Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации"
Комитет по труду и социальной политике рассмотрел и обсудил все поступившие поправки к законопроекту, принятому Государственной Думой в первом чтении 4 июня 1997 года и отмечает, что большинство из них принято. Из дополнительных поправок депутатов Государственной Думы Пашуто В.Р., Мисника Б.Г., Панина В.Е., Голова А.Г., поступивших в последнее время приняты все.
В последнее время в комитет и ко многим депутатам Государственной Думы поступило свыше 100 обращений из регионов, от организаций, в которых излагается просьба ускорить принятие во втором чтении данного законопроекта.
Главной целью законопроекта является дальнейшее упорядочение выплаты пособий по безработице и повышение экономической активности населения. В рассматриваемом варианте предлагается, в частности:
при проведении финансовых выплат безработным гражданам, которые получают минимальное и максимальное пособие по безработице, перейти от норм размеров оплаты труда к нормам прожиточного минимума трудоспособного населения конкретного региона, учитывающего территориальные особенности;
статьи, которые затрагивают прожиточный минимум, предлагается ввести в действие со дня установления Правительством Российской Федерации величины прожиточного минимума в соответствии с Федеральным законом "О прожиточном минимуме в Российской Федерации";
за счет поправок в статью 2 расширить перечень граждан, которые в соответствии с Гражданским Кодексом РФ осуществляют трудовую деятельность, имеют заработок (трудовой доход) и, соответственно, будут относится к категории занятых граждан;
в статье 4 - понятие "прожиточный минимум" уточняется и рассматривается, как прожиточный минимум трудоспособного населения. Кроме того, для отдельных категорий населения, в частности, лиц без профессии, лиц, отказавшихся получить смежную профессию, лиц, уволенных за нарушения, граждан, длительное время не работающих, предлагается общественные работы считать подходящей работой;
в статье 7 предоставлены более широкие полномочия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения при осложнении ситуации на местном рынке труда, и перечисляется перечень возможных мероприятий, способствующих стабилизации положения на региональном рынке труда;
в статье 23 - планируется повысить степень социальной защиты для граждан, уволенных с военной службы, за счет приоритетного прохождения ими профессионального обучения, повышения квалификации и переподготовки;
в статье 24 изложены возможности использования и развития общественных работ, которые рассматриваются в качестве одной из мер дополнительной социальной поддержки граждан со стороны государства;
в статьях 29, 30 предлагается ограничить верхнюю и нижнюю границы пособия по безработице, установив его верхнюю величину на уровне 100% величины прожиточного минимума, а нижнюю - на уровне 20% величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации (но в любом случае - не ниже минимального размера оплаты труда). Ограничение верхней границы пособия по безработице коснется части безработных, которые сейчас получают (в условиях острого дефицита денежных средств) запредельно высокие пособия по безработице (достигающие в ряде регионов нескольких тысяч рублей), что не стимулирует их к поиску работы и ведет к росту иждивенческих настроений. Размер минимального пособия по безработице будет в некоторых регионах даже несколько выше, чем сейчас, но во всяком случае везде не ниже, чем в настоящее время;
в статье 31 вводится новая схема выплат пособий по безработице для отдельных категорий населения; не имеющих профессии, впервые ищущих работу, уволенных за нарушения, длительное время не работающих. Этим категориям устанавливается следующая схема: 6 месяцев выплата пособия по безработице - 6 месяцев перерыв - 6 месяцев опять выплата пособия (т.е. в течение 18 месяцев пособие выплачивается 12 месяцев); для основной массы безработных остается прежняя схема; в течении 18 месяцев - 12 месяцев выплата пособия по безработице и 6 месяцев перерыв;
в пункте 3 статьи 35 вводится норма согласно которой выплата пособия по безработице может быть приостановлена для граждан, не имеющих профессии; длительное время не работающих; уволенных за нарушения; впервые ищущих работу; явившихся в службу занятости в состоянии опьянения, при условии, если они после трех месяцев безработицы отказались от переобучения или от участия в общественных работах.
Планируется, что минимальный размер пособия по безработице в размере 20% прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации принят только на начальном этапе. Далее, исходя из социально-экономической ситуации в стране и финансовых возможностей Государственного фонда занятости населения Российской Федерации, предполагается дальнейшее постепенное его повышение и приближение к величине прожиточного минимума (с повышением соответственно верхней границы пособия).
Некоторые поправки были отклонены, поскольку часть из них - носит неконкретный постатейный характер, отдельные - были предложены к статьям которых не было, в рассмотренном в первом чтении, законопроекте, часть - нарушают социальную справедливость и ущемляют права граждан. Ряд отклоненных предложений достаточно актуальны и будут использованы комитетом в работе, при дальнейшем совершенствовании законодательства о занятости.
Комитет отмечает, что принятый в первом чтении законопроект полностью поддержан Верховным Судом Российской Федерации.
Законопроект прошел правовую и лингвистическую экспертизу в Правовом Управлении аппарата Государственной Думы и представлен на рассмотрение депутатов Государственной Думы в доработанном варианте, где учтено подавляющее большинство замечаний Правового Управления.
Вместе с тем, комитет не может согласиться с отдельными выводами Правового управления аппарата Государственной Думы. В частности:
исключение из закона абзаца, касающегося лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, основано на отсутствии четкого правового определения данного термина и вызывает соответственно большое количество неясностей в правоприменительной практике. Вместе с тем, нотариусы, частные охранники, детективы, адвокаты и другие специалисты, относятся к категории лиц имеющих оплачиваемую работу и считаются занятыми в соответствии со статьей 2 действующего законодательства о занятости;
отнесение учредителей (участников) организаций к категории занятых обосновано тем, что предложенная в законопроекте норма относится к учредителям коммерческих организаций, основной целью которых является извлечение прибыли и, которые имеют обязательственные либо имущественные права в отношении этих организаций. Учредители других организаций в данном законопроекте к категории занятых граждан не относятся;
поправка в статью 31 изменяет схему выплат пособий по безработице для отдельных категорий населения, а не ущемляет права безработных (как говорится в заключении) и не сокращает период выплаты пособия по безработице. Как и ранее, за период 18 месяцев, все категории безработных получают пособие по безработице в течение 12 месяцев.
Учитывая, что за два прошедших года данный законопроект многократно обсуждался во втором чтении на пленарных заседаниях Государственной Думы и доработан с учетом последних поправок, принимая во внимание многочисленные обращения из регионов к депутатам Государственной Думы с просьбой ускорить принятие данного законопроекта, а также учитывая, что данный законопроект находится в списке приоритетных законопроектов Правительства Российской Федерации, Комитет по труду и социальной политике предлагает рассмотреть данный проект федерального закона на пленарном заседании Государственной Думы и рекомендует принять во втором чтении.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.