Проект федерального закона
"О продовольственной безопасности Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Настоящий Федеральный Закон определяет основные направления государственной политики в области обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации, являющейся составной частью безопасности государства, а также необходимым условием обеспечения основных прав и свобод граждан в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Статья 1. Основные понятия
В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:
продовольственная безопасность Российской Федерации (далее - продовольственная безопасность) - состояние экономики Российской Федерации, при котором обеспечивается продовольственная независимость страны и гарантируется физическая и экономическая доступность продовольствия для всего населения в количестве, необходимом для активной и здоровой жизни;
обеспечение продовольственной безопасности - разработка и осуществление экономических, организационных и иных мер, направленных на предупреждение продовольственных кризисов, удовлетворение потребностей населения в жизненно важных продуктах на уровне физиологических норм питания;
продовольственный кризис - ситуация, в которой обеспечение населения жизненно важными продуктами питания в соответствии с физиологическими нормами питания находится под угрозой на всей или значительной части территории Российской Федерации и в которой данная угроза может быть устранена только с применением мер государственного регулирования;
физиологические нормы питания - научно обоснованные и утвержденные в законодательном порядке нормы потребления пищевых веществ и энергии, при которых полностью удовлетворяется потребность практически всех здоровых людей в необходимых пищевых веществах и энергии;
жизненно важные продукты питания - продукты питания, являющиеся по структуре и объемам основой пищевого рациона населения Российской Федерации;
продовольственная независимость Российской Федерации - условие обеспечения продовольственной безопасности, при котором в случае прекращения поставок продуктов питания из-за рубежа не возникает продовольственный кризис;
необходимый уровень производства продуктов питания - уровень производства жизненно важных продуктов питания и пищевого сырья российскими товаропроизводителями, рассчитанный на основе среднедушевой потребности населения в основных пищевых веществах и энергии с учетом структуры распределения населения по возрасту, полу, условиям труда, климата, а также по этническим и другим особенностям пищевого рациона, при котором обеспечивается продовольственная безопасность Российской Федерации;
физическая доступность продуктов питания - бесперебойное поступление продуктов питания в места их потребления в объемах, достаточных для удовлетворения потребностей населения;
экономическая доступность продуктов питания - возможность приобретения населением продуктов питания в соответствии с физиологическими нормами питания при существующих структуре потребления, системе цен, уровне доходов, социальных пособий и льгот;
государственный продовольственный резерв - часть государственного материального резерва, состоящая из неснижаемого и оперативного запаса продовольственных товаров и предназначенная для использования в условиях продовольственного кризиса.
Статья 2. Правовая основа продовольственной безопасности
Правовой основой продовольственной безопасности являются Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, федеральные законы, а также иные правовые акты.
Статья 3. Обеспечение продовольственной безопасности
Органы исполнительной власти в соответствии с нормами международного права гарантируют права граждан на свободу от голода и полноценное питание на уровне физиологических норм питания.
При возникновении продовольственного кризиса либо его угрозе органы исполнительной власти на ограниченное время могут устанавливать нормативное распределение продуктов питания.
Статья 4. Обеспечение продовольственной независимости Российской Федерации
Продовольственная независимость Российской Федерации считается обеспеченной, если годовое производство жизненно важных продуктов питания в Российской Федерации составляет не менее 80 процентов годовой потребности населения в таких видах продуктов питания в соответствии с физиологическими нормами питания.
