Проект федерального закона N 98105955-2
"Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности"
Досье на проект федерального закона
Глава I. Общие положения
Глава II. Государственное управление в области
дорожной деятельности
Глава III. Экономические основы дорожной деятельности.
Содержание автомобильных дорог
Глава IV. Земли автомобильных дорог
Глава V. Пользование автомобильными дорогами
Глава VI. Международное сотрудничество
Глава VII. Ответственность за нарушение законодательства
об автомобильных дорогах и дорожной деятельности
Глава VIII. Заключительные положения
Исходя из значения автомобильных дорог, как неотъемлемой части единой транспортной системы Российской Федерации для управления государством, развития его экономики, социальной сферы и культуры, обеспечения обороноспособности и государственной безопасности, настоящий Федеральный закон направлен на закрепление основ государственной политики в сфере дорожной деятельности, совершенствование организации государственного управления в этой области, на развитие сети автомобильных дорог и улучшение их эксплуатации в целях удовлетворения потребностей населения, государства, субъектов хозяйственной деятельности в автомобильных перевозках пассажиров и грузов.
Глава I. Общие положения
Статья 1. Основные понятия
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия и термины:
автомобильная дорога - имущественный комплекс, включающий земельный участок с расположенными на нем функционально связанными инженерными сооружениями, предназначенный для непрерывного и безопасного движения автотранспортных средств с установленными скоростями, нагрузками и габаритами;
автомобильная дорога общего пользования - автомобильная дорога, находящаяся в государственной собственности, обеспечивающая перевозки грузов и пассажиров между городскими и сельскими населенными пунктами для удовлетворения нужд населения, социально-экономических и оборонных потребностей государства и открытая для использования любыми лицами с соблюдением правил пользования автомобильными дорогами;
владельцы автомобильных дорог - юридические лица Российской Федерации, являющиеся собственниками автомобильных дорог или осуществляющие деятельность по их управлению или содержанию на правах хозяйственного ведения либо оперативного управления;
дорожные органы - федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органы муниципальных, уполномоченные осуществлять функции управления в области дорожной деятельности;
дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, ремонту, содержанию и использованию автомобильных дорог;
земли автомобильных дорог - участки земель, предоставляемые в установленном порядке юридическим лицам для размещения на них автомобильных дорог, а также сооружений, необходимых для осуществления этой деятельности;
полоса отвода - земли автомобильных дорог, предоставляемые для размещения соответствующих конструктивных элементов и инженерных сооружений автомобильной дороги, а также зданий, сооружений, защитных и декоративных лесонасаждений и устройств, необходимых для их эксплуатации;
пользователи автомобильных дорог - юридические лица и граждане, являющиеся участниками дорожного движения или осуществляющие хозяйственную деятельность, предусмотренную настоящим Федеральным законом, в границах земель автомобильных дорог;
придорожные полосы - участки земель, примыкающие к полосе отвода автомобильных дорог, в границах которых устанавливается особый режим пользования для обеспечения безопасности дорожного движения и населения, а также обеспечения безопасной эксплуатации автомобильной дороги и расположенных на ней сооружений с учетом перспективы их развития.
Статья 2. Законодательство Российской Федерации об автомобильных дорогах и дорожной деятельности
1. Законодательство Российской Федерации об автомобильных дорогах и дорожной деятельности состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
2. Органы местного самоуправления могут осуществлять правовое регулирование дорожной деятельности в пределах полномочий, предоставленных им действующим законодательством.
3. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые установлены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.
Статья 3. Принципы государственного регулирования в области дорожной деятельности
Государственное регулирование в области дорожной деятельности основывается на следующих принципах:
обеспечения свободного передвижения по автомобильным дорогам общего пользования грузов и пассажиров на всей территории Российской Федерации;
государственного планирования развития автомобильных дорог общего пользования;
обеспечения надежности и безопасности автомобильных дорог (включая экологическую безопасность) и формирование сети автомобильных дорог в Российской Федерации на основе единых технических норм и стандартов;
обеспечения приоритета ремонта и содержания автомобильных дорог перед другими видами дорожной деятельности;
государственного контроля за осуществлением дорожной деятельности в части соблюдения установленных норм и правил дорожным органам Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также органам местного самоуправления в пределах их полномочий;
приоритета учета интересов пользователей автомобильных дорог при осуществлении дорожной деятельности;
доступности информации об автомобильных дорогах и условиях дорожного движения;
расширения международного сотрудничества в области дорожной деятельности и содействия интеграции сети автомобильных дорог Российской Федерации в международную систему путей сообщения.
Статья 4. Виды автомобильных дорог
1. Автомобильные дороги по субъектам права собственности на них подразделяются на:
автомобильные дороги, находящиеся в собственности Российской Федерации (федеральные автомобильные дороги);
автомобильные дороги, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации (автомобильные дороги субъектов Российской Федерации);
автомобильные дороги, находящиеся в муниципальной собственности (муниципальные автомобильные дороги);
автомобильные дороги, находящиеся в собственности юридических лиц.
2. Автомобильные дороги, находящиеся в собственности Российской Федерации в зависимости от их функционального назначения подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и специального пользования. Автомобильные дороги специального пользования находятся в ведении отдельных министерств, ведомств или организаций и используются их владельцами для собственных нужд.
3. Находящиеся в собственности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации автомобильные дороги в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, могут быть отнесены к автомобильным дорогам оборонного значения.
4. В зависимости от роли автомобильных дорог в дорожной сети, их функционального назначения, эксплуатационных характеристик, геометрических параметров, а также условий дорожного движения автомобильные дороги подлежат технической и функциональной классификации (по категориям дорог) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Статья 5. Федеральные автомобильные дороги
1. К федеральным автомобильным дорогам общего пользования относятся действующие дороги, которые обеспечивают общегосударственные транспортные связи в Российской Федерации и соединяют:
столицу Российской Федерации - город Москву со столицами иностранных государств;
столицу Российской Федерации - город Москву со столицами и административными центрами субъектов Российской Федерации;
столицы и административные центры субъектов Российской Федерации между собой и столицами иностранных государств;
столицы и административные центры субъектов Российской Федерации с международными пограничными переходами, аэропортами, морскими и речными портами, железнодорожными станциями, в случаях если столицы и административные центры субъектов Российской Федерации не имеют связи с федеральными автомобильными дорогами общего пользования.
2. К федеральным автомобильным дорогам общего пользования относятся также международные автомобильные дороги предназначенные для обеспечения международного автомобильного сообщения Российской Федерации с другими государствами. Статус международной автомобильной дороги устанавливается международным договором Российской Федерации.
К федеральным автомобильным дорогам могут быть отнесены дороги специального пользования, находящиеся в ведении федеральных министерств, ведомств и организаций.
3. Утверждение перечня федеральных автомобильных дорог общего пользования и внесение в него изменений и дополнений осуществляется Правительством Российской Федерации по представлению федерального дорожного органа, согласованному с субъектами Российской Федерации.
