., такая ставка налогообложения дивидендов составляет 5%. что делает эти страны более привлекательными для испанских прямых инвестиций.
Вместе с тем, испанская сторона также отметила, что Россией заключены соглашения со странами ЕС и другими государствами, являющимися основными инвесторами в экономику России, в которых предусмотрена ставка налогообложения дивидендов у источника выплаты на уровне 5% при соблюдении некоторых сопоставимых условий (соглашения России с США, Южной Кореей, Швецией, Германией, Швейцарией, Нидерландами, Италией, Францией, а также действующие в России соглашения бывшего СССР с Австрией и Финляндией).
Учитывая вышеизложенное, а также тот факт, что испанская сторона одновременно, по тем же самым причинам, претендовала на нулевую ставку (0%) налогообложения доходов в виде процентов у источника выплаты в соответствии со статьей 11 Конвенции, российская сторона сочла возможным пойти на определенный компромисс, договорившись с испанской стороной о следующих ставках налогов на пассивные доходы у источника их выплаты (аналогичный подход к налогообложению дивидендов был реализован в соглашении между Россией и Францией, которое вступило в силу с 9 февраля 1999 г.):
а) 5 процентов от общей суммы дивидендов, если:
(i) лицом, имеющим фактическое право на дивиденды, является компания (иная, чем товарищество), которая вложила в капитал компании, выплачивающей дивиденды, не менее 100.000 ЭКЮ (сто тысяч ЭКЮ) или эквивалентную сумму в любой другой валюте: и
(ii) такие дивиденды освобождаются от налога в другом Договаривающемся Государстве:
b) 10 процентов от общей суммы дивидендов, если выполняется только одно из условий, упомянутых в (i) или (ii);
c) 15 процентов от обшей суммы дивидендов во всех остальных случаях.
При этом, в рамках согласованного компромисса в контексте двух статей, в статье 11 ("Проценты") оговаривается размер ставки, по которой доходы в виде процентов могут облагаться в стране-источнике (чего, кстати, нет в действующем соглашении между СССР и Испанией).
Следует иметь в виду, что ставка налога на дивиденды 5% будет применяться только при одновременном соблюдении условий, указанных в (i) и (ii) подпункта а). При этом понимается, что согласно части III Протокола, который является неотъемлемой частью Конвенции, в отношении подпункта а) (ii) пункта 2 статьи 10 дивиденды освобождаются от налогообложения в том случае, когда вычет всей суммы испанского налога, относящегося к таким дивидендам, предоставляется действующим законодательством Испании. В настоящее время налоговым законодательством Испании предусматривается освобождение от налогообложения дивидендов, полученных из зарубежных источников испанскими компаниями, имеющими статус иностранных портфельных холдинговых компаний (ИПХК). Основной целью создания таких компаний является администрирование и управление участия в акционерном капитале компании-нерезидента. Для получения освобождения от налогообложения, дивидендов, получаемых ИПХК из источников в России, должны выполняться следующие условия:
- в момент распределения дивидендов ИПХК владеет прямо или косвенно не менее 5% акционерного капитала компании-нерезидента непрерывно по крайней мере в течение одного года;
- компания-нерезидент подлежит налогообложению и не освобождается от режима налогообложения аналогичного испанской системе корпоративного подоходного налогообложения, независимо от размера ставки налога, взимаемого с корпоративного дохода.
Таким образом, льготная 5%-ная ставка будет применяться лишь к ограниченному числу испанских резидентов, имеющих нормальный налоговый статус, сделавшим достаточно существенные инвестиции в российские компании, причем на сравнительно большой срок, что отвечает российским интересам.
Налогообложение процентов
Право взимать налоги с процентов, выплачиваемых по разным долговым обязательствам, предоставлено государству, резидентом которого является получатель дохода. В то же время оговаривается право взимания налога и в стране - источнике, однако в этом случае налог не может превышать 5% от общей суммы процентов. При этом, проценты освобождаются от налогообложения в стране - источнике, если они выплачиваются другому Договаривающемуся Государству, его политическому подразделению или местному органу власти, либо проценты выплачиваются по долгосрочному кредиту (7 или более лет), предоставленному банком или другим кредитным учреждением, являющимся резидентом этого другого Договаривающегося Государства. В соответствии с действующей Конвенцией между Правительством СССР и Правительством Испании об избежании двойного налогообложения доходов и имущества от 1 марта 1985 г. исключительное право взимать налоги с процентов предоставлено государству, резидентом которого является получатель процентов.
Налогообложение роялти
Право взимать налоги с роялти предоставлено государству, резидентом которого является получатель роялти. В то же время оговаривается право взимания налога и в стране - источнике, однако в этом случае налог не может превышать 5% от общей суммы роялти.
Налогообложение доходов физических лиц
Конвенция предусматривает режим налогообложения доходов физических лиц, аналогичный принятому в международной практике. Физическое лицо уплачивает налоги со всех своих доходов в той стране, в которой оно находится свыше 183 дней в течение соответствующего календарного года. Исключение с учетом международной практики сделано для членов экипажей транспортных средств, артистов, спортсменов, государственных служащих, пенсионеров, студентов, стажеров.
Конвенция гарантирует недопущение налоговой дискриминации, регулирует процедуру рассмотрения обращений и заявлений налогоплательщиков и разрешения споров, а также вопросы обмена информацией между компетентными органами Договаривающихся Государств, определяет методы устранения двойного налогообложения.
В соответствии с подпунктом а) пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 16 июня 1995 года "О международных договорах Российской Федерации" Конвенция подлежит ратификации и вступает в силу с даты последнего из уведомлений о выполнении необходимых в связи с этим процедур. Положения Конвенции применяются до тех пор, пока одно из Договаривающихся Государств не прекратит ее действия, направив по дипломатическим каналам уведомление по крайней мере за шесть месяцев до окончания любого календарного года после истечения пяти лет с даты вступления Конвенции в силу.
Конвенция способствует развитию торгового, культурного и научно-технического сотрудничества между Россией и Испанией, а также привлечению взаимных инвестиций. Доходная база российских бюджетов не сузится, т.к. некоторое уменьшение налогового бремени для испанских юридических и физических лиц в Российской Федерации будет компенсировано за счет аналогичного его увеличения в отношении прибыли и доходов, полученных российскими организациями и гражданами на территории Испании. Вместе с тем, наличие такой Конвенции позволит российским налоговым органам контролировать своевременность и полноту налоговых поступлений с доходов, полученных российскими юридическими и физическими лицами отдеятельности на территории Испании. Получение возможности для налоговых органов обеих стран обмениваться необходимой налоговой информацией приведет к выявлению дополнительных источников поступлений в соответствующие бюджеты.
М.А.Моторин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.