Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О службе в уголовно-исполнительной системе Министерства юстиции Российской Федерации"
Проект федерального закона "О службе в уголовно-исполнительной системе Министерства юстиции Российской Федерации" подготовлен Министерством юстиции Российской Федерации в соответствии со статьей 21 Федерального закона от 21.07.98 г. N 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы".
Необходимость разработки данного законопроекта определена передачей уголовно-исполнительной системы (УИС) из МВД России в ведение Минюста России, осуществленной в целях совершенствования системы исполнения уголовных наказаний.
Целью разработки законопроекта является осуществление прямого законодательного регулирования отношений в области службы в уголовно-исполнительной системе, закрепление на законодательном уровне основ правового статуса сотрудников уголовно-исполнительной системы, исходя из общих принципов организации государственной службы в Российской Федерации.
Разработанный законопроект базируется на основных положениях Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации, регулирующего деятельность уголовно-исполнительной системы, законодательства Российской Федерации об основах государственной службы, законодательства Российской Федерации о труде, учитывает положения нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих вопросы прохождения службы, правовой и социальной защиты военнослужащих и сотрудников других правоохранительных органов, а также отражает специфику службы в уголовно-исполнительной системе.
Проект федерального закона состоит из преамбулы и девяти глав, включающих 74 статьи, основная часть которых является нормами прямого действия.
Глава 1 содержит общие положения, в которых дается определение службы в уголовно-исполнительной системе, устанавливаются ее принципы, определяются состав законодательства о службе в уголовно-исполнительной системе, круг лиц, проходящих службу в УИС, их права и обязанности, ограничения, связанные со службой, даются данные о должностях и специальных званиях, приводится текст Присяги сотрудника УИС.
В главах 2, 3 и 4 устанавливаются условия поступления на службу и нахождения на службе в уголовно-исполнительной системе, приводятся порядок замещения должностей, перевода по службе и приостановления службы сотрудников УИС, их аттестации и присвоения им специальных званий, регламентируются вопросы служебной дисциплины.
В главах 5 и 6 регламентируются условия службы в УИС, в том числе вопросы, связанные с внутренним распорядком, служебным временем и временем отдыха, денежным довольствием, продовольственным и вещевым обеспечением сотрудников УИС, определяется система льгот, компенсаций и гарантий, предусматриваемых для сотрудников УИС, а также предусматривается право сотрудников УИС на объединение в профессиональные союзы.
В главе 7 устанавливаются основания для прекращения службы в УИС и увольнения сотрудников со службы, определяется порядок увольнения, устанавливаются гарантии пенсионного обеспечения сотрудников УИС, полагающиеся им выплаты и льготы в связи с увольнением со службы в УИС.
В главе 8 регламентируются вопросы, связанные с восстановлением сотрудников на службе, в занимаемой должности, специальном звании.
Глава 9 содержит заключительные и переходные положения.
По мнению разработчиков, принятие данного федерального закона позволит реализовать основные принципы службы в органах и учреждениях УИС, определить круг прав и обязанностей сотрудников УИС, обусловленных особенностями и спецификой их профессиональной деятельности, предусмотреть основания и виды ответственности сотрудников в случае совершения ими неправомерных действий (бездействия).
Законопроектом определено, что служба в УИС является особым видом федеральной государственной службы, в связи с чем для сотрудников УИС устанавливаются ограничения некоторых общегражданских прав.
В законопроекте также уточнены основания и порядок перевода сотрудников по службе, вводится институт приостановления службы в уголовно-исполнительной системе, предусмотрены новые основания для увольнения сотрудников со службы, в частности, за несоблюдение установленных для сотрудника ограничений; в связи с восстановлением на должность сотрудника, ранее занимавшего эту должность; в связи с переходом на службу в другие органы государственной власти и др.
В законопроекте систематизированы предусмотренные ныне действующим законодательством Российской Федерации (Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих наказания в виде лишения свободы", другие законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации) для сотрудников УИС и членов их семей меры правовой и социальной защиты (соответствующие права, льготы, компенсации).
При этом, учитывая существующее финансово-экономическое положение в стране и его реальные перспективы, в законопроекте практически не предусматривается введение новых льгот, гарантий и компенсаций, требующих дополнительного финансирования, за исключением отдельных льгот, введение которых обусловлено передачей УИС в ведение Минюста России и необходимостью формирования и укрепления кадрового потенциала УИС. В частности:
для военнослужащих внутренних войск, ранее проходивших военную службу по контракту и перешедших на службу в уголовно-исполнительную систему в связи с передачей функции конвоирования осужденных и лиц, заключенных под стражу, на специальные подразделения уголовно-исполнительной системы, предполагается сохранение имевшегося у них до увольнения с военной службы права на получение жилых помещений в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих";
сотрудникам уголовно-исполнительной системы полностью засчитывается (в календарном исчислении) в выслугу лет в уголовно-исполнительной системе, в том числе для назначения пенсии, их предшествующая служба в органах уголовно-исполнительной системы в качестве служащих.
Вместе с тем, в законопроекте предусмотрено сокращение круга лиц, имеющих право на ряд льгот, в частности, на оплачиваемый проезд при переезде с прежнего места жительства на новое место жительства при увольнении со службы, на бесплатный перевоз до 20 тонн личного имущества, на обеспечение медицинской помощью в лечебных учреждениях, на санаторно-курортное лечение и ряд других (права на указанные льготы лишаются сотрудники, увольняемые со службы по негативным основаниям).
Таким образом для реализации вновь вводимых льгот и гарантий не требуются дополнительные финансовые ассигнования из средств федерального бюджета.
Принятие данного законопроекта позволит в полной мере создать необходимые организационно-правовые условия для формирования квалифицированного кадрового потенциала УИС и обеспечить ее устойчивое функционирование.
Управление кадров
ГУИН Минюста России
К проекту федерального закона
"О службе в уголовно-исполнительной системе Министерства юстиции
Российской Федерации"
Финансово-экономическое управление ГУИН Минюста России, рассмотрев проект федерального закона "О службе в уголовно-исполнительной системе Министерства юстиции Российской Федерации", и проведя анализ возможных финансовых затрат отмечает, что дополнительных бюджетных ассигнований при его введении в действие не потребуется.
Начальник ФЭУ ГУИН Минюста России |
Ю.Ю.Кузнецов |
17 марта 1999 г. 18/43-245
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.