Статья 6. Автомобильные дороги субъектов Российской Федерации
К автомобильным дорогам субъектов Российской Федерации относятся дороги, которые обеспечивают транспортные связи на территории субъектов Российской Федерации и соединяют:
столицы и административные центры субъектов Российской Федерации с административными центрами районов и другими городами субъектов Российской Федерации, а также с административными центрами иностранных государств;
административные районные центры и другие города субъектов Российской Федерации с иными населенными пунктами субъектов Российской Федерации;
населенные пункты субъектов Российской Федерации между собой, с железнодорожными станциями, морскими, речными портами и пристанями, аэропортами, с федеральными автомобильными дорогами, а также автомобильные дороги специального пользования.
Перечень автомобильных дорог общего пользования субъектов Федерации, внесение в него изменений и дополнений утверждается высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Статья 7. Муниципальные дороги
К муниципальным дорогам относятся расположенные в городских и сельских поселениях, а также на территории иных муниципальных образований улицы, проезды, иные дороги местного значения включаются трамвайные пути, обеспечивающие транспортные связи в пределах границ этих муниципальных образований.
Сеть муниципальных дорог является составной частью инфраструктуры городских и сельских поселений, а также иных муниципальных образований и формируется на основе генеральных планов их развития.
Статья 8. Автомобильные дороги и дороги специального пользования
1. К автомобильным дорогам специального пользования относятся автомобильные дороги, переданные в хозяйственное ведение или оперативное управление государственным органам и организациям для использования ограниченным кругом лиц и (или) только для определенных целей в интересах решения государственных задач, а также обеспечивающие внутрипроизводственные и другие технологические перевозки.
2. Автомобильные дороги специального пользования, используемые по решению их собственников для собственных нужд, могут быть открыты для общего пользования после получения положительного заключения дорожного органа и органа, осуществляющего надзор за безопасностью дорожного движения.
Статья 9. Наименование и индексация автомобильных дорог
1. Все автомобильные дороги общего пользования в Российской Федерации должны иметь наименование и индекс.
Наименование автомобильной дороги общего пользования включает названия ее начального и конечного населенных пунктов в границах Российской Федерации, а при необходимости также и названия промежуточных населенных пунктов. Наименование конечного пункта автомобильной дороги может производиться по названию географического или иного объекта, а также с учетом исторических событий и национальных традиций. Для федеральных автомобильных дорог допускается использование условного наименования.
Кроме наименования, автомобильные дороги общего пользования должны иметь индексы, состоящие из буквы русского алфавита и группы цифр.
Наименования и индексы автомобильных дорог должны быть отражены в картах и атласах автомобильных дорог, а также на самой автомобильной дороге путем установления специальных знаков и маркировки.
2. Наименование и индексы федеральных автомобильных дорог утверждаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального дорожного органа.
Наименование и индексы автомобильных дорог субъектов Российской Федерации устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с федеральным дорожным органом.
Наименование и индексы международных автомобильных дорог, проходящих по территории Российской Федерации, устанавливаются международными соглашениями.
Наименование и индексы автомобильных дорог специального пользования устанавливаются органами, в ведении которых они находятся.
Наименование и индексы муниципальных автомобильных дорог могут при необходимости устанавливаться органами местного самоуправления.
Собственник частной автомобильной дороги вправе установить ее наименование по согласованию с соответствующим дорожным органом.
Статья 10. Исчисление расстояний на автомобильных дорогах
Расстояния на автомобильных дорогах общего пользования исчисляются между условными начальными и конечными точками отсчета, за которые принимаются:
знак нулевого километра автомобильных дорог Российской Федерации, установленный в городе Москве, - для федеральных дорог, выходящих из города Москвы;
почта, государственные или общественные здания, сооружения, либо специально установленные знаки, расположенные в центре населенного пункта - для дорог, соединяющих населенные пункты;
пересечения осей сопрягающихся дорог - для дорог, соединяющих другие автомобильные дороги общего пользования или примыкающих к ним автомобильные дороги;
границы географических, исторических и других объектов - для дорог, соединяющих эти объекты.
Статья 11. Федеральный реестр автомобильных дорог
1. Федеральный реестр автомобильных дорог (далее - реестр) содержит совокупность данных обо всех автомобильных дорогах на территории Российской Федерации независимо от категории, характера использования и принадлежности на праве собственности тем или иным лицам.
2. Реестр состоит из открытой и закрытой частей. Сведения об автомобильных дорогах специального пользования отражаются только в закрытой части реестра.
3. Правила ведения реестра, внесения в него изменений, предоставления информации из реестра утверждаются Правительством Российской Федерации. Ведение реестра возлагается на Федеральный дорожный орган.
4. Данные реестра используются для формирования карт и атласов автомобильных дорог Российской Федерации, публикуемых по согласованию с Федеральным дорожным органом.
5. Реестр не заменяет собой в отношении автомобильных дорог Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение которого осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Глава II. Государственное управление в области
дорожной деятельности
Статья 12. Система органов управления в области дорожной деятельности
1. Управление автомобильными дорогами и дорожной деятельностью в целом осуществляется Федеральным дорожным органом, дорожными органами субъектов Российской Федерации.
Дорожные органы создаются соответственно органами исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Управление муниципальными дорогами осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами.
Управление автомобильными дорогами специального пользования осуществляется дорожными органами, создаваемыми соответствующими министерствами и ведомственными, в ведении которых находятся эти дороги.
2. Компетенция Федерального дорожного органа определяется Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления самостоятельно определяют компетенцию и обязанности создаваемых ими дорожных органов.
3. Дорожные органы не осуществляют предпринимательской деятельности. Дорожные органы должны обладать соответствующими правами и обязанностями и иметь необходимое оборудование, помещения и персонал для выполнения возложенных на них задач.
4. Транспортные средства дорожных органов и организаций могут иметь специальный сигнал и окраску в соответствии с действующим стандартами.
Статья 13. Федеральный дорожный орган
Федеральный дорожный орган является федеральным органом исполнительной власти, к основным направлениям деятельности которого относятся:
управление федеральными автомобильными дорогами;
установление правил, стандартов, технических норм и других положений по вопросам проектирования, строительства, реконструкции, ремонта и содержания автомобильных дорог;
выполнение функций государственного заказчика по разработке и реализации федеральных и других программ в области дорожного строительства, финансируемых за счет средств Федерального дорожного фонда Российской Федерации и других источников, предусмотренных в федеральном бюджете, а также проектов по реконструкции, ремонту и содержанию федеральных автомобильных дорог;
определение конкретных направлений использования средств Федерального дорожного фонда Российской Федерации и оперативное управление средствами этого фонда;
установление технической классификации и ведение реестра автомобильных дорог; организация единой статистической отчетности о состоянии автомобильных дорог в Российской Федерации;
подготовка проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам дорожной деятельности;
организация проведения конкурсов и заключения договоров на выполнение дорожных работ и закупку товаров и услуг за счет средств Федерального дорожного фонда Российской Федерации;
подготовка предложений по установлению общих принципов формирования дорожных налогов и сборов, а также их использования;
привлечение для нужд дорожного строительства и содержания федеральных автомобильных дорог, внебюджетных источников финансирования;
проведение научных исследований в области дорожной деятельности;
организация гражданской обороны и мобилизационной подготовки автомобильных дорог, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций на федеральных автомобильных дорогах;
выполнение других задач, установленных Правительством Российской Федерации.