Статья 5. Полномочия Правительства Российской Федерации в обеспечении продовольственной безопасности
Правительство Российской Федерации осуществляет следующие полномочия:
обеспечивает проведение единой государственной политики Российской Федерации в области продовольственной безопасности;
разрабатывает и реализует федеральные целевые программы обеспечения продовольственной безопасности;
обеспечивает соответствие качества производимых и реализуемых в Российской Федерации гражданам продуктов питания требованиям государственной системы стандартов Российской Федерации;
представляет Президенту Российской Федерации предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, ответственных за обеспечение продовольственной безопасности и продовольственной независимости Российской Федерации, и об их компетенции;
осуществляет управление государственным продовольственным резервом, несет ответственность за его сохранность, использование и возобновление;
определяет цели и задачи органов исполнительной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области защиты населения в условиях продовольственных кризисов;
организует сбор и анализ данных о снабжении населения жизненно важными продуктами питания, а также подготовку прогнозных оценок развития ситуации в области продовольственной безопасности.
Статья 6. Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в обеспечении продовольственной безопасности
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют следующие полномочия:
реализуют на территории субъектов Российской Федерации единую государственную политику Российской Федерации в области продовольственной безопасности с учетом региональных условий;
формируют и реализуют собственные целевые программы по продовольственной безопасности по направлениям, не входящим в федеральную целевую программу;
координируют деятельность государственных органов и служб, обеспечивающих продовольственную безопасность Российской Федерации, функционирующих на территориях субъектов Российской Федерации.
Статья 7. Информация в сфере продовольственной безопасности
Информация в области продовольственной безопасности должна включать в себя данные о:
состоянии производства продуктов питания, снабжении ими и об их потреблении и динамике изменений такого состояния;
федеральном и региональных балансах необходимого и фактического уровней производства продовольствия;
состоянии и тенденциях развития внутреннего и внешнего рынков сельскохозяйственного сырья и продовольствия;
выполнении федеральных целевых программ и об осуществлении мероприятий по обеспечению продовольственной безопасности;
государственных и отраслевых стандартах, нормах и нормативах в области продовольственной безопасности;
Порядок представления информации в области продовольственной безопасности определяет Правительство Российской Федерации.
Статья 8. Государственный контроль за обеспечением продовольственной безопасности
Государственный контроль за обеспечением продовольственной безопасности осуществляется в целях исполнения законодательства Российской Федерации, реализации государственных гарантий в области продовольственной безопасности, выполнения программ и осуществления мероприятий по продовольственной безопасности, в том числе осуществления деятельности в области защиты населения в условиях продовольственных кризисов.
Государственный контроль за обеспечением продовольственной безопасности осуществляют Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также государственные службы и инспекции в пределах своей компетенции. Иные федеральные органы исполнительной власти могут осуществлять функции государственного контроля за обеспечением продовольственной безопасности исключительно по поручению Правительства Российской Федерации.
Государственный контроль за производством, хранением и реализацией продуктов питания осуществляется во всех организациях, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Статья 9. Баланс необходимого и фактического уровней производства продовольствия
Баланс необходимого и фактического уровней производства продовольствия в Российской Федерации является основой системы расчетов по оценке уровня продовольственной безопасности и продовольственной независимости Российской Федерации, а также базой для планирования производства жизненно важных продуктов питания.
Баланс необходимого и фактического уровней производства продовольствия в Российской Федерации составляется ежегодно Правительством Российской Федерации.
Статья 10. Государственный контроль рынка продовольствия
Государственный контроль рынка продовольствия осуществляет Правительство Российской Федерации на основе баланса необходимого и фактического уровней производства продовольствия в Российской Федерации и балансов необходимого и фактического уровней производства продовольствия в субъектах Российской Федерации.
Государственный контроль рынка продовольствия включает:
учет производства продовольствия, его поставок и товарных запасов, а также контроль состояния рынка продовольствия в субъектах Российской Федерации;
контроль движения оптовых партий продовольствия от его производства или ввоза на территорию Российской Федерации до поставок потребителям;
сертификацию качества продовольствия, в том числе импортного, на соответствие экологическим и санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Статья 11. Ответственность за нарушение Федерального закона о продовольственной безопасности
Нарушение требований настоящего Федерального закона влечет за собой ответственность должностных лиц и граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 12. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом
Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Статья 13. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент Российской Федерации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.