Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации"
Федеральный закон "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации" от 20 июля 1995 г. N 115-ФЗ создал правовую основу для выработки и реализации стратегии экономического и социального развития страны на основе системы долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных прогнозов, концепции на долгосрочную перспективу и программы социально-экономического развития на среднесрочную перспективу, годовых финансовых балансов и перечней федеральных целевых программ.
Однако указанный закон выполняется слабо, работа по подготовке прогнозов, концепции на долгосрочный период и программы на среднесрочный период ведется от случая к случаю, от нее фактически отстранено Федеральное Собрание, обоснованная перспективная стратегия практически отсутствует, что ведет к крупным просчетам, ошибкам, потерям для народного хозяйства и населения, затрудняет выход из кризиса.
Практика применения закона показала, что в нем не предусмотрен механизм контроля законодательных органов за выработкой и реализацией стратегии социально-экономического развития, недостаточен горизонт прогнозов, отсутствует индикативное планирование, широко используемое в зарубежных странах, крайне слабо представлен территориальный разрез федеральных документов, работа в этом направлении субъектов Федерации и ассоциаций межрегионального сотрудничества.
Необходимо внести ряд изменений и дополнений в Федеральный закон, с тем, чтобы актуализировать его и повысить роль Федерального Собрания в определении и контроле за выполнением перспективной стратегии социально-экономического развития страны.
Концепция закона о внесении изменений и дополнений в федеральный закон "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации", подготовленная Отделением исследования циклов и прогнозирования РАЕН, обсуждалась на заседании Комитета по экономической политике Совета Федерации 13.10.98. Была создана рабочая группа по подготовке проекта закона.
Предлагаемые принципиальные изменения в законе сводятся к следующим.
1. Уточнение названия закона, добавить в название закона понятия индикативного планирования и территориального развития.
2. Повышается роль территориального планирования. Предлагается дополнительно ввести в закон ст.6 "Прогнозы, индикативные планы и прогнозы социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и крупных экономических районов", в которой определяются правовые основы разработки прогнозов, концепции на долгосрочный и программы на среднесрочный период, годовых индикативных планов по регионам и ассоциациям межрегионального сотрудничества, а также территориальных разрезов федеральных прогнозов, программ и планов. Субъектам Федерации рекомендуется принять нормативные акты о прогнозировании, программировании и индикативном планировании социально-экономического развития.
3. Расширении горизонта прогнозирования. Исходной базой выработки должен стать комплексный прогноз долгосрочной стратегии социально-демографического, научно-технического, экологического и территориального развития РФ на 20-летний период, разрабатываемый каждые пять лет и служащий основой для разработки и корректировки концепции социально-экономического и территориального развития на 10-летний период и предложений о системе долгосрочных целевых программ, реализующих выбранные стратегические приоритеты.
4. Усиление программного разреза. Предлагается разрабатывать и утверждать перечень федеральных целевых программ вместе с программой социально-экономического и территориального развития РФ на среднесрочный период с указанием необходимого привлечения средств для их реализации из бюджетных и внебюджетных источников. Это повысит эффективность программно-целевого управления.
5. Индикативный план. Целесообразно восстановить годовые индикативные планы, утверждаемые вместе с федеральным бюджетом. Попытка возложить функции плана на годичный прогноз неудачна, поскольку прогноз выполняет иные функции. Во многих зарубежных странах (как западных, так и восточных) активно и с успехом используется индикативное планирование.
6. Социальная направленность. Усиливается социальная направленность прогнозов, программ и индикативных планов; предлагается включать в них ориентиры социокультурной динамики, отражающие динамику уровня и качества жизни населения.
7. Инновационная направленность. Для повышения конкурентоспособности отечественной продукции и улучшения использования научно-технического потенциала предлагается выделить в законе инновационные прогнозы и программы.
8. Усиление роли Федерального Собрания. Предлагается существенно повышение роли Федерального Собрания как высшего законодательного органа, представляющего интересы всех слоев населения, в определении и контроле за выполнением стратегии социально-экономического и территориального развития страны; рассмотрение и утверждение на заседаниях Государственной Думы и Совета Федерации проектов Концепции социально-экономического и территориального развития на долгосрочный период, программы на среднесрочный период, перечня федеральных целевых программ и индикативного плана;
ежегодное представление Правительством в палаты Федерального Собрания доклада о социально-экономическом и территориальном развитии РФ;
создание объединенной комиссии Государственной Думы и Совета Федерации по стратегии социально-экономического и территориального развития (с равным представительством палат) и научно-экспертного совета при ней для анализа представляемых Правительством проектов концепции, программы, индикативного плана и перечня федеральных целевых программ, а также ежегодных докладов Правительства и подготовки заключений для палат по указанным документам.
Принятие перечисленных выше изменений и дополнений позволит существенно повысить обоснованность стратегии социально-экономического и территориального развития и эффективность государственного регулирования в этой области.
О финансовых результатах введения федерального закона
"О внесении изменений и дополнений в федеральный закон
"О государственном прогнозировании и программах
социально-экономического развития Российской Федерации".
Введение в действие изменений и дополнений к закону не потребует дополнительных затрат из федерального бюджета сверх тех, которые предусматриваются на финансирование органов государственного управления и на науку и научное обслуживание. Комплексный прогноз социально-демографического, научно-технического, экологического и территориального развития РФ на 20 лет будет разрабатываться вместо долгосрочного прогноза на 10 лет, годовой индикативный план - вместо текущего прогноза.
В то же время введение в действие изменений и дополнений к федеральному закону будет способствовать повышению обоснованности стратегических приоритетов, эффективности государственного регулирования социально-экономического и территориального развития, ускорению перехода от кризиса к оживлению экономики и на этой основе увеличению доходов бюджета, предприятий и населения.
Члены рабочей группы по подготовке проекта федерального закона
"Об изменениях и дополнениях в федеральный закон "О государственном
прогнозировании и программах социально-экономического развития
Российской Федерации"
Яковлев Владимир Анатольевич, Председатель Комитета по экономической
политике Совета Федерации
Пузановский Адриан Георгиевич, зам. Председателя Комитета по
экономической политике Государственной Думы
Тел. 292-33-98
Волков Александр Александрович, член Комитета по экономической
политике Совета Федерации
Глазьев Сергей Юрьевич, руководитель Информационно-аналитического
управления Совета Федерации
Тел. 203-78-58, 292-61-98
Яковец Юрий Владимирович, профессор РАГС, академик-секретарь
Отделения исследования циклов и прогнозирования РАЕН
Тел. 953-81-02, 436-94-27 т/ф 129-04-88
Юнь Олег Михайлович, руководитель Департамента структурной и
инновационной политики Минэкономики России
Тел. 251-97-42
Козлов Геннадий Викторович, первый заместитель Миннауки России
Тел. 229-20-34
Лаверов Николай Павлович, вице-президент РАН, председатель Комитета
по экологической безопасности Совета Безопасности
Тел. 954-29-68
Швырков Юрий Михайлович, зав. кафедрой прогнозирования МГУ
Тел. 939-28-08, дом. 198-89-12
Федоренко Анатолий Иванович, советник аппарата Комитета по
экономической политике Совета Федерации
Тел. 926-63-51
Прохорова Ирина Владимировна, заместитель начальника аппарата
Комитета Государственной Думы по экономической политике
Тел. 292-01-93
Федунова Надежда Васильевна, консультант аппарата Комитета
Государственной Думы по экономической политике
Тел. 292-51-31
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.