Статья 14. Взаимодействие дорожных органов
1. Федеральный дорожный орган вправе заключать соглашения с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными ими дорожными органами по вопросам:
взаимодействия по реализации федеральных и иных программ развития автомобильных дорог;
предоставления субъекту Российской Федерации субвенций и дотаций из Федерального дорожного фонда;
передачи полномочий по управлению федеральными автомобильными дорогами, проходящими по территории субъекта Российской Федерации;
других совместных действий, связанных с развитием и использованием автомобильных дорог.
2. Дорожные органы субъектов Российской Федерации могут передавать Федеральному дорожному органу часть своих полномочий по управлению автомобильными дорогами, находящимися в государственной собственности субъектов Российской Федерации.
Статья 15. Территориальные органы Федерального дорожного органа
1. Федеральный дорожный орган по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации создает свои территориальные органы в субъектах Российской Федерации и назначает руководителя этого органа.
2. Компетенция территориальных органов Федерального дорожного органа определяется его положением (уставом), утверждаемым Федеральным дорожным органом.
3. Полномочия территориального органа Федерального дорожного органа могут быть переданы Федеральным дорожным органом по согласованию с высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соответствующему дорожному органу субъекта Российской Федерации по договору о разграничении полномочий между Федеральным дорожным органом и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Статья 16. Государственные унитарные предприятия по содержанию автомобильных дорог
1. По представлению федеральным дорожным органом в установленном законодательством Российской Федерации порядке могут создаваться государственные унитарные предприятия по содержанию (ремонту) автомобильных дорог.
2. Имущество, необходимое для строительства, содержания (ремонта) и эксплуатации автомобильных дорог, принадлежит на праве собственности Российской Федерации и передается указанным предприятиям на праве хозяйственного ведения.
3. Определение предмета и целей деятельности унитарного предприятия, утверждение его устава и назначение руководителя производится федеральным дорожным органом в установленном порядке.
4. Имущество, переданное государственному унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения, может использоваться исключительно для целей обеспечения содержания, ремонта или строительства автомобильной дороги.
5. Государственное унитарное предприятие не вправе самостоятельно распоряжаться переданным ему на праве хозяйственного ведения недвижимым имуществом.
Статья 17. Планирование дорожной деятельности
1. Планирование развития и содержания государственных автомобильных дорог является составной частью государственного планирования и прогнозирования социально-экономического развития Российской Федерации.
Ежегодное планирование дорожных работ осуществляется соответствующими дорожными органами на основе программ социально-экономического развития Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, утвержденных в установленном порядке федеральных, отраслевых, межотраслевых и региональных программ с учетом размера средств, выделяемых на эти цели.
Планирование дорожных работ на муниципальных дорогах осуществляется органами местного самоуправления на основе планов социально-экономического развития или проектов застройки и развития транспорта муниципального образования.
2. При планировании дорожных работ органы исполнительной власти всех уровней должны обеспечивать наиболее эффективное использование финансовых средств и приоритетное выполнение работ по содержанию, ремонту и сохранности существующей дорожной сети.
Порядок планирования работ на федеральной дорожной сети устанавливается Правительством Российской Федерации, на сети автомобильных дорог субъектов Российской Федерации - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а на сети автомобильных дорог специального пользования - федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых эти дороги находятся.
Статья 18. Сертификация материалов, приборов и оборудования
1. Материалы, приборы и оборудование, используемые при выполнении дорожных работ, подлежат проверке на соответствие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации (сертификации).
Сертификации также подлежат средства измерений, применяемые при выполнении дорожных работ, и технические средства регулирования дорожного движения.
По завершении процедуры сертификации материалы, приборы и оборудование, а также средства измерений, используемые при выполнении дорожных работ, получают сертификат установленного образца.
2. Виды, формы и сроки действия сертификатов, условия и процедуры их выдачи, отказа в их выдаче, приостановки или прекращения их действия, а также иные вопросы сертификации регламентируются законодательством Российской Федерации.
Организация сертификации материалов, приборов и оборудования, а также средств измерений, применяемых на федеральных автомобильных дорогах, осуществляется Федеральным дорожным органом.
Организация сертификации материалов и оборудования, а также средств измерений, применяемых на дорогах субъектов Российской Федерации и муниципальных автомобильных дорогах, осуществляется в порядке, установленном органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
3. Органы по сертификации и должностные лица, виновные в нарушении правил сертификации материалов и оборудования, а также средств измерений, используемых при выполнении дорожных работ, несут установленную законом ответственность.
Глава III. Экономические основы дорожной деятельности. Содержание
автомобильных дорог
Статья 19. Имущественный комплекс автомобильных дорог
1. В имущественный комплекс автомобильных дорог, находящихся в государственной собственности, входят автомобильные дороги, включая сооружения и оборудование, необходимые для их содержания, а также земли автомобильных дорог.
2. Имущественный комплекс муниципальных дорог определяется соответствующими органами местного самоуправления с учетом особенностей улично-дорожной сети.
3. Имущественный комплекс частных автомобильных дорог определяется их собственниками, исходя из задач их эксплуатации и с учетом требований нормативных актов, регулирующих безопасность дорожного движения.
Статья 20. Управление имущественным комплексом федеральных автомобильных дорог
1. Управление имуществом федеральных автомобильных дорог на праве оперативного управления передается специализированным федеральным учреждениям по управлению федеральными автомобильными дорогами и на праве хозяйственного ведения государственным унитарным предприятиям по содержанию автомобильных дорог.
2. Специализированные учреждения создаются Федеральным дорожным органом, который утверждает уставы этих учреждений. Руководитель специализированного учреждения назначается Федеральным дорожным органом по согласованию с соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с договором о разграничении полномочий между Федеральным дорожным органом и органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
3. Специализированные учреждения не имеют права распоряжаться каким-либо образом (в том числе путем отчуждения, передачи во владение и пользование иным лицам, передачи в залог, в управление или иными способами) принадлежащим им недвижимым имуществом, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
4. Передача недвижимого имущества федеральных автомобильных дорог в оперативное управление специализированным учреждениям или в хозяйственное ведение государственным унитарным предприятиям по содержанию автодорог, а также выбор автомобильных дорог (участков дорог), передаваемых в оперативное управление специализированным учреждениям, а также списание этого имущества осуществляется по решению Федерального дорожного органа.
5. Специализированные учреждения финансируются за счет средств Федерального дорожного фонда по смете, утверждаемой Федеральным дорожным органом в рамках средств, выделяемых на эти цели.
6. Расходование средств, выделенных дирекции по смете, осуществляется специализированным учреждением в строгом соответствии с целевым назначением этих средств.
7. С целью получения дополнительных средств для финансирования федеральных автомобильных дорог, специализированные учреждения и государственные унитарные предприятия по содержанию автомобильных дорог могут в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, сдавать в аренду физическим и юридическим лицам имущество федеральных автомобильных дорог общего пользования, в том числе участки земель, занятые этими автомобильными дорогами.
