Проект федерального закона N 98059899-2
"Об основах государственной молодежной политики в Российской
Федерации"
Досье на проект федерального закона
(с поправками в тексте, принятыми во втором чтении)
Глава I. Общие положения
Глава II. Приоритеты государственной молодежной
политики в Российской Федерации
Глава III. Формирование и реализация государственной
молодежной политики в Российской Федерации
Глава IV. Заключительные положения
Настоящий Федеральный закон является правовой основой формирования и реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации, определяет цели, принципы и приоритеты государственной молодежной политики как важного направления федеральной политики в области социально-экономического, культурного и национального развития Российской Федерации.
Глава I. Общие положения
Статья 1. Понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:
молодежь (молодые граждане) - лица в возрасте от 14 до 30 лет;
молодая семья - семья, в которой супруги или один из них не достигли возраста 30 лет, а также родители в возрасте до 30 лет, имеющие несовершеннолетних детей;
социальные службы для молодежи - организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие мероприятия по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, содействию социальной, психологической адаптации и социальной реабилитации молодых граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность по социальному обслуживанию молодежи без образования юридического лица;
социальная инфраструктура для молодежи - система необходимых для жизнеобеспечения молодежи объектов (зданий, строений, сооружений), а также организаций, которые осуществляют деятельность по охране здоровья, образованию, воспитанию, социальному обслуживанию, физическому, духовному и нравственному развитию молодых граждан, обеспечению их занятости и удовлетворению их общественных потребностей.
Статья 2. Цели, принципы и приоритеты государственной молодежной политики в Российской Федерации
1. Государственная молодежная политика в Российской Федерации осуществляется в целях:
создания правовых, социально-экономических условий выбора молодыми гражданами своего жизненного пути, осуществления выдвигаемых ими программ (проектов) в области государственной молодежной политики в Российской Федерации, социального становления и самореализации молодых граждан в обществе;
воспитания и образования молодежи, защиты ее прав и законных интересов;
реализации общественно значимых инициатив, общественно полезной деятельности молодежи, молодежных, детских общественных объединений.
Государственная молодежная политика в Российской Федерации направлена на поддержку и стимулирование некоммерческих организаций и граждан, осуществляющих деятельность в указанных целях.
2. Государственная молодежная политика в Российской Федерации основывается на конституционных принципах равенства прав и свобод человека и гражданина, государственной защиты указанных прав и свобод, создания условий достойной жизни и свободного развития человека и гражданина. Реализация этих принципов в отношении молодежи обеспечивается путем:
участия молодежи, молодежных, детских общественных объединений в формировании и реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации;
осуществления финансовой и иной поддержки молодежи, молодежных, детских общественных объединений в целях создания условий достойной жизни и свободного развития молодежи;
осуществления координации деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации по реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации;
осуществления государственной поддержки органов местного самоуправления, физических и юридических лиц в проведении мероприятий в области государственной молодежной политики в Российской Федерации.
3. Приоритетными направлениями государственной молодежной политики в Российской Федерации являются:
поддержка общественно значимых инициатив, общественно полезной деятельности молодежи, молодежных и детских общественных объединений;
содействие обеспечению экономической самостоятельности молодых граждан и реализации их права на труд;
государственная поддержка молодых семей;
оказание социальных услуг для молодежи;
обеспечение условий для охраны здоровья, формирования здорового образа жизни молодых граждан, их воспитания и образования.
4. Приоритетные направления государственной молодежной политики в субъектах Российской Федерации определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации на основе учета социальных потребностей молодежи, национальных традиций и иных особенностей территорий соответствующих субъектов Российской Федерации.
Статья 3. Законодательство Российской Федерации о государственной молодежной политике в Российской Федерации
1. Законодательство Российской Федерации о государственной молодежной политике в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из международных договоров Российской Федерации, настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, регулирующих отношения, возникающие в связи с реализацией государственной молодежной политики в Российской Федерации.
2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.
Статья 4. Полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области государственной молодежной политики в Российской Федерации
1. К полномочиям федеральных органов государственной власти в области государственной молодежной политики в Российской Федерации относятся:
определение основ государственной молодежной политики в Российской Федерации;
формирование федеральных органов исполнительной власти, реализующих государственную молодежную политику в Российской Федерации;
разработка и реализация федеральных целевых программ в области государственной молодежной политики в Российской Федерации;
обеспечение финансирования федеральных целевых программ в области государственной молодежной политики в Российской Федерации и мероприятий по ее реализации за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников;
выполнение международных обязательств Российской Федерации и представление интересов Российской Федерации в международных организациях по вопросам государственной молодежной политики в Российской Федерации.
