Проект федерального закона
"О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон
"О государственном прогнозировании и программах
социально-экономического развития Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
См. пояснительную записку
финансово-экономическое обоснование
члены рабочей группы по подготовке проекта федерального закона
Статья 1. Внести изменения и дополнения в федеральный закон "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации", изложив его в следующей редакции:
Федеральный закон
"О государственном прогнозировании, индикативном планировании
и программах социально-экономического и территориального развития
Российской Федерации"
Настоящий Федеральный закон определяет цели и содержание системы государственных прогнозов социально-экономического и территориального развития Российской Федерации, индикативных планов и программ социально-экономического и территориального развития Российской Федерации, а также общий порядок разработки указанных прогнозов, планов и программ.
Статья 1. Основные понятия
1. Государственное прогнозирование социально-экономического и территориального развития Российской Федерации - система научно обоснованных представлений о направлениях социально-экономического и территориального развития Российской Федерации в условиях регулируемого рыночного хозяйства.
Результаты государственного прогнозирования социально-экономического и территориального развития Российской Федерации используются при разработке стратегии и принятии органами законодательной и исполнительной власти Российской Федерации конкретных решений в области социально-экономического и региональной политики государства.
2. Концепция социально-экономического развития и территориального Российской Федерации - система представлений о стратегических целях и приоритетах социально-экономической политики государства, важнейших направлениях и средствах реализации указанных целей.
3. Программа социально-экономического и территориального развития Российской Федерации - комплексная система целевых ориентиров социально-экономического и территориального развития Российской Федерации и планируемых государством эффективных путей и средств достижения указанных ориентиров.
4. Индикативный план социально-экономического и территориального развития Российской Федерации на краткосрочный период - системы показателей социально-экономического, технологического, экологического, территориального и внешнеэкономического развития, обеспечивающих реализацию целей и приоритетов, содержащихся в программе социально-экономического и территориального развития на среднесрочный период.
5. Федеральная целевая программа - комплекс взаимосвязанных проектов и мероприятий, согласованных по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления и обеспечивающих эффективное решение приоритетных стратегических задач социально-экономического, научно-технического, инновационно-инвестиционного, экологического, территориального и внешнеэкономического развития.
6. Ориентиры социокультурной динамики - обобщающие показатели развития социальной сферы в перспективе (потребления домашних хозяйств на душу населения; валовой добавленной стоимости в здравоохранении и социальном обеспечении, образовании, культуре и искусстве, науке и научном обслуживании на душу населения; ожидаемой средней продолжительности жизни при рождении.
Ориентиры экономической динамики - обобщающие показатели развития экономики в перспективе (темпы роста или падения валового внутреннего продукта на душу населения; темпы роста или падения инвестиций в основной капитал; уровень занятости трудоспособного населения; предельный уровень инфляции, внутреннего и внешнего государственного долга).
Статья 2. Система государственных прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации
1. Правительство Российской Федерации обеспечивает разработку государственных прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации (далее - прогноз социально-экономического развития) на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы.
2. Прогнозы социально-экономического и территориального развития разрабатываются исходя из комплексного анализа демографической ситуации, научно-технического потенциала, накопленного национального богатства, экономической и социальной структуры, территориальных пропорций, внешнего положения Российской Федерации, состояния природных ресурсов и перспектив изменения указанных факторов.
3. Прогнозы социально-экономического и территориального развития разрабатываются в целом по Российской Федерации, по народнохозяйственным комплексам и отраслям экономики, по регионам.
Отдельно выделяется прогноз развития государственного сектора экономики.
Прогнозы социально-экономического и территориального развития основываются на системе демографических, экологических, научно-технических, инновационных, внешнеэкономических, социальных, отраслевых, региональных и других прогнозов отдельных общественно значимых сфер деятельности, а также прогнозов интеграционных связей стран СНГ и развития мировой экономики.
4. Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются в нескольких вариантах с учетом вероятностного воздействия внутренних и внешних политических, социокультурных, экономических и других факторов.
5. Прогнозы социально-экономического развития включают количественные показатели и качественные характеристики развития макроэкономической ситуации, экономической структуры, научно-технического, инновационного и территориального развития, внешнеэкономической деятельности, динамики производства и потребления, уровня и качества жизни, экологической обстановки, социальной структуры, а также систем образования, здравоохранения и социального обеспечения населения, культуры и искусства.