Статья 21. Финансирование автомобильных дорог общего пользования
Финансирование строительства, содержания и эксплуатации государственных автомобильных дорог общего пользования осуществляется за счет средств дорожных фондов, имеющих целевой характер, и других источников в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Статья 22. Проектирование и строительство федеральных автомобильных дорог
1. Проектирование и строительство федеральных автомобильных дорог осуществляется по решению Правительства Российской Федерации или по решению Федерального дорожного органа в соответствии с утвержденной в установленном порядке проектной документации.
2. Вновь построенные и реконструированные автомобильные дороги включаются в реестр и подлежат государственной регистрации, как объекты недвижимости на основании оформленных в установленном порядке актов приемки этих объектов в эксплуатацию.
Статья 23. Правила содержания автомобильных дорог
1. Содержание автомобильных дорог осуществляется для поддержания автомобильных дорог в состоянии, обеспечивающем бесперебойное движение транспорта и безопасное движения транспорта.
2. Правила содержания автомобильных дорог общего пользования устанавливаются соответственно федеральным дорожным органом, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в пределах их компетенции.
3. Владельцы автомобильных дорог специального пользования содержат дороги в состоянии, обеспечивающем соблюдение требований стандартов безопасности дорожного движения.
Статья 24. Содержание федеральных автомобильных дорог
1. Организация содержания и федеральных автомобильных дорог общего пользования осуществляется специализированными учреждениями, на которые возложено управление этими автомобильными дорогами.
2. Работы по содержанию федеральных автомобильных дорог общего пользования выполняют специализированные государственные унитарные предприятия.
Статья 25. Требования к установке и содержанию технических средств организации дорожного движения
1. Светофорные объекты, дорожные знаки, дорожная разметка, ограждающие и направляющие устройства и другие средства организации дорожного движения должны соответствовать требованиям государственных стандартов и технических норм с учетом их наилучшей видимости, удобства эксплуатации и обслуживания, а также исключения возможности их непреднамеренного повреждения.
2. Технические средства организации дорожного движения предназначены для получения участниками дорожного движения необходимой информации об условиях движения по автомобильной дороге.
Статья 26. Обследование и диагностика автомобильных дорог
Дорожные органы обязаны организовывать обследование и диагностику автомобильных дорог с целью определения их транспортно-эксплуатационного состояния, качества содержания, надежности и безопасности, степени соответствия их транспортно-эксплуатационных показателей установленным требованиям.
Статья 27. Охрана автомобильных дорог
1. Автомобильные дороги общего пользования охраняются государством.
2. Органы, осуществляющие охрану государственных автомобильных дорог, обеспечивают охрану дорожного имущества и выполняют иные задачи, предусмотренные положениями о них, во взаимодействии с дорожными органами и владельцами автомобильных дорог.
3. Структуру, права и обязанности организаций, осуществляющие охрану автомобильных дорог определяют создавшие их органы исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Статья 28. Охрана окружающей природной среды
1. При осуществлении дорожной деятельности требования норм экологической безопасности и охраны здоровья населения, должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды в соответствии с природоохранным законодательством Российской Федерации.
Финансирование и осуществление работ по всем проектам, связанным со строительством или реконструкцией автомобильных дорог, производится только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Применение новых технологий, материалов, химических препаратов и веществ при строительстве и содержании автомобильных дорог допускается после проведения специальной экспертизы и выявления их влияния на окружающую природную среду.
2. Организации, осуществляющие проектирование, строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дорог, обязаны выполнять работы с соблюдением требований норм экологической безопасности.
3. Пользователи автомобильных дорог не должны своими действиями наносить ущерб окружающей среде, загрязнять земли автомобильных дорог и придорожные полосы.
4. Ответственность за нарушение настоящей статьи устанавливается в соответствии с действующим законодательством по охране окружающей среды.
Статья 29. Мобилизационная подготовка автомобильных дорог
Мобилизационная подготовка автомобильных дорог осуществляется дорожными органами и организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях обеспечения готовности автомобильных дорог для использования в чрезвычайных ситуациях.
Статья 30. Трудовые отношения и дисциплина в дорожных организациях
1. Трудовые отношения, гарантии и компенсации работникам дорожных организаций регулируются законодательством Российской Федерации о труде с учетом требований настоящего Федерального закона.
Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда работников, деятельность которых непосредственно связана с обеспечением функционирования и содержания федеральных автомобильных дорог, устанавливаются Федеральным дорожным органом, а на дорогах субъектов Российской Федерации и муниципальных автомобильных дорогах - в порядке, установленном органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
2. Дисциплина работников дорожных организаций, деятельность которых непосредственно связана с обеспечением бесперебойного и безопасного движения на автомобильных дорогах, регулируются законодательством Российской Федерации о труде и специальными положениями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах их компетенции.
Для указанной выше категории работников прекращение работы, как средство разрешения коллективных трудовых споров, не допускается. Такие случаи прекращения работы являются грубыми нарушениями трудовой дисциплины и влекут наложение дисциплинарных взысканий.
3. В отдаленных и экономически не освоенных регионах Российской Федерации работники дорожных организаций, непосредственно занятые на выполнении работ по управлению, строительству и содержанию автомобильных дорог, обеспечиваются на период действия контрактов служебными квартирами.
Условия и оплата труда, вопросы обеспечения личной безопасности, гарантии социальной защиты и компенсации, предоставляемые работникам дорожных организаций в связи с разъездным характером труда при исполнении ими служебных обязанностей, Правительством Российской Федерации.
Глава IV. Земли автомобильных дорог
Статья 31. Предоставление земельных участков для размещения автомобильных дорог
1. Земельные участки, предназначенные для размещения государственных и муниципальных автомобильных дорог, предоставляются в порядке отвода земель для государственных или муниципальных нужд, а для частных дорог по правилам предоставления земель для несельскохозяйственных нужд в соответствии с земельным законодательством.
2. Предоставление земельных участков для размещения государственных и муниципальных автомобильных дорог, а также установление придорожных полос на автомобильных дорогах общего пользования осуществляются по ходатайству дорожного органа или по его поручению органом, выступающим в качестве заказчика соответствующих дорожных работ на основании проектной документации, утвержденной в установленном порядке.
Все расходы, связанные с изъятием земельных участков, в том числе с компенсацией убытков их владельцам или собственникам, несут организации и лица, в пользу которых производится изъятие соответствующих участков.
Статья 32. Правовой режим использования земель автомобильных дорог
Земли автомобильных дорог входят в состав земель транспорта и используются строго по целевому назначению.
Для обеспечения безопасности населения, создания необходимых условий для строительства и содержания автомобильных дорог, выполнения требований безопасности дорожного движения могут устанавливаться придорожные и резервные полосы вдоль автомобильных дорог со специальным режимом использования.