2. По вопросам государственной молодежной политики в Российской Федерации, относящимся к совместному ведению, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют:
разработку социальных норм и нормативов, обеспечивающих реализацию прав и законных интересов молодежи в области воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта, здравоохранения, социальной защиты;
информационное обеспечение и научное обоснование деятельности по реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации;
долевое финансирование межрегиональных целевых программ и мероприятий по реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации;
ведение реестров молодежных и детских общественных объединений и осуществление государственной поддержки деятельности указанных объединений;
обеспечение мер стимулирования деятельности организаций и граждан по реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации;
установление мер государственной поддержки молодых семей, обеспечение летнего отдыха детей и молодежи;
организацию подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих, осуществляющих реализацию государственной молодежной политики в Российской Федерации;
проведение научных исследований по проблемам государственной молодежной политики в Российской Федерации, а также социальных экспертиз программ (проектов) в области государственной молодежной политики в Российской Федерации;
обеспечение координации деятельности организаций по реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации;
обеспечение соблюдения законодательства о государственной молодежной политике в Российской Федерации.
Глава II. Приоритеты государственной молодежной политики
в Российской Федерации
Статья 5. Государственная поддержка общественно полезной деятельности молодежи и молодежных, детских общественных объединений
1. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления на основе нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления поддерживают общественно полезную деятельность молодежи, молодежных и детских общественных объединений. Обеспечение финансирования, в том числе инвестирования, субсидирования, кредитования и иной поддержки такой деятельности, осуществляется соответствующими уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления на условиях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд, муниципальных заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для молодежи.
Правила проведения конкурса на размещение государственного заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для молодежи регулируются гражданским законодательством.
2. Финансовая поддержка общественно полезной деятельности молодежи за счет средств федерального бюджета осуществляется в отношении программ (проектов) в области государственной молодежной политики в Российской Федерации.
Выдвигаемая на указанный конкурс программа (проект) в области государственной молодежной политики в Российской Федерации должна соответствовать требованиям, содержащимся в конкурсной документации. Обоснованность данной программы (проекта) устанавливается путем социальной экспертизы, проводимой в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации.
В случае, если победившая в указанном конкурсе программа (проект) молодежного и (или) детского общественного объединения соответствует утвержденным программам и планам социально-экономического развития территории соответствующего субъекта Российской Федерации, требованиям, содержащимся в конкурсной документации, организатор конкурса заключает с победителем конкурса государственный контракт (договор) на размещение заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд, договор на размещение муниципального заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для молодежи.
3. Финансовая поддержка молодежных и детских общественных объединений осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений", законами субъектов Российской Федерации и является приоритетным направлением поддержки общественно полезной деятельности молодежи.
4. Средства бюджетов разных уровней, предназначенные для поддержки общественно полезной деятельности молодежи, не могут использоваться на другие цели. Нецелевое использование указанных средств влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
5. Поддержка деятельности профессиональных союзов студентов (учащихся) осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.
Профессиональному союзу студентов (учащихся) руководители государственных и (или) муниципальных образовательных учреждений среднего профессионального, высшего профессионального образования в соответствии с коллективными договорами, соглашениями предоставляют в бесплатное пользование помещения, а также оборудование и другие средства для ведения работы.
Статья 6. Содействие экономической самостоятельности молодых граждан и реализации их права на труд
1. Государство поощряет работодателей, способствующих обеспечению занятости молодежи в различных областях промышленности и сельского хозяйства, науки и техники, культуры и искусства, образования, здравоохранения, а также оказанию молодежи социальных услуг.
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в соответствии с нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления обеспечивают финансирование мероприятий по созданию рабочих мест для молодежи, если это предусмотрено федеральными, межрегиональными, региональными, местными целевыми программами в области государственной молодежной политики в Российской Федерации.
2. Приоритетные государственные меры обеспечения трудоустройства молодежи осуществляются в отношении молодых граждан, впервые устраивающихся на работу по достижении возраста 15 лет, после окончания образовательного учреждения, а также несовершеннолетних, достигших возраста 14 лет, - в свободное от обучения время. Федеральные органы исполнительной власти в соответствии с федеральными целевыми программами в области государственной молодежной политики в Российской Федерации оказывают содействие организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности в их деятельности по обеспечению профессиональной ориентации и профессиональной подготовки, занятости молодых граждан.
Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации, соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления дополнительно к мерам, которые осуществляют органы государственной службы занятости населения, органы образования, органы здравоохранения, осуществляются меры по созданию специализированных организаций, осуществляющих деятельность по содействию занятости, профессиональной ориентации, профессиональной подготовке и переподготовке молодых граждан, в том числе по организации их временного (сезонного) трудоустройства. Создание указанных организаций не является обязательным, если реализуются соответствующие программы (проекты) в указанной области общественных объединений, в том числе молодежных и (или) детских, других некоммерческих организаций, имеющих лицензии на осуществление деятельности по содействию занятости населения. В данном случае финансовые средства, предназначенные для содействия занятости молодежи, передаются исполнителю соответствующей программы (проекта) обеспечения содействия занятости, профессиональной ориентации, профессиональной подготовки и переподготовки молодых граждан на условиях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд, муниципальных заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для молодежи.
3. Установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде квота, в счет которой работодатели обязаны принимать на работу выпускников общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, лиц, не достигших возраста 18 лет, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов и других), и молодых граждан из числа бывших военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации - ветеранов боевых действий, направляемых органами государственной службы занятости населения в порядке трудоустройства, приводится в соответствие с потребностями трудоустройства ежегодно. В указанных случаях квота доводится до сведения работодателей не позднее окончания учебного года.
Работодатель, не выполнивший установленной для него квоты приема на работу указанным молодым гражданам, несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.
4. Применение правил выполнения квоты приема на работу инвалидов по отношению к инвалидам из числа молодых граждан осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", законодательством субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.
В целях интеграции инвалидов из числа молодых граждан в общественную жизнь при реализации федеральных, межрегиональных, региональных, местных целевых программ содействия занятости населения осуществляются мероприятия по обеспечению их трудоустройства.
5. В целях стимулирования предпринимательской деятельности молодых граждан при осуществлении мероприятий по реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации на конкурсной основе размещают заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд, органы местного самоуправления в соответствии с нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления размещают муниципальные заказы на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для молодежи. Конкурс на размещение указанных заказов проводится среди коммерческих организаций, более 75 процентов численности работников которых составляют молодые граждане.
6. В случае, если коммерческие организации, более 75 процентов численности работников которых составляют молодые граждане, производят продукцию и предоставляют услуги для молодежи в соответствии с федеральными, межрегиональными, региональными, местными целевыми программами в области государственной молодежной политики в Российской Федерации, в пределах исполнения указанных программ и на конкурсной основе предоставляются субсидии на покрытие части расходов на обеспечение их производственной деятельности организаций. Такие субсидии не могут устанавливаться в объеме более чем 50 процентов фактических расходов на обеспечение производства продукции и предоставления услуг указанной коммерческой организацией. Правила предоставления субсидий устанавливаются законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.
Соответствующие федеральные органы исполнительной власти оказывают финансовую и иную поддержку органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, предоставляющим указанные субсидии коммерческим организациям, более 75 процентов численности работников которых составляют молодые граждане. Порядок осуществления мер поддержки данных организаций и контроля за целевым расходованием выделенных финансовых средств устанавливается Правительством Российской Федерации.
7. Финансовая поддержка коммерческих организаций, более 75 процентов численности работников которых составляют молодые граждане и которые производят продукцию и оказывают услуги для молодежи, осуществляется посредством освобождения от налогов и сборов, установления льгот по аренде помещения, оборудования, бесплатного предоставления коммерческой информации, предоставления скидок на размещение рекламы и в других формах, если это установлено законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.
8. Деятельность молодых граждан, объединившихся для строительства молодежных жилищных комплексов, поддерживается в объеме и в порядке, которые предусмотрены пунктами 6 и 7 настоящей статьи в отношении коммерческих организаций.
В случае государственной поддержки соответствующей программы (проекта), представленной молодежным жилищным комплексом, уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации оказывают содействие в обеспечении молодежного жилищного комплекса необходимыми финансовыми средствами на условиях договора.
9. В случае, если молодежное и (или) детское общественное объединение осуществляет предпринимательскую деятельность, оно вправе пользоваться государственной поддержкой, предусмотренной пунктами 6 и 7 настоящей статьи в отношении коммерческих организаций.
10. Меры государственной поддержки, предусмотренные пунктами 6 - 9 настоящей статьи, осуществляются при условии соблюдения конкурсного порядка установления организаций, получающих такую поддержку.
Статья 7. Государственная поддержка молодых семей
1. В целях государственной поддержки молодых семей федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, формируют федеральные, межрегиональные, региональные целевые программы в области государственной поддержки молодых семей, а органы местного самоуправления на основе нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления - местные целевые программы в области поддержки молодых семей.
