Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Белоруссия о совместном использовании объектов военной инфраструктуры Российской Федерации и Республики Белоруссия в интересах обеспечения безопасности государств"
Постановлением Совета Министров РСФСР N 463 от 06.09.91 "Об утверждении списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет" в графе "наименования учреждений" указанного Списка включены детские дошкольные учреждения всех типов, под эту категорию подпадают и ведомственные детские дошкольные учреждения.
Тем не менее Пенсионный Фонд Российской Федерации, ссылаясь на ст.12 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании", согласно которой все образовательные учреждения являются юридическими лицами, отказывается засчитывать стаж педагогической работы в ведомственных детских дошкольных учреждениях как стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, начиная с 1992 г. (времени принятия Закона Российской Федерации "Об образовании"). Ведомственные детские дошкольные учреждения как подразделения различных организаций, не являющихся образовательными, таким образом не подпадают под категорию образовательных учреждений, несмотря на то, что фактически ими являются.
В Московскую областную Думу поступают многочисленные жалобы от педагогических работников названных учреждений на факты отказа районных и городских управлений Пенсионного Фонда Московской области, которые, ссылаясь на требование Пенсионного Фонда Российской Федерации, отказываются засчитывать им стаж работы в ведомственных дошкольных учреждениях как стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
Результатом анализа возникшей коллизии Генеральной Прокуратурой Российской Федерации явилось Представление "Об устранении нарушений законодательства об условиях, определяющих право на пенсию в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей" от 14.04.98 N 7/2-1-1649-97. Названное Представление также указывает на то, что Пенсионный Фонд Российской Федерации в данном вопросе вышел за рамки своей компетенции, введя новые нормы, тем самым ущемляя права работников ведомственных детских дошкольных учреждений.
Принятие данного закона позволит устранить несоответствие между действующим пенсионным законодательством и Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и восстановить социальную справедливость по отношению к педагогическим работникам ведомственных детских дошкольных учреждений.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании"
По данным Государственного Комитета по статистике Российской Федерации по состоянию на 1 января 1998 года количество ведомственных дошкольных образовательных учреждений от общего числа дошкольных образовательных учреждений в среднем по Российской Федерации составляет 29 %.
Численность педагогических работников ведомственных дошкольных образовательных учреждений от общего числа педагогических работников всех дошкольных образовательных учреждений Российской Федерации составляет 21,5 %.
В соответствии со статьей 80 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" основанием для назначения педагогическим работникам образовательных учреждений пенсии за выслугу лет является наличие выслуги не менее 25 лет.
В связи с тем, что в существующих формах статистической отчетности Государственного Комитета по статистике Российской Федерации (85-К; 3-ДС и др.) данные о численности педагогических работников со стажем работы 25 лет не предусмотрены, в расчетах суммы затрат федерального закона в качестве исходных использованы данные о численности педагогических работников ведомственных дошкольных образовательных учреждений со стажем работы свыше 15 лет, которая составляет 64 тысячи 897 человек или 9,6 % от общей численности педагогических работников дошкольных образовательных учреждений Российской Федерации. Логично предположить, что численность педагогических работников ведомственных дошкольных образовательных учреждений со стажем от 15 до 25 лет составляет одну третью часть от общей численности педагогических работников ведомственных дошкольных образовательных учреждений со стажем свыше 15 лет. Тогда численность педагогических работников ведомственных дошкольных образовательных учреждений со стажем свыше 25 лет составит 43 тысячи 265 человек. Также следует исключить численность педагогических работников дошкольных образовательных учреждений, которым уже назначена пенсия по старости.
Поскольку необходимые статистические данные отсутствуют, в расчете использованы статистические данные по состоянию на 1 октября 1998 года, согласно которым численности педагогических работников школ, которым уже назначена пенсия по старости составляет 10,4% от общей численности педагогических работников школ. Предположим, что и численность педагогических работников дошкольных образовательных учреждений, получающих пенсию по старости, также составляет 10,4% (15 тысяч 60 человек) от общей численности педагогических работников дошкольных образовательных учреждений (144 тысячи 840 человек).
Тогда численность педагогических работников дошкольных образовательных учреждений, нуждающихся в пенсии за выслугу лет, составит: 43 тысячи 265 человек - 15 тысяч 60 человек = 28 тысяч 200 человек
По состоянию на 1 января 1998 года средний размер назначенной месячной пенсии за выслугу лет педагогических работников образовательных учреждений, включая все виды надбавок и повышения пенсии, но без учета компенсационных выплат составляет 271 руб. 81 коп. С учетом компенсационных выплат согласно Указу Президента Российской Федерации от 15 апреля 1996 года N 550 "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации", которые определяются размером назначенной месячной пенсии и колеблются от 75 руб. в месяц до 150 руб. в месяц, средний размер назначенной месячной пенсии за выслугу лет педагогических работников образовательных учреждений составляет 366 руб. 22 коп.
Учитывая то, что средний размер назначенной месячной пенсии за выслугу лет по Российской Федерации практически не изменялся за последние два года и составлял:
- по состоянию на 1 января 1998 года
292 руб. 73 коп., включая все виды надбавок и повышения пенсии, но без учета компенсационных выплат,
388 руб. 50 коп. с учетом компенсационных выплат;
- по состоянию на 1 января 1999 года
297 руб. 06 коп., включая все виды надбавок и повышения пенсии, но без учета компенсационных выплат,
390 руб. 45 коп. с учетом компенсационных выплат, то логично предположить, что и средний размер назначенной месячной пенсии за выслугу лет педагогических работников образовательных учреждений также практически не изменялся за последние два года при незначительном увеличении среднего размера назначенной месячной пенсии с учетом всех категорий пенсионеров.
Поэтому ввиду отсутствия статистических данных о среднем размере назначенной месячной пенсии за выслугу лет педагогических работников образовательных учреждений по состоянию на 1 января 1999 года в финансово-экономическом расчете будут использованы имеющиеся статистические данные по состоянию на I января 1998 года.
Для сравнения можно привести данные о среднем размере назначенной месячной пенсии с учетом всех категорий пенсионеров, который составляет:
- по состоянию на 1 января 1998 года
259 руб. 67 коп., включая все виды надбавок и повышения пенсии, но без учета компенсационных выплат,
365 руб. 92 коп. с учетом компенсационных выплат;
- по состоянию на 1 января 1999 года;
336 руб. 52 коп., включая все виды надбавок и повышения пенсии, но без учета компенсационных выплат,
402 руб. 93 коп. с учетом компенсационных выплат.
Таким образом, исходя из имеющихся статистических данных по состоянию на 1 января 1998 года, полная сумма расхода федерального бюджета при назначении пенсии за выслугу лет педагогическим работникам ведомственных дошкольных образовательных учреждений составит без учета инфляции в среднем
28200 человек х 366,22 руб. = 10 млн. 328 тыс. руб. в месяц
или 124 млн. руб. в год.
Перечень
нормативно-правовых актов, изменения и дополнения которых потребует принятие проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании"
1. Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании".
2. Закон Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
3. Постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.91 N 463 (с изменениями, внесенными Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.93 N 953).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.