Использование земель автомобильных дорог, придорожных и резервных полос определяется на основе проектной документации, требований, стандартов, норм и правил строительства и содержания автомобильных дорог, безопасности дорожного движения, а также иных требований, установленных федеральными законами, и изданными в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Любые конструкции, здания и сооружения, возведенные на землях автомобильных дорог, в придорожных и резервных полосах с нарушением установленного порядка использования этих земель, подлежат ликвидации лицами, осуществляющими самовольную застройку, а в случае их отказа или неисполнения законного требования о сносе самовольно возведенных объектов в течение 30 дней со дня получения письменного уведомления владельцами автомобильных дорог в установленном законом порядке за счет лиц, осуществивших самовольную постройку.
Статья 33. Полоса отвода автомобильной дороги
1. Размеры полос отвода для автомобильной дороги определяются с учетом технической категории (класса) дороги, необходимости размещения на ней полного комплекса инженерных сооружений автомобильной дороги, а также участков земли, необходимых для хранения и ремонта дорожной техники, используемой при осуществлении работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог, обеспечения безопасности дорожного движения, обслуживания участников дорожного движения и выполнения работ по ремонту и содержанию дороги.
Размеры полосы отвода для каждой автомобильной дороги определяются проектом этой автомобильной дороги на основании единых норм, утверждаемых для автомобильных дорог Правительством Российской Федерации.
2. В полосе отвода автомобильных дорог запрещается возведение складов, жилых и общественных зданий, прокладка вдоль автомобильных дорог инженерных коммуникаций и осуществление иной хозяйственной деятельности за исключением случаев, предусмотренных в правилах пользования автомобильными дорогами. Все работы и виды хозяйственной деятельности, осуществляемые в границах полосы отвода автомобильных дорог, разрешаются в исключительных случаях по согласованию с дорожными органами и соответствующим подразделением органа внутренних дел, осуществляющим надзор за безопасностью дорожного движения.
Статья 34. Придорожные полосы
1. Придорожные полосы предназначаются для обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий эксплуатации автомобильных дорог с учетом требований безопасности дорожного движения, а также возможности осуществления их реконструкции, ремонта и содержания и размещения объектов дорожной инфраструктуры.
Ширина придорожных полос исчисляется от границы полосы отвода автомобильной дороги и устанавливается в зависимости от ее технической категории на основании норм, утверждаемых Правительством Российской Федерации для федеральных автомобильных дорог и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для автомобильных дорог субъектов Российской Федерации.
2. В границах придорожных полос Правительством Российской Федерации устанавливается особый режим использования земель, который может включать запрет на возведение капитальных зданий и сооружений, ограничение рекламной и иных видов хозяйственной деятельности, снижающих безопасность дорожного движения, условия эксплуатации автодороги и расположенных на ней сооружений (с учетом перспективы их развития), а также создающие угрозу безопасности населению и участникам дорожного движения.
Решения о размещении в придорожной полосе зданий, сооружений и иных построек принимаются органами местного самоуправления по согласованию с владельцем автомобильной дороги и соответствующим подразделением органа внутренних дел, осуществляющим надзор за безопасностью дорожного движения.
В отдельных случаях по решению органов санитарно-эпидемиологического надзора в границах придорожных полос могут вводиться ограничения на ведение сельскохозяйственной деятельности.
3. Оформление и обозначение на местности придорожных полос автомобильных дорог осуществляются в порядке, установленном действующим земельным законодательством.
Земельные участки в пределах этих зон у собственников, владельцев, пользователей могут не изыматься, за исключением случаев, когда необходимость изъятия вытекает из установленного режима использования этих полос.
Собственники, землевладельцы, землепользователи и арендаторы, земельные участки которых находятся в границах придорожных зон, должны быть письменно предупреждены об особом режиме использования этих земель и возможности изъятия их в будущем для целей расширения или реконструкции автомобильных дорог в течение месяца с момента принятия решения об установлении размеров придорожных зон.
4. Дорожным организациям могут предоставляться в постоянное или временное пользование также иные земли, не примыкающие к полосе отвода, необходимые для целей создания и использования автомобильных дорог.
Статья 35. Резервные зоны автомобильных дорог
1. Резервирование земель для строительства или реконструкции автомобильных дорог осуществляется на основе утвержденного в установленном порядке экономического обоснования строительства или реконструкции автомобильной дороги. Решение о резервировании земель принимается Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, в зависимости от принадлежности дороги, по представлению дорожного органа, выступающего в качестве заказчика соответствующих дорожных работ.
2. После принятия решения об установлении резервных зон, в отношении попадающих в их границы участков земли может устанавливаться особый режим пользования, включающий запрет возводить здания и сооружения, о чем в месячный срок должны быть письменно уведомлены собственники земельных участков, землевладельцы, землепользователи и арендаторы.
Статья 36. Условия прокладки и переустройства коммуникаций
1. Порядок устройства пересечений автомобильных дорог инженерными коммуникациями или их сближение с автомобильными дорогами регулируется стандартами, техническими нормативами, а также нормативными правовыми актами, издаваемыми органами исполнительной власти в пределах их компетенции.
Прокладка любых коммуникаций в полосе отвода вдоль автомобильных дорог не допускается за исключением случаев предусмотренных правилами пользования автомобильных дорог.
2. Прокладка и переустройство коммуникаций, проходящих через существующие автомобильные дороги, осуществляется за счет собственников этих коммуникаций на основании разрешений и технических условий, выдаваемых владельцами автомобильных дорог и проектно-сметной документации, согласованной с соответствующими дорожными органами и органом внутренних дел, осуществляющим надзор за безопасностью дорожного движения.
Собственник этих коммуникаций или уполномоченное им лицо должно заключать договор с владельцем автомобильной дороги, определяющий сроки выполнения работ по устройству коммуникаций, условия их эксплуатации и обслуживания, условия выплаты платы за пользование имуществом автомобильной дороги, а также условия, обеспечивающие нормальное содержание автомобильной дороги и ее ремонт.
3. Переустройство существующих инженерных коммуникаций, проложенных и построенных в законном порядке, вызываемое строительством, реконструкцией или ремонтом автомобильных дорог, осуществляется за счет средств дорожных органов.
Статья 37. Пересечения с другими автомобильными дорогами
1. Строительство, реконструкция и ремонт примыканий и пересечений автомобильных дорог допускается в местах, указанных владельцем автомобильной дороги, при наличии проектной документации, согласованной с дорожным органом и органами внутренних дел, осуществляющими надзор за безопасностью дорожного движения и утвержденной в установленном порядке.
Примыкающие к автомобильным дорогам общего пользования автомобильные дороги, подъезды и съезды автомобильных дорог должны иметь твердое покрытие не менее расстояния, установленного нормами проектирования автомобильных дорог.
Все затраты по устройству пересечений и примыканий, включая расходы на дополнительные работы, связанные с обеспечением безопасности движения, водоотвода и выполнением других требований, установленных нормативами, несет заказчик, осуществляющий строительство пересечений или примыканий.
Владелец автомобильной дороги вправе отказать в устройстве примыкания или пересечения, если их устройство не соответствует техническим нормативам или требованиям безопасности дорожного движения.