Формирование указанных программ осуществляется в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации, прогнозом социально-экономического развития территории соответствующего субъекта Российской Федерации на основе анализа социальных потребностей молодых семей, в отношении которых устанавливаются меры государственной поддержки, поддержки органами местного самоуправления молодых семей. Мероприятия по поддержке молодых семей направлены на оказание им материальной и иной помощи в решении социально-экономических, социально-бытовых проблем, оказание соответствующих образовательных, социально-медицинских, социальных, социально-правовых, психолого-педагогических, информационных, консультативных и других услуг молодым семьям, в том числе на обеспечение охраны здоровья, образования, воспитания и развития детей, социальной защиты, социальной адаптации и реабилитации молодых граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
2. Целевые льготные кредиты, субсидии на приобретение жилья молодыми семьями устанавливаются в рамках федеральных, межрегиональных, региональных целевых программ в области государственной молодежной политики в Российской Федерации в объеме и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, в рамках местных целевых программ, которые предусмотрены нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления. Выделение кредитов и субсидий молодым семьям на приобретение жилья проводится в первоочередном порядке.
Улучшение жилищных условий молодых малоимущих семей осуществляется за счет жилищного фонда социального использования.
3. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления обеспечивают бесплатное предоставление молодым семьям информационных и консультативных услуг в соответствующих государственных и муниципальных учреждениях. Указанные услуги и формы их предоставления молодым семьям устанавливаются законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.
Компенсация расходов коммерческих и некоммерческих организаций на информирование и консультации молодых семей производится за счет средств бюджетов разных уровней в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.
Статья 8. Обеспечение социального обслуживания молодежи
1. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в соответствии с государственными стандартами социального обслуживания населения обеспечивают необходимые условия для социального обслуживания молодежи, оказания государственными и муниципальными социальными службами следующих социальных услуг:
информирование о правах и об обязанностях, об имеющихся возможностях реализации данных прав;
социально-правовая, психолого-педагогическая, консультативная помощь по вопросам выбора формы образования, профессиональной ориентации, трудоустройства, организации предпринимательской деятельности и иные виды помощи в данной области;
социально-бытовые, социально-медицинские услуги молодым семьям;
социально-правовая, психолого-педагогическая, материальная и иная помощь молодым гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, молодым гражданам с недостатками физического и (или) психического развития;
помощь безнадзорным из числа молодых граждан, находящимся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, специальных учебно-воспитательных учреждениях, лечебно-профилактических учреждениях, учреждениях социального обслуживания или иных учреждениях, в которых осуществляются уход за ними, их обучение, воспитание, социальная защита или лечение, либо указанным лицам, окончившим пребывание в них;
помощь молодым гражданам, вернувшимся из мест лишения свободы;
осуществление социальной работы в образовательных учреждениях;
другие социальные услуги, предусмотренные государственными стандартами социального обслуживания населения.
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления ежегодно устанавливают социальные нормы и нормативы предоставления указанных социальных услуг для молодежи, если иное не установлено федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
2. Социальные услуги для молодежи предоставляются государственными и муниципальными социальными службами для молодежи или иными организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, которые осуществляют социальное обслуживание населения, в том числе молодежи, на условиях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд, муниципальных заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для молодежи.
В случае, если общественные объединения, в том числе молодежные и детские общественные объединения, другие некоммерческие организации в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления оказывают социальные услуги для молодежи, финансовые средства, предназначенные для оказания указанных услуг, передаются соответствующим органом исполнительной власти, органом местного самоуправления указанным объединениям, организациям на условиях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд, муниципальных заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для молодежи.
Статья 9. Обеспечение охраны здоровья молодежи, формирования ее здорового образа жизни
1. Правительство Российской Федерации осуществляет приоритетные меры по охране здоровья молодежи, устанавливает нормативы предельного уровня распространения среди молодежи особо опасных заболеваний (туберкулеза, венерических заболеваний, ВИЧ-инфекции, наркомании, алкоголизма и других, ведущих к росту инвалидности и смертности, в том числе заболеваний, связанных с вредным воздействием факторов среды обитания). На территориях на которых указанные нормативы превышены, уполномоченные федеральные органы исполнительной власти совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и другими некоммерческими организациями проводят неотложные мероприятия по ограничению распространения среди молодежи социально значимых заболеваний, заболеваний, представляющих опасность для окружающих. Такие мероприятия проводятся за счет средств фондов обязательного медицинского страхования, средств бюджетов разных уровней в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, в соответствии с нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
2. Пропаганда физической культуры и спорта, здорового образа жизни молодежи и другие мероприятия в данной области осуществляются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области физической культуры и спорта, соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления. Указанные органы осуществляют поддержку организаций, включая молодежные и детские общественные объединения, граждан, осуществляющих деятельность по привлечению молодежи к занятиям физической культурой и спортом, в том числе любительским спортом, профессиональным спортом, организации спортивных соревнований и других мероприятий по формированию у молодежи здорового образа жизни посредством реализации федеральных, межрегиональных, региональных, местных целевых программ в области государственной молодежной политики в Российской Федерации.
