Пояснительная записка
к проекту федерального закона "Об адвокатуре в Российской Федерации"
Конституция Российской Федерации в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права определила неотъемлемые права и свободы человека, в том числе, право каждого на получение квалифицированной юридической помощи (ч.1 ст.48). Ныне действующее на территории Российской Федерации Положение об адвокатуре РСФСР от 20 ноября 1980 года устарело и не отвечает демократическим преобразованиям, происходящим в обществе. Указанным Положением не могли быть приняты в расчет современные тенденции развития адвокатуры, связанные с выделением новых организационных структур адвокатской деятельности (адвокатских бюро, фирм, кабинетов), с параллельным развитием сети кооперативов и других организаций, оказывающих правовые услуги на коммерческой основе.
Федеральный закон об адвокатуре должен в соответствии с Концепцией судебной реформы в Российской Федерации обеспечить правовое регулирование вопросов деятельности адвокатуры, взаимодействия коллегий адвокатов с государственными органами, должностными лицами и гражданами, гарантировать независимость коллегий адвокатов как самоуправляемых профессиональных организаций. Порядок учреждения и работы организаций и лиц, оказывающих правовые услуги в качестве предпринимателей, находится вне сферы правового регулирования закона об адвокатуре.
Поскольку Конституция Российской Федерации отнесла адвокатуру к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п."л" ст.72), нормы федерального закона об адвокатуре могут развиваться актами местного законодательства.
Целью законопроекта является расширение правовых и организационных возможностей адвокатов по оказанию эффективной квалифицированной юридической помощи физическим и юридическим лицам.
Основными новеллами, отраженными в законопроекте, являются:
- определение коллегии адвокатов, как негосударственной независимой самоуправляемой некоммерческой организации профессиональных юристов, добровольно объединившихся в целях оказания квалифицированной юридической помощи физическим и юридическим лицам (ст.3); эти объединения адвокаты могут создать по своему почину без предварительного получения разрешения государственных органов;
- исключение зависимости адвокатуры от государственных органов, ее самоуправляемость; коллегия адвокатов вправе по собственной инициативе принимать любые решения, не противоречащие действующему законодательству, вмешательство в ее деятельность недопустимо (ст.5);
- регламентация условий приема в коллегию и ее состава (ст.7); коллегия адвокатов самостоятельно решает вопросы о численном составе, приеме, отчислении, исключении и дисциплинарной ответственности адвокатов;
- нормативное определение профессионального долга адвоката (ст.15);
- гарантии независимости адвоката и гарантии адвокатской деятельности (ст.ст.10, 11); так, статья 11 проекта предусматривает особый порядок применения к адвокату принудительных мер;
- определение содержания адвокатской тайны (ст.12); закреплена обязанность адвоката соблюдать требования закона, хранить профессиональную тайну; запрещается требовать от адвокатов сообщения каких-либо сведений связанных с оказанием юридической помощи;
- расширение прав адвоката при оказании юридической помощи, предоставления ему возможности самостоятельного собирания необходимых сведений, участия в судопроизводстве на началах состязательности (ст.13);
- четкий перечень случаев, когда адвокат не может принять поручения (ст.15);
- избрание руководителей коллегии адвокатов тайным голосованием (ст.21);
- признание права адвокатов создавать в рамках коллегий, наряду с традиционными юридическими консультациями, также адвокатские бюро, фирмы, кабинеты, практиковать индивидуально (ст.23);
- расширение возможностей граждан получить бесплатную юридическую помощь (ст.24).
Работа адвокатских бюро, фирм, кабинетов, индивидуально практикующих адвокатов должна восполнить дефицит юридической помощи, являющийся следствием нехватки профессиональных юристов в народном хозяйстве и искусственного ограничения численности адвокатов в период осуществления Министерствами юстиции СССР, союзных и автономных республик так называемого "общего руководства деятельностью адвокатуры".