2. Владельцы автомобильных дорог вправе требовать от организаций и граждан, осуществляющих строительство, реконструкцию или ремонт примыканий и пересечений автомобильных дорог без соответствующего согласования, произвести разборку сооружений и привести автомобильную дорогу в первоначальное состояние, а в случае отказа - произвести эти работы за счет виновных.
В местах пересечений и примыканий автомобильных дорог, имеющих различных владельцев, границы работ по их содержанию устанавливаются по границам полосы отвода этих автомобильных дорог.
Статья 38. Пересечения с железнодорожными путями
1. Пересечение автомобильных дорог с железнодорожными путями осуществляется в соответствии со стандартами и нормами, установленными для автомобильных и железных дорог, а также положениями настоящего Федерального закона, Федерального закона "О Федеральном железнодорожном транспорте", Федерального закона "О безопасности дорожного движения" и иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Владельцы автомобильных дорог обязаны требовать от владельцев железных дорог установки на железнодорожных переездах в одном уровне устройств, обеспечивающих безопасность дорожного движения, а также обязаны по требованию владельцев железных дорог принимать меры в случаях, если дорожные сооружения угрожают безопасности движения по железной дороге.
2. На железнодорожных пересечениях в одном уровне владельцы железных дорог обязаны содержать в надлежащем состоянии участок автомобильной дороги на расстоянии, определяемом согласно правилам эксплуатации железнодорожных переездов.
3. Решения о закрытии и открытии автодорожных переездов через железные дороги в одном уровне принимаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых расположены эти пересечения, по согласованию с владельцами железных и автомобильных дорог и органами внутренних дел, осуществляющими надзор за безопасностью дорожного движения.
Статья 39. Прокладка коммуникаций по дорожным сооружениям
1. В автодорожных тоннелях, по мостам, эстакадам и другим искусственным сооружениям могут прокладываться инженерные коммуникации, не запрещенные техническими нормативами.
Все затраты на прокладку и перекладку этих коммуникаций, устройство необходимых для этих целей сооружений, дополнительное усиление несущих конструкций несут владельцы этих коммуникаций, обязанные обеспечивать их эксплуатацию.
2. Работы по устройству пересечений автомобильных дорог с железнодорожными путями, связанные со строительством новых железнодорожных линий или их расширением, осуществляются за счет владельцев железных дорог. В случаях, когда устройство таких пересечений связано со строительством, или уширением существующих автодорог, устройство пересечений с железнодорожными путями осуществляется за счет владельцев автомобильных дорог.
3. Разрешение на прокладку коммуникаций выдают владельцы соответствующих сооружений. Прокладка коммуникаций производится на основе договора аренды дорожных сооружений.
Владельцы автомобильных дорог могут отказать в прокладке коммуникаций по мостам и другим сооружениям в случаях, когда при прокладке коммуникаций не обеспечивается безопасность сооружений, а также безопасность движения.
Статья 40. Размещение рекламы и иных информационных устройств у автомобильных дорог
1. Наружная реклам, информационные знаки и указатели и Рекламные щиты и устройства, объявления и иные информационные знаки и указатели, не относящиеся к техническим средствам организации дорожного движения, устанавливаемые в непосредственной близости от автомобильных дорог, не должны препятствовать восприятию дорожной обстановки и ухудшать условия безопасности дорожного движения.
Порядок размещение рекламы в полосе отвода автомобильных дорог, а также требования к ее содержанию устанавливаются законодательством Российской Федерации.
2. Устанавливаемые в границах придорожных полос наружная реклама и иные информационные знаки и указатели должны выполняться и устанавливаться в соответствии с нормами и стандартами.
Взаимоотношения между организациями и гражданами, желающими разместить рекламу, объявления и иные информационные знаки и указатели на не принадлежащих им землях, регулируются на основе договоров с собственниками и владельцами этих земель.
3. Размещение наружной рекламы в полосе отвода федеральных автомобильных дорог является правом владельцев автомобильных дорог и осуществляется на основе договора с рекламораспространителем при наличии разрешений, полученных в порядке, установленном Федеральным законом "О рекламе".
Статья 41. Организация дорожного сервиса
1. Автомобильные дороги обустраиваются объектами сервиса, предназначенными для обеспечения нормальных условий труда, питания и отдыха, а также услугами связи участников дорожного движения.
Объекты сервиса должны размещаться на автомобильной дороге согласно генеральным планам размещения этих объектов, утверждаемым соответственно органами исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по представлению дорожных органов, согласованному с органом внутренних дел, осуществляющим надзор за безопасностью дорожного движения.
2. Устройство объектов дорожного сервиса не должно снижать безопасность движения на автомобильных дорогах, нарушать условия водоотвода и содержания автомобильных дорог, санитарно-гигиенические и экологические требования, и должно выполняться в соответствии со стандартами и иными техническими нормами, утвержденными в установленном порядке.
Решения о размещении объектов дорожного сервиса в границах придорожных полос принимаются после согласования мест их размещения с владельцем автомобильной дороги и уполномоченным органом внутренних дел.
3. Владельцы автомобильных дорог общего пользования имеют право устраивать платные охраняемые стоянки, а также сдавать в аренду участки земель автомобильных дорог для целей, указанных в настоящей статье, с зачислением полученных от этого средств в соответствующие дорожные фонды.
4. Расходы по устройству, ремонту и содержанию подъездов, стоянок, площадок для остановки транспорта, водоотводных устройств и других объектов, необходимых для эксплуатации сооружений дорожного сервиса, несут субъекты являющиеся собственниками или владельцами этих объектов.
Глава V. Пользование автомобильными дорогами
Статья 42. Использование автомобильных дорог
1. Автомобильные дороги являются путями сообщения общего пользования и предназначены для движения транспортных средств.
Ограничения в пользовании отдельными автомобильными дорогами или их участками, в том числе не связанные с отнесением автомобильной дороги к числу дорог специального пользования, устанавливаются в соответствии с настоящим Федеральным законом.
3. Владелец автомобильной дороги общего пользования не имеет права устанавливать ограничения, не совместимые со статусом автомобильной дороги как дороги общего пользования.
Статья 43. Правила пользования автомобильными дорогами
1. Правила пользования автомобильными дорогами общего пользования устанавливаются Правительством Российской Федерации и являются едиными и обязательными для всех владельцев и пользователей этих автомобильных дорог.
2. Порядок пользования автомобильными дорогами в период мобилизации и в военное время, при ликвидации последствий стихийных бедствий, иных чрезвычайных обстоятельств устанавливается Правительством Российской Федерации.