Статья 3. Государственное прогнозирование социально-экономического и территориального развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу
1. Прогноз социально-экономического и территориального развития на долгосрочную перспективу разрабатывается раз в пять лет на двадцатилетний период.
2. На основе прогноза на долгосрочную перспективу Правительство Российской Федерации организует разработку концепции социально-экономического и территориального развития Российской Федерации на десятилетний период.
3. В концепции социально-экономического и территориального развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу конкретизируются варианты социально-экономического развития Российской Федерации, определяются стратегические цели и приоритеты социально-экономического и территориального развития Российской Федерации, пути и средства достижения указанных целей и приоритетов, долгосрочные ориентиры социокультурной и экономической динамики.
4. Порядок разработки долгосрочного прогноза социально-экономического и территориального развития и порядок разработки концепции социально-экономического и территориального развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу определяются Правительством Российской Федерации.
5. Концепция социально-экономического и территориального развития на долгосрочный период вместе с предложениями о системе целевых программ, обеспечивающих решение поставленных целей и приоритетов, направляется Правительством Российской Федерации на рассмотрение Совета Федерации и Государственной Думы.
6. Данные прогноза социально-экономического и территориального развития и концепции социально-экономического и территориального развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу подлежат опубликованию.
7. В целях обеспечения преемственности социально-экономической политики государства данные прогноза социально-экономического и территориального развития и концепции социально-экономического и территориального развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу используются при разработке прогнозов социально-экономического и территориального развития и программ социально-экономического и территориального развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу.
Статья 4. Государственное прогнозирование и программа социально-экономического и территориального развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу
1. Прогноз социально-экономического и территориального развития на среднесрочную перспективу разрабатывается на период от трех до пяти лет и ежегодно корректируется.
2. Порядок разработки прогноза социально-экономического и территориального развития на среднесрочную перспективу определяется Правительством Российской Федерации.
3. Прогноз социально-экономического и территориального развития на среднесрочную перспективу подлежит опубликованию.
4. Первое после вступления в должность Президента Российской Федерации послание, с которым он обращается к Федеральному Собранию, содержит специальный раздел, посвященный концепции социально-экономического и территориального развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу.
5. В специальном разделе послания Президента Российской Федерации характеризуется состояние экономики Российской Федерации, формулируются и обосновываются стратегические цели и приоритеты социально-экономической политики государства, направления реализации указанных целей, важнейшие задачи, подлежащие решению на федеральном уровне, приводятся важнейшие целевые макроэкономические показатели, характеризующие социально-экономическое и территориальное развитие Российской Федерации на среднесрочную перспективу.
6. Правительство Российской Федерации разрабатывает программу социально-экономического и территориального развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу исходя из положений, содержащихся в послании Президента Российской Федерации, концепции социально-экономического и экономического и территориального развития и программ социально-экономической и территориального развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу.
7. Порядок разработки программы социально-экономического и территориального развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу определяется Правительством Российской Федерации.
8. В программе социально-экономического и территориального развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу должны быть отражены:
оценка итогов социально-экономического развития Российской Федерации за предыдущий период и характеристика состояния экономики Российской Федерации;
концепция программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу;
макроэкономическая политика;
институциональные преобразования;
научно-техническая и инновационная политика;
инвестиционная и структурная политика;
аграрная политика;
экологическая политика;
социальная политика;
региональная экономическая политика;
внешнеэкономическая политика;
перечень федеральных целевых программ на среднесрочный период.
9. Программа социально-экономического и территориального развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу официально представляется Правительством Российской Федерации в Совет Федерации и Государственную Думу.
Правительство ежегодно представляет в Совет Федерации и Государственную Думу доклад о результатах выполнения указанной программы, необходимых уточнениях в ней и продлении на очередной год.
10. Для рассмотрения Программы социально-экономического и территориального развития Российской Федерации и ежегодных докладов Правительства Федеральное Собрание создает Объединенную комиссию по стратегии социально-экономического и территориального развития с равным представительством палат. Комиссия привлекает к своей работе представителей научных организаций, профсоюзов, общественных объединений и вносит свои заключения в Совет Федерации и Государственную Думу.
Статья 5. Государственное прогнозирование и индикативное планирование социально-экономического и территориального развития Российской Федерации на краткосрочную перспективу
1. Прогноз социально-экономического и территориального развития Российской Федерации на краткосрочную перспективу разрабатывается ежегодно.