Законопроект дает ответ на ряд вопросов, затрагивающих интересы юристов и широко обсуждавшихся среди ученых и практических работников.
Во-первых, авторы законопроекта, расширяя возможности граждан получить юридическую помощь, а также возлагая на коллегии адвокатов обязанность по обеспечению защиты по назначению, считают справедливым компенсировать эту "повинность" сохранением уже существующего льготного порядка налогообложения адвокатуры.
Во-вторых, возникает вопрос о правомерности существования параллельных коллегий адвокатов. В настоящее время на территории Российской Федерации их зарегистрировано 32; они объединяют около 3000 юристов. Проект предусматривает действие на территории субъекта Российской Федерации одной коллегии адвокатов, а также возможность создания межтерриториальных специализованных коллегий. При этом существующие параллельные коллегии адвокатов сохраняют свою легитимность до образования в соответствующем субъекте Российской Федерации единой коллегии адвокатов. Заключительными положениями проекта установлен срок (два года), в течение которого адвокаты различных коллегий вправе объединиться либо выбрать иную организационную форму деятельности. Такое решение вызвано необходимостью обеспечить единство этических и профессиональных требований, предъявляемых к адвокатам.
Наконец, в-третьих, важно установить порядок участия в российском судопроизводстве иностранных адвокатов. Разработчики законопроекта, стремясь обеспечить каждому возможность пользоваться услугами избранного им адвоката, ограничивают участие иностранного юриста лишь одним условием: он вправе оказывать юридическую помощь на территории России в той же мере, в какой российскому адвокату это разрешено соответствующим зарубежным государством (ст.30).
Законопроект носит конструктивный характер. Его принятие позволит демократизировать коллегии адвокатов, выстроить в их рамках новые структуры оказания квалифицированной юридической помощи и обеспечить право граждан на выбор адвоката.
Реализация предложений законопроекта дополнительных затрат из средств федерального бюджета не требует поскольку расходы по оплате труда адвокатов за счет федерального бюджета уже предусмотрены действующим законодательством: статьями 47, 427 УПК РСФСР, постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 1993 г. N 1011 "Об оплате труда адвокатов за счет государства"; льготный порядок налогообложения установлен для коллегий адвокатов Положением об адвокатуре, утвержденным Законом РСФСР от 20 ноября 1980 г.
Проект федерального закона "Об адвокатуре в Российской Федерации" подготовлен в соответствии с решением Совета по судебной реформе при Президенте Российской Федерации от 16 декабря 1994 г., созданной им рабочей группой в составе:
Председателя Совета по судебной реформе при Президенте Российской Федерации С.Е.Вицина, заместителя Министра юстиции Российской Федерации А.М.Степанова, начальника отдела судебной реформы и судопроизводства Государственно-правового управления Президента Российской Федерации С.А.Пашина, президента Всероссийского федерального союза адвокатов А.П.Галоганова, заместителя президента Всероссийского федерального союза адвокатов А.В.Клигмана, специалиста-эксперта отдела судебной реформы и судопроизводства Государственно-правового управления Президента Российской Федерации Л.Г.Поспеевой.
В результате усилий рабочей группы удалось объединить положения проекта федерального закона "Об адвокатуре Российской Федерации", подготовленного рабочей группой под руководством профессора Ю.И.Стецовского, и проекта закона Российской Федерации "Об адвокатуре в Российской Федерации", подготовленного Министерством юстиции Российской Федерации.
Объединенный законопроект получит поддержку Всероссийского федерального союза адвокатов.
Перечень
законов, не подлежащих применению или утрачивающих силу в связи
с принятием федерального закона "Об адвокатуре
в Российской Федерации"
1. Закон СССР от 30 ноября 1979 г. "Об адвокатуре в СССР"
2. Закон РСФСР от 20 ноября 1980 г. "Об утверждении Положения об адвокатуре РСФСР" (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1980 г. N 48, ст.1596).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.