Статья 44. Права пользователей автомобильных дорог
Пользователи автомобильных дорог имеют право:
свободного и бесплатного передвижения и перемещения товаров и услуг по автомобильным дорогам общего пользования в пределах Российской Федерации за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом;
требовать возмещения вреда, нанесенного их здоровью и имуществу из-за неудовлетворительных дорожных условий и незаконных действий дорожных органов, должностных лиц дорожных органов и других должностных лиц;
получения бесплатной экстренной медицинской помощи в пути следования;
судебной защиты своих прав и обжалования в установленном порядке действий дорожных органов, иных органов и их должностных лиц;
получения информации о маршрутах следования, дорожных условиях, временном ограничении и закрытии движения, допустимых нагрузках и скоростях движения, размерах полосы отвода, придорожных и резервных полос автомобильных дорог;
обращения в дорожные органы с жалобами и заявлениями, а также за получением информации о перспективах развития автомобильных дорог и иной информации, не запрещенной законом;
требовать вежливого обращения со стороны должностных лиц дорожных и иных органов;
получать информацию об использовании средств, формируемых из уплачиваемых ими дорожных налогов.
Статья 45. Обязанности пользователей автомобильных дорог
1. Пользователи автомобильных дорог не должны:
загрязнять автомобильную дорогу, прилегающие к ней земли и дорожные сооружения;
использовать водоотводные сооружения автомобильной дороги для стока или сброса вод;
использовать автомобильную дорогу для складирования, погрузки и выгрузки грузов;
осуществлять работы, связанные с возможностью разлива горючих веществ, а также веществ, способных ухудшить сцепление с дорожным полотном;
организовывать проведение массовых мероприятий с нарушением требований, установленных настоящим Федеральным законом;
осуществлять выпас скота, самовольный покос трав, распашку и выемку грунта проводить другие виды работ без согласования с владельцами автомобильных дорог в границах полосы отвода;
загрязнять окружающую среду;
повреждать автомобильные дороги или осуществлять иные действия, наносящие ущерб имуществу автомобильных дорог или создающие препятствия движению транспортных средств и пешеходов;
нарушать другие нормы, установленные настоящим Федеральным законом по ограничению использования автомобильных дорог и придорожных полос.
2. По автомобильным дорогам не допускается движение транспортных средств, имеющих гусеницы, колеса или другие элементы конструкций, которые могут повредить автомобильную дорогу, а также движение без специального пропуска и разрешения транспортных средств, габариты, общая масса или осевые нагрузки которых превосходят установленные Правилами дорожного движения.
3. Должностные лица органа МВД, осуществляющего надзор за безопасностью дорожного движения вправе задерживать указанные выше транспортные средства и допускать их движение после оформления необходимых разрешений. Понесенные в этих случаях убытки относятся на владельцев и пользователей транспортных средств, допустивших нарушение законодательства.
Статья 46. Нагрузки, габариты и скорость движения транспортных средств
1. Автомобильные дороги в Российской Федерации рассчитываются под нагрузки, габариты и скорости движения, установленные государственными стандартами и нормами в зависимости от категории автомобильных дорог.
2. Предельные скорости движения по автомобильным дорогам Российской Федерации с учетом типа транспортного средства и особенностей перевозимого груза, интенсивности движения, дорожных и метеорологических условий, технической категории автомобильной дороги ограничиваются правилами дорожного движения и нормами, устанавливающими предельные нагрузки и габариты транспортных средств, включая предельные габариты перевозимых грузов.
Установленные нормами и правилами дорожного движения скоростной режим, нагрузки и габариты транспортных средств на каждой автомобильной дороге обозначается посредством дорожных знаков.
4. В целях обеспечения безопасности дорожного движения, владельцы автомобильных дорог по согласованию с органом внутренних дел, осуществляющим надзор за безопасностью дорожного движения, вправе вводить временные ограничения нагрузок и скоростей движения на основании актов обследования автомобильных дорог или на время проведения дорожных работ.
В случае введения таких временных ограничений владельцы автомобильных дорог устанавливают соответствующие знаки.
Статья 47. Ограничение и запрещение движения по автомобильным дорогам
1. Временное ограничение или прекращение движения на автомобильных дорогах может устанавливаться в следующих случаях:
при производстве дорожных работ;
при стихийных бедствиях, авариях или других чрезвычайных ситуациях;
при возникновении угрозы безопасности дорожного движения или безопасности жизни людей и дорожному имуществу;
по погодно-климатическим условиям;
при проведении разрешенных в установленном законом порядке массовых мероприятий.
2. Решение о временном ограничении или прекращении движения принимается, в зависимости от принадлежности автомобильной дороги, федеральным дорожным органом, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Уполномоченный орган внутренних дел вправе давать предписания владельцам автомобильных дорог о запрещении дорожного движения в случаях, если дорожные условия представляют серьезную угрозу безопасности дорожного движения.
3. Органы, принимающие решение о запрещении или ограничении дорожного движения, информируют об этом органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органы местного самоуправления, интересы которых могут затрагиваться в результате принятия такого решения.
4. В случае принятия решения об ограничении или прекращении движения по автомобильной дороге ее владелец по согласованию с уполномоченным органом внутренних дел принимает меры по организации дорожного движения, в том числе путем устройства объездов. Использование в качестве объездов автомобильных дорог других владельцев подлежит согласованию с ними.
5. Дорожные органы, за исключением случаев, вызванных чрезвычайными обстоятельствами, заблаговременно информируют пользователей автомобильных дорог и соответствующие органы исполнительной власти, о планируемых ограничениях или прекращении движения на автомобильной дороге, представляют информацию о сроках введения таких ограничений и возможных объездных маршрутах.
В случае закрытия или ограничения движения на международных автомобильных дорогах информация об этом доводится до сведения представительств иностранных государств.
Дорожные органы должны принимать меры к скорейшему восстановлению нормальных режимов движения по находящимся в их ведении автомобильным дорогам.
Статья 48. Ограничение дорожного движения по погодно-климатическим условиям
В неблагоприятные по погодно-климатическим условиям периоды года, когда снижается несущая способность автомобильных дорог, в установленном порядке может вводиться временное ограничение движения транспорта, исходя из разрешенной общей массы и осевой нагрузки транспортного средства.
Решение о введении временного сезонного ограничения движения по установленному перечню автомобильных дорог принимается в зависимости от принадлежности автомобильной дороги - федеральным дорожным органом для федеральных автомобильных дорог, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органом местного самоуправления - для дорог субъектов Российской Федерации и муниципальных дорог.
Статья 49. Движение транспортных средств с нагрузками и габаритами, превышающими установленные нормами
1. Движение по автомобильным дорогам транспортных средств с нагрузками и габаритами, превышающими установленные нормы, осуществляется только в исключительных случаях при наличии специального разрешения.
2. Выдача специальных разрешений осуществляется дорожными органами за плату, размер которой устанавливается, исходя из возмещения затрат, связанных с восстановлением автомобильных дорог и сооружений на них.
Размеры платы и порядок пропуска по автомобильным дорогам транспортных средств с нагрузками и габаритами, превышающими нормативные, устанавливаются в пределах компетенции органами исполнительной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Средства, полученные в счет возмещения затрат, связанных с пропуском по автомобильным дорогам таких транспортных средств, зачисляются в соответствующие дорожные фонды или бюджеты муниципальных образований и расходуются исключительно на восстановление автомобильных дорог.
3. Маршруты движения транспортных средств с нагрузками и габаритами, превышающими установленные нормами, должны согласовываться с владельцами автомобильных дорог и дорожных сооружений, находящихся на данном маршруте, а также с уполномоченными органами внутренних дел Российской Федерации.