В целях реализации указанных программ уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, работодатели заключают долгосрочные договоры с организациями, осуществляющими указанную деятельность прежде всего на территориях, благоприятных в климатическом и экологическом отношении, с учреждениями отдыха и оздоровления, а также со средствами массовой информации о пропаганде здорового образа жизни молодежи, об охране здоровья молодежи.
3. Уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в соответствии с нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления осуществляют поддержку организациям, в том числе молодежным, детским и общественным объединениям, в реализации программ (проектов) организации досуга молодежи, программ (проектов) развития молодежного туризма, организации летних и зимних лагерей и других программ (проектов) в данной области.
В случае победы в конкурсе выдвигаемых некоммерческими организациями программ (проектов) организации отдыха и оздоровления молодежи уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления передает указанным организациям финансовые средства на условиях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд, муниципальных заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг на осуществление указанных программ (проектов).
Статья 10. Обеспечение условий для воспитания и образования молодежи
1. Государство обеспечивает условия для воспитания молодежи в соответствии с основными направлениями государственной политики в области воспитания детей и молодежи, утвержденными Президентом Российской Федерации. На основе указанных направлений федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации разрабатывают и осуществляют соответствующие программы (проекты), обеспечивают приоритетность нравственного, духовного и патриотического воспитания молодежи.
В соответствии с федеральными, межрегиональными, региональными, местными целевыми программами в области государственной молодежной политики в Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления поддерживают деятельность некоммерческих организаций, направленную на воспитание молодых граждан.
2. В целях обеспечения молодежи равных прав и возможностей на получение образования приоритетная поддержка оказывается молодым гражданам из малоимущих семей, многодетных семей, молодым гражданам, проживающим в городских поселениях с численностью до 50 тысяч человек, сельских поселениях, районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, находятся в трудной жизненной ситуации.
3. В случае, если молодые граждане поступают в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования на основании договоров с оплатой ими стоимости обучения, они вправе получить кредит на получение образования. Молодые граждане из малоимущих, многодетных семей, военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации, уволенные в запас, и ветераны боевых действий, а также особо одаренные молодые граждане могут получать кредиты на указанные цели на льготных условиях.
Издержки кредитных организаций при выдаче кредитов молодым гражданам на получение образования могут покрываться за счет средств соответствующих бюджетов, если это предусматривается федеральными, межрегиональными, региональными, местными целевыми программами в области образования, в области содействия занятости населения и соответствующими целевыми программами в области государственной молодежной политики в Российской Федерации.
4. Федеральные органы исполнительной власти - государственные заказчики федеральных целевых программ в области государственной молодежной политики в Российской Федерации в соответствии с указанными программами способствуют организации смотров, выставок, публичных конкурсов работ талантливых молодых граждан или организуют такие смотры, выставки, конкурсы.
В целях поощрения талантливых молодых граждан за счет средств бюджетов разных уровней, направляемых на образование, развитие науки, техники и культуры и другие социально значимые цели, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления могут устанавливать соответственно государственные, муниципальные и именные стипендии, премии, а также определять другие меры поддержки молодых граждан.
Глава III. Формирование и реализация государственной молодежной
политики в Российской Федерации
Статья 11. Управление в области государственной молодежной политики в Российской Федерации
1. Компетенция федеральных органов исполнительной власти, реализующих государственную молодежную политику в Российской Федерации, государственную поддержку органов местного самоуправления, общественных объединений и иных некоммерческих организаций, осуществляющих в соответствии с законодательством Российской Федерации деятельность в указанной области, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Указанные органы при реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации привлекают общественные объединения, иные некоммерческие организации и граждан к осуществлению на условиях договоров деятельности в указанной области, используют меры по стимулированию такой деятельности.
2. В соответствии с законодательством Российской Федерации координация деятельности федеральных органов исполнительной власти в области государственной молодежной политики в Российской Федерации осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации.