2. Ежегодное послание Президента Российской Федерации, с которым он обращается к Федеральному Собранию, содержит специальных раздел, посвященный анализу выполнения программы социально-экономического и территориального развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу и уточнению указанной программы с выделением задач на предстоящий год.
3. Правительство Российской Федерации одновременно с представлением проекта федерального бюджета представляет Государственной Думе и Совету Федерации следующие документы и материалы:
итоги социально-экономического и территориального развития Российской Федерации за прошедший период текущего года;
прогноз социально-экономического и территориального развития на предстоящий год;
проект индикативного плана социально-экономического и территориального развития Российской Федерации на предстоящий год, предусматривая в плане меры по реализации приоритетов, ориентиров социокультурной и экономической динамики и федеральных целевых программ, содержащихся в программе социально-экономического и территориального развития Российской Федерации на среднесрочный период;
проект сводного финансового баланса по территории Российской Федерации;
перечень основных социально-экономических и территориальных проблем (задач), на решение которых направлена политика Правительства Российской Федерации в предстоящем году;
перечень федеральных целевых программ, намеченных к финансированию за счет средств федерального бюджета на предстоящий год;
перечень и объемы поставок продукции для федеральных государственных нужд по укрупненной номенклатуре;
намечаемые проектировки развития государственного сектора экономики.
Правительство Российской Федерации представляет при необходимости проекты федеральных законов, предусматривающих меры по реализации задач социально-экономического развития Российской Федерации в предстоящем году.
4. В перечне федеральных целевых программ указываются:
краткая характеристика каждой из принятых к реализации федеральных целевых программ, включая указание целей, основных этапов и сроков их выполнения;
результаты выполнения основных этапов для переходящих федеральных целевых программ;
требуемые объемы финансирования каждой из принятых к реализации федеральных целевых программ в целом и по годам с указанием источников финансирования;
объемы финансирования федеральных целевых программ за счет средств федерального бюджета в предстоящем году;
государственные заказчики программ.
5. Намечаемые проектировки развития государственного сектора экономики включают показатели его функционирования и развития, получения и использования доходов от распоряжения государственным имуществом.
Намечаемые проектировки развития государственного сектора экономики содержат оценку эффективности использования федеральной собственности и пакетов акций, а также программу повышения эффективности использования федеральной собственности.
6. Порядок рассмотрения представленных документов и материалов определяется Государственной Думой при обсуждении проекта федерального бюджета на предстоящий год.
7. Итоги социально-экономического и территориального развития Российской Федерации за предыдущий год представляются Правительством Российской Федерации в Совет Федерации и Государственную Думу не позднее февраля текущего года и подлежат опубликованию.
8. Правительство Российской Федерации и Центральный банк Российской Федерации обеспечивают ежемесячный мониторинг состояния экономики Российской Федерации и публикуют информационно-статистические данные о социально-экономическом положении Российской Федерации.
Статья 6. Прогнозы, индикативные планы и программы социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и крупных экономических районов
1. Субъекты Российской Федерации разрабатывают долгосрочные и среднесрочные прогнозы социально-экономического развития, концепции социально-экономического развития на долгосрочную перспективу и программы на среднесрочную перспективу, индикативные планы на краткосрочную перспективу, целевые региональные программы исходя из соответствующих федеральных документов и с учетом специфики субъектов Российской Федерации.
2. Органы координации деятельности субъектов Российской Федерации, входящих в крупные экономические районы, разрабатывают и представляют в Правительство Российской Федерации сводные прогнозы, программу на среднесрочный период, индикативные планы по группе субъектов Федерации, входящих в крупный экономический район, и межрегиональные программы.
3. Правительство Российской Федерации обобщает прогнозы, программы и индикативные планы, представленные субъектами Российской Федерации и органами координации их деятельности по крупным экономическим районам, намечает меры по преодолению территориальных диспропорций и улучшению положения депрессивных регионов, формирует территориальные разделы концепции социально-экономического и территориального развития на долгосрочную перспективу и программы социально-экономического и территориального развития на среднесрочную перспективу, а также межрегиональные целевые программы федерального значения.
4. Рекомендовать законодательным органам субъектов Российской Федерации принять нормативные акты о прогнозировании, программировании и индикативном планировании социально-экономического развития исходя из основных положений настоящего федерального закона и учитывая специфику субъектов Российской Федерации.
Статья 7. Заключительные положения
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
2. Поручить Правительству Российской Федерации в течение трех месяцев разработать и принять необходимые нормативные правовые акты по реализации настоящего федерального закона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.