В случаях, когда проезд таких транспортных средств требует усиления или принятия специальных мер по усилению или обустройству автомобильной дороги и пересекаемых ее сооружений и инженерных коммуникаций по заданному маршруту движения, проводятся согласования с владельцами этих сооружений и коммуникаций.
4. При отсутствии у водителя транспортного средства, имеющего общую массу, осевую нагрузки и габариты, превышающие установленные нормами, специального разрешения или отклонении его от согласованного маршрута владелец или пользователь транспортного средства уплачивает штраф в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и может продолжить движение по новому маршруту только после получения разрешения, оформляемому в установленном порядке.
Статья 50. Пропуск транспортных средств, перевозящих опасные грузы
Дорожные органы могут разрешать пропуск по автомобильным дорогам транспортных средств, перевозящих грузы, которые могут вызвать взрыв, пожар, загрязнение или радиоактивное заражение автомобильной дороги или иные опасные последствия, при условии предоставления владельцами этих грузов гарантий безопасности перевозки и ликвидации возможных последствий. Перевозки таких грузов осуществляются в порядке, установленном федеральными законами.
Статья 51. Организация движения велосипедов, гужевых повозок и прогона скота
Движение транспортных средств, скорость которых по техническим характеристикам составляет менее 40 км/час, велосипедов, гужевых повозок (саней), верховых и вьючных животных, а также прогон домашних животных по скоростным автомагистралям запрещается.
По иным автомобильным дорогам это движение и прогон скота организуется в соответствии с требованиями правил дорожного движения и правил пользования автомобильными дорогами.
Прогон скота через автомобильные дороги разрешается в специально установленных для этих целей местах, согласованных с дорожными органами.
Статья 52. Проведение массовых мероприятий на автомобильных дорогах
1. Демонстрации и шествия на автомобильных дорогах организуются и проводятся в соответствии с Федеральным Законом "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях". При этом движение организованных пеших колонн осуществляется в соответствии с требованиями правил дорожного движения.
Спортивные соревнования (кроссы, авто-велогонки и другие мероприятия) организуются по разрешению дорожных органов и органа внутренних дел, осуществляющего надзор за безопасностью дорожного движения.
2. Решения о проведении этих мероприятий на автомобильных дорогах должны быть согласованы с дорожными органами и приниматься с учетом обеспечения бесперебойной работы дорожной сети и при наличии необходимых объездных путей.
Разрешение трудовых и социальных конфликтов, выражение политических требований путем перекрытия автомобильных дорог не допускается.
Глава VI. Международное сотрудничество
Статья 53. Международное сотрудничество в области использования автомобильных дорог и дорожной деятельности
1. Российская Федерация содействует развитию международного сотрудничества в области автомобильных дорог и дорожной деятельности и решению проблем установления общих принципов правового регулирования их создания и использования, интеграции в международную систему транспортных коммуникаций.
2. Федеральный дорожный орган может состоять членом международных дорожных организаций, осуществлять в установленном порядке международное сотрудничество с дорожными органами иностранных государств, а также представлять Российскую Федерацию в международных организациях по вопросам, связанным с использованием автомобильных дорог Российской Федерации, формированием международных автодорожных маршрутов, установлением норм и требований к автомобильным дорогам и другим вопросам, отнесенным к их компетенции.
3. Использование автомобильных дорог для международных автомобильных сообщений регулируется международными договорами Российской Федерации, заключаемыми в порядке, установленном федеральными законами.
Статья 54. Участие иностранных граждан и юридических лиц в дорожной деятельности
1. Граждане и юридические лица иностранных государств, участвующие на территории Российской Федерации в осуществлении дорожной деятельности или использующие автомобильные дороги, пользуются равными правами и несут ответственность наравне с гражданами и юридическими лицами Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами или федеральными законами.
2. Владельцы и пользователи автотранспортных средств иностранных государств, въезжающие на территорию Российской Федерации, обязаны застраховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц, а также оплатить дорожный сбор за пользование автомобильными дорогами, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
Глава VII. Ответственность за нарушение законодательства
об автомобильных дорогах и дорожной деятельности
Статья 55. Виды ответственности
За нарушение законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности устанавливается дисциплинарная, административная, уголовная и иная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 56. Административная ответственность
1. Юридические лица, осуществляющие дорожную деятельность, их должностные лица, собственники и владельцы автомобильных дорог несут административную ответственность за следующие нарушения законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности:
перерывы в движении транспортных средств по автомобильной дороге, за исключением случаев прекращения движения, произведенных в установленном законодательством порядке, а также вследствие явлений стихийного характера, либо возникновения обстоятельств, которые не могли быть предотвращены;
дорожно-транспортные происшествия, происшествие по причине неудовлетворительных дорожных условий, возникших вследствие невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей по обеспечению содержания дороги;
содержание автомобильной дороги с нарушением установленных стандартов и норм, включая стандарты и нормы по обеспечению безопасности дорожного движения, экологической безопасности;
осуществление действий нарушающих требования стандартов и норм по охране окружающей среды, производственной санитарии, правил использования земель и охраны памятников истории и культуры;
другие нарушения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Пользователи автомобильных дорог несут административную ответственность за совершенные ими следующие правонарушения:
повреждение дорожных конструкций, сооружений и устройств, загрязнение проезжей части автомобильных дорог и полосы отвода;
пользование автомобильными дорогами, не совместимое с их назначением; несогласованное с дорожными органами проведение работ и оказание услуг на землях автомобильных дорог;
самовольные строительство, устройство примыканий других дорог и пересечений автомобильной дороги с другими дорогами, установку памятных знаков, рекламы и других видов самовольных сооружений на землях автомобильных дорог;
несоблюдение правил дорожного движения и правил пользования автомобильными дорогами;
нанесение ущерба автомобильным дорогам вследствие дорожно-транспортных происшествий, произошедших по вине пользователей автомобильных дорог;
нанесение ущерба вследствие действий, повлекших за собой перерыв в движении по автомобильной дороге;
другие нарушения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 57. Возмещение причиненного вреда
1. Вред, причиненный жизни, здоровью, имуществу пользователей автомобильных дорог, а также вред от дорожно-транспортного происшествия в результате действия (бездействия) дорожных органов и организаций, собственников и владельцев автомобильных дорог подлежит возмещению в полном объеме.
2. Порядок возмещения вреда определяется гражданским законодательством Российской Федерации.
Глава VIII. Заключительные положения
Статья 58. О введении в действие настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон вводится в действие со дня его официального опубликования.
2. Законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие отношения в области автомобильных дорог и дорожной деятельности, применяются, если они не противоречат настоящему Федеральному закону.
3. Настоящий Федеральный закон применяется к правовым отношениям, возникшим после введения его в действие.
К правовым отношениям в области автомобильных дорог и дорожной деятельности, возникшим до введения настоящего Федерального закона в действие, настоящий закон применяется к тем правам и обязанностям, которые возникли после введения его в действие.
4. Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Президент Российской Федерации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.