3. Компетенция органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
Статья 12. Участие органов местного самоуправления в реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации
1. Органы местного самоуправления в соответствии с предметом ведения осуществляют мероприятия по реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации.
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий оказывают финансовую, организационную и методическую помощь, информационное содействие органам местного самоуправления в реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации.
2. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями на реализацию государственной молодежной политики в Российской Федерации осуществляется с передачей необходимых материальных и финансовых средств.
3. В соответствии с предметами ведения местного самоуправления, а также в пределах переданных органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий на реализацию государственной молодежной политики в Российской Федерации органы местного самоуправления участвуют в осуществлении федеральных, региональных, местных целевых программ в области государственной молодежной политики в Российской Федерации.
Органы местного самоуправления могут заключать договоры с юридическими и физическими лицами на осуществление мероприятий по реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации.
4. Финансирование мероприятий, осуществляемых органами местного самоуправления в области государственной молодежной политики в Российской Федерации, регулируется нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.
Статья 13. Участие молодых граждан в формировании и реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации
1. Молодые граждане участвуют в формировании и реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации посредством реализации общественно значимых инициатив, обращений в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, взаимодействия молодежных и детских общественных объединений с указанными органами на условиях договоров, а также осуществление с других форме их непосредственного участия в реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации и представительства их интересов.
2. Вносимые молодыми гражданами, молодежными и детскими общественными объединениями в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления предложения о реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации рассматриваются указанными органами в соответствии с их полномочиями и в порядке, которые определены законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.
В случае, если для рассмотрения указанных предложений необходимы расчеты финансовых средств, сбор информации, разработка проектной документации, соответствующий федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления осуществляет информационную помощь и проводят консультации с организациями, объединениями и гражданами, вносящими указанные предложения.
В случае, если молодые граждане, молодежные и детские общественные объединения вносят предложения о реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации, решения соответствующих федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления о принятии данных предложений должны предусматривать участие инициаторов.
3. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе привлекать молодежные и детские общественные объединения и их ассоциации с согласия указанных объединений для проведения консультаций и координации деятельности соответствующих органов государственной власти и других субъектов в области формирования и реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации. Указанные действия не могут осуществляться с нарушением прав других молодежных и детских общественных объединений на оказание им государственной поддержки.
Федеральные органы государственной власти взаимодействуют с молодежными и детскими общественными объединениями, которые включены в Федеральный реестр молодежных, детских общественных объединений которым оказывается государственная поддержка, и формируют совместные консультативные органы по реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации.
Молодежные и детские общественные объединения, не включенные в Федеральный реестр молодежных, детских общественных объединений, но успешно взаимодействующие с федеральными органами государственной власти, могут принимать участие в деятельности консультативных органов по реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации. Положение об указанном консультативном органе утверждается органом государственной власти, который формирует консультативный орган и устанавливает соответствующую форму взаимоотношений органа государственной власти с молодежным и детским общественным объединением.
4. В целях привлечения молодых граждан к формированию и реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации федеральные органы государственной власти совместно с молодежными, детскими общественными объединениями один раз в три года созывают всероссийский конгресс молодежи.
Полномочия всероссийского конгресса молодежи, нормы представительства, порядок избрания делегатов, порядок его проведения устанавливаются положением о всероссийском конгрессе молодежи, утвержденным Правительством Российской Федерации после проведения консультаций с молодежными и детскими общественными объединениями, которые участвуют в деятельности консультативного органа по реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации.
Всероссийский конгресс молодежи может обсуждать и вырабатывать рекомендации, принимать обращения к молодежи, федеральным органам государственной власти о формировании и реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации.
Федеральные органы государственной власти в пределах своей компетенции представляют на обсуждение всероссийского конгресса молодежи доклад о реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации. Подготовка указанного доклада обеспечивается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации.
Федеральные органы государственной власти в пределах, в том числе уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации, анализируют предложения, содержащиеся в обращениях и рекомендациях всероссийского конгресса молодежи, и учитывают такие предложения при реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации.
Созыв и проведение конгрессов молодежи в субъектах Российской Федерации осуществляются в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.
Статья 14. Участие коммерческих и некоммерческих организаций, граждан в реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации
1. Коммерческие и некоммерческие организации участвуют в реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации в соответствии со своими учредительными документами.
Коммерческие и некоммерческие организации, граждане вправе участвовать в осуществлении мероприятий, входящих в федеральные, межрегиональные, региональные, местные целевые программы в области государственной молодежной политики в Российской Федерации, в том числе на условиях конкурса на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд, муниципальных заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для молодежи.
2. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, осуществляющие деятельность по реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации, обязаны через средства массовой информации информировать коммерческие и некоммерческие организации, граждан о содержании федеральных, межрегиональных, региональных, местных целевых программ в области государственной молодежной политики в Российской Федерации и об условиях проведения конкурсов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд, муниципальных заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для молодежи.
Статья 15. Специализированные организации, осуществляющие деятельность по поставкам товаров, выполнению работ, оказанию услуг для молодежи
1. К специализированным организациям, осуществляющим деятельность по выполнению работ, оказанию услуг для молодежи, относятся:
молодежные и детские общественные объединения, поисковые отряды и объединения и другие общественные объединения, осуществляющие программы (проекты) работы с молодежью;
дома и дворцы молодежи, детские, подростковые и молодежные клубы, физкультурно-спортивные объединения, молодежные центры;
социальные службы для молодежи, центры информации для молодежи, организации по содействию занятости молодежи (молодежные биржи труда, центры занятости молодежи);
образовательные учреждения дополнительного образования;
детские и молодежные оздоровительные центры и лагеря;
другие организации, которые осуществляют некоммерческие общественно значимые программы (проекты) работы с молодежью.
Деятельность специализированных организаций, осуществляющих деятельность по выполнению работ, оказанию услуг для молодежи, регулируется учредительными документами, которые основываются на типовых положениях о таких организациях. Указанные типовые положения утверждаются Правительством Российской Федерации, если иное не установлено федеральным законом.
2. Специализированные организации, осуществляющие деятельность по выполнению работ, оказанию услуг для молодежи, независимо от организационно-правовых форм собственности в случае размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд, муниципальных заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для молодежи при их реализации руководствуются законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о деятельности соответствующих государственных, муниципальных учреждений.
3. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, осуществляющие мероприятия по реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации, способствуют созданию молодежных центров, оказывающих социальные услуги для молодежи и осуществляющих мероприятия по охране здоровья, формированию здорового образа жизни, воспитанию, физическому, духовному и нравственному развитию молодых граждан.
Указанные молодежные центры обеспечиваются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления необходимыми материальными и финансовыми средствами в целях оказания социальных услуг для молодежи на условиях договора.
4. Образовательные учреждения среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования независимо от организационно-правовых форм и форм собственности осуществляют подготовку специалистов для специализированных организаций, осуществляющих деятельность по выполнению работ, оказанию услуг для молодежи, на условиях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд, муниципальных заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для молодежи. Перечень специальностей, по которым осуществляется подготовка специалистов на условиях размещения заказов, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Статья 16. Информационное обеспечение и научное обоснование государственной молодежной политики в Российской Федерации
1. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют деятельность по информационному обеспечению государственной молодежной политики в Российской Федерации, информированию молодых граждан об их правах и обязанностях, о возможностях реализации своих прав на охрану здоровья, образование, социальное обслуживание, профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку и трудоустройство, отдых, социальную реабилитацию, помощь в целях преодоления трудных жизненных ситуаций, поддержку молодой семьи, молодежных и детских общественных объединений и других прав в области государственной молодежной политики в Российской Федерации.
В этих целях обеспечиваются условия для расширения информационного обслуживания молодых граждан посредством создания информационных систем, центров информации для молодежи, программ (проектов) поддержки печатных изданий и иных средств массовой информации, библиотек, музеев, других учреждений культуры и иными способами, предусмотренными федеральными, межрегиональными, региональными, местными целевыми программами в области государственной молодежной политики в Российской Федерации.
Финансовая и иная поддержка федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации печатных изданий и иных средств массовой информации, обеспечивающих информационное обслуживание молодых граждан, осуществляется на конкурсной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации. Порядок осуществления указанной поддержки устанавливается Правительством Российской Федерации.
2. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации организуют научные исследования в области государственной молодежной политики в Российской Федерации. Указанные исследования осуществляются на долговременной основе и являются обязательным условием разработки программ (проектов) и других мероприятий по реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации.
Указанные исследования предусматриваются федеральными, межрегиональными, региональными, местными целевыми программами в области государственной молодежной политики в Российской Федерации.
3. На основании результатов исследований Правительство Российской Федерации ежегодно разрабатывает и представляет палатам Федерального Собрания Российской Федерации государственный доклад о положении молодежи в Российской Федерации и публикует его в официальном печатном издании.
Государственный доклад о положении молодежи в Российской Федерации рассматривается федеральными органами государственной власти в пределах их компетенции для принятия указанными органами соответствующих решений.
4. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации обязаны информировать молодых граждан, молодежные и детские общественные объединения через средства массовой информации о планируемых и об осуществляемых мероприятиях в области государственной молодежной политики в Российской Федерации.
Статья 17. Государственная поддержка социальной инфраструктуры для молодежи
1. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в соответствии с нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления обеспечивают создание и функционирование объектов социальной инфраструктуры для молодежи.
2. Порядок принятия федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления решений о создании, реконструкции, модернизации, об изменении назначения, о ликвидации объектов социальной инфраструктуры для молодежи предусматривает специальные мероприятия по оценке (экспертизе) последствий принятия такого решения для обеспечения жизнедеятельности, образования и воспитания, физического, духовного и нравственного развития молодых граждан.
При принятии соответствующим органом исполнительной власти, органом местного самоуправления градостроительных решений учитываются нормативы сооружения объектов, составляющих среду жизнедеятельности, образования и воспитания, физического, духовного и нравственного развития молодежи. Указанные нормативы устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и с учетом особенностей территорий соответствующих субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, национальных традиций и обычаев, если они не противоречат законодательству Российской Федерации, а также с учетом перспектив социально-экономического и культурного развития территорий соответствующих субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
3. Являющееся государственной или муниципальной собственностью имущество (в том числе земельные участки, здания, строения, сооружения, оборудование), возникновение, приобретение или обособление которого связано с образовательным и воспитательным процессами, обеспечением других функций социальной инфраструктуры для молодежи, может использоваться только в соответствии с указанными целями.
В случае, если в силу сложившихся обстоятельств указанное имущество не может эффективно использоваться в целях обеспечения функций социальной инфраструктуры для молодежи, решение о его использовании в соответствии с иными целями принимается соответствующим органом исполнительной власти, органом местного самоуправления с условием предварительного принятия мер, направленных на компенсацию утери объекта социальной инфраструктуры для молодежи.
4. При формировании федеральных, межрегиональных, региональных, местных программ (планов) в области социально-экономического, культурного и национального развития в них включаются мероприятия по строительству, реконструкции, ремонту зданий, строений, сооружений социальной инфраструктуры для молодежи в соответствии с нормативами, разработанными уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
5. Порядок функционирования социальной инфраструктуры для молодежи, меры ее материальной и финансовой поддержки определяются примерным положением, принимаемым уполномоченным федеральным органом исполнительной власти или соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Статья 18. Целевые программы в области государственной молодежной политики в Российской Федерации
1. Приоритетным направлением реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации является осуществление федеральных, межрегиональных, региональных, местных целевых программ в указанной области.
Разработка, принятие и реализация указанных программ осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и с учетом рекомендаций Всероссийского конгресса молодежи, предложений молодежных и детских общественных объединений, молодых граждан.
2. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут разрабатывать с участием молодежных и детских общественных объединений общие программы и мероприятия по реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации.
Статья 19. Финансирование целевых программ, мероприятий в области государственной молодежной политики в Российской Федерации
1. Финансирование федеральных целевых программ, федеральных и межрегиональных мероприятий по реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации осуществляется за счет средств федерального бюджета, внебюджетных источников, привлекаемых для указанных целей в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Финансирование мероприятий, указанных в пунктах 6 - 9 статьи 6 настоящего Федерального закона, осуществляется за счет средств, предусмотренных федеральными, межрегиональными, региональными, местными целевыми программами в области государственной молодежной политики в Российской Федерации, соответствующими программами (проектами) поддержки предпринимательской деятельности молодых граждан, программами содействия обеспечению занятости населения и другими федеральными, межрегиональными, региональными, местными целевыми программами в данной области, государственными контрактами на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд, договорами на исполнение муниципальных заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для молодежи, а также за счет средств фондов поддержки молодежного предпринимательства, если такие фонды сформированы в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством субъектов Российской Федерации.
3. Финансирование региональных целевых программ в области государственной молодежной политики в Российской Федерации и мероприятий по ее реализации органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, внебюджетных источников в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.
4. Финансирование местных целевых программ поддержки молодежи осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.
Глава IV. Заключительные положения
Статья 20. Вступление в силу настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
2. Пункт 2 статьи 5, абзац 2 пункта 2, пункт 3 статьи 9 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 июля 2000 года.
3. Пункты 6, 7, 8, 9 статьи 6, пункт 2 статьи 7, пункты 3, 4, статьи 10, пункт 1 статьи 16, пункт 2 статьи 19 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2001 года.
Статья 21. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом
Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Президент Российской